Фантазия
МАСТЕР И МАГАРИТА (Иллюстрации А.Т.Фоменко)
http://www.chronologia.org/art/2010_master.html
НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ ЕГИПТА (Астрономическое датирование памят. .. )
Сообщений 451 страница 480 из 1001
Поделиться4512014-03-19 20:45:07
Поделиться4522014-03-20 23:01:42
.
А.Н-ский
незарегистрированный посетитель
14-10-04, 05:04 PM (Москва)
.
"Хронопу - о гороскопе Прокла"
.
На ПЦ-"Консилиуме" завел тему "Проклов гороскоп"
http://civ.icelord.net/read.php?f=3& … mp;t=52597
Речь об известном гороскопе Прокла, который считается подтверждающим трад.хронологию.
.
Попробовали посмотреть - а не совсем так! Есть и другая датировка!
.
По ходу поиска материалов для этой темы в интернете наткнулся на Ваш спор, касающийся этого гороскопа
http://www.astrologic.ru/wtboard/4850.shtml
.
Тогда Вы слишком доверились оппоненту, утверждавшему о полном подтверждении трад.хронологии этим гороскопом, и не стали требовать с него фактической проверки. А зря, получается.
.
Кроме собственно гороскопа, в первоисточнике рассказывается, в частности, о местностях, где жил философ Прокл (в ТИ-время 412-485 гг.). В том числе - Византий. Но в это время уже давно есть Константинополь! А ЭТОТ Прокл, похоже, о нем и не подозревает.
В то же самое ТИ-время существкет и другой Прокл - патриарх Константинополя (патриаршество в 434-447 гг.). Он, похоже, ничего не знает о Византии (проверено не до конца).
.
В общем, прошу заглянуть в приведенную выше ссылку.
.
P.S. На "Консилиуме" я до конца прошлого года имел ник "Александр Владимирович". Сейчас - короче.
.
А. Верёвкин
.
1. "У Куталёва мне нагло закрыли доступ"
.
чтобы потом осуждать меня в моё отсутствие, так что никакого обсуждения не было - не дошли руки.
Как написано у этого негодяя:
.
Солнце — 8 Водолея,
ASC, Луна, Юпитер — 1 Водолея,
Сатурн — 5 Козерога,
Меркурий — 12 Козерога,
Венера — 12 Рыб,
Марс — 22 Рыб,
МС — 22 Скорпиона.
.
Прежде чем датировать этот гороскоп, надо понимать, что в подобном формате гороскопы не писались даже в 16 веке, не только в античности.
Поэтому в своём ответе http://www.astrologic.ru/wtboard/4862.shtml я написал:
.
"в научном издании — откуда они? Где их взял Нойгебауэр? Не мне математику, объяснять Вам, историку, азы источниковедения. Это первое.
.
Второе, почему в 17 веке не могли изготовить расчёт с указанной Вами точностью? Вы про Кеплера слышали, а про Ньютона? Их теории были вполне достаточны для этого мероприятия. Но, конечно, скорее всего он не из 17-го, а из 18-го, или из 20-го. Это моё мнение.
.
Кстати и писания св. Отцев пришли к нам из 17-18 веков — про болландистов наслышаны?
.
Вы так и не ответили про гороскоп Гаркеуса для Христиана, — это реальный 16 век, не вымышленный."
.
А теперь у Вас читаю:
.
"Тогда Вы слишком доверились оппоненту, утверждавшему о полном подтверждении трад.хронологии этим гороскопом, и не стали требовать с него фактической проверки. А зря, получается."
.
Где я доверился? Я и считать не собираюсь эту высосанную из пальца ерунду. До того момента, пока кто-либо не укажет аутентиченый источник.
.
И вот теперь, ссылаясь на издание Диогена Лаэртского, Вы пишете:
.
"Текст, стр.453 : ... Чтобы любители прекрасного могли из самого расположения светил при его рождении заключить, что жребий ему выпал не из последних и не из средних, а из самых первых, я укажу, как распологались они в его гороскопе. Солнце – в Овне, 16° 26’; Луна – в Близнецах, 17° 29’; Сатурн – в Тельце, 24° 23’; Юпитер – в Тельце, 24° 41’; Марс – в Стрельце, 29° 50’; Венера – в Рыбах, 23°; Меркурий – в Водолее, 4° 42’; гороскоп – в Тельце, 8° 19’; середина неба – в Козероге, 4° 42’; восхождение – в Скорпионе, 24° 33’; предыдущее новолуние – в Водолее, 8° 51’. ..."
.
Но в таком формате, с угловыми минутами, гороскопы стали расчитывать только в 19 веке! Посмотрите на гороскопы 17, 18 века - нигде точнее градуса не найдёте. Оттого, что для астрологической теории такой точности просто не требовалось. Это явный современный подлог.
.
А.Н-ский
.
2. "RE: У Куталёва мне нагло закрыли доступ"
.
Я делаю максимум уступок ТИ-версии гороскопа - априорно считаю, что была некая система записи, аналогичная нашей с угловыми минутами (поскольку подробностей о наличии или отсутствии таковой системы не знаю).
Но результат-то, вне зависимости от наличия или отсутствия такой системы все равно получился вот какой : существуют две даты, сравнительно сильно подходящие для этого гороскопа (с приблизительно одинаковым уровнем несоответствия ему). Одна - ТИ-шная 412 г. рождение, 484 г. смерть и солнечное затмение. лунное затмение через 2 с лишним года; другая - 1087 г. рождение, 1162 смерть и солнечное затмение, лунное затмение через 1.5 года.
.
А насчет Византия-Константинополя : не попадались ли какие-нибудь первоисточники, где одновременно употреблялись бы оба этих имени, через сотню лет после основания крупного города Константинополя на месте маленького Византия? Или исследования о таком одновременном назывании. Понятно, что сразу после основания Константинополя какое-то время старое название могло употребляться, скорее всего в быту. Но попасть в описание достаточно крупного деятеля, каковым был философ Прокл? При употреблении в то же ТИ-время имени Константинополя для патриарха Прокла? Что-то здесь неестественно - по-хорошему, они фактически должны жить в разное время - философ до основания, а патриарх - после основания Константинополя.
Но здесь, конечно, надо провести большую работу на предмет устранения этого сомнения.
.
А. Верёвкин
.
3. "а Вы подумайте прежде"
.
почему для асцендента в астрологии нет специального символа? Для всех планет есть, даже для трансурановых, а тут прозаическое ASC? Это явные следы позднего происхождения такого параметра у астрологов. И потому ни у какого Прокла, буде он даже из 17 века, его быть не должно.
.
А.Н-ский
.
4. "RE: а Вы подумайте прежде"
.
Не силен в этих терминах, типа "асцендент". ASC - это что такое?
Он есть в первом из гороскопов, который Вы тогда обсуждали, а в Прокловом - нет.
.
Я не весь Ваш первый ответ как следует прочел. Сейчас обратил внимание, что Вы там пишете, что и не собирались проверять, действительно ли одно решение дает этот гороскоп. Достаточно сомнительно выглядит имевшаяся на тот информация о способе записи гороскопа.
.
С этим я согласен. Но даже, априорно предполагая выгодную для ТИ ситуацию, что когда-то было все записано "как было принято тогда", после чего поздние переписчики поставили более-менее современные нам обозначения, и проверив этот гороскоп (проверку делал Bom), не получается единственного решения.
.
Так что тут пока у ТИ двойная слабина.
.
А. Верёвкин
.
5. "про асцендент"
.
он, как заметили фигурирует в "античном" гороскопе Нойгебауэра.
Солнце — 8 Водолея,
ASC, Луна, Юпитер — 1 Водолея,
Сатурн — 5 Козерога,
Меркурий — 12 Козерога,
Венера — 12 Рыб,
Марс — 22 Рыб,
МС — 22 Скорпиона.
.
Про асцендент можно прочесть в астрологической энциклопедии:
.
"I. Восходящий градус, восточная точка гороскопа, точка восхода, восточный угол, гороскоп. Точка пересечения плоскости эклиптики с восточной половиной истинного горизонта (в момент времени и в географической точке, для которых составляется астрологическая карта). В более широком смысле - градус Зодиака, содержащий эту точку. Условное обозначение - ASC или AS. В большинстве систем домов гороскопа А. является куспидом первого дома гороскопа. Вместе с противоположной точкой Десцендента образует горизонтальную ось гороскопа. А. является важнейшим фактором карты (наравне со светилами и Серединой Неба). Точность, с которой можно определить положение А., сильно зависит от точности определения момента времени, на который составляется гороскоп (отклонение времени в 4 минуты от истинного приводит к ошибке порядка 1°). Зодиакальный знак, в котором находится А., называется восходящим знаком.
Положение А. в знаках Зодиака определяет стиль непосредственного восприятия мира и самовыражения, характер первого впечатления, которое натив производит на мир, а мир - на него. А. определяет проявления натива во внешнем мире, воздействует на внешний вид, характер и всю судьбу рождённого. А. определяет также главную духовную задачу человека.
