Новейшая Доктрина

Новейшая доктрина

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Новейшая доктрина » Новая хронология » НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ ЕГИПТА (Астрономическое датирование памят. .. ) (1)


НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ ЕГИПТА (Астрономическое датирование памят. .. ) (1)

Сообщений 31 страница 60 из 303

31

http://s6.uploads.ru/oYG18.jpg
Такой же по своему устройству египетский гроб, но уже без крышки, показан на рис.1.26. При взгляде вблизи хорошо видно, что эти "древне"-египетские гробы изготавливались из ровных, хорошо оструганных досок.

32

http://s6.uploads.ru/iXPgv.jpg
Более того, доски соединены между собой в паз, вполне современным столярным способом, рис.1.27. Вряд ли такой гроб мог быть изготовлен без железного топора, рубанка и стамески. А ведь нас уверяют, будто бы у "древних" египтян, делавших эти гробы, были только медные орудия.
.
Египетские гробы были расписаны как снаружи, так и изнутри, рис.1.27.
.
Говоря о том, как выглядит типичный "древне"-египетский гроб, авторы описания египетской коллекции [18], сообщают, что на внутренней поверхности крышки такого гроба, как правило, изображался символ неба в виде богини Нут и двенадцать знаков "греческого зодиака" (twelve Signs of the Greek Zodiak) [18], с.32. То есть, изображался египетский зодиак.
.
Лишь один из упомянутых в [18]-[20] египетских зодиаков оказался нарисован не на гробе, а на куске стекла. Причем этот зодиак не имеет гороскопа, на нем только 12 символов созвездий [19], с 88.
.
Итак, мы видим, что практически все египетские зодиаки, находящиеся в египетской коллекции Британского музея - это погребальные зодиаки, нарисованные на внутренних поверхностях крышек "древне"-египетских гробов.

33

Обратим внимание, что большинство египетских зодиаков, рассмотренных нами выше, тоже связаны с погребениями. Зодиак Бругша нарисован на крышке гроба. Атрибские зодиаки - на потолке погребальной пещеры. Зодиаки на рис.1.1
http://s7.uploads.ru/0uDRe.jpg

34

http://s7.uploads.ru/FIrgD.jpg
и рис.1.3 - на потолках гробниц в луксорской Долине царей. Зодиаки Петосириса и Петубастиса нарисованы на потолках погребальных помещений.
.
Итак, возникает четкое впечатление, что египетские зодиаки были частью погребального обряда. Естественно предположить, что они были предназначены для записи дат, связанных с личностью покойного. Скажем, даты смерти, рождения и, возможно, еще каких-то наиболее важных для умершего дат.
.
Но почему эти даты зашифровывались в гороскопе, а не писались прямо, обычным образом? Вероятно, "древние" египтяне, рисовавшие гороскопы на потолках своих гробниц, были уже достаточно искушены в вопросах летоисчисления и понимали, что обычный способ записи дат, применяемый в быту - скажем, от начала правления императора или по какой-нибудь эре, - не является вечным. Со временем может появиться новая точка отсчета эры, а старая будет забыта. Или, скажем, может сильно измениться вид букв или цифр, которыми записана дата. Тогда "обычная" дата станет уже непонятной для потомков. Поэтому для покойника, уходящего в вечность, старались придумать другой, "вечный" способ записи дат. В качестве такого способа был взят гороскоп - то есть расположение планет по зодиакальным созвездиям. Следовательно, астрономия к тому времени была уже достаточно развита, чтобы люди понимали, что один и тот же гороскоп очень редко повторяется на небе. А значит - с его помощью действительно можно записать дату. И такая запись будет "вечной как небо".
.
Таким образом, астрономическая датировка зодиака, нарисованного на крышке египетского гроба или на потолке египетской погребальной пещеры (гробницы), действительно может рассматриваться как приблизительная дата захоронения. Конечно, нельзя исключать вероятность, что на погребальном зодиаке была записана не дата смерти или рождения покойника, а скажем, дата, связанная с каким-нибудь его знаменитым предком. Основателем рода, например, - на эпоху которого и был рассчитан нарисованный в гробнице зодиак с гороскопом. Но такие случаи, если они и случались, скорее всего, были редкостью. Поэтому для зодиаков из египетских гробниц дата гороскопа может быть с большой долей вероятности приравнена к дате погребения или рождения покойника. То есть это - приблизительная дата захоронения.
.
С другой стороны, если зодиак изображен не в гробнице, а на потолке храма, то он вряд ли служил для обозначения даты строительства этого храма. Поясним нашу мысль подробнее,
.
Дата строительства храма и вообще, обстоятельства, связанные с его строительством, обычно не занимают главенствующего места в настенных, а тем более - потолочных изображениях этого храма. Обычно в храме на почетном месте изображаются события, которым посвящен храм, а не картины его строительства. То есть - события древние уже для того времени, когда храм строился. Ведь храмы обычно посвящают древним, а не современным событиям. И расписывают его соответственно. Даже в тех случаях, когда храм строится фактически в честь события современного.
.
Зодиаки, обнаруженные в древне-египетских храмах - в Дендере и в Эсне, - это каменные барельефы больших размеров, помещенные на потолке главных помещений храма, на самом видном, почетном месте. Скажем, если сравнивать с русскими храмами, то по месту расположения египетские зодиаки будут соответствовать росписи под куполом. Можно ли представить себе русский храм, подкупольная роспись которого рассказывала бы о его строительстве? Нет, такого не бывает.
.
Поэтому наиболее вероятным выглядит предположение, что даты, изображенные на зодиаках египетских храмов, относятся к жизни того святого, которому посвящен данный храм. Скажем, указывают на день его смерти или на какие-нибудь другие, связанные с ним важные события.
.
Например, если древне-египетский храм был посвящен Рождеству Христа, то на его потолке могли изобразить зодиак с датой Рождества Христова. Причем, строителям храма совсем не обязательно было помнить - как именно были расположены планеты в день Рождества. Расположение планет (гороскоп) на нужную дату, скорее всего просто вычисляли. Вычисление гороскопа для данной даты - несложная задача. Дело в том, что положения планет в гороскопе задаются лишь попаданием в зодиакальное созвездие, то есть очень приблизительно. Поэтому, для расчета гороскопа вполне достаточно было владеть, скажем, "античной" астрономической теорией Птолемея. Эта задача была вполне под силу средневековой и "античной" астрономии.
.
Поэтому дата храмового египетского зодиака, в отличие от зодиака из гробницы, не может служить для датировки самого храма. Но, конечно, она дает для него границу снизу. Ясно, что храм не могли построить раньше, чем происходили события, которым этот храм посвящен. Другими словами, древний египетский храм не мог быть построен раньше даты, записанной на его зодиаке. Однако он мог быть построен ПОЗЖЕ этой даты. Причем - гораздо позже. Может быть, даже на несколько сотен лет.

35

1.5. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЕГИПЕТСКИХ ЗОДИАКОВ, КОТОРЫМИ МЫ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ
.

Анализ символики египетских зодиаков и их расшифровка требует внимания к мельчайшим подробностям. Как показали наши исследования, мелкие и несущественные на первый взгляд детали зодиака, а также взаимного расположения символов на нем, часто оказываются очень важными. От них может существенно зависеть расшифровка данного зодиака. Поэтому для астрономического датирования египетских зодиаков важно иметь как можно более точные и подробные их изображения. Лучше всего - качественные цветные фотографии крупным планом.
.
К сожалению, далеко не во всех случаях нам удалось достать такие фотографии. Найти качественные фотографии некоторых египетских зодиаков, даже весьма знаменитых, - оказалось очень непростым делом.
.
Случайно ли это? Выше уже было сказано о том, что современные египтологи склонны относиться к египетским зодиакам как к астрономическим фантазиям. И в то же время - почти полное отсутствие современных публикаций с подробными, качественными изображениями зодиаков. То есть публикаций, дающих возможность выполнить астрономическую датировку зодиака. Даже в том случае, когда фотографии зодиаков публикуются, они, как правило, либо низкого качества, либо не показывают всего зодиака, а только его часть. Исключения есть, но они очень редки.
.
Не сталкиваемся ли мы здесь с тем, что египтологи "заботливо оберегают" скалигеровскую хронологию от противоречащих ей датировок? Поэтому и стараются не публиковать материалы, которые могут послужить основой для нескалигеровских датировок? Ведь в XIX и в начале XX века, когда у египтологов еще была надежда подтвердить скалигеровскую хронологию Египта с помощью астрономического датирования, ими было опубликовано множество качественных и подробных рисунков египетских зодиаков. См., например, [2], [24], [14]. Все эти рисунки были нами изучены и мы воспроизведем их ниже.
.
Очень качественные и подробные рисунки нескольких египетских зодиаков содержатся в наполеоновском описании Египта [2]. Это описание было опубликовано во Франции в начале XIX века по следам наполеоновской экспедиции в Египет 1798-1801 годов. Мы пользовались современным переизданием [2].
.
В нашем исследовании мы пользовались всеми известными нам рисунками, прорисовками и фотографиями египетских зодиаков. Перечислим их.
.
1) Круглый дендерский зодиак, называемый также "Зодиаком Осириса" [10]. Каменный потолочный барельеф, рис.1.8.
http://s6.uploads.ru/GsIJ8.jpg

