рис.5.62,
"Старые карты Великой Русской Империи" (Птолемей и Ортелий в свете но
Сообщений 571 страница 600 из 1001
Поделиться5712014-03-31 08:12:19
Поделиться5722014-03-31 08:15:22
рис.5.63. Хорошо видно, что этот "алтарь" считали достаточно большим сооружением, зданием, с окнами. Современная мекканская Кааба - тоже здание.
.
Наряду с "Алтарем Александра", в Руси-Орде, согласно Птолемею, находился еще один Алтарь, под названием Царский (Алтарь Цезаря). Не исключено, что тут тоже хранились священные обломки железного метеорита. Оба Алтаря расположены не так далеко друг от друга. Более того, как мы уже говорили, во время великого завоевания казацкие армии стали переносить с собой осколки метеорита для ковки Булата. Поэтому "Алтарей" было несколько и они перемещались.
.
Таким образом, наряду с русскими летописями и Плутархом, о ярославском метеорите и месте его хранения помнили также и старинные картографы. Например, знаменитый "античный" Птолемей.
Поделиться5732014-03-31 08:17:51
10. МАССОВЫЙ КУЛЬТ СВЯЩЕННОГО (НЕОБРАБОТАННОГО) КАМНЯ В БИБЛИИ, ИСЛАМЕ И ХРИСТИАНСТВЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНО ВОЗНИК, ВЕРОЯТНО, КАК ПОКЛОНЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОМУ ЯРОСЛАВСКОМУ МЕТЕОРИТУ.
.
Мы уже говорили, что ярославский метеорит, ставший священным предметом, отразился на страницах Библии в виде обломков каменных скрижалей, хранившихся в Ковчеге. Эти камни помогали израильтянам (казакам-ордынцам), в первую очередь, во время их войн с другими народами, рис.5.64. Уже отсюда видно, что библейские "камни Ковчега" косвенно использовались как некое грозное оружие. Как мы теперь понимаем, с их помощью ковали Булат.
Поделиться5742014-03-31 08:19:39
На рис.5.65 и рис.5.66 мы приводим еще одно изображение библейского Ковчега Завета из знаменитой "Географии" Птолемея. Жрецы несут Ковчег на носилках. В нем лежат священные камни.
Поделиться5752014-03-31 08:21:16
На рис.5.67
Поделиться5762014-03-31 08:23:27
и рис.5.68 показаны две гравюры из "Всемирной Хроники" Х.Шеделя с изображением библейского Ковчега Завета и его содержимого. Наверное, это - двенадцать округлых обломков каменных "скрижалей". Похожим образом они представлены и в старинной книге Козьмы Индикоплова, рис.0.8. Там их тоже двенадцать.
.
Далее, в исламе множество людей поклоняется святыне - Черному Камню, хранящемуся в наше время в Каабе. Пятнадцать его округлых обломков, вмурованных сегодня в цемент, окружены невероятным уважением, рис.0.7. Кроме того, как мы говорили во Введении, вероятно, воспоминанием о падении метеорита является известный обычай "бросания камней" паломниками во время хаджа в Мекку, к Каабе.
.
Очень интересно, что аналогичное массовое поклонение священному необработанному Камню существовало и в средневековом христианстве. Мы обнаружили этот факт во время экспедиции по Сирии в 2005 году. Речь пойдет об известном монастыре и храме (цитадели) Святого Симеона в Сирии [1406:a]. Сегодня этот сильно разрушенный огромный памятник иногда именуют Базиликой Симеона-Столпника (Каляат Самаан). Находится на холме к северо-западу от города Алеппо. Считается, что здесь 37 или 39 лет на столбе простоял святой Симеон. Стандартная легенда такова. Он был, как говорят, первым столпником в истории христианства. Родился якобы в 389 году, умер в 459 году. В 33 года стал отшельником и приковал себя к двухметровому камню. Но позже был вынужден взобраться на него, дабы избавиться от многочисленных прикосновений паломников, желающих получить благословение, потрогав тело святого. Позднее столп был постепенно наращен до высоты 16 или 19 метров. Сегодня от столпа остался обломок высотой в человеческий рост. Он стоит на большом каменном постаменте. Огромный храм, комплекс зданий и монастырь Св.Симеона Столпника были возведены здесь якобы в 476-490 годах императором Зеноном в память о святом. Вот некоторые подробности.