.
С.Арройо выделяет следующие ключевые значения А.:
.
а) А. представляет образ индивидуальности, который видят другие. Этот образ показывает что-то, что другие люди часто замечают как первое впечатление. Этот образ может показывать личные качества, которые заметно расходятся со внутренними ориентациями человека;
б) А. представляет способ, при помощи которого натив сливается с жизнью во внешнем мире, когда энергия натива течёт непринуждённо;
в) А. символизирует важный аспект личной судьбы в том смысле, что натив просто должен жить и выражать себя в этом отношении, чтобы чувствовать себя свободным и целостным;
г) А. (особенно в соответствии со стихией его зодиакального знака) показывает качество потока энергии, непосредственно оживляющего физическое тело, и, следовательно, - есть ли заметная проводимость (Воздух или Огонь) или сильное сопротивление (Вода или Земля) спонтанному потоку витальной энергии. Эта корреляция объясняет, почему транзиты к А. сильно затрагивают витальность, внешний вид и состояние здоровья натива;
д) связь между А. и физическим телом также очевидна и в другом отношении: тот факт, что тело составляет наиболее непосредственное физическое окружение; это наиболее ощутимо сразу после рождения, но позднее тело как физический "носитель" всегда остаётся непосредственной частью окружения натива. Тело (и, следовательно, А.) вводит окружение в жизнь для нас, поэтому А. окрашивает то, как мы видим наше полное окружение, и нашу позицию по отношению к внешнему миру в более позднем возрасте;
е) А. представляет важное измерение Эго. Когда человек чувствует угрозу, он склонен либо уходить от формы выражения, представленной А., к более надёжному центру индивидуальности, символизируемому Солнцем, либо далее акцентировать качества А., чтобы отстоять свою индивидуальность и обеспечить своё выживание. Поскольку А. в натуральном гороскопе соответствует знаку Овна, А. всегда указывает на способ выражения своей индивидуальности и, следовательно, - до известной степени - своего Эго;
ж) "трансцендентное" измерение А., можно увидеть в том отношении, что А. показывает, как мы чисто и спонтанно сливаемся с жизнью; это образ жизни и существования, который вне "понимания". Если знак Солнца указывает, как мы "понимаем" и усваиваем опыт, то А. скорее показывает высшую точку спонтанной сознательной настройки и действия.
В большинстве систем домов гороскопа А. отмечает точку разделения XII дома (вещи вне сознательного контроля) и I дома (силы, которые мы можем сознательно использовать). Следовательно, любая планета на А. указывает, что человек начинает с большой непосредственностью осознавать её функцию. Такая планета имеет значение фильтра глубинных импульсов личности. Во многих астрологических школах планета считается расположенной на А., если её расстояние от А. не превышает орбиса соединения этой планеты; в АША - если она находится менее чем в 10° от А. в первом доме или менее чем в 5° от А. в двенадцатом доме; в некоторых других школах - если она находится в любой точке первого дома (см. Восходящая планета). Если планета расположена на А. с большой точностью орбиса, она называется Гением рождения и является в гороскопе доминирующей.
Диспозитор А. по знаку называется управителем гороскопа. Положение этой планеты в карте указывает, от чего зависит поведение рождённого, каким образом человек проявляет свою физическую природу.
.
Важно подчеркнуть, что никакое рассмотрение А. в гороскопе не является полным без одновременного включения всего комплекса факторов, близко связанных с А. Качества восходящего знака и его планеты-управителя (включая её знак и дом), сильные дуговые аспекты к А., а также качества любой планеты в I доме, - все эти факторы вместе составляют основную точку опоры, на которой базируется вся структура индивидуальности.
.
Литература:
1. Арройо С. Астрология, карма и трансформация.
2. Астрологический толковый словарь.
3. Саплин А. Астрологический энциклопедический словарь.
4. Подводный А. Введение в астрологию. Лекции.
5. Маркина Н. Ключи к интерпретации гороскопа."
http://encyclopedia.astrologer.ru/cgi-b … ndent.html
.
А теперь посмотрим на гороскоп конца 16 века, опубликованный в книге Гаркеуса "Astrologiae methodus", Basil, 1576.
Где тут асцендент?
.
А.Н-ский
.
6. "RE: про асцендент"
.
Так просто Вы от ТИ-шников не отобьетесь - потребуют, чтобы проверили все-все-все книги (не только рисунки, но и тексты) за уйму веков. И уж если тогда асцендента не будет... чего-нибудь еще скажут, и проверку придется делать по новой .
Лишний раз напомню, что асцендента в гороскопе Прокла нет. Правда, там много чего другого, чего, по идее, не должно быть в то время, которому приписывается по ТИ составление гороскопа.
.
А. Верёвкин
.
7. "я не буду глупостями заниматься"
.
Как я понял Нойгебауэр в своей книге не только собрал "античные" гороскопы, но и подправил их, используя астрономические параметры 1950-х годов.
Диогена Лаэртского я не читал и поэтому не готов к его обсуждению в настоящее время. Но указание угловых минут (которые научились считать только в 17 веке) выдаёт гороскоп, как изделие позднего времени.
.
Повторю тот аргумент, который так и не мог понять туповатый куталёв и блудливый городецкий.
.
Если астролог (астроном) указывает угловые минуты, то это означает, что он считает, что умеет их измерять или вычислять. Но с такой точностью без стационарных астрономических инструментов (как у Тихо Браге) невозможно вычислить даже точку весны и тем самым пересчитать в эклиптические координаты наблюдаемое положение планет. Даже у Птолемея нет минутной точности (не фактической, а заявляемой) - она 10-ти минутная.
.
А.Н-ский
.
8. "RE: я не буду глупостями заниматься"
.
Угу. Если когда-нибудь возьметесь за этот гороскоп Прокла поплотнее, учтите, что он опубликован, как добавка, в российском издании Диогена Лаэртского (если помните, нечто подобное было с какой-то книгой, про которую вы в свое время Володе Тюрину говорили - т.е. на обложке и в выходных данных - только название основного текста, но внутри есть и дополнительные тексты). А автор (по ТИ) такого дополнительного текста "Прокл, или о счастье" - Марин, ученик этого самого философа Прокла. Ссылку на аналогичный текст Марина, опубликованный в интернете, я в "Консилиум"-ном сообщении давал.
.
А. Верёвкин
.
9. "принял во внимание"
.
Не хватает времени обработать даже то, что есть. И даже прочитать всё собранное...
Поделиться4532014-03-28 07:48:39
.
А. Верёвкин
.
"Искусство американских индейцов"
Вот тут ещё много такого:
.
http://bclee.net/rockart/myrockart.html
.
Какие мысли будут?
Поделиться4542014-03-28 08:16:10
А. Верёвкин
.
"Жись за царя-косаря"
.
Анекдот из интернета:
Сусанин говорит полякам:
.
- Пошли со мной! Водки не обещаю, но погуляем!
.
Мистический подвиг Ивана Сусанина
http://www.utro.ru/articles/2004/11/09/371631.shtml
.
Александр ТРИФОНОВ, 09 ноября, 03:42
.
Новые времена требуют новых праздников и новых героев. А так как в России времена всегда новые, все время что-нибудь на что-нибудь меняем, то и проект переноса Дня согласия и примирения с 7 на 4 ноября почти никого не удивил. Был праздник революционный – станет национально-освободительный. Ведь, по разным историческим источникам, 4 ноября 1612 г. русское ополчение освободило московский Китай-город от польско-литовских интервентов.
.
Как понять, что на что мы будем менять на этот раз? История такая наука, что сильно зависит от политической конъюнктуры. Вот память народа о польской интервенции начала XVII века – другое дело. В России, правда, не очень-то и знают подробности той войны. Поэтому корреспондент "Yтра" отправился 7 ноября на место самого знаменитого эпизода борьбы с "ненавистными" нам теперь поляками, где, по идее, суть будущего празднования должна быть видна невооруженным глазом.
.
Путь лежал прямиком в Сусанинско-Исуповское болото Костромской области. Некогда богатая губернская столица Кострома встретила на редкость хорошей погодой. В центре города махали советскими флагами несколько сотен коммунистов, отважившись выйти на ноябрьскую демонстрацию в столь ранний час. Остальной город, как и вся Россия от края до края, просыпался медленно, с трудом соображая, чего это мы начали отмечать вчера.
.
"Иван Сусанин – главный бренд Костромской области". Эту гордую фразу придумали не мы – регион всерьез решил зарабатывать на самом известном земляке. Так сказано в документах по развитию туризма в Костромской области. Первая ласточка – "Сусанинская тропа" в том самом болоте.
Полчаса тряски по разбитому асфальту – и не по-осеннему ослепительное солнце гладит склоны холма, на котором примостился небольшой поселок Сусанино. Поселок оставляет двойственное впечатление в праздничное Yтро. Туристов здесь никто не ждет (а как же бренд-то, уважаемые власти Костромы?), несмотря на то, что здесь музей сусанинского подвига. Нас встретил висячий замок на дверях музея и непролазная уличная грязь все на тех же склонах...