В наполеоновском альбоме приведен штриховой рисунок, а также прорисовка этого зодиака. См. [2], A.Vol.IV,Pl.21. Все символы на зодиаке, вплоть до мелких деталей, зарисованы. Художники пытались добиться фотографической точности воспроизведения и это им почти удалось. Сравнение рисунка Круглого дендерского зодиака с фотографиями, сделанными в 2000 году в Лувре с оригинала этого зодиака, показывает, что ошибок в рисунке практически нет. Имеющиеся мелкие отличия касаются лишь некоторых тонкостей взаимного расположения фигур или тонкостей в написании иероглифов. Но даже таких отличий мало, хотя некоторые из них оказались существенными.
.
В целом сравнение показало, что рисункам зодиаков из наполеоновского издания вполне можно доверять. По крайней мере - для зодиаков прямоугольного типа, в которых тонкости взаимного расположение фигур не существены для расшифровки, поскольку все фигуры расположены на них в ряд. Что касается зодиаков круглого типа, то такой зодиак в наполеоновском описании только один - Круглый дендерский. Для него мы, к счастью, располагаем современными фотографиями, позволяющими снять все возникающие вопросы.
.
Круглый дендерский зодиак сохранился полностью. Он не имел утрат, сбитых фигур, сколов и т.п. в момент зарисовки. Судя по современным фотографиям, он до сих пор почти не имеет утрат.
.
2) Длинный или "четырехугольный" дендерский зодиак. Каменный потолочный барельеф. Это - зодиак прямоугольного типа. То есть его очертания имеют вид прямоугольника, а все фигуры расположены в нем четкими рядами.
.
Для Длинного, также как и для Круглого дендерского зодиака, в [2] имеется штриховой рисунок и прорисовка. Все фигуры и символы зарисованы достаточно крупно и хорошо видны на рисунке. См.[2], A.Vol.IV,Pl.20. В [2] приведен также рисунок всего потолка, на котором был найден Длинный зодиак. Собственно Длинный зодиак является частью большого потолочного изображения [2], A.Vol.IV,Pl.18.
.
Как уже было отмечено, требования к точности зарисовки зодиака прямоугольного типа ниже, чем для круглых зодиаков. В круглом зодиаке при расположении фигур по всему полю, художнику-зарисовщику трудно не сделать ошибки. Даже если он разбирается в астрономии. Поскольку он не до конца понимает астрономический смысл египетских фигур и не знает всех условностей их взаимного расположения, Чуть-чуть сместилась фигура относительно соседей, окружающих ее со всех сторон, - и важная деталь астрономического описания может быть потеряна. Ниже мы приведем примеры этого. В зодиаках же прямоугольного типа небольшое смещение фигур друг относительно друга не меняет астрономического смысла картины. Кроме того, здесь у каждой фигуры всего лишь два соседа, поэтому взаимное расположение фигур легче точно скопировать.
.
Итак, качество рисунков Длинного дендерского зодиака в наполеоновском описании [2] вполне достаточно для анализа и астрономической датировки этого зодиака. Мы воспроизведем эти рисунки ниже.
.
Длинный дендерский зодиак также сохранился полностью. На рисунках из наполеоновского издания нет следов утрат на этом зодиаке.
.
3) Зодиак из главного, большого храма в Эсне. Каменный потолочный барельеф. В [2] имеется штриховой рисунок и прорисовка этого зодиака. См. [2], A.Vol.I,Pl.79.
.
Зодиак из большого храма в Эсне является зодиаком прямоугольного типа, поэтому все сказанное выше по поводу Длинного дендерского зодиака, в полной мере относится и к нему.
.
Судя по рисунку в наполеоновском издании [2] этот зодиак в момент зарисовки был в очень хорошем состоянии, не имел утрат. Рисунок в [2] тщательный и подробный. В 2002 году мы побывали в Эсне и подробно засняли этот зодиак на фотопленку. Сравнение показало, что наполеоновский рисунок имеет несколько неточностей, но достаточен для правильной датировки.
.
4) Зодиак из малого храма в Эсне. Каменный потолочный барельеф. В [2] также имеется штриховой рисунок и прорисовка этого зодиака. Часть этого зодиака была сбита. Так он и зарисован художниками Наполеона. Несбитая часть - в хорошем состоянии.
.
5) Зодиак из гробницы Рамзеса VII в луксорской долине царей. В наполеоновском описании [2] эта гробница названа "I-ER TOMBEAU DES ROIS A L'OUEST". В [2] приведен подробный цветной рисунок этого зодиака. См. рис.1.3. Зодиак прямоугольного типа, без большого числа мелких деталей. Рисунок из [2] вполне достаточен для анализа этого зодиака и его астрономического датирования.
.
6) Современные прорисовки Круглого дендерского зодиака и его фрагментов, сделанные по оригиналу Круглого зодиака, находящемуся в Лувре [10].
.
7) 30 фотографий Круглого дендерского зодиака, сделанные в 2000 году в Лувре проф.Я.В.Татариновым.
.
8) Фотографии фрагментов Круглого дендерского зодиака из книги Альберто Карло Карпичечи "Искусство и история Египта" [9], с.165.
.
9) Фотография части Круглого дендерского зодиака из книги Desroches-Noblecourt Christiane. "Life and Death of a Pharaoh Tutankhamen" [13], с.255.
.
10) Прорисовка зодиака, обнаруженного Г.Бругшем на "древне"-египетском гробе. Опубликована Г.Бругшем в 1862 году [14]. Прорисовка Бругша воспроизведена Н.А.Морозовым [4], том 6, с.696.
.
11) Прорисовка атрибских зодиаков, найденных Флиндерсом Петри в 1901 году на потолке египетской погребальной пещеры. Опубликована Флиндерсом Петри в 1902 году в 14-том томе Известий Британской школы египетской археологии (British School of Archaelogy in Egypt), откуда ее заимствовал Н.А.Морозов [4], том 6, с.728, 730. См. также [24].
.
12) Зодиаки с потолков египетских гробниц Петосириса и Петубастиса. Черно-белые фотографии, цветные фотографии отдельных фрагментов, а также подробные прорисовки этих зодиаков взяты нами из публикации Нейгебауера, Паркера и Пингри [5].
.
13) Рисунок Длинного дендерского зодиака, опубликованный Боде и воспроизведенный Н.А.Морозовым в [4], том 6, вклейка после с.672.

36

1.6. СТИЛИЗАЦИЯ ЗОДИАКОВ В НАПОЛЕОНОВСКОМ ОПИСАНИИ ЕГИПТА
.
Относительно рисунков и прорисовок египетских зодиаков в наполеоновском издании [2] необходимо сделать следующее замечание.
.

Художника Наполеона стремились к высокой, почти фотографической, точности в расположения фигур зодиаков. Они зарисовывали все, что могли разглядеть, даже самые мелкие детали. Но при этом они довольно сильно стилизовали фигуры на зодиаках, делали их более красивыми и утонченными. То есть - вносили в рисунки египетских зодиаков стиль и технику своей эпохи. Поэтому к рисункам из альбома Наполеона нельзя относится как к фотографиям. В частности, по этим рисункам нельзя судить о художественном уровне египетских зодиаков. Сравнение с фотографиями показывает, что подлинные зодиаки из храма в Дендере намного проще и грубее, чем они выглядят на рисунках наполеоновских художников.
http://s6.uploads.ru/kXOdC.jpg
На рис.1.28 приведены для сравнения два изображения "богини Нут" из храма в Дендере, помещенной рядом с Круглым дендерским зодиаком. Одно - по рисунку наполеоновских художников [2], A.Vol.IV,Pl.21, другое по современной фотографии [9], с.165. Бросается в глаза сильная стилизация фигуры Нут на "наполеоновском" рисунке. В то же время, положение ее тела передано очень точно. Отметим, что в отличие от оригинала, где Нут представлена обнаженной, на рисунке она оказалось одетой в прозрачное платье. Впрочем, художники явно старались сделать добавленное ими платье, как можно менее заметным. Облик лица Нут, по-видимому, является чистым вымыслом художников. На фотографии видно лишь общее очертание человеческого лица. Само лицо Нут было либо сбито либо не проработано с самого начала.

37

http://s7.uploads.ru/KWA7N.jpg
На рис.1.29 один и тот же фрагмент Круглого дендерского зодиака представлен по рисунку наполеоновских художников [2], A.Vol.IV,Pl.21 и по современной фотографии [13], с.255. Рисунок точен, но некоторые фигуры на нем несколько стилизованы. В первую очередь это касается лиц, которые на рисунке гораздо лучше проработаны, чем в оригинале. Египетский барельеф в данном случае передает лишь общие очертания лиц. Ясно лишь какая голова у той или иной фигуры - человека, сокола, льва и т.п. Но четких, проработанных черт лица на барельефе нет. На рисунке же лица фигур представлены более красивыми, чем на самом деле. Но при этом художники старались не исказить смысл оригинала. Лишь слегка приукрашивали его. Например, подрисовывали глаза и т.п. См. рис.1.29.

38

http://s6.uploads.ru/BEYtT.jpg
На рис.1.30 показано, что в отдельных случаях художники Наполеона не соблюдали тонкостей взаимного расположения фигур на Круглом дендерском зодиаке. Все-таки в такой сложной композиции добиться "на глаз" фотографической точности практически невозможно. На рис.1.30 показан один и тот же фрагмент Круглого зодиака в трех видах: 1) современная прорисовка из [10], сделанная, скорее всего, на основе фотографии; 2) "наполеоновская" прорисовка из [2]; 3) "наполеоновский" штриховой рисунок из [2].