.
Монастырь Св. Симеона Столпника находится в сорока километрах от Алеппо, на дороге в Антиохию, на холме Каляат-Семан (Самаан). Инициатива строительства монастыря принадлежала последователю Симеона - святому Даниилу Столпнику, обратившемуся к царь-градскому императору Льву I (457-474) с просьбой увековечить память своего учителя. Однако строительство началось лишь при Зеноне и завершилось якобы в 490 году. Первоначально на вершине холма был выстроен мартирий, бытовые постройки и странноприимный дом. Считается, что мартирий Симеона Столпника стал самым грандиозным культовым сооружением той эпохи, и лишь Софийский Собор, завершенный якобы в 537 году, превзошел его по величине. Говорят, что мартирий Симеона был выстроен вокруг места свершения подвига святого (его столпа), и не является собственно надгробным сооружением, что было редчайшим исключением в культовой практике того времени. В плане мартирий представляет собой восьмиугольное здание диаметром около тридцати метров, в центре которого находился столп подвижника высотой в сорок локтей, то есть около 16-19 метров. Храм был перекрыт куполом. Сегодня он не сохранился. К восточному, северному, западному и южному фасадам примыкают отдельные трехнефные базилики, придающие всему комплексу крестообразную форму.
.
У восточного фасада южной базилики, которая образовывала вместе с монастырскими постройками внутренний двор, возвышался еще один столп, принадлежность которого, как считается, неясна.
.
От своего основания монастырь Святого Симеона Столпника стал местом массового паломничества христиан. Вблизи монастыря появились целые поселения паломников. В середине якобы VII века Сирию захватывают арабы-мусульмане, однако они оставили монастырь христианам. Затем, якобы в X веке Алеппо вновь попадает под власть Царь-Града (Византии). Со всех концов христианского мира сюда стекаются паломники. Монастырь, как стратегически важный пункт, был окружен прочной оборонительной стеной, а позднее к стенам были дополнительно пристроены тринадцать башен. С тех пор монастырь Симеона Столпника превратился в мощную крепость, которую арабы называли Калат-Семан ("Крепость Симеона"). Якобы в 985 году обитель захватил эмир Алеппо и разорил ее. С этого момента Калат-Семан продолжил существование исключительно в качестве военной крепости. В XX веке сирийское правительство при поддержке некоторых международных организаций провело работы по частичной реставрации.
.
Такова официальная версия.
Поделиться5772014-03-31 08:25:09
По проводу обычая столпничества, якобы распространенного в средневековом христианстве, мы уже высказывались в книге "Реконструкция", гл.8. Согласно нашим результатам, никакого бессмысленного многолетнего пребывания святого на вершине каменного столпа не было. Тем более, длившегося, дескать, десятилетиями. А были минареты (колокольни), то есть высокие и тонкие башни-столпы, на вершину которых регулярно поднимались (и поднимаются) священники и произносят молитву, рис.5.69,
Поделиться5782014-03-31 08:26:20
рис.5.70,
Поделиться5792014-03-31 08:27:51
рис.5.71. Сегодня этот обычай сохранился лишь в исламе. Но раньше он был составной частью единого христианства эпохи XIII-XVI веков. Позднейшие комментаторы, забыв суть дела, решили, будто святые люди многие годы, иногда даже десятилетия, проводили на вершинах обыкновенных каменных столбов. Получилась довольно странная картина. Более того, по прошествии времени, некоторые экзальтированные люди даже начали подражать этому чисто литературному обычаю, выдуманному (в общем не так давно) историками из головы, в результате искажения реальности. Почитатели этого придуманного обычая взбирались на столбы и пытались проводить там долгие годы.
Поделиться5802014-03-31 08:29:43
На рис.5.72, рис.5.73
Поделиться5812014-03-31 08:31:12
и рис.5.74 приведены старинные изображения столпников. Трудно сомневаться, что перед нами, попросту говоря, высокие минареты, на вершине которых инок или священник произносит ежедневные молитвы. Но, конечно, не живет там почти постоянно, а поднимается лишь на короткое время, когда это предписано обычаем.