.
"А вот оттуда фотографируйте, – спешит помочь пожилой сусанинец, – у нас все с той горки фотографируют". Еще все пытаются сфотографировать от главной церкви поселка место, что запечатлено на картине Саврасова "Грачи прилетели". Не получается – сейчас там торчит уродливая водонапорная башня. Об идее переноса праздника сусанинцы слышали из телевизора, отношение к переносу равнодушное. "Все равно жить лучше не будем", – вздыхают.
.
В 13 километрах от Сусанина стоит село Домнино, родовая вотчина Романовых. Исходный пункт трехсотлетней династии. Собственно, Иван Сусанин был старостой Домнина, и если жизнь за царя и отдавал, то сознательно. Сельская церковь стремительно, другого слова и не применить, восстанавливается. Даже в праздник рабочие кладут каменную плитку, отделывают стены. Просто физически ощущаешь, насколько в фаворе сегодня монархическая тематика. К чему бы это?
.
В сусанинских местах есть что-то определенно мистическое. Даже сам подвиг. Ведь материальных доказательств ему так до сих пор и нет. В советские времена пытались спустить знаменитое болото в целых мелиорации, но даже тогда не нашли ничего от утопших поляков.
.
Довольно сомнительными выглядит и то, что ни в одном историческом источнике нет упоминания о подвиге Сусанина. Только один документ – "Жалованная грамота" крестьянину села Домнино Богдашке Собинину от царя Михаила Романова в 1619 г. упоминает об Иване Сусанине, отце Антониды Сусаниной, жены этого Богдашки. В грамоте подтверждаются права супружеской пары на половину деревни Коробово, что была неподалеку. Основанием для выделения земли является поступок отца Антониды, сельского старосты Ивана Сусанина. В годы "литовского разорения" к нему приезжали интервенты и пытали его с целью узнать расположение царя Михаила, но Иван не выдал своего сюзерена. За это его замучили до смерти. Царь, кстати, в тот момент находился в хорошо укрепленном Ипатьевском монастыре в Костроме.
.
Вот вам и загадка Ивана Сусанина. По документам никакого болота не было, но чрезвычайно живучая легенда на чем-то должна была базироваться. Только ли Сусанин в округе знал, что царь скрывается в Костроме? В чем же именно подвиг Ивана?
.
Есть много разных версий насчет того, где погиб Сусанин. У Домнинской церкви стоит памятный крест. По одной из легенд, Иван лежит здесь, по другой – из болота он так и не вышел. Туристам показывают место его гибели и там. Вот такой маршрут – от "могилы" у церкви до "могилы" в болоте. Понимай как знаешь.
.
Небольшая толика совпадений выпала и на нашу долю. Стоило нам доехать до первого объекта "Тропы", часовни на месте дома Сусанина в урочище Деревеньки, как из ниоткуда вышла местная жительница-провожатая в резиновых сапогах и, одновременно, экскурсовод, а с ней – несколько туристов. "Кроме часовни тут ничего нет, – сказала Наталья, – если хотите, я могу отвести вас на болото, к Булыге. Мы как раз туда собираемся". Живы традиции!
.
Булыгой оказался огромный камень, лежащий на северном берегу болота. Вниз идет утоптанная тропинка, затем начинается дощатый настил. Упругие длинные перекладины вибрируют под ногами, а ботинки предательски скользят. Метров через триста я чуть не упал, потому что на меня из-за поворота двигался сам... Сусанин! Во главе еще одной группки туристов с палкой в руке гордо шел мужик в старинной одежде. "Я авторских прав на съемку не давал", – пробубнил он сквозь бороду, видя что его снимают. Воплощенный бренд прошествовал мимо, уводя туристов на специально оборудованную полянку для рассказа о своем подвиге.
.
Жители полузаброшенных сусанинских деревень были бы рады приурочиванию ноябрьских праздников к фигуре их единственного кормильца. Свой подвиг Иван Сусанин совершал ранней весной, но в холодную пору на болото в 70 километрах от ближайшей сносной гостиницы никого не заманишь. Туристов и сейчас мало, но уже чудо, что они появились.
.
Суть праздника для местных жителей довольно меркантильная, но с другой стороны – очень жизненная, если не сказать социальная. Костромская деревня давно дышит на ладан, а тут появляется возможность заработать. Дороги в кои-то веки заасфальтировали, даже рабочие места появились, жаль только – не напасешься Сусаниных на всю Россию. Пускай остается костромским брендом!
Поделиться4552014-03-28 08:28:48
АнТюр
.
"Новгородская дендрошкала. Первые впечатления"
.
Новгородская дендрошкала. Первые впечатления
О постановке вопроса
В работе <4> обращено внимание на некоторые «нелогичности» новгородской дендрохронологии. В работе <7>, критической по отношению к работе <4>, продемонстрировано, что ее автор просто не понимает о чем идет речь. Такое впечатление, что авторы указанных работ находятся в разных понятийных и смысловых измерениях. Это и определило наше желание самостоятельно разобраться в вопросах, связанных с новгородской дендрохронологией.
.
Об алгоритме построения новгородской дендрошкалы
В построении новгородской дендрошкалы <1, 7> можно выделить четыре этапа: построение дендрошкалы длительностью 579 лет (первый этап), ее абсолютная датировка 884-1462 годами (второй этап), развитие до 1595 года (третий этап) и ХХ века (четвертый этап).
Построение новгородской дендрохрошкалы начато в 1959 году. К этому времени археологические стратиграфические слои древнего Новгорода уже датированы. Для составления дендрошкалы взяты предварительно датированные по археологическим данным спилы от бревен и плах мостовой. «Наиболее многолетние деревья в возрасте до 200-250 лет встречены в слоях второй половины XIII в., XIV в. и в начале XV в. В слоях XI и XII вв. преобладали образцы в 40-100 лет» <1>. Эти датировки и явились основой взаимоувязки всех дендрокривых. «От образцов XIV в, наиболее многолетних и здоровых, давших более 400 графиков, мы развили шкалу в глубь веков, до X в. (28-го яруса) и вверх, к современности, до первого яруса включительно» <1>. Таким образом, на первом этапе была сразу построена предварительно датированная по археологическим данным дендрошкала протяженностью в 579 лет. Ее датировка: конец IX в.- середина XV в.
Абсолютная датировка новгородской дендрошкалы (второй этап) выполнена по времени заложения пяти церквей. По отобранным в них образцам дерева построена независимая дендрошкала протяженностью 237 лет. Установлено, что даты образования по%F
.
АнТюр
.
1. "RE: Новгородская дендрошкала. Первые впечатления"
.
Новгородская дендрошкала. Первые впечатления
О постановке вопроса
В работе <4> обращено внимание на некоторые «нелогичности» новгородской дендрохронологии. В работе <7>, критической по отношению к работе <4>, продемонстрировано, что ее автор просто не понимает о чем идет речь. Такое впечатление, что авторы указанных работ находятся в разных понятийных и смысловых измерениях. Это и определило наше желание самостоятельно разобраться в вопросах, связанных с новгородской дендрохронологией.
.
Об алгоритме построения новгородской дендрошкалы
В построении новгородской дендрошкалы <1, 7> можно выделить четыре этапа: построение дендрошкалы длительностью 579 лет (первый этап), ее абсолютная датировка 884-1462 годами (второй этап), развитие до 1595 года (третий этап) и ХХ века (четвертый этап).
Построение новгородской дендрохрошкалы начато в 1959 году. К этому времени археологические стратиграфические слои древнего Новгорода уже датированы. Для составления дендрошкалы взяты предварительно датированные по археологическим данным спилы от бревен и плах мостовой. «Наиболее многолетние деревья в возрасте до 200-250 лет встречены в слоях второй половины XIII в., XIV в. и в начале XV в. В слоях XI и XII вв. преобладали образцы в 40-100 лет» <1>. Эти датировки и явились основой взаимоувязки всех дендрокривых. «От образцов XIV в, наиболее многолетних и здоровых, давших более 400 графиков, мы развили шкалу в глубь веков, до X в. (28-го яруса) и вверх, к современности, до первого яруса включительно» <1>. Таким образом, на первом этапе была сразу построена предварительно датированная по археологическим данным дендрошкала протяженностью в 579 лет. Ее датировка: конец IX в.- середина XV в.
Абсолютная датировка новгородской дендрошкалы (второй этап) выполнена по времени заложения пяти церквей. По отобранным в них образцам дерева построена независимая дендрошкала протяженностью 237 лет. Установлено, что даты образования последних внешних колец у деревьев являются 1299, 1354, 1383, 1417 и 1420 годы, что на один год расходится с датами заложения церквей, в которых отобраны соответствующие образцы. Эта абсолютно датированная вспомогательная шкала использована как эталон для датировки новгородской дендрошкалы. После эталонирования новгородская дендрошкала получила абсолютные даты от 884 до 1462 годов. В дальнейшем эта датировка подтверждена таким же способом по датам заложения еще трех церквей, построенных в 1371, 1342-1343 и 1467 годах. Таким образом, новгородская дендрошкала датирована по приведенным в летописях датам заложения 8 церквей. Отметим, что абсолютная датировка новгородской дендрошкалы соответствует ее датировке, выполненной по археологическим данным.