39

http://s6.uploads.ru/lsJML.jpg
Фотография этого же участка зодиака представлена на рис.1.31. Видно, что наиболее точной является современная прорисовка из [10]. На ней фигурка путника с посохом стоит на Колосе Девы - касается его ногой, - как это и изображено на самом зодиаке. Ср. с фотографией на рис.1.31. Но на обоих "наполеоновских" рисунках, как на штриховом, так и на прорисовке, эта фигурка заметно удалена от Колоса Девы.
.
Как мы увидим ниже, эта ошибка художников Наполеона далеко не безобидна. Поясним это подробнее. Дело в том, что путник на зодиаке - это символ планеты. А колосок в руке Девы на рис.1.30 - это Спика, самая яркая звезда в созвездии Девы. Спика в старинной астрономии так и назвалась - Колос Девы. То, что путник-планета касается ногой Спики (Колоса Девы) скорее всего означает, что планета соприкоснулась со Спикой или оказалась очень близко к ней. Напомним, что Спика находится почти на самой эклиптике и поэтому планеты в своем движении действительно могут подходить очень близко к этой яркой, знаменитой звезде. И даже сливаться с ней.

40

Кроме того, иероглифическая надпись над головой путника (выше звездочки) превратилась у наполеоновских художников в изогнутую змею. На самом же деле это - не змея, а три иероглифа: "ходить" (нога), "ткань" (сгиб) и "нож" (полукруг с ручкой)", образующие надпись "СБК" [9], с.19. См. рис.1.31 и рис.1.32. Скорее всего, здесь стоит имя планеты Меркурий - "Себек". Именно так назывался Меркурий на египетских зодиаках по мнению известного египтолога XIX века Г.Бругша. См. [4], том 6, с.697. Ниже, в главе 6 мы вернемся к этой надписи.
http://s6.uploads.ru/DQmbT.jpg
Таким образом, в данном примере важная астрономическая информация, имеющая непосредственное отношение к расшифровке и датированию Круглого дендерского зодиака, была в "наполеоновских" рисунках потеряна. Более того, она была искажена. К счастью, этот случай - скорее исключение, чем правило. В целом, "наполеоновские" рисунки все же достаточно точны. Но искажения в них встречаются. Причем, как мы только что убедились, иногда они затрагивают действительно важные детали зодиака.

41

http://s7.uploads.ru/wh0e1.jpg
На рис.1.33 представлена фотография фрагмента Длинного дендерского зодиака в сравнении с "наполеоновским" штриховым рисунком и "наполеоновской" прорисовкой того же участка. Видно, что рисунок и прорисовка в целом точны, хотя в мелких деталях есть ряд отличий. Так, например, фигуры на рисунке несколько стилизованы. На "наполеоновских" рисунках обе женские фигуры одеты в длинные платья, а на фотографии эти платья совсем другие. Ряд мелких деталей на рисунках упущен. Например, на этом участке Длинного дендерского зодиака:

42

1) Пропущена голова сокола в табличке над головой девушки справа, рис.1.34.
http://s6.uploads.ru/DRzxH.jpg
2) Пропущена полустершаяся и, видимо, не замеченная художниками звезда над головой девушки слева, рис.1.34.
.
3) Птица в табличке над головой мужской фигуры справа - это сокол, а на рисунке он превращен в ибиса, рис.1.34.
.
4) Египетский крест в руке у мужской фигуры, хорошо видный на фотографии, рис.1.34, на рисунках отсутствует. Ср. рис.1.33.
.
5) Сильно стилизованы фигуры девушек и особенно их платья, рис.1.34.
.
Однако, повторим, все эти упущения в наполеоновском описании Египта [2] касаются лишь отдельных деталей зодиаков. В целом, следует признать, что "наполеоновские" рисунки египетских зодиаков достаточно точно передают оригиналы.
.
1.7. НАШИ УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ЕГИПЕТСКИХ ЗОДИАКОВ
.

Иногда нам будет удобно применять для египетских зодиаков сокращенные обозначения. Будем использовать следующие обозначения, состоящие из двух латинских букв для каждого зодиака:
.
1) "DL" - Длинный дендерский зодиак (Дендерский храм).
.
2) "DR" - Круглый дендерский зодиак (Дендерский храм).
.
3) "EB" - Большой эснский зодиак (храм в Эсне).
.
4) "EM" - Малый эснский зодиак (храм к северу от Эсны, ныне уже утраченный).
.
5) "AV" - Верхний атрибский зодиак, найденный Флиндерсом Петри.
.
6) "AN" - Нижний атрибский зодиак, найденный Флиндерсом Петри.
.
7) "OU" - Зодиак из гробницы Рамзеса VII ("Фивский цветной"), рис.Ц15. Долина царей.
.
8) "P1" - Зодиак из гробницы Петосириса, внешняя комната. Оазис Дахла.
.
9) "P2" - Зодиак из гробницы Петосириса, внутренняя комната. Оазис Дахла.
.
10) "BR" - Зодиак Бругша с демотическими приписками.
.
11) "RS" - Зодиак из гробницы Рамзеса VI (Долина царей), рис.Ц13.
.
12) "RC" - Зодиак из гробницы Рамзеса IV (Долина царей), рис.Ц33, рис.Ц34.
.
13) "SP" - Зодиак из гробницы Сети I (Долина царей), рис.Ц31.
.
14) "SN" - Зодиак из гробницы "архитектора Сененмута" (расположена к северу от храма Хатшепсут, рядом с Долиной царей) [113], с.113, рис.Ц32.
.
15) "KZ" - "Краткий Зодиак" из царской гробницы в Герменте, недалеко от Долины царей [2], A, Vol.I, Pl.96.
.
16) "SO" - Зодиак Сотера из Шейх Абд аль-Курны, рис.Ц.20.
.
17) "MT" - Зодиак со "стелы Меттерниха", см. раздел 7.10 главы 7.
.
18) "LK" - Зодиак "Лев Коммагены", см. раздел 7.11 главы 7.
.
19) "RZ" - Зодиак с геммы "Марка Аврелия", см. раздел 7.12 главы 7.
.
20) "LV" - Зодиак из Лувра, см. раздел 7.14 главы 7.
.
21) "NB" - Зодиак "с одетой Нут", см. раздел 7.15 главы 7.
.
Эти обозначения будут использоваться, в частности, на рисунках, а также при описании компьютерных вычислений. Кроме того, они входят в названия файлов, которые мы приводим в Приложениях.
.
О большинстве из перечисленных здесь зодиаков вкратце уже было сказано выше. Более подробно о каждом из них пойдет речь в разделах, посвященных их астрономическим датировкам.

43

Глава 2
ПРЕЖНИЕ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ ДАТИРОВКИ ЕГИПЕТСКИХ ЗОДИАКОВ
.
2.1. КРУГЛЫЙ И ДЛИННЫЙ ДЕНДЕРСКИЕ ЗОДИАКИ

.

Попытки астрономического датирования Круглого и Длинного дендерских зодиаков начались в XIX веке. Первоначальная расшифровка их гороскопов была предложена египтологами XIX века, в частности знаменитым немецким египтологом Г.Бругшем. Расшифровка основывалась как на виде фигур, изображенных на зодиаках, так и на прочтенных Г.Бругшем иероглифических надписях над головами некоторых фигур-планет. Подробный обзор см. в [4], с.652-655.
.
В частности, сразу было замечено, что все планеты, кроме Солнца и Луны, изображены на дендерских зодиаках, - так же как и на многих других египетских зодиаках - в виде ПУТНИКОВ С ПОСОХАМИ [4], с.652. Посох символизировал перемещение планет по сфере неподвижных звезд. Планеты в старинной астрономии рассматривались как "передвигающиеся", "блуждающие" звезды [27], с.40. Само греческое слово "планэтэс" означает "блуждающий" [27], с.40. Неудивительно поэтому, что фигуры планет на египетских зодиаках, как правило, снабжены посохами.
.
Солнце и Луна изображались на египетских зодиаках в виде кружков, иногда с фигурками внутри [4], том 6, с.652-655. Так они изображены и на дендерских зодиаках.
.
Предложенная египтологами первоначальная расшифровка дендерских зодиаков была затем уточнена Морозовым [4], том 6, с.651-672. В частности, Морозов исправил ошибку Г.Бругша в отождествлении Венеры. Об этом мы будем подробно говорить ниже.
.
На основе сделанной египтологами расшифровки, дендерские зодиаки пытались датировать по содержащимся на них гороскопам многие известные астрономы XIX века: Дюпюи, Лаплас, Фурье, Летрон, Хольм, Био и другие. Полученный ими результат оказался отрицательным: дендерских планетных сочетаний (гороскопов) на реальном небе не появлялось начиная от глубокой древности до III века н.э., то есть до самого средневековья [4], том 6, с.651. Для более поздних эпох вычисления не производились, пока датировкой дендерских зодиаков не занялся Н.А.Морозов.
.
Н.А.Морозов, пользуясь своими глубокими познаниями в старинной астрономической символике, заново проверил расшифровку дендерских зодиаков, предложенную египтологами. В отдельных случаях, как, например в уже упомянутом случае с Венерой, он исправил явные недочеты этой расшифровки. Однако в основном расшифровка египтологов была им подтверждена. Уточненную Н.А.Морозовым расшифровку дендерских зодиаков мы подробно обсуждаем ниже.
.
Н.А.Морозов следовал классическому подходу к расшифровке египетских зодиаков. То есть - тому же подходу, который был предложен в работах египтологов XIX века. Поэтому его расшифровка оказалась неполной. Наши исследования показали, что он оставил без внимания или неправильно понял значительное количество астрономических сведений, сообщаемых египетскими зодиаками помимо основного гороскопа. Дело в том, что Н.А.Морозов, как и его предшественники, ошибочно полагал, что астрономическое содержание египетского зодиака исчерпывается одним-единственным, содержащимся в нем гороскопом.
.
Проверив и уточнив расшифровку дендерских зодиаков, Н.А.Морозов принялся за вычисления дат их гороскопов. В отличие от своих предшественников, он уже не доверял скалигеровской хронологии и основанной на ней хронологии "древнего" Египта. Поэтому Н.А.Морозов продолжил вычисления для эпох после III века н.э. И получил, на фоне того, что было достигнуто до него, просто прекрасное решение:

Длинный дендерский зодиак: 6 мая 540 года н.э.;
Круглый дендерский зодиак: 15 марта 568 года н.э.
(Н.А.Морозов, [4], том 6, с.689-691)

.
Вычисления Н.А.Морозова для дендерских зодиаков были подтверждены известным астрономом Н.И.Идельсоном, который провел контрольные расчеты [4], том 6, с.669.
.
Таблицы с расшифровками Н.А.Морозова дендерских зодиаков и результатами контрольного вычисления Н.И.Идельсона приведены на рис.2.1,

http://s6.uploads.ru/oGx1l.jpg

44

http://s7.uploads.ru/b6GSy.jpg
рис.2.2. Обе таблицы заимствованы нами из книги Н.А.Морозова [4].
.
Решение Н.А.Морозова было первым удовлетворительным с астрономической точки зрения решением "дендерской проблемы".
.