Поделиться5822014-03-31 08:32:30
Но вернемся к сирийскому храму Святого Симеона Столпника. Входим в него через полуразрушенную арку, рис.5.75,
Поделиться5832014-03-31 08:34:20
рис.5.76. Повсюду - на колоннах, на обломках - отчетливо видна христианская символика. В частности, - различные виды крестов, рис.5.77,
Поделиться5842014-03-31 08:35:39
рис.5.78,
Поделиться5852014-03-31 08:36:56
рис.5.79,
Поделиться5862014-03-31 08:38:22
рис.5.80.
Кстати, среди христианских символов мы видим здесь известные катарские кресты - см. только что приведенные нами фотографии. Напомним, что катарский символ - это широкий крест, вписанный в круг. В реформаторской Западной Европе такие кресты были объявлены потом "еретическими", как и сами катары. О том, кто такие были катары на самом деле, мы рассказываем в книге "Библейская Русь", гл.9. Ничего еретического в их учении не было. Присутствие многочисленных катарских крестов в Базилике Симеона Столпника ясно показывает, что сирийские христиане были близки к европейским катарам. Это была, вероятно, единая религиозная ветвь христианства XIII-XVI веков. Распространенная не только в Европе, но и в Азии, на Ближнем Востоке.
Поделиться5872014-03-31 08:39:46
Сегодня храм и монастырь Симеона Столпника сильно разрушены, рис.5.81,
Поделиться5882014-03-31 08:41:03
рис.5.82. Видно, что сирийские власти пытались что-то восстановить, но результаты плачевны.
Поделиться5892014-03-31 08:42:27
Все гробницы - пустые, рис.5.83,
Поделиться5902014-03-31 08:43:35
рис.5.84,
Поделиться5912014-03-31 08:44:41
рис.5.85,
Поделиться5922014-03-31 08:46:02
рис.5.86. Никаких икон нет. Фресок и мозаик мы тоже не заметили.
Поделиться5932014-03-31 08:47:44
Лишь кое-где попадаются их скудные остатки, рис.5.87
Поделиться5942014-03-31 08:49:14
и рис.5.88. Кстати, мозаику, приведенную на этих фотографиях, мы обнаружили, лишь сделав небольшой раскоп и потратив на него довольно много времени.
Поделиться5952014-03-31 08:50:34
На рис.5.89
Поделиться5962014-03-31 08:52:20
и рис.5.90 показаны две современные теоретические реконструкции Базилики Симеона Столпника и окружавших его зданий. Сегодня вся эта большая территория покрыта лишь развалинами.
.
В са'мом центре храма Симеона высится большой постамент, на котором стоит внушительная каменная глыба. Ввиду важности этой христианской святыни мы сфотографировали ее со всех сторон, рис.5.91,
Поделиться5972014-03-31 08:55:12
рис.5.92, рис.5.93,
Поделиться5982014-03-31 08:57:28
рис.5.94, рис.5.95,
Поделиться5992014-03-31 09:08:11
рис.5.96,
Поделиться6002014-03-31 09:12:17
рис.5.97.
Сегодня нам говорят, что этот Камень - остаток того самого знаменитого столпа, на котором якобы много лет провел Симеон Столпник. Точнее даже так. Сначала, якобы, здесь был камень примерно в человеческий рост, как сегодня. Потом святой Симеон стал "надстраивать" его, дабы сделать столп повыше. Дело, якобы, было в том, что он хотел избежать назойливых прикосновений тысяч верующих, жаждавших исцеления и благодати. Столп, дескать, рос и рос, пока, наконец, не достиг высоты 16 или даже 19 метров. На его вершине, на небольшом "пятачке" святой провел якобы 37 или даже 39 лет. Обо всем этом историки уверенно пишут в путеводителях и научных книгах о Базилике Симеона Столпника. Когда мы побывали здесь в 2005 году, местный гид вдохновенно уточнил эту "научную картину". Он сообщил нам, что после смерти святого, паломники стали разбирать столп на кусочки, чтобы унести с собой на память. В результате столп снова уменьшился до высоты человеческого роста. Каким мы его и видим сегодня. Вот такая история.
.
По нашему мнению, - сказочная. Особенно впечатляет разборка столпа паломниками. Надо полагать, они карабкались на его верх, чтобы отколоть оттуда небольшие обломки. Спускались. Затем туда взбирались новые поклонники. И так длилось до тех пор, пока столп не разобрали почти полностью. Причем - до его первоначального вида.