Дальнейшие сборы образцов древнего дерева от новгородских архитектурных сооружений XVI в. (как можно понять из текста работы <1> эти образцы не имеют точную абсолютную датировку) позволили продлить новгородскую дендрошкалу до конца XVI в. (третий этап). «Таким образом, новгородская дендрохронологическая шкала, составленная на основе массовых археологических и архитектурных материалов, собранных непосредственно в Новгороде и под Новгородом, имеет хронологические пределы от 884 до 1595 г.» <1>. На четвертом этапе новгородская дендрошкала доведена до живущих сегодня деревьев. Это позволило «составить совокупный график за VIII-ХХ вв» <7>.
Таким образом, новгородская дендрошкала составлена по новгородским мостовым при учете археологических данных (ее часть, характеризующая 884-1462 годы), датирована по приведенным в летописях датам заложения 8 церквей и доведена до живущих сегодня деревьев, путем включения в нее дендрокривых, полученных из стволов деревьев архитектурных сооружений.
.
О термине «новгородская дендрошкала»
Имеется несколько существенно отличных друг от друга толкований термина «новгородская дендрошкала». По качественным и количественным признакам, а также их сочетанию можно сформулировать пары, наиболее отличающихся толкований термина.
.
По качественным признакам.
Новгородская дендрошкала – это совокупность дендрокривых, увязанных как между собой, так и с абсолютными датами.
Новгородская дендрошкала – это совокупность дендрокривых увязанных как между собой, так и с абсолютными датами, а также принятых во внимание при увязке и датировании априорных для дендрохронологии данных, прежде всего, археологических и летописных. Или короче – это совокупность увязанных между собой дендрокривых, археологических и летописных данных.
.
По количественным признакам.
Новгородская дендрошкала – это вся совокупность увязанных между собой дендрокривых – «совокупный график за VIII-ХХ вв» <7>.
Новгородская дендрошкала – это наиболее достоверная часть всей совокупности увязанных между собой дендрокривых, прошедшая апробацию и опубликованная в стандартизированном виде на специализированных сайтах <5, 6>.
.
По сочетанию количественных и качественных признаков.
Новгородская дендрошкала – это вся совокупность увязанных между собой дендрокривых, археологических и летописных данных. <1, 7>. Это термин обозначает научную продукцию новгородской археологии, выданную для внутреннего пользования.
Новгородская дендрошкала – это наиболее достоверная часть всей совокупности увязанных между собой дендрокривых, археологических и летописных данных, прошедшая апробацию и опубликованная в стандартизированном виде на специализированных сайтах <5, 6>. Этот термин обозначает научную продукцию новгородской археологии, выданную для общего пользования. В соответствии с таким пониманием новгородская шкала охватывает период 582 года и включает 99 дендрокривых. По принятой датировке (по Б.А. Колчину) она характеризует период 880-1461 годов.
Говорить о том, какое толкования термина лучше отражает феномен «новгородская дендрошкала» смысла не имеет. А вот четко видеть, какое толкование вкладывается в этот термин в конкретной статье – необходимо.
.
О научных публикациях по способам построения и датирования новгородской дендрошкалы
Можно составить список вопросов, которые должны были быть рассмотрены в научных публикациях, сопровождающих построение, датирование и применение новгородской дендрошкалы.
1. Обоснование достоверности приведенных в летописях дат заложения церквей, по которым выполнена абсолютная датировка новгородской дендрошкалы.
2. Методы и результаты:
- составления вспомогательной (эталонной) дендрошкалы по образцам, отобранным в 5 церквях;
- абсолютного датирования новгородской дендрошкалы по эталонной дендрошкале;
- подтверждения датирования новгородской дендрошкалы по образцам, отобранным в 3 церквях.
3. Увязка времени существования новгородских мостовых с этапами градостроительства и изменением климата.
4. Сопоставление новгородской дендрошкалы с другими абсолютно датированными дендрошкалами региона.
5. Увязка дендрошкалы с живущими сегодня деревьями.
6. Результаты автоматизированной (компьютерной) проверочной сборки дендрокривых, составляющих новгородскую дендрошкалу.
В работе <1> в главе, посвященной построению и абсолютному датированию новгородской дендрошкалы, вопросы 1-3 не рассмотрены. Судя по работе <7> все вышеперечисленные вопросы в научных публикациях должным образом не рассмотрены.
.
О случайных и неслучайных совпадениях
Новгородская дендрошкала, характеризующая 884-1462 годы, построена по бревнам и плахам новгородских мостовых. Следовательно, последние годы отдельных дендрокривых характеризуют этапы строительства мостовых. В этих этапах присутствуют 1299, 1354, 1383, 1417 и 1420 годы. Эти годы соответствуют годам образования последних внешних колец у стволов деревьев из всех 5 церквей, по летописным датам основания которых выполнена абсолютная датировка новгородской дендрошкалы. Можно предположить, что это совпадение не случайно. Из этого следует другое предположение – о синхронности этапов строительства церквей и этапов строительства мостовой. Но этапы строительства мостовой являются, по сути, этапами ее приведения к уровню земной поверхности, постоянно повышающемуся в процессе жизни города. Возможно, и этапы строительства церквей являются этапами их перестройки под уровень городских улиц. Тогда, полученный из церквей материал не характеризует время их заложения. В совокупности последние годы дендрокривых, полученных из стволов деревьев мостовых и церквей характеризует этапы градостроительства – этапы приведения всего города (дорог, зданий и сооружений) к относительно возрастающему уровню земной поверхности.
.
О трудозатратах при построении дендрошкал
«Наиболее распространенным методом сравнения и синхронизации кривых в дендрохронологии является наложение двух кривых одна на другую. Чаще всего это делается сравнением на просвет одной кривой с другой.» <1>. Для реализации этого способа построения дендрошкал необходима исследовательская группа, включающая чертежника (вычерчивание дендрокривых на кальке), техника (пересчет графиков ширины годовых колец в графики их трансформант, построение графиков), и интерпретатора (сравнение и синхронизация дендрокривых). Трудозатраты при этом способе построения дендрошкал можно оценить как мизерные. Так новгородская дендрошкала протяженностью в 579 лет построена за один 1959 год. В связи с этим, утверждения того, что результаты дорогостоящего радиоуглеродного датирования учитывались при построении некоторых дендрошкал только для экономии времени <2, 3> выглядят не убедительными.
.
Об одной неувязке
В работе <1> говориться о новгородской дендрошкале 884-1462 годов. На специализированных сайтах <5, 6> опубликована дендрошкала 880-1461 годов. Что бы это значило?
.
Общий вывод
Новгородская дендрошкала является неотъемлемой частью системы под названием «Археология и история Новгорода». Она сразу строилась как часть этой системы и с целью ее развития. О независимости дендрошкалы не может быть и речи. Новгородская дендрохронология в целом и новгородская дендрошкала в частности характеризуют систему, но только как части, характеризующие целое. Если система «Археология и история Новгорода» противоречива, то эти противоречия будут отражены и в новгородской дендрошкале. Верно и обратное. Все возможные противоречия новгородской дендрохронологии будут характеризовать и систему.
.
Источники информации
1. Колчин Б.А., Черных Н.Б. Дендрохронология Восточной Европы. - М., "Наука", 1977. http://hbar.phys.msu.su/gorm/dating/kolchin.htm#1.10. Сайт «Хронология и хронография. История науки и наука история».
http://hbar.phys.msu.ru/gorm/wwwboard/index.htm.
2. Лаборатория дендрохронологии.
http://ipae.uran.ru/1institute/dendro.html. Сайт «Института экологии растений и животных» http://ipae.uran.ru/.
3. Левченко В. Радиоуглерод и абсолютная хронология: записки на тему. http://hbar.phys.msu.ru/gorm/dating/wally-1.htm. Сайт «Хронология и хронография. История науки и наука история».
http://hbar.phys.msu.ru/gorm/wwwboard/index.htm.
4. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Новая хронология Руси, Англии и Рима - Москва, 2001. http://www.chronologia.org/rusangl/rusangl.htm Сайт проекта «Новая Хронология».
5. Сайт Российские хронологии древестных колец. Банк данных.
6. Сайт Tree Ring. http://web.utk.edu/~grissino/itrdb.htm
7. Янин В.Л. "Зияющие высоты" академика Фоменко.
http://www.arc.novgorod.ru/second.php3? … anin99.txt Сайт «Археология Новгорода» http://arc.novgorod.ru/
Поделиться4562014-03-31 12:15:01
МАСТЕР И МАГАРИТА
(Иллюстрации А.Т.Фоменко)
МАСТЕР И МАГАРИТА МАСТЕР И МАГАРИТА
Аннотация
"Мастер и Маргарита", роман-загадка, книга, выходящая за рамки своего времени, заставляющая возвращаться к себе вновь и вновь. Вечное противоборство сил добра и зла, света и тьмы представлена на этих страницах в манере, так отличающей Булгакова от своих современников. Философская глубина сочетается с увлекательным сюжетом, ироничный взгляд на вещи с верой в вечные ценности, без которых невозможно представить жизнь человека. Фантастика и мистика вплетается в реалии московской жизни, в свою очередь чередуясь с романом Мастера о Понтии Пилате. Вся история рода человеческого с его неизменными пороками и добродетелями предстает на страницах одного из главных шедевров мировой литературы XX века.