Решение Н.А.Морозова существенно опирается на ту расшифровку дендерских зодиаков, которой он пользовался. Для этой расшифровки найденная им астрономическая датировка дендерских зодиаков VI веком н.э. оказалась единственно возможной на всем интервале от 964 года до н.э. до 1303 года н.э. На этом временно'м интервале Н.А.Морозов проводил свои вычисления [4], том 6, с.667.
.
Однако, решение Н.А.Морозова не было идеально строгим. Оно содержало ряд небольших, но, как оказалось, существенно влияющих на окончательный ответ, натяжек. А именно:
.
1) НАТЯЖКА ПЕРВАЯ. Фигура Венера на Длинном зодиаке помещена между зодиакальными символами Овна и Тельца. В морозовском же решении Венера находится между Овном и Рыбами. То есть - по другую сторону от созвездия Овна, чем показано на Длинном зодиаке.
.
2) НАТЯЖКА ВТОРАЯ. Согласно расшифровке Длинного зодиака, данной самим Морозовым, Меркурий находился к западу от Солнца, между Овном и Тельцом. Однако, в морозовском решении Меркурий был к востоку от Солнца - между Тельцом и Близнецами. То есть, в решении Меркурий оказался по другую сторону от Солнца, чем указано на зодиаке.
.
3) НАТЯЖКА ТРЕТЬЯ. На Длинном зодиаке над головой Меркурия отсутствует звезда. Согласно самому Н.А.Морозову, это говорит о том, что Меркурий БЫЛ НЕВИДИМ, теряясь в лучах Солнца. Но в морозовском решении, напротив, Меркурий оказался ОТЧЕТЛИВО ВИДЕН на небе.
.
Вот что писали по этому поводу Н.С.Келлин и Д.В.Денисенко: "труднее объяснить, почему Меркурий, находившийся 6 мая 540 года в 15-17 градусах восточнее Солнца, помещен на Длинном Зодиаке к западу от него, причем настолько близко, что не может быть виден в солнечных лучах, о чем свидетельствует и отсутствие звезды над его головой. А в 15 градусах от Солнца Меркурий наблюдается даже на широте Москвы и тем более в Египте, где эклиптика наклонена круче к горизонту" [15], с.315.
.
Поясним, что отсутствие звезды над головой планетной фигуры на дендерских зодиаках, как неоднократно отмечал сам Н.А.Морозов, означает, что эта планета НЕ БЫЛА ВИДНА. Другими словами, она находилась в тот день слишком близко к Солнцу и исчезала в его лучах. Напротив, звезда над головой планетной фигуры на дендерских зодиаках означает, что эту планету можно было видеть на небе, [4], том 6, с.675,678,679.
.
4) НАТЯЖКА ЧЕТВЕРТАЯ. На Круглом зодиаке Меркурий показан со звездою над головой В ЗНАК ВИДИМОСТИ. В морозовском же решении удаление Меркурия от Солнца было слишком мало' для того, чтобы обеспечить его видимость. Меркурий в его решении был НЕ ВИДЕН, см.рис.2.1.z02-07.jpg
.
Поясним, что для видимости звезд и планет необходимо, чтобы в момент наблюдения Солнце находилось не менее чем в 9-10 градусах под горизонтом. Однако, в морозовском решении Круглого зодиака погружение Солнца под горизонт в момент восхода Меркурия составляло в Египте всего лишь 4-6 градусов (чем южнее, тем больше) при яркости Меркурия плюс 0,4 по фотометрической шкале. А, скажем, на широте Москвы Солнце и Меркурий взошли в тот день почти одновременно. Поэтому Меркурий заведомо не мог быть виден в солнечных лучах 15 марта 568 года, в морозовскую дату для Круглого зодиака. (Приведенные цифры были получены с помощью астрономической программы А.Волынкина Turbo-Sky.)
.
Московские физики Н.С.Келлин и Д.В.Денисенко [15], с.315-329, подробно изучившие решение Н.А.Морозова в начале 1990-х годов, писали по этому поводу: "решение Н.А.Морозова для Длинного Зодиака содержит ряд натяжек и потому может быть названо УСЛОВНЫМ" [15], с.323.
.
Н.С.Келлин и Д.В.Денисенко продолжили исследования Н.А.Морозова по астрономическому датированию дендерских зодиаков [15], с.315-329. Как уже было сказано, Н.А.Морозов довел свои вычисления дендерских зодиаков лишь до 1303 года. Н.С.Келлин и Д.В.Денисенко распространили расчеты на эпоху после 1300 года, вплоть до нашего времени. При этом они пользовались той же расшифровкой дендерских зодиаков, что и Н.А.Морозов, полностью доверяя ему в этом отношении.
.
В отличие от Н.А.Морозова, Н.С.Келлин и Д.В.Денисенко уже пользовались компьютером. В итоге ими было обнаружено еще одно решение дендерских зодиаков в расшифровке Н.А.Морозова:

Длинный дендерский зодиак: 12 мая 1394 года н.э.;
Круглый дендерский зодиак: 22 марта 1422 года н.э.
(Н.С.Келлин и Д.В.Денисенко, [15], с.315-329)

Решение Н.С.Келлина и Д.В.Денисенко оказалось даже лучше морозовского. Причем - как по Круглому, так и по Длинному зодиаку [15], с.321-325. Однако для Длинного зодиака их новое решение все-таки содержало некоторую натяжку. В итоге, Н.С.Келлин и Д.В.Денисенко вынуждены были написать следующее: "Понимая, что и такое объяснение не лишено натяжек, приходится признать и это решение Длинного зодиака УСЛОВНЫМ (речь идет о решении 1394 года - Авт.), хотя оно и более удовлетворительно, чем найденное Н.А.Морозовым" [15], с.325.
.
Таким образом, идеального решения для дендерских зодиаков в строго морозовской расшифровке так и не было обнаружено. Оказалось, что такого решения просто нет.
.
В 1999-2000 годах проблемой астрономической датировки египетских зодиаков, в частности - дендерских, занялась Т.Н.Фоменко [1]. Она заново проанализировала расшифровку Н.А.Морозова и предложила внести в нее некоторые изменения. А именно, в ее работе было предложено поменять местами символы Солнца и Луны в морозовской расшифровке Круглого зодиака.
.
Кружок с глазом внутри, который Н.А.Морозов считал Солнцем на Круглом зодиаке, Т.Н.Фоменко предложила считать Луной и наоборот - круг с девушкой внутри, который Н.А.Морозов считал Луной, Т.Н.Фоменко предложила считать символом Солнца. Мы не будем здесь останавливаться на обсуждении этого вопроса, поскольку вернемся к нему ниже в главе 4. В нашей работе мы рассматриваем оба варианта.

45

В своей работе [1] Т.Н.Фоменко обнаружила следующий важный факт. Оказалось, что прорисовка Длинного зодиака из "Уранографии" Боде, которой пользовался Н.А.Морозов [4], том 6, с.674, содержит ряд существенных неточностей и искажений [1], с.746-748. Сравнив эту прорисовку (воспроизведенную Н.А.Морозовым) с гораздо более точной прорисовкой из наполеоновского альбома [2], Т.Н.Фоменко заметила, что искажения настолько значительны, что меняют астрономическое содержание Длинного зодиака. В результате, гороскоп Длинного зодиака, определенный Н.А.Морозовым по этому рисунку, оказался просто неверным. Прорисовку Длинного зодиака из "Уранографии" Боде, которой пользовался Н.А.Морозов и которую он воспроизвел в своей книге [4], том 6, вклейка после 673, мы приводим на рис.2.3
http://s6.uploads.ru/aH4F1.jpg

46

http://s6.uploads.ru/iw0cE.jpg
и рис.2.4. Этот рисунок был впервые опубликован в книге барона Д.В.Денона "Путешествие по Нижнему и Верхнему Египту" ("Voyage dans la Basse et la Haute Egypt", 1802). Барон Денон сопровождал Наполеона во время египетской экспедиции 1798 года и сделал тогда множество зарисовок египетских древностей, которые затем опубликовал в своей книге. Многие из этих рисунков Денона были сделаны в спешке, буквально под огнем противника [106]. Естественно, в них вкралось много неточностей. Впоследствии под редакцией Денона вышел наполеоновский альбом по Египту [2], в котором появился уже гораздо более точный и аккуратный рисунок Длинного дендерского зодиака с исправлением всех неточностей первоначального рисунка. Однако Н.А.Морозов, по-видимому, не знал о существовании точной прорисовки Длинного зодиака в наполеоновском альбоме и пользовался первоначальной неточной зарисовкой Денона, которая была перепечатана в "Уранографии" Боде.
.
Т.Н.Фоменко писала по этому поводу: "Он (Н.А.Морозов - Авт.) полностью доверился этому рисунку и принялся за расшифровку Длинного Зодиака "по Боде". Но тут у него начались трудности, которые Н.А.Морозову в итоге не удалось преодолеть... Посмотрим повнимательнее на рисунок Боде. Сразу же бросается в глаза, что самая левая фигура, изображающая, как мы уже знаем, планету Сатурн, почему-то нарисована БЕЗ ПОСОХА ... Тем самым, рисунок Боде "вычеркивает Сатурн" из этой части Длинного Зодиака ... между Весами и Девой астроном Боде, напротив, зачем-то ДОБАВИЛ ПОСОХ одной из расположенных здесь фигур ... На обеих копиях художников Наполеона ничего подобного здесь не нарисовано. Фигуры в этом месте Зодиака посохов не имеют ... В результате, Н.А.Морозов, обманутый этим фрагментом рисунка Боде, поместил сюда планету Сатурн. И следовательно ошибся" [1], с.737.