.
Скорее всего, ничего этого не было. В самого начала здесь стоял (и стоит до сих пор) тот самый большой необработанный камень, который мы видим сегодня. Может быть, его отлили из бетона, а может быть, перед нами - естественный монолит. В данный момент это не имеет особого значения. Глыбу поставили на внушительный постамент в са'мом центре храма Симеона Столпника. Совершенно ясно, что именно этот Камень и был здесь главным предметом поклонения, основной святыней. Вокруг Камня-памятника и выстроили Базилику, а также прилегающие сооружения. Никаких "наращиваний" первоначального камня до 16-метрового столпа и обратной его разборки, - причем до прежнего размера, - не было.
.
Сирийский Камень, очевидно, символизировал что-то. Вопрос - что? По-видимому, подлинный, первоначальный смысл святыни со временем был утрачен. Историки XVIII-XIX веков подумали и решили связать ее с именем Симеона Столпника. То есть с именем святого, поднимавшегося много лет на вершину какого-то минарета (или колокольни) и произносившего оттуда молитвы перед толпами верующих. Причем этот святой мог проповедовать в другом месте, а вовсе не там, где сейчас громоздятся развалины Симеоновой Базилики.
.
Теперь мы начинаем понимать, что основой МАССОВОГО КУЛЬТА НЕОБРАБОТАННОГО КАМНЯ, распространившегося во все стороны, по разным провинциям Великой = "Монгольской" Империи из Руси-Орды, было поклонение ярославскому = новгородскому метеориту. Он упал в 1421 году. Потом люди забыли о первопричине и стали поклоняться обломкам метеорита, или "их заместителям", уже по инерции.
.
Очень интересно, что в Библии прямым текстом сказано о создании этих каменных "заместителей". Оказывается, МОИСЕЙ СОБСТВЕННОРУЧНО ИЗГОТОВИЛ КОПИИ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ, РАЗБИТЫХ ИМ СКРИЖАЛЕЙ. Ветхозаветная книга Исход сообщает:
.
"И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, [и взойди ко Мне на гору,] и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и предстань предо Мною там на вершине горы; но никто не должен восходить с тобою, и никто не должен показываться на всей горе; даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы сей. И ВЫТЕСАЛ МОИСЕЙ ДВЕ СКРИЖАЛИ КАМЕННЫЕ, ПОДОБНЫЕ ПРЕЖНИМ, и, встав рано поутру, взошел на гору Синай, как повелел ему Господь; и взял в руки свои две скрижали каменные. И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы" (Исход 34:1-5).
.
Тем самым, взамен ценных обломков железного метеорита (спрятанных на кузничных складах и использовавшихся в секретном производстве Булата) ордынцы грамотно предложили для народного поклонения каменные копии. Вытесали похожие по размеру и форме несколько камней и стали размещать их в храмах для паломников. А также водружать на постаменты.
.
Повторим, что простой необработанный камень-валун вряд ли мог породить столь разветвленное массовое поклонение. Ведь камней, обычных глыб и скал на земле очень много. Нет никаких особых причин ни с того ни с сего начать обожествлять их (иное дело - поклоняться, например, Солнцу, дающему жизнь). Конечно, отдельные, локальные причины поклоняться тому или иному камню могли возникать по самым разным причинам. Например, группа людей, постоянно живших в степи, неожиданно увидев огромный валун, одиноко лежащий на равнине, могла впечатлиться и начать обожествлять его. Далее, в эпоху Великой = "Монгольской" Империи сооружались каменные "имперские памятники" в виде вертикально поставленных столбов, блоков, стел и т.п. Например, известный Стоунхенж в Англии, камни-менгиры во Франции и т.п. Они играли, вероятно, в основном, символическую или технологическую роль.
.
Но во всех подобных случаях поклонение камням-монументам, "изобразительным памятникам", скорее всего, не выходило за пределы одной семьи или племени, отдельного рода, небольшой группы местных жителей. А ведь в случае с Черным Камнем Каабы, с симеоновским Камнем в Сирии, с ярославскими "Синими Камнями" (см. ниже), с камнем апостола Петра в Ватикане (см. ниже), мы имеем дело совсем с другим явлением. Множество людей из самых разных мест (в том числе и весьма отдаленных) на протяжении многих десятков лет почитают Камень, специально приезжают к нему, преодолевая большие расстояния. Происходит некое "массовое, коллективное действо". Следовательно, в данном случае культ Камня возник не от простого валуна, лежавшего, например, в степи, а от какого-то особо замечательного, уникального Камня, удивившего по каким-то причинам очень многих. Согласно нашим результатам, люди стали поклоняться обломкам ярославского метеорита. Здесь причины понятны.