Книга иллюстрирована живописными работами известного математика и автора "Новой хронологии" А.Т.Фоменко - математика и литература слились воедино и предстали перед нами в глубоко художественном графическом исполнении. Его работы многократно участвовали в международных выставках и неоднократно выставлялись в художественных музеях. Художник и математик перед нам свое уникальное видение великого романа, не ограничивая себя рамками какого-либо жанра.
Поделиться4572014-03-31 12:17:20
Предисловие А.Т.Фоменко
.
Я - профессиональный математик и не имею специального художественного образования (рисовать меня научила моя мать Валентина Поликарповна). Однако в моей жизни был период (довольно продолжительный и закончившийся в конце 80-х годов), когда мне довелось проиллюстрировать некоторые математические книги, - как мои собственные, так и моих коллег-математиков, - графическими работами на темы математики. Таких монографий и учебников набралось довольно много - около двух десятков. Дело в том, что геометрическое воображение и интуиция играют огромную роль в современных математических исследованиях, в особенности, связанных с математической физикой, геометрией, топологией. Бывает так, что доказательство строгого математического факта удается сначала "разглядеть" лишь в неформальных геометрических образах, и только потом удается оформить как аккуратное логическое рассуждение. Оказалось также, что и при чтении лекций по математике часто бывает полезным проиллюстрировать сложное математическое доказательство неформальными изображениями. Это помогает студентам быстрее вникнуть в суть проблемы. В этом смысле многие мои графические работы имеют прикладной характер. Таким образом, именно математика и преподавание в МГУ привели меня в свое время к созданию графических работ. Это была попытка как бы сфотографировать изнутри увлекательный мир геометрии и топологии. Многие мои графические листы основаны на математических идеях и теоремах, либо изображают реальные физические процессы и важные математические понятия. В то же время часть моих работ возникла на границе математики и других областей знания и искусства. Таковы, например, мои работы, навеянные замечательным романом Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита". Некоторые мои графические работы вообще не связаны напрямую с математикой и отражают совсем другие мысли. Однако "математический налет" присутствует всюду и, вероятно, такая неожиданная комбинация ощущается зрителями. Мои графические и живописные работы многократно выставлялись на выставках, организованных в разные годы различными энтузиастами в научных и учебных центрах Москвы, Ленинграда (Санкт-Петербурга), Киева, Новосибирска, Свердловска и других городов. Мои персональные официальные выставки происходили также в художественных музеях Челябинска, Магнитогорска, Магадана. Голландское издательство Reidel (потом Kluwer) организовало большую персональную выставку в Амстердаме. Кроме подобных персональных выставок (всего их насчитывается около 100), работы участвовали в известных всесоюзных и международных выставках, например: "Ученые рисуют" (1982 г.) и "Время-пространство-человек" (1980 г.), экспонировавшихся во многих городах страны и за рубежом. На киностудии "Союзмультфильм" в 1988 году режиссером В.И.Тарасовым был создан с широким использованием моих работ получасовой мультфильм "Перевал" по повести К.Булычева. Довольно много работ было также использовано в двухсерийном телефильме Т.А.Лебедевой "Мир и война" (Центральное телевидение). Ввиду отсутствия специального художественного образования, я не ограничивал себя рамками какого-либо одного жанра. Возможно, определенное влияние оказали мои любимые художники Босх, Брейгель, Дюрер, Дали, Эшер, Беклин, хотя сознательного подражания им никогда не было. Все работы выполнены "от руки", то есть без использования компьютерной графики. Роман М.А.Булгакова очень глубок. В частности, в его части, говорящей о Христе, встречаются любопытные старинные сведения. Отметим, например, такой интересный штрих. По-видимому, подлинная дата распятия Христа в той или иной форме долго сохранялась в литературе, объявленной затем апокрифической. В частности, крещение Руси апостолом Андреем, - как считается, в самом конце X века, - иногда напрямую связывалось во времени с распятием Христа. Эту традицию и отразил М.А.Булгаков, литературно обработав многочисленные апокрифические сказания о Христе. М.А.Булгаков в последней, 32-й главе "Прощение и вечный приют" своего романа, рассказывает, что покидая Москву в конце 30-х годов (более точно, роман был завершен в 1940 году), Воланд со свитой посещает римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата, одиноко отбывающего наказание на скале в пустынной местности. И тогда Маргарита, пораженная длительностью наказания Пилата, спрашивает Воланда: "ДВЕНАДЦАТЬ ТЫСЯЧ ЛУН за одну луну когда-то, не слишком ли это много?" Выражение "прошло столько-то лун" хорошо известно. Имеется в виду, что от какого-то события прошло некоторое число лунных месяцев, так называемых синодических месяцев. Такой месяц-"луна" равен 29,5 суток ["Советский Энциклопедический Словарь". - М., Советская Энциклопедия, 1984, с.792]. Но в таком случае получается, что от распятия Христа до 1940 года прошло 12000 лун, то есть 970,8 лет. Откладывая эту величину назад от 1940 года, года завершения романа М.А.Булгакова, получаем примерно 969 год н.э. Если же считать, что имелся в виду звездный лунный месяц, равный 27,3 суток [см. там же], то в качестве даты распятия Христа получится 1043 год н.э. Так или иначе, но традиция, - которую в слегка завуалированной форме озвучил М.А.Булгаков, - указывает на распятие Христа либо в конце X века, либо в XI веке. Конечно, отмеченное обстоятельство само по себе ничего не доказывает, однако в ряду фактов, становящихся теперь известными, оно становится вполне понятным. Подробности на эту тему см. в книге А.Т.Фоменко "Методы" (ХРОН2),гл.2:6 (М., "РИМИС", 2005). Но вернемся к иллюстрациям. Конечно, они не претендуют на какую-либо объективность, а отражают индивидуальное восприятие замечательного романа "Мастер и Маргарита". Сколько читателей - столько и мнений. Данные работы в значительной мере отражают то восхищение и уважение, которые возбудил роман среди студентов механико-математического факультета МГУ тех лет. Михаил Афанасьевич Булгаков - гениальный русский писатель, некоторые произведения которого были долго и незаслуженно замолчаны. Когда в СССР впервые стал готовиться к публикации его замечательный роман "Мастер и Маргарита", в издательских кругах обсуждалась идея снабдить его иллюстрациями. Возникла идея проведения неформального конкурса художественных работ. Для меня было приятной неожиданностью оказаться среди тех, кому предложили в нем участвовать, хотя я - математик, увлекавшийся в то время живописью, а не профессиональный художник. (К тому времени у меня было несколько выставок и некоторые работы были опубликованы). Для этого готовившегося издания "Мастера и Маргариты" я сделал несколько десятков иллюстраций. Однако по каким-то причинам конкурс не состоялся, и первое издание романа вышло вообще без иллюстраций. С тех пор прошло много лет. Роман был неоднократно переиздан, в том числе и с прекрасными иллюстрациями разных художников. Я очень рад, что могу теперь попытаться внести и свой вклад в память о замечательном писателе - М.А.Булгакове.
Академик Российской Академии Наук (РАН), действительный член РАЕН (Российской Академии Естественных Наук), действительный член МАН ВШ (Международной Академии Наук Высшей Школы), доктор физико-математических наук
А.Т.ФОМЕНКО
.
Следующая справка помещена в конце книги:
О ХУДОЖНИКЕ
.
ФОМЕНКО Анатолий Тимофеевич: 1945 года рождения, академик Российской Академии Наук (РАН), действительный член РАЕН (Российской Академии Естественных Наук), действительный член МАН ВШ (Международной Академии Наук Высшей Школы), доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой механико-математического факультета Московского государственного университета. Решил известную проблему Плато в теории спектральных минимальных поверхностей, создал теорию инвариантов и тонкой классификации интегрируемых гамильтоновых динамических систем. Лауреат Государственной Премии Российской Федерации 1996 года (в области математики) за цикл работ по теории инвариантов многообразий и гамильтоновых динамических систем; лауреат премии Московского Математического Общества и премии Президиума АН СССР. Автор 200 научных работ, 28 математических монографий и учебников, специалист в области геометрии и топологии, вариационного исчисления, теории минимальных поверхностей, симплектической топологии, гамильтоновой геометрии и механики, компьютерной геометрии. Автор нескольких книг по разработке и применению новых эмпирико-статистических методов к анализу исторических летописей, хронологии древности и средневековья.
Поделиться4582014-03-31 12:25:56
Выход Понтия Пилата для суда над Иешуа.