47

http://s6.uploads.ru/HudiT.jpg
Для того, чтобы читатель сам мог оценить разницу между двумя изображениями Длинного дендерского зодиака, мы приводим на рис.2.5 один и тот же фрагмент Длинного зодиака по рисунку из наполеоновского альбома [2] и по рисунку из "Уранографии" Боде, воспроизведенному Н.А.Морозовым. Хорошо видно, что на рисунке Денона из "Уранографии" женской фигуре с полумесяцем на голове не только придан лишний посох - признак планеты, которого у этой фигуры на Длинном зодиаке нет, но и сама эта фигура превращена почему-то из женской в мужскую, рис.2.5. Кстати, именно эту фигуру Н.А.Морозов, из-за пририсованного ей в "Уранографии" посоха, ошибочно принял за символ Сатурна.
.
Воспользовавшись достаточно точными и аккуратными изображениями Длинного дендерского зодиака из наполеоновского альбома [2], Т.Н.Фоменко исправила ошибки в расшифровке Н.А.Морозова, связанные с неаккуратностью рисунка из "Уранографии" Боде и предложила новую расшифровку Длинного зодиака. Обоснования этой расшифровки см. в [1].
.
При поиске астрономических датировок египетских зодиаков в работе Т.Н.Фоменко [1] были выдвинуты новые, в некоторых отошениях существенно более строгие, чем раньше требования к решению. Они состояли в следующем.
.
1) Требовалось абсолютно строгое соответствие расположения планет по зодиакальным созвездиям в решении и на зодиаке;
.
2) Требовалось абсолютно строгое совпадение взаимного порядке планет. Это требование не присутствовало в более ранних работах и впервые было сформулировано в [1].
.
Решения, не удовлетворяющие этим условиям, отбрасывались [1].
.
Таким образом, требования к астрономическим решениям зодиаков, выдвигаемые в работе Т.Н.Фоменко [1], были во многом существенно строже, чем в работах Н.А.Морозова и даже Н.С.Келлина и Д.В.Денисенко.
.
Можно сказать, что Т.Н.Фоменко впервые выдвинула требование ИДЕАЛЬНОГО соответствия между расчетным положением планет и их положением на египетском зодиаке (по используемым ею показателям и в соответствии с предложенной в ее работе расшифровкой). В отличие от подходов Н.А.Морозова и Н.С.Келлина и Д.В.Денисенко, в работе Т.Н.Фоменко не допускось "условных" решений гороскопа.
.
Эта новая идея оказалась очень плодотворной для анализа египетских зодиаков. Мы в полной мере следуем ей в своем исследовании.
.
Вместе с тем, Т.Н.Фоменко не учитывала при проверке своих решений наличия или отсутствия звезды над головами планетных фигур дендерских зодиаков.
.
Напомним, что согласно Н.А.Морозову, звезда над головой планетного символа на дендерских зодиаках означает видимость этой планеты. То есть - что ее можно было увидеть невооруженным глазом на утреннем или вечернем небе. Наоборот, отсутствие звезды у планетных фигур, по крайней мере у тех, которые изображены на зодиаке недалеко от Солнца, означает по Н.А.Морозову, что эта планета была НЕ ВИДНА в день гороскопа [4], том 6, с.675,678,679. Для планет, нарисованных на дендерских зодиаках далеко от Солнца, знак звезды над головой как символ видимости мог опускаться, поскольку значительная удаленность от Солнца уже сама по себе говорила о видимости данной планеты на ночном небе. Ниже мы еще вернемся к этому вопросу.
.
Указания на видимость или невидимость планеты особенно важны для ВЕНЕРЫ и МЕРКУРИЯ, которые, постоянно находясь недалеко от Солнца, то и дело уходят из видимости, теряясь в его лучах. Если на зодиаке одна из этих планет указана как видимая, а в расчетном решении она была не видна, или же наоборот - невидимая, согласно символике зодиака планета, оказалась видимой в расчетном решении - ТО ДАННОЕ РЕШЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОТБРОШЕНО. Естественно, - при условии, что признаки видимости планет считываются нами с египетского зодиака правильно.
.
Забегая вперед, сообщим, что наш подход к проблеме признаков видимости планет на египетских зодиаках следующий. Заранее совершенно не очевидно, кто здесь прав - Н.А.Морозов, который полагал, что признаки видимости планет на египетских зодиаках присутствуют, или Т.Н.Фоменко, которая не считала, что на египетских зодиаках есть символы видимости. В [1] ничего не говорится о признаках видимости и они не используются для отсева лишних решений при астрономической датировке.
.
Поэтому мы поступим так. Будем рассматривать предположение Н.А.Морозова как РАБОЧУЮ ГИПОТЕЗУ. Имея ее в виду, постараемся найти для всех известных нам египетских зодиаков такие решения, которые были бы:
.
Во-первых, идеальны по Т.Н.Фоменко. То есть абсолютно строго соответствовали бы египетскому зодиаку в смысле расположения планет в созвездиях и взаимного порядка планет.
.
Во-вторых, полностью учитывали бы признаки видимости планет, указанные Н.А.Морозовым.
.
Но это еще не все. Кроме этого, будем требовать точного соответствия по отношению ко ВСЕЙ ОБНАРУЖЕННОЙ НАМИ НА ЕГИПЕТСКИХ ЗОДИАКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ АСТРОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.
.
Однако при этом мы будем рассматривать не одну "самую лучшую", а сразу ВСЕ ДОПУСТИМЫЕ РАСШИФРОВКИ ЗОДИАКОВ.
.
Если для всех египетских зодиаков действительно найдутся такие, идеальные во всех перечисленных смыслах решения, то значит Н.А.Морозов в данном случае был прав. И, как показали результаты наших расчетов, это действительно так. Мнение Н.А.Морозова о признаке видимости было нами полностью подтверждено. См. ниже разделы, посвященные датированию конкретных зодиаков.
.
Вернемся к работе Т.Н.Фоменко [1]. Выше мы вкратце описали принятый в этой работе подход к датированию египетских зодиаков. Более подробно с ним можно ознакомится по самой работе [1].
.
В работе Т.Н.Фоменко [1] в рамках принятого ею общего подхода к датированию египетских зодиаков и в предложенной ею расшифровке, решение Длинного зодиака оказалось единственным на всем историческом интервале: 7-8 апреля 1727 года. Что касается Круглого зодиака, то его датировка, вычисленная Т.Н.Фоменко, не изменилось по сравнению с датировками Н.А.Морозова и Д.В.Денисенко, Н.С.Келлина.

48

Причина последнего совпадения, несмотря на изменения в расшифровке, в том, что знаки Солнца и Луны на Круглом зодиаке, которые в расшифровках Н.А.Морозова и Т.Н.Фоменко поменялись местами, находятся в одном и том же созвездии Рыб, рис.2.6. Поэтому гороскоп Круглого зодиака, а, следовательно, и его датировка, от перестановки символов Солнца и Луны не меняется.
http://s6.uploads.ru/3cAuP.jpg
Итак, решение Т.Н.Фоменко оказалось следующим:

Длинный дендерский зодиак: 7-8 апреля 1727 года н.э.;
Круглый дендерский зодиак: 15 марта 568 года н.э.
или 22 марта 1422 года н.э.
(Т.Н.Фоменко, [1]).

49

Наше исследование дендерских зодиаков показало, что в них, помимо основного гороскопа, рассматриваемого в предыдущих исследованиях, содержатся также и достаточно подробные частные гороскопы. Даваемая ими дополнительная астрономическая информация позволяет провести расчеты сразу для всех возможных вариантов расшифровки. При таком объеме дополнительных астрономических сведений, который мы обнаруживаем на дендерских зодиаках, вероятность случайного решения практически сводится к нулю. Подробнее об этом пойдет речь ниже, а здесь приведем лишь рисунки Круглого и Длинного дендерского зодиаков, на которых мы выделили группы символов, содержащих, как мы обнаружили, астрономические сведения, дополняющие основной гороскоп и позволяющие уточнить датировку. См. рис.2.7
http://s6.uploads.ru/smlaH.jpg

50

http://s6.uploads.ru/6BCu7.jpg
и рис.2.8. Видно, что таких символов довольно много.
.
Подробный анализ, расшифровку и датировку дендерских зодиаков нашим методом см. ниже. Обнаруженное нами астрономическое решение дендерских зодиаков оказалось единственным на всем историческом интервале от 500 года до н.э. до нашего времени. Это решение - следующее:

Длинный дендерский зодиак: 22-26 апреля 1168 года н.э.;
Круглый дендерский зодиак: утро 20 марта 1185 года н.э.