.
Подчеркнем еще раз, что тут мы обсуждаем культ естественного, то есть природного, необработанного Камня. Другое дело - поклонение каменным изображениям или надгробным памятникам, высеченным из естественных камней или отлитым из бетона. В этих случаях почитали именно изображение, символ того или иного божества, святого, или уважаемого предка. А вот массовое поклонение необработанному Камню - именно как природной глыбе - должно было опираться на какие-то весьма специфические обстоятельства, никак не связанные с символикой "изобразительных" каменных статуй или барельефов.
.
А теперь обратимся к истории христианской церкви. Согласно Евангелиям, "Андрей, брат Симона Петра... привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионии; ты наречешься КИФА, ЧТО ЗНАЧИТ КАМЕНЬ (ПЕТР)" (Иоанн 1:40,42). Таким образом, старинные тексты связывали вместе три имени: Петр, Камень, Кифа.
.
Морозов писал: <<Не метеоритным ли падением объясняется и причина пилигримства в Рим на поклонение святому апостолу Симону Петру? В самом деле, что значит "святой апостол Симон-Петр"? В буквальном переводе с греческого это значит:
.
СВЯТОЙ ПОСЛАННИК-ЗНАМЕНИЕ-КАМЕНЬ (апостол = посланник, симон = знамение, петр = камень - Авт.)...
.
В Евангелии говорится от имени Христа: "На этом камне построю церковь мою, и врата ада не одолеют ее". (Вот полная цитата: "Я говорю тебе: ты - Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Матфей 16:18) - Авт.).
.
А в некоторых других первоисточниках сказано, что в храме св.Петра (т.е. святого Камня) был в старину большой камень, похожий на порфирит, перед которым паломники совершали коленопреклонение>> [544], т.6, с.481-482.
.
Эта мысль Морозова прекрасно ложится в цепь наших результатов. Напомним, что итальянский Рим, возник, скорее всего, лишь в начале XIV века, как один из центров наместничества Великой = "Монгольской" Империи на территории современной Италии. Здесь, как и в других ордынских центрах, через некоторое время люди стали поклоняться Камню (то есть обломкам ярославского метеорита). Потом, по прошествии нескольких десятилетий или сотни лет, об истории ордынского метеорита 1421 года забыли. В построенном существенно поздне'е соборе св.Петра в итальянском Риме "монгольские" священники установили некий камень (якобы порфирит) в память о "том, прежнем, первоначальном Камне". Ему и стали поклоняться, хотя суть дела была уже утрачена (или почти утрачена).
.
Стоит теперь обратить внимание, что во всех описанных выше христианских сюжетах, связанных с массовым культом необработанного Камня, громко звучит одно и то же имя СИМОН или СИМЕОН.
.
В самом деле, - апостол СИМОН Петр и поклонение священному Камню в соборе Св.Петра. Напомним, что словосочетание "апостол симон петр" переводится, попросту, как "посланник знамение камень".
.
Затем - СИМЕОН Столпник и поклонение священному Камню, установленному в центре Базилики Симеона в Сирии.
.
Наконец, в момент падения ярославского метеорита упоминается некий архиепископ СИМЕОН, отслуживший молебны в русских церквах во спасение людей.
.
Как мы уже отметили, в переводе, слово СИМЕОН или СИМОН означает просто ЗНАМЕНИЕ. Кстати, можно даже не говорить здесь о переводе, поскольку костяки согласных и без того достаточно близки: симеон = СМН (ЗМН) <---> ЗНМН - знамение. То есть священный Камень называли славянским словом ЗНАМЕНИЕ. Для эффектного метеорита такое наименование более чем естественно.
.
Таким образом, русское слово ЗНАМЕНИЕ (превратившее потом в указанных текстах в имена Симеон и Симон) присутствует во всех обнаруженных нами летописных повествованиях о культе Камня.