.
"В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла..." (с.27)
.
Суд Понтия Пилата
Суд Понтия Пилата.
.
"Прокуратор дернул щекой и сказал тихо:
-Приведите обвиняемого". (с.28)
МАТЕМАТИКА:
.
ОПЕРАЦИЯ РАЗРЕЗАНИЯ ПОВЕРХНОСТИ. В топологии и геометрии часто используется разрезание многообразия вдоль какого-то подмногообразия. Если разрезается двумерная поверхность вдоль гладкой кривой, то получается поверхность с краем. Кривая порождает два берега разреза. Затем многообразие можно перестроить, приклеив к этим берегам другую поверхность (по какому-то отображению границы). Видно, как две человеческие фигуры раздвигают два берега получившегося разреза.
МИФОЛОГИЯ
.
Древняя обсерватория. Прообразы современных обсерваторий сегодня находят во многих древних культурных центрах. Жрецы раздвигают купол, чтобы начать наблюдения над ночными светилами. Исследование и толкование движения ярких планет составляли важнейшую часть астрологии, из которой выросла астрономия. Чрезвычайно распространенным мотивом является представление о людях, переместившихся на небо и ставших там звездой или созвездием. Так объясняется происхождение большого числа созвездий и многих звезд в греческой мифологии. В кельтской системе мира и легендах селькупов (одного из самодийских народов) звезды считаются корнями деревьев, растущих на "верхнем небе". В Евразии был распространен мотив звезды (или созвездия) как собаки, посаженной на цепь и стремящейся сорваться с цепи, что опасно для всего мироздания.
Поделиться4592014-03-31 12:28:11
Суд Понтия Пилата
"И сейчас же с площадки сада под колонны на балконе двое легионеров ввели и поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон". (с.28)
МАТЕМАТИКА:
.
АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ.
Для вычисления групп гомологий, - топологических инвариантов полиэдров, - требуется предварительно разбить полиэдр в объединение "элементарных кусков". Например, симплексов. Идея выделения внутри исследуемого пространства простейших "блочных" структур и проиллюстрирована рисунком. Затем наступает алгебраический этап. Изучая примыкания друг к другу таких "блоков", вычисляются группы цепей с граничным оператором, что позволяет в итоге вычислить искомые инварианты.
МИФОЛОГИЯ
.
Ночной суд, военный трибунал, показательный процесс. Жрецы согнали народ наблюдать за процедурой. Легенда о последнем суде, который состоится в "конце времен". Его будет вершить вернувшийся Иисус. Каждый человек (из всех когда-либо живших) получит сообразно со своими делами либо райское блаженство, либо вечное наказание в аду. Каждую душу призовут на суд. Ее дела (добрые и злые) будут взвешены на весах перед лицом бога. Праведники, приветствуемые ангелами, поднимутся в рай, а грешников бесы отправят в ад. Этот сюжет постоянно разрабатывался в христианской иконографии и светской живописи (И.Босх и др.).
Поделиться4602014-03-31 12:29:39
Допрос Иешуа Понтием Пилатом
"Прозвучал тусклый, больной голос:
-Имя?
-Мое? - торопливо отозвался арестованный, всем существом выражая готовность отвечать толково, не вызывая более гнева" (с.31)
Поделиться4612014-03-31 12:32:34
Беседа Понтия Пилата с Иешуа
"-Ну, хотя бы жизнью твоею, - ответил прокуратор, - ею клясться самое время, так как она висит на волоске, знай это... Я могу перерезать это волосок.
-И в этом ты ошибаешься, - светло улыбаясь и заслоняясь рукой от солнца, возразил арестант, - согласись, что перерезать волосок уж наверное может лишь тот, кто подвесил?" (с.40)
МАТЕМАТИКА:
.
Неустойчивое равновесие.
Поделиться4622014-03-31 12:34:18
Беседа Понтия Пилата с Иешуа
"Опять-таки виновата была, вероятно, кровь, прилившая к вискам и застучавшая в них, только у прокуратора что-то случилось со зрением. Так, померещилось ему, что голова арестанта уплыла куда-то, а вместо нее появилась другая. На этой плешивой голове сидел редкозубый золотой венец: на лбу была круглая язва, разъедающая кожу и смазанная мазью: запавший беззубый рот с отвисшей нижней капризной губой. Пилату показалось, что исчезли розовые колонны балкона и кровли Ершалаима вдали, внизу за садом, и все утонуло в густейшей зелени капрейских садов. И со слухом совершилось что-то странное - как будто вдали проиграли негромко и грозно трубы и очень явственно послышался носовой голос, надменно тянущий слова: "Закон об оскорблении величества..."
Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: "Погиб!, потом: "Погибли!..."
И какая-то совсем нелепая среди них о каком-то долженствующем непременно быть - и с кем?! - бессмертии, причем бессмертие почему-то вызвало нестерпимую тоску." (с.42-43)
МАТЕМАТИКА:
.
СКЛЕЙКА ПОЛИЭДРОВ УМЕНЬШАЕТ ИХ ОБЩУЮ ГРАНИЦУ. (ТОПОЛОГИЯ). Изображены трехмерные полиэдры, склеиваемые по некоторым частям их границ. В результате получается новый полиэдр, граница которого "меньше", чем "сумма границ" исходных полиэдров.
Поделиться4632014-03-31 12:36:09
Заседание Синедриона, приговорившего Иешуа к казни
"Таким образом, к смертной казни, которая должна совершиться сегодня, приговорены трое разбойников: Дисмас, Гестас, Вар-равван и, кроме того, этот Иешуа Га-Ноцри" (с.49)
МАТЕМАТИКА:
.
СЛУЧАИ ИНТЕГРИРУЕМОСТИ И НЕИНТЕГРИРУЕМОСТИ ГАМИЛЬТОНОВОЙ СИСТЕМЫ, ОПИСЫВАЮЩЕЙ ДВИЖЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ВИХРЕЙ.
Стационарный поток несжимаемой жидкости на плоскости может иметь какое-то количество вихрей, т.е. изолированных точек, в окрестности которых поведение жидкости становится вихреобразным. Оказывается, если количество таких вихрей невелико, то соответствующая система дифференциальных уравнений интегрируется. То есть, существуют дополнительные интегралы движения, решающие задачу. Напротив, если число вихрей достаточно велико (в общем случае, не меньше чем четыре), то система неинтегрируема. Это означает, что траектории частиц жидкости становятся чрезвычайно сложными и их движение похоже на хаотическое.
МИФОЛОГИЯ.
.
Из цикла "Трибунал". Выступление председателя военного трибунала с заключительным словом. Судьи и председатель видны вдали на наклонной галерее, пересекающей небо.
Поделиться4642014-03-31 12:37:23
Понтий Пилат выходит перед толпой для объявления приговора
"Он выждал некоторое время, зная, что никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама.
И когда этот момент наступил, прокуратор выбросил вверх правую руку, и последний шум сдуло с толпы". (с.58)
Поделиться4652014-03-31 12:39:24
Пилат отдает приказ о казни Иешуа и двух преступников, однако в то же время пытается спасти Иешуа, пользуясь обычаем помилования одного из осужденных перед великим праздником. Однако Синедрион категорически отказывается удовлетворить пожелание Пилата и освобождает Вар-раввана. Пилату ничего не остается как утвердить приговор и объявить о нем на площади перед огромной толпой. "Великий врач" уходит от него безвозвратно. Эта мысль приводит Пилата в бешенство, усугубляемое его очевидным бессилием. Сцена объявления Пилатом приговора Иешуа и двум преступникам.
"Он выждал некоторое время, зная, что никакой силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама.
И когда этот момент наступил, прокуратор выбросил вверх правую руку, и последний шум сдуло с толпы.
Тогда Пилат набрал, сколько мог, горячего воздуха в грудь и закричал, и сорванный его голос понесло над тысячами голов:
-Именем кесаря императора!
Тут в уши ему ударил несколько раз железный рубленый крик - в когортах, взбросив вверх копья и значки, страшно прокричали солдаты:
-Да здравствует кесарь!" (с.58)
МАТЕМАТИКА:
.
ПОЛИЭДРЫ И СИМПЛИЦИАЛЬНЫЕ ЦЕПИ. (АЛГЕБРАИЧЕСКАЯ ТОПОЛОГИЯ). Иллюстрируется такое важное понятие, как симплициальная цепь. То есть, объект составленный из "элементарных кирпичей", снабженных некоторыми числовыми коэффициентами. Такие цепи можно складывать и вычитать как элементы абелевой группы. Вводя понятие граничного оператора, можно вычислять границу цепи, а затем определить группы гомологий как фактор-группу группы циклов по подгруппе границ. Наглядно цепь можно представлять себе как произвольный набор блоков, снабженных числовыми метками.
Поделиться4662014-03-31 12:40:46
Берлиоз и Бездомный в конце рассказа Воланда про прокуратора Иудеи
"Поэт провел рукою по лицу, как человек, только что очнувшийся, и увидел, что на Патриарших вечер...