51

2.2. ДВА ЗОДИАКА ИЗ ЭСНЫ
.

Египетский город Эсна расположен сравнительно недалеко от Дендеры. Это - то место в течении Нила, где он делает огромный изгиб, охватывающий гигантскую речную луку, покрытую невысокими горами. В этих горах вырублено множество пещер с древне-египетскими царскими захоронениями. Все входы в пещеры были тщательно спрятаны, замурованы. На другой стороне Нила - город Луксор (Лук-сор ="Лука царей"), который историки считают древними Фивами, описанными Геродотом. В самом Луксоре и в нескольких километрах от него находятся развалины двух грандиозных древне-египетских храмов - Луксорского и Карнакского.
.
В Эсне находятся два храма с зодиаками на потолках. Мы будем называть эти храмы большим и малым храмом Эсны, поскольку один из них гораздо больше другого. Зодиаки в храмах Эсны очень похожи по своей символике на дендерские зодиаки. Хотя между ними есть и различия. Подробно о зодиаках Эсны и их астрономической символике пойдет речь в главе 6.
.
Весьма вероятно, что все древне-египетские постройки "Луки царей" - огромные луксорские храмы, дендерское святилище, храмы в Эсне и т.д. - это сооружения, непосредственно связанные с царским некрополем. То есть, - постройки, имеющие прежде всего погребальный смысл. Тогда понятно, почему именно здесь, в окрестностях "Луки царей", были найдены все большие каменные зодиаки "древнего" Египта - дендерские и эснские.
.
Как мы уже говорили, египетские зодиаки, скорее всего, являются в большинстве случаев изображением дат рождения или смерти покойников. В случае, когда покойник был просто знатным человеком, погребальный зодиак изображали на внутренней крышке его гроба. Если же это был великий царь, то для его погребального зодиака могли построить целый храм. И изобразить зодиак на потолке этого храма. Более того, не исключено, что некоторые из монументальных древне-египетских погребальных зодиаков могли относятся к Христу, его родственникам или апостолам. Как мы теперь понимаем, "древний" Египет был христианской страной. См. нашу книгу "Империя".
.
Подробные изображения обоих зодиаков Эсны, сделанные в XIX веке, содержатся в наполеоновском описании Египта [2].
.
Насколько нам известно, первая попытка расшифровки и астрономического датирования зодиаков из Эсны была сделана в работе Т.Н.Фоменко [1]. Работы других авторов на эту тему нам не известны. В рамках своего подхода, вкратце описанного выше, Т.Н.Фоменко обнаружила, что оба эти зодиака имеют единственное решение (датировку) на всем историческом интервале. Единственность решения проверялась только для предложенной в [1] расшифровки.
.
Решение Т.Н.Фоменко для зодиаков Эсны оказалось следующим:

Зодиак большого храма в Эсне: 1-2 мая 1631 года н.э.;
Зодиак малого храма в Эсне: 2-3 мая 1570 года н.э.
(Т.Н.Фоменко, [1], с.774,798)

.
В ходе нашего анализа обнаружилось, что некоторые из символов, включенных Т.Н.Фоменко в основные гороскопы зодиаков Эсны, принадлежат к частным гороскопам этих зодиаков. Было обнаружено, что зодиаки Эсны, также как и дендерские зодиаки, содержат достаточно подробные частные гороскопы. Другими словами, на них также была обнаружена дополнительная астрономическая информация, практически исключающая появление случайного решения.
.
Подробный анализ и датировку зодиаков из Эсны предложенным нами методом см. ниже. Приведем здесь лишь ответ:

Зодиак из большого храма: 31 марта - 3 апреля 1394 года н.э.;
Зодиак из малого храма: 6-8 мая 1404 года н.э.

.
Решение единственно на историческом интервале от 500 года до н.э. до наших дней.

52

2.3. АТРИБСКИЕ ЗОДИАКИ ФЛИНДЕРСА ПЕТРИ
.

Атрибские зодиаки Флиндерса Петри были исследованы Н.А.Морозовым в [4], том 6, с.728-752. Мы приводим их изображения на рис.2.9. Н.А.Морозов так описывает эти зодиаки и попытки их датировки, предпринятые до него:
http://s6.uploads.ru/SjxEO.jpg
<<В 1902 г. в Лондоне Британская египтологическая школа издала труд В.М.Флиндерса Петри под заглавием "Атриба", посвященный описанию находок, сделанных в 1901 году этим египтологом в Верхнем Египте близ Сохага (Sohag). Атриба, называвшаяся в древности Хат-Репит (т.е. Крепость Репит), находится к югу от Декр-Амба-Шенуде (т.е. Белого Монастыря), где еще ранее были обнаружены следы кельи, отнесенной египтологами к IV веку нашей эры. А к югу от нее, около Харгазе, где окружающие скалы уступами опускаются в Нильскую долину, были открыты исторические памятники, отнесенные исследователями ко времени архейского египетского царства.
.
И в самой Атрибе, еще ранее, были найдены два храма: один, отнесенный ко времени Птоломея IX Флеската, и другой, "начатый Птоломеем XIII Авлетом (т.е. Богоборцем-Дворником) и достроенный Клавдием и Адрианом". Находится она на самой границе пустыни, и потому этот остаток древности был засыпан песком, что представляет очень редкий случай, так как египетские гробницы обыкновенно погружены в отложения нильского ила, несравненно хуже способствующего их сохранности.
.
Последний из двух, только что упомянутых храмов, принадлежал типу Дендерского (или храма в Эдфу), но окружающая коллонада обнаруживает греческое влияние, а скульптурные украшения обоих указывает на "римскую культуру".
.
Материалом их является известняк из средних местных отложений, легко разрушающийся от атмосферических влияний, вследствие чего остальные постройки здесь часто делались из песчаника.
.
На небольшом расстоянии от раскопок этих храмов на нижних уступах возвышенности, спускающейся в Нильскую равнину и мало доступных для исследователя даже и в освобожденном от песка состоянии, Флиндерс Петри открыл искусственную пещеру для погребения, стены которой были покрыты живописью и надписями, а на потолке были нарисованы и раскрашены разными красками два гороскопа, соединяющиеся в одну общую живопись и, очевидно, нарисованные одним и тем же художником, т.е. нижний гороскоп был нарисован после верхнего никак не позже, как лет через 30, и, вероятнее всего, даже много ранее этого крайнего срока. (Предположение Н.А.Морозова о не более, чем 30-летнем разрыве между датами атрибских зодиаков оказалось неверным и сильно помешало ему при астрономической датировке - Авт.) Зодиакальные фигуры носят везде эллинистический характер, но обнаруживают и некоторые чисто египетские особенности. Так, например, созвездие Ориона внизу (см. нижнюю часть рисунка), представлено в виде человека, поднявшего правую руку и приглашающего взойти на небо души Мери-Гора и его отца Аб-Не-Мани, как они названы в иероглифических надписях около изображений их душ, сопровождаемых на небо их земными грехами в виде змей и шакалов (на левой стороне рисунка). Обе души представлены в виде птиц с человеческими головами, и верхний гороскоп, вероятно, принадлежит отцу, а нижний - сыну. Но оба гороскопа, повидимому, обозначают не время их рождения, а время перелета на небо. Только в этом случае и уместно представлять их здесь уже обратившимися в птиц>> [4], том 6, с.731.

53

Прервем здесь на минуту рассказ Морозова. Мы столкнулись с тем моментом в его рассуждениях, который очень сильно мешал ему при расшифровке египетских зодиаков. А именно, встречаясь с символами, не имеющими, как ему казалось, непосредственного отношения к гороскопу этого зодиака, Н.А.Морозов с легкостью объявлял их религиозно-мистическими, далекими от астрономии. Например, в данном случае он необоснованно записал в разряд "мистических символов" важную астрономическую информацию атрибских зодиаков - знаки частного гороскопа летнего солнцестояния, рис.2.10. О частных гороскопах на египетских зодиаках мы будем подробно говорить в главе 4.
http://s6.uploads.ru/ZPFof.jpg
Фигуры птиц-планет частного гороскопа Н.А.Морозов совершенно напрасно объявил "изображениями душ умерших отца и сына". Хотя дальше он сам писал о том, что на атрибских зодиаках птицы означают именно планеты. И это действительно так.
.
В данном случае ошибка Н.А.Морозова, перепутавшего частный гороскоп с мистической сценой, оказалась отнюдь не безобидной. Во первых, он потерял важную астрономическую информацию, имеющую прямое отношение к датировке. Во-вторых, неправильное прочтение египетской символики укрепило его в ошибочной мысли, что между двумя атрибскими датами должно было пройти не более 30 лет. На самом же деле промежуток между ними, как мы увидим, составляет 38 лет. См. главу 7. В то же время, по-видимому, подтверждается мысль Н.А.Морозова, что атрибские зодиаки указывают на годы смерти отца и сына, похороненных в этой пещере.
.
Продолжим цитирование Н.А.Морозова.
.
"Определение времени этой гробницы, как и выше описанных дендерских Зодиаков, является особенно надежным, в виду нахождения тут сразу двух гороскопов, разделенных непродолжительным промежутком времени.
.
Получив летом 1919 года IV том "Британской египтологической школы" с этими гороскопами от профессора Б.А.Тураева для более точного определения их времени астрономическим путем, я повторил прежде всего приведенные там вычисления Нобеля, отождествившего вместе с другими египтологами птицу со змеиным хвостом с Юпитером, мечущим змеистые молнии, птицу с бычачьей головой признавшим за Сатурна, сокола вдали от Солнца - за Марса, а двуликого Януса и птицу без особых отметок около Солнца - за Меркурия и Венеру. Моя проверка показала, что Юпитер в обоих гороскопах был значительно левее, чем вычислил Нобель, да и Марс то же самое, тогда как Сатурн в нижнем гороскопе правее должного. Вышло еще хуже, чем у Нобеля" [4], том 6, с.731.