В аллеях на скамейках появилась публика, но опять-таки на всех
трех сторонах квадрата, кроме той, где были наши собеседники". (с.62)
Поделиться4672014-03-31 12:42:50
Гибель Берлиоза
"Трамвай накрыл Берлиоза, и под решетку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый темный предмет. Скатившись, с откоса, он запрыгал по булыжникам Бронной.
Это была отрезанная голова Берлиоза". (с.68)
Поделиться4682014-03-31 12:45:02
Мастер и Маргарита
На мастера обрушивается травля его коллег-писателей. "Отеческий" анализ творчества Булгакова в свое время был дан некоторыми его коллегами на страницах центральной советской прессы. Мастер на грани безумия и сжигает свой роман о Понтии Пилате в печке. Неожиданно в его комнату врывается Маргарита.
"Тихо вскрикнув, она голыми руками выбросила из печки на пол последнее, что там оставалось, пачку, которая занялась сразу. Дым наполнил комнату сейчас же. Я ногами затоптал огонь, а она повалилась на диван и заплакала неудержимо и судорожно.
Когда она утихла, я сказал:
-Я возненавидел этот роман, и я боюсь. Я болен. Мне страшно.
Она поднялась и заговорила:
-Боже, как ты болен. За что это, за что? Но я тебя спасу, я тебя спасу. Что же это такое?
Я видел ее вспухшие от дыму и плача глаза, чувствовал, как холодные руки гладят мне лоб." (с.207).
Поделиться4692014-03-31 12:46:53
Мастер и Маргарита
"И вот, последнее, что я помню в моей жизни, это - полоску света в моей передней, и в этой полосе света развившуюся прядь, ее берет и ее полные решимости глаза. Еще помню черный силуэт на пороге наружной двери и белый сверток". (с.208).
МАТЕМАТИКА:
.
ГОМЕОМОРФИЗМ. Гомеоморфизм - одно из важнейших понятий топологии. Это - взаимно-однозначное, непрерывное в обе стороны отображение (соответствие). Наглядно его можно представлять как деформацию объектов, "сделанных из резины". При этом запрещены "разрывы" и "склейки". Изображены две человеческие фигуры, слегка напоминающие композицию известной картины Рембрандта "Возвращение блудного сына". Однако этот классический образ угадывается далеко не сразу, поскольку композиция подвергнута гомеоморфизму, исказившему первоначальную картину практически до неузнаваемости. В этом - важное свойство гомеоморфизма - менять метрические (и, следовательно, легко узнаваемые) свойства объекта, но сохранять его топологические (не столь легко распознаваемые) свойства. На заднем плане видны оснащенные окружности, т.е. снабженные семейством нормальных реперов.
МИФОЛОГИЯ
.
Миф о близнецах - брате и сестре, вступающих в кровосмесительный брак (чаще всего в результате уговоров сестры), был распространен в древности. Например, египетский миф об Осирисе и Изиде, древнеиндийский миф о Яме и его сестре-близнеце Ями и т.д. Иногда этот брак начинается еще во чреве матери. Древнейшая точка зрения усматривала родство между животными и близнецами. Нивхи (на Сахалине) хоронили мать близнецов в медвежьей клетке, а о самих близнецах говорили как о "зверях". Обряд убийства близнецов после их рождения был распространен в древности (сами близнецы и их родители считались опасными). Обычай отделения родителей близнецов от всего племени известен у многих народов Африки. Близнецы и их мать рассматривались как существа, соприкоснувшиеся со сверхъестественной силой и ставшие ее носителями. Английский исследователь Р.Харрис выдвинул гипотезу, что страх, который некогда внушали близнецы, согласуется с данными приматологии, указывающими на наличие у приматов тех же основных черт поведения по отношению к двойне. Мать двойни держится поодаль от обезьяньего стада, причем ее отгоняет в сторону вожак. Широко были распространены мифы о посягательстве близнецов на жизнь родителей.
Поделиться4702014-03-31 12:48:21
Перед казнью
"Солнце уже снижалось над Лысой Горой, и была эта гора оцеплена двойным оцеплением...
Через некоторое время за алой к холму пришла вторая когорта, поднялась на один ярус выше и венцом опоясала гору.
Наконец подошла кентурия под командой Марка Крысобоя." (с.240)
МАТЕМАТИКА:
.
Спектральные последовательности. См. книгу А.Т.Фоменко, Д.Б.Фукс, "Курс гомотопической топологии", М., Наука, 1989.
Поделиться4712014-03-31 12:49:53
Бегемот наблюдает за казнью Иешуа и двух преступников
Несколько намеков, разбросанных Булгаковым в тексте, позволяют предположить, что (по мнению Булгакова) Бегемот присутствовал при казни Иешуа. Вероятно, Бегемот присутствует и при ночной сцене разговора Пилата с Афранием, и на Лысой горе, и еще при нескольких узловых эпизодах, связанных с судьбой Иешуа и Пилата.
.
"Солнце уже снижалось над Лысой горой, и была эта гораоцеплена двойным оцеплением...
Жар еще был невыносим, и солдаты в обоих оцеплениях страдали от него, томились от скуки и в душе проклинали трех разбойников, искренне желая им скорейшей смерти." (с.239,241)
Поделиться4722014-03-31 12:51:09
Казнь на Голгофе
"Ала пропустила всех во второй ярус, а вторая кентурия наверх пропустила только тех, кто имел отношение к казни, а затем, быстро маневрируя, рассеяла толпу вокруг всего холма, так что та оказалась между пехотным оцеплением вверху и кавалерийским внизу" (с.240)
Поделиться4732014-03-31 12:52:36
Казнь Иешуа и Марк Крысобой
Казнь началась после полудня и длилась уже долго. Страшная жара разогнала любопытствующих, и на Лысой Горе остались лишь осужденные и охраняющие их римские когорты, оцепившие вершину горы.
"Римская пехота на втором ярусе страдала еще больше кавалеристов. Кентурион Крысобой единственно что разрешил солдатам - это снять шлемы и накрыться белыми повязками, смоченными водой, но держал солдат стоя и с копьями в руках. Сам он в такой же повязке, но не смоченной, а сухой, расхаживал невдалеке от группы палачей, не сняв даже со своей рубахи накладных серебряных львиных морд, не сняв поножей, меча и ножа. Солнце било прямо в кентуриона, не причиняя ему никакого вреда, и на львиные морды нельзя было взглянуть, глаза выедал ослепительный блеск как бы вскипавшего на солнце серебра.
На изуродованном лице Крысобоя не выражалось ни утомления, ни неудовольствия, и казалось, что великан кентурион в силах ходить так весь день, всю ночь и еще день, - словом, столько, сколько будет надо. Все так же ходить, наложив руки на тяжелый с медными бляхами пояс, все так же сурово поглядывая то на столбы с казнимыми, то на солдат в цепи, все так же равнодушно отбрасывая носком мохнатого сапога попадающиеся ему под ноги выбеленные временем человеческие кости или мелкие кремни." (с.242)
Поделиться4742014-03-31 12:58:06
Казнь Иешуа
Он и двое преступников распяты на Голгофе, оцепленной римскими войсками. За казнью наблюдает Афраний - начальник тайной службы при прокураторе Пилате. Казнью руководят Марк Крысобой и начальник храмовой стражи Ершалаима. Афраний имел мимолетное совещание с Пилатом в затемненной комнате во дворце, прежде чем отбыть на казнь.
"Тот человек в капюшоне поместился невдалеке от столбов на
трехногом табурете и сидел в благодушной неподвижности, изредка,
впрочем, от скуки, прутиком расковыривая песок." (с.242-243).
Поделиться4752014-03-31 12:59:51
Левий Матвей у подножия Голгофы
<<Теперь Левий Матвей безнадежно записал острой палочкой так:
"Бог! За что гневаешься на него? Пошли ему смерть">>. (с.245)
.
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ: В композиции использованы элементы двумерной топологии и теории алгебраических поверхностей.
Ассоциативная связь с "молением о чаше" (Новый Завет). Согласно Евангелиям, Иисус перед своим арестом уединяется в Гефсиманском саду и умоляет Бога не подвергать его тяжкому испытанию.
.
"И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил:
Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия: впрочем не как Я хочу, но как Ты." (Еванг. от Матфея.26:39).
Поделиться4762014-03-31 13:01:41
Левий Матвей крадет нож, чтобы убить им Иешуа и избавить его от мучений
"Левий... молча и быстро взял с прилавка то, чего лучше и быть не может, - отточенный, как бритва, длинный хлебный нож, и тотчас кинулся из лавки вон" (с.247)
МАТЕМАТИКА:
.
СИМПЛИЦИАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА И КЛЕТОЧНЫЕ ПРОСТРАНСТВА. КРИСТАЛЛ И ЖИДКОСТЬ. Сделана попытка показать взаимоотношение двух языков, используемых в топологии. Симплициальные пространства можно представлять себе как объекты, "достаточно хорошо" склеенные из простых блоков, элементарных кирпичей: тетраэдров, призм, кубов, параллелепипедов и т.п. Клеточные пространства - это объекты, "достаточно хорошо" склеенные из евклидовых шаров, рассматриваемых с точностью до гомеоморфизмов. Психологический образ симплициального комплекса - это нечто угловатое, жесткое, с прямолинейными ребрами и гранями. Нечто похожее на сложный кристалл. Психологический образ клеточного комплекса - это что-то податливое, мягкое, аморфное, гибкое. Как деформирующаяся глиняная скульптура. Тем не менее, с математической точки зрения, в классе "хороших пространств", это - один и тот же вид объектов, если считать, что они склеены из конечного числа элементарных "кирпичей". Каждый конечной симплициальный комплекс является клеточным, и наоборот, каждый конечный клеточный комплекс представляется в виде симплициального пространства. Большой кристалл, изображенный справа, обладает сложной группой симметрий. Классификация кристаллических структур - одна из ветвей теории групп.
МИФОЛОГИЯ
.
"Погоня". Человек на переднем плане догоняет убегающую от него фигуру на линии горизонта. Вечный бег без отдыха и остановки. Известная средневековая легенда об Агасфере. Во время страдальческого пути Христа на Голгофу под бременем креста, Агасфер оскорбительно отказал Иисусу в кратком отдыхе и безжалостно потребовал идти дальше. За это ему было отказано в покое могилы. Он обречен теперь из века в век безостановочно скитаться по миру, ожидая второго пришествия Христа. Встреча с Агасфером - дурное предзнаменование. В "Большой Хронике" Матвея Парижского (якобы, около 1250 года) рассказано об архиепископе, прибывшем в Англию из Великой Армении и уверявшем, что он лично знаком с живым современником и оскорбителем Христа по имени Картафил. В XV веке миф об Агасфере приобретает более мрачные черты. В этих версиях акцент делается на мотиве наказания Агасфера. В разные столетия время от времени появлялись очевидцы, клявшиеся, будто они лично встречали странствующего Агасфера и даже беседовали с ним.
Поделиться4772014-03-31 13:03:45
Страдания Левия Матвея во время казни Иешуа
. "Он кричал о полном своем разочаровании и о том, что существуют другие боги и религии" (с.248)
.
МАТЕМАТИКА: ГОМЕОМОРФИЗМЫ ДВУМЕРНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ. Изображены гомеоморфизмы, которым подвергается обычная человеческая фигура. Наглядно видно, что при этом все метрические соотношения разрушаются (меняются расстояния между точками, меняются углы), однако в целом фигура "узнаваема", так как остаются неизменными ее топологические характеристики.
.
МИФОЛОГИЯ. Согласно средневековой магии, "подобное производит подобное". Эта идеология нашла применение в китайском веровании, будто на судьбу городов глубокое влияние оказывает их форма. Город Цынчэ-фу, очертания которого напоминали карпа, часто становился жертвой нашествий жителей соседнего города Юнчунь, похожего по форме на рыболовную сеть. Это продолжалось до тех пор, пока жителям Цынчэ-фу не пришла в голову счастливая мысль возвести в центре два высоких храма. Они оказали благое влияние на судьбу города, "не позволяя" воображаемой сети опуститься и запутать воображаемого карпа. (Дж.Дж.Фрэзер. Золотая ветвь). О влиянии формы городов на их судьбу говорит и европейская средневековая астрология.
Поделиться4782014-03-31 13:17:58
Казнь Иешуа и Левий Матвей
Единственным посторонним зрителем казни оставался Левий Матвей, один из учеников Иешуа. Сначала он хотел прорваться к повозке, на которой везли Иешуа, а затем, когда это не удалось, остался на горе, ожидая конца казни.
"Тут что-то дунуло в лицо бывшему сборщику и что-то зашелестело у него под ногами. Дунуло еще раз, и тогда, открыв глаза, Левий увидел, что все в мире, под влиянием ли его проклятий или в силу каких-либо других причин, изменилось. Солнце исчезло, не дойдя до моря, в котором тонуло ежевечерне. Поглотив его, по небу с запада поднималась грозно и неуклонно грозовая туча. Края ее уже вскипали белой пеной, черное дымное брюхо отсвечивало желтым. Туча ворчала, и из нее время от времени вываливались огненные нити." (с.249)
.
МАТЕМАТИКА: ПОЛИЭДРЫ И ИХ ГРАНИЦЫ. (ТОПОЛОГИЯ). Изображен "кубический полиэдр" с разрезом. Наглядно поясняется тот алгебро-геометрический факт, что суммирование цепей приводит иногда к взаимному уничтожению общих кусков границы, входящих в сумму с противоположными знаками. "Заклеивая" трещину в полиэдре, мы очевидно уменьшаем его общую границу.
Поделиться4792014-03-31 13:19:38
Распятие
"Счастливее двух других был Иешуа. В первый же час его стали поражать обмороки, а затем он впал в забытье, повесив голову в размотавшейся чалме. Мухи и слепни поэтому совершенно облепили его, так что лицо его исчезло под черной шевелящейся массой. В паху, и на животе, и под мышками сидели жирные слепни и сосали желтое обнаженное тело". (с.250)
.
МАТЕМАТИКА: РИМАНОВА ПОВЕРХНОСТЬ ФУНКЦИИ w=(1-z^2)^(1/4) Римановы поверхности алгебраических функций - это двумерная вещественная поверхность в четырехмерном евклидовом пространстве, на которой данная функция однозначна. Теория римановых поверхностей важна не только для комплексного анализа, но и для теории Галуа. Иллюстрируются свойства 4-значной функции w=(1-z^2)^(1/4) . Если положить w=u+iv и z=x+iy, то вещественная и мнимая части этой функции определяют одну и ту же поверхность. Ее уравнение (записанное относительно u) выглядит так:
256u^(16) - 128u^(12)[-x^2 +y^2 +1] - 16u^8[7(x^4 +y^4 -2x^2 +2y^2 +1) + 20x^2 y^2] - 8u^4 [2(x^4 +y^4 -2x^2 +2y^2 +1) + 3x^2 y^2][-x^2 + y^2 +1] + x^4 y^4 =0.
Видны 4 слоя поверхности, лежащие один над другим с точками ветвления z=+1 и z=-1.
МИФОЛОГИЯ. Металлический храм. Средневековые европейские алхимики верили в связь семи металлов с семью основными планетами-божествами. Медь - это Венера, золото - Солнце, железо - Марс, свинец - Сатурн, ртуть - Меркурий, серебро - Луна, олово - Юпитер. Металл рассматривался как символ подземного царства. Гномы - хранители и знатоки металлов, создатели подземных кузниц и металлических кладов подземелья. Где-то глубоко под землей, в пещере ими построен металлический храм из семи металлов. "Геральдические" металлы средневекового рыцарства - это серебро с гладкой поверхностью, золото с особой "точечной" обработкой и железо с черной поверхностью. Миф о четырех веках: золотом, серебряном, медном и железном. Подземный металлический храм - это ку'зница, где гномы готовят неуязвимую броню для богов. В индийской мифологии из чистого серебра сделана небесная крепость Асур, откуда асуры делали свои враждебные вылазки, пока бог Шива не уничтожил их.
Поделиться4802014-03-31 13:21:04
Казнь Иешуа
. Финал казни в начале пятого ее часа. Прискакавший из города трибун отдает приказ завершить казнь преступников. Крысобой, трибун и Афраний направляются к столбам, на которых привязаны казнимые.
"Повинуясь жестам человека в капюшоне, один из палачей взял копье, а другой принес к столбу ведро и губку. Первый из палачей поднял копье и постучал им сперва по одной, потом по другой руке Иешуа, вытянутым и привязанным веревками к поперечной перекладине столба. Тело с выпятившимися ребрами вздрогнуло. Палач провел концом копья по животу. Тогда Иешуа поднял голову, и мухи с гуденьем снялись, и открылось лицо повешенного, распухшее от укусов, с заплывшими глазами, неузнаваемое лицо". (с.250-252)
МАТЕМАТИКА: СИМПЛИЦИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ. (АЛГЕБРАИЧЕСКАЯ ТОПОЛОГИЯ). В основе понятия симплициального комплекса (полиэдра) лежит интуитивно ясное представление этого объекта как результата склейки друг с другом простейших "кирпичей", имеющих "кусочно-линейную структуру". То есть, тетраэдров, призм, конусов над многоугольниками, многогранников и т.п. Эти строительные блоки могут быть разнообразны, однако каждый из них можно считать составленным из прямолинейных тетраэдров или симплексов. Именно поэтому все такие составные объекты называются симплициальными комплексами. Однако в топологии для конкретных вычислений чаще используются клеточные комплексы, склеенные из клеток - гомеоморфных образов шаров. Выяснилось, что во многих вопросах (например, при вычислении групп гомологий) излишне мелкое дробление полиэдра на симплексы - невыгодно. Те же группы можно вычислить, разбивая полиэдр на более крупные блоки, гомеоморфные шарам.