54

http://s2.uploads.ru/AyLn1.jpg
Надо сказать, что сам Нобель далеко не был удовлетворен своей астрономической датировкой атрибских зодиаков 52 и 59 годами н.э. На рис.2.11 мы приводим таблицу расчетов Нобеля, воспроизведенную Н.А.Морозовым в [4]. При первом же взгляде на эту таблицу становится ясно следующее. То, что сделал в данном случае Нобель - это вовсе не независимое астрономическое датирование старинного зодиака. Нобель пытается лишь найти "самую подходящую" с точки зрения астрономии дату в узких рамках УЖЕ ГОТОВОЙ, заданной египтологами датировки этого зодиака. Ясно, что САМУЮ ПОДХОДЯЩУЮ дату в заданном интервале датировок можно выбрать ВСЕГДА. Другой вопрос - будет ли она и в самом деле удовлетворительной. У Нобеля дата получилась просто из рук вон плохой. Согласование атрибских зодиаков с расчетным небом, получившееся у Нобеля, настолько плохое, что может быть обеспечено вообще для любой эпохи. Нобель несколько растерянно писал по этому поводу:
.
"Гороскопные положения [планет], ВЕРОЯТНО, БРАЛИСЬ ИЗ ТАБЛИЦ, А НЕ ИЗ НАБЛЮДЕНИЙ и эти положения указаны по знакам зодиака, а не по созвездиям. Январь 59 года н.э. хорошо подходит по Луне, Марсу, Юпитеру и Сатурну, но НЕ ГОДИТСЯ ПО ВЕНЕРЕ. Меркурий ВООБЩЕ НЕ СОГЛАСОВЫВАЛСЯ. Юпитер и Сатурн появляются в подобном относительном положении через каждые 58 или 59 лет. В эпохи -118, -60, -1, 59, 117 годов единственным годом, подходящим по трем главным планетам, является 59 год н.э., НО ПОЛОЖЕНИЕ ВЕНЕРЫ СОВЕРШЕННО НЕПРАВИЛЬНО ДЛЯ ЭТОГО ГОДА" [4], том 6, с.732. (Английский текст Нобеля: "The horoscope positions are probably taken from tables and not from observations, and the positions are in signs and not in constellations. The year A.D.59, January, suits well for Moon, Mars, Jupiter and Saturn, BUT IS DISCORDANT FOR VENUS. No attempt has been made to reconcile Mercury. Jupiter and Saturn would be in similar relative positions about every 58 or 59 years. In the epochs -118, -60, -1, 59, 117, the only year that suits the tree superior planets is A.D. 59, but THE POSITION OF VENUS IS QUITE WRONG FOR THAT YEAR" [4], том 6, с.732.)
.
Продолжим прерванный рассказ Н.А.Морозова. Он далее пишет: "Чтоб решить, кто из нас был прав и посмотреть, не найдется ли лучшего решения, я поручил сделать специальное исследование этого памятника древности (речь идет об атрибских зодиаках - Авт.) моему тогдашнему ассистенту по астрономическому отделению Научного Института им.Лесгафта, покойному М.А.Вильеву.
.
Он сделал исчерпывающее вычисление для него на протяжении от минус 500 года ранее начала нашей эры до +600 года после него ... Оказалось, что и Вильев не получил никаких удовлетворительных результатов, как ясно видно из его собственных решений" [4], том 6, с.731-733.

55

Так и не обнаружив удовлетворительного решения, Н.А.Морозов был вынужден пересмотреть свою расшифровку атрибских зодиаков и внести в нее некоторые изменения. А именно - он поменял на них местами Юпитер и Сатурн [4], том 6, с.738-739. В новой расшифровке решение нашлось: 1049 год н.э. для верхнего и 1065 год для нижнего зодиака, рис.2.12. Однако, как видно из рис.2.12, принадлежащего самому Н.А.Морозову, его решение не было идеальным. Более того, ему пришлось предположить, что только нижний зодиак был составлен по наблюдениям, а верхний вычислен, причем неточно. Иначе нельзя было объяснить, почему Марс на верхнем зодиаке так и не попал на предназначенное ему место, рис.2.12.
http://s7.uploads.ru/cHLrO.jpg
Кроме того, взаимный порядок планет в решении Н.А.Морозова отличается от их порядка на атрибских зодиаках. Например, на нижнем зодиаке, согласно морозовской расшифровке, порядок планет в окрестности Солнца следующий: Меркурий, Венера, Солнце, Марс (справа налево, см. рис.2.9). В морозовском же решении он совершенно другой: Меркурий, Марс, Солнце, Венера, рис.2.12. Поэтому явным преувеличением выглядит утверждение Н.А.Морозова, что с нижним гороскопом в его решении "все безусловно верно" [4], том 6, с.746. На самом же деле, в решении Н.А.Морозова содержится ряд натяжек. Причем о наиболее существенной из них речь еще впереди.
.
По поводу своей новой расшифровки атрибских зодиаков Н.А.Морозов писал: "Прежде всего поднялся вопрос: насколько правильно Британская египтологическая школа приняла птицу со змеиным хвостом за Юпитера, а птицу с бычачьей головой за Сатурна? В книге Флиндерса Петри не приведено ни малейших указаний на законность такого выбора" [4], том 6, с.738. Далее Н.А.Морозов предлагает поменять местами Юпитер и Сатурн: "Юпитер, как известно, обращался в быка, а Сатурн - никогда. Сатурн был зловещей планетой..., а потому ему приличен хвост со змеиной головой, а никак не благодетельной планете - Юпитеру. Конечно, - оговаривается Н.А.Морозов, - можно принимать этих змей за молнии, как делает Флиндерс Петри" [4], том 6, с.739.
.
Доводы, приведенные в данном случае Н.А.Морозовым, нельзя считать окончательными. Отметим, что он прибег к ним лишь после того, как убедился, что не может найти решений в первоначальной расшифровке, которая на первых порах никаких возражений у него не вызвала. Что же касается отождествления Сатурна и птицы С БЫЧАЧЬЕЙ ГОЛОВОЙ, предложенного египтологами, то в его защиту тоже можно привести достаточно веские доводы. Ничуть не уступающие тем, которые выдвигает Н.А.Морозов в пользу своей новой расшифровки. В самом деле, на дендерских зодиаках фигура Сатурна часто сопровождается именно символом БЫКА, см. главу 4.
.
Поэтому вопрос об отождествлении Юпитере и Сатурне на атрибских зодиаках нельзя считать исчерпанным. Тем более, что Н.А.Морозов, как оказалось, так и не нашел хорошего решения для этих зодиаков.

56

http://s7.uploads.ru/j7zrp.jpg
Но это еще не все. Наш анализ предыдущих расшифровок атрибских зодиаков - как предложенных египтологами, так и морозовской, - обнаружил в них чрезвычайно сильную натяжку. А именно - ОДНИ И ТЕ ЖЕ ПТИЦЫ на верхнем и нижнем зодиаке почему-то были отождествлены с РАЗНЫМИ планетами. На рис.2.13 мы приводим полный ряд планетных символов на обоих зодиаках вместе с их отождествлениями по Морозову и согласно египтологам. На рисунке хорошо видно, что ни одно из этих отождествлений не удовлетворяет самому простому и естественному требованию: ОДНИНАКОВЫЕ ПЛАНЕТНЫЕ ФИГУРЫ НА ОБОИХ ЗОДИАКАХ ДОЛЖНЫ ОБОЗНАЧАТЬ ОДНУ И ТУ ЖЕ ПЛАНЕТУ. Ясно, что если мы отступим от этого требования, то откроются широкие возможности для самых разнообразных и по сути дела ПРОИЗВОЛЬНЫХ отождествлений планет. Которые могут привести к совершенно необоснованным датам.

57

http://s2.uploads.ru/qh1Ef.jpg
Поясним содержание рис.2.13. На этом рисунке в верхнем ряду представлены символы планет верхнего атрибского зодиака, а в нижнем - планеты нижнего зодиака. Сами эти зодиаки мы привели выше на рис.2.9. Все планеты изображены тут в виде птиц и только один Меркурий выглядит так же, как и на Дендерских зодиаках: двуликий мужчина с посохом. Верхний ряд подписей на рис.2.13 показывает отождествления Н.А.Морозова [4], том 6, с.732. Нижний ряд - отождествления Нобеля, когда они расходятся с морозовскими отождествлениями [4], том 6, с.732.
.
Соответствующие друг другу птицы-планеты с обоих зодиаков для удобства сравнения расположены на рис.2.13 одна под другой. При этом, хорошо видно, что на каждом зодиаке присутствует ровно по две РОГАТЫХ птицы, рис.2.9, рис.2.13. Важно, что форма рогов у них разная: одни - в виде полумесяца, а другие изогнуты на концах и напоминют ухват. По форме своих рогов эти рогатые птицы сопоставляются друг с другом вполне однозначно. Вообще, на рис.2.13 хорошо видно, что птицы-планеты на обоих зодиаках, - верхнем и нижнем, - представляют собой в точности один и тот же набор фигур. ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ, поскольку планетная символика обоих атрибских зодиаков, составляющих ЕДИНЫЙ РИСУНОК, должна быть одна и та же. См. рис.2.13.
.
Но это, по меньшей мере, означает, что ОДИНАКОВЫЕ ПТИЦЫ ОБОЗНАЧАЮТ ОДНИ И ТЕ ЖЕ ПЛАНЕТЫ НА ОБОИХ ЗОДИАКАХ. Но оказывается, что ни Нобель, ни Морозов НЕ ДОБИЛИСЬ ЭТОГО в своих отождествлениях! И следовательно, допустили какие-то ошибки в расшифровке. Отметим, что Нобель, вероятно следуя Г.Бругшу, делает явную ошибку в отождествлении Венеры. А именно - отождествляет эту чисто "женскую" планету с МУЖСКОЙ двуликой фигурой. Об этой ошибке Г.Бругша мы уже говорили выше.
.
Мы не будем здесь анализировать причины ошибок в морозовской расшифровке атрибских зодиаков. Может быть, они связаны с неправильным мнением Н.А.Морозова о том, что между датами верхнего и нижнего зодиака прошло якобы не более 30 лет [4], том 6, с.720.
.
В нашем анализе атрибских зодиаков мы перебрали ВСЕ ВАРИАНТЫ ЕДИНООБРАЗНОГО ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ "АТРИБСКИХ ПТИЦ" С ПЛАНЕТАМИ. Кроме того, была использована дополнительная астрономическая информация, содержащаяся в частном гороскопе летнего солнцестояния на нижнем зодиаке. Подробно о нашем решении атрибских зодиаков рассказано в главе 7. Сообщим здесь лишь окончательный ответ. Решение оказалось единственным на всем историческом интервале от 500 года до н.э. до нашего времени. Это решение следующее.

Верхний зодиак: 15-16 мая 1230 года н.э.
Нижний зодиак: 9-10 февраля 1268 года н.э.

58

2.4. ФИВСКИЙ ЗОДИАК БРУГША
Фивский зодиак Бругша был подробно описан и исследован Н.А.Морозовым в [4], том 6, с.695-728. Прорисовка этого зодиака, принадлежащая самому Бругшу, приведена выше на рис.1.17.

http://s2.uploads.ru/3NMLj.jpg

59

http://s6.uploads.ru/om5cy.jpg
Увеличенный фрагмент с гороскопом, о котором пойдет речь, показан на рис.2.14. Названия планет здесь прямо вписаны между фигурами созвездий, поэтому дешифровка этого гороскпа особых трудностей не вызывает. Н.А.Морозов самым тщательным образом исследовал вопрос об астрономическом датировании этого гороскопа. Свой рассказ о зодиаке Бругша он начинает следующими словами:
.
"Однажды в 1913 году Н.В.Румянцев, бывший тогда еще студентом Филологического института и знавший, что я занимаюсь определениями времени гороскопических записей древности, принес мне из библиотеки своего института книгу Генриха Бругша (Henri Brugsch: "Recueil de Monuments Egyptiens, dessines sur lieux". 1862), в которой между прочим был описан прекрасно сохранившийся по внешности (как будто даже и не слишком уже давно сделанный) гроб из сикоморового дерева, красиво обделанный столярным способом и находящийся теперь в коллекции Монье. Открыл его Бругш, по его собственным словам, в 1857 году, но издал описание только в 1862.
.
В нем была мумия совершенно того же типа, как и обыкновенные египетские... самое интересное для историка или археолога, желающего узнать точную дату времени этого гроба, было нарисовано на внутренней поверхности его крышки, символизирующей небо. Вдоль середины была протянута как бы прикрывающая мумию женская фигура ... Нут, а по обеим сторонам ее изображены 12 созвездий Зодиака совершенно такими же рисунками, какими они изображались и в астрономиях эпохи гуманизма. А на контуре крышки есть нечто еще более замечательное: 24 одинаковые человеческие фигурки перед престолами. Они изображают явно 12 часов дня с одной стороны, а с другой - 12 часов ночи, причем те и другие Бругш пометил на своем рисунке арабскими числами, так что эти и другие (буквенные) обозначения на нашем рисунке не должны смущать читателя" [4], том 6, с.694-695.
.
Этот рисунок Г.Бругша Н.А.Морозов воспроизводит в [4], том 6, с.696. См. рис.1.17, рис.2.14. Продолжим цитирование Н.А.Морозова:
.
"По четырем углам крышки гроба представлены четыре мифологические животные, очевидно, того же значения, какое имеем в Апокалипсисе: Телец, Лев, Центавр и Орел. С правой стороны изображены плывущие в ладьях, очевидно через реку Ахерон, человеческие фигуры и, кроме них, птица ибис и нечто вроде трибуны, а с правой стороны изображено жертвоприношение. Иероглифы, написанные тут и там, не представляют каких-либо исторических указаний и называют умершего Озириеном.
.
Фигура Скорпиона среди 12 созвездий Зодиака закрашена в знак того, что она исчезла в лучах Солнца, что бывает в ноябре, а противоположная ей фигура Тельца зачернена в знак того, что она царит всю ночь, т.е. кульминирует в полночь. На голове Девы изображен серп Луны, каким Луна и является при Солнце в Скорпионе, а кружок над Весами, который я при первом изучении принял за Солнце в Весах (игнорируя закрашенного Скорпиона и зачерненного Тельца), является простым символом того, что осеннее равноденствие, с которого начинается гражданский год, считалось с того момента, когда Солнце из Девы вступает в Весы, т.е. по византийскому христианском счету (Морозов здесь имеет в виду церковное начало года в сентябре - Авт.) ... Это самое обозначение Весов с кружком Солнца на коромысле является очень частым на старинных астрономических Зодиаках, а потому не может служить гороскопическим указанием..." [4], том 6, с.697.
.
Прервем в этом месте Н.А.Морозова. Он напрасно так легко отмахнулся от кружка в Весах. Наш анализ египетских зодиаков показал, что этот кружок обычно обозначает пасхальное полнолуние и имеет прямое отношение к астрономическому датированию. Расскажем об этом подробнее, так как этот момент важен для понимания символики египетских зодиаков.

60

http://s3.uploads.ru/y0wHM.jpg
Пасхальным полнолунием называется первое полнолуние после дня весеннего равноденствия. Оно бывает в марте или в апреле, в течение месяца после весеннего равноденствия. В это время Солнце проходит созвездие Рыб, переходя затем в Овна. Но две тысячи лет тому назад Солнце после весеннего равноденствия шло по созвездию Овна, переходя потом в Близнецы. См. рис.2.15. Поэтому в двух последних тысячелетиях первое весеннее полнолуние очень часто случалось в созвездии Весов. Поскольку именно Весы находятся прямо напротив Овна. Поясним, что Луна в момент полнолуния находится всегда в противоположной точке эклиптики по отношению к Солнцу. Поэтому, если во время полнолуния Солнце находилось в Овне, то полная Луна была видна в Весах.
.
Именно поэтому на египетских зодиаках так часто и встречается тот самый кружок в Весах, о котором писал Н.А.Морозов. Но этот кружок обозначал на них пасхальную полную Луну, а не Солнце, как думал Н.А.Морозов. Мы еще вернемся к этому вопросу ниже, где и приведем соответствующие примеры.
.
Эта ошибка Н.А.Морозова в расшифровке астрономического смысла кружка в Весах оказалась в данном случае не так уж страшна, поскольку не повлекла за собой ошибок в астрономической датировке. Дело в том, что кружок в Весах на зодиаке Бругша, - как и на многих других египетских зодиаках, - НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ОСНОВНОГО ГОРОСКОПА. Тем не менее, подобные ошибки могут привести к общему недопониманию египетской астрономической символики на зодиаках. И, в конечном счете, - к серьезным ошибкам в их расшифровке и астрономическом датировании.
.
Вернемся к рассказу Н.А.Морозова о зодиаке Бругша. Отметим, что Н.А.Морозов обнаружил только один гороскоп на этом зодиаке. А именно - тот, который вписан на нем демотическими знаками, рис.1.17, рис.2.14. Рядом с фигурами созвездий вписаны имена планет. Однако, наш анализ зодиака Бругша показал, что на нем есть ЕЩЕ ДВА гороскопа, не замеченные Н.А.Морозовым. Причем, в отличие от "демотического" гороскопа, они являются частью изображения самого зодиака, а не приписками к нему. Странно, что ни Г.Бругш, ни Н.А.Морозов их не заметили.
.
Н.А.Морозов продолжает: "Документальными и важными являются здесь только обозначения, нарисованные демотическим письмом и более кривыми строками на левой стороне ... Гроб, очевидно, изготовил какой-то профессионал по принятому тогда образцу, а надписи демотическим письмом сделал на нем тот, кто ... по профессии был несомненно астрологом-гороскопистом, так что припискам его приходится придать самое серьезное значение.
.
Из них особенно замечательны две строки между Раком и Львом, специально направленные на голову Льва. На одной из них написано: Гор-пе-Сета, а на другой: Гор-пе-ка, т.е. планета Сатурн и планета Юпитер, и самая близость строк друг к другу, при достаточности здесь свободного места показывает, что Юпитер и Сатурн были в тесном соединении, т.е. Юпитер обогнал здесь Сатурна при Солнце в Скорпионе. Значит дело было в конце юлианского октября или в ноябре за весь наш исторический период времени. Около Девы, ближе ко Льву, стоит демотическая надпись: Гор-Тезер, т.е. планета Марс. Между Скорпионом и Стрельцом, загнувшись даже к голове Стрельца, помечено демотически: Пе-Нетер-Тау (т.е. Светило Утра) - Венера, - хотя в этом положении Венера была в вечерней видимости, и это обнаруживает лишь то, что единство вечерней и утренней Венеры было тогда хорошо известно астрологам. И, наконец, между Скорпионом и Весами написано "Себек", т.е. Меркурий, хотя точности его топографии мы не можем доверять: для надписи о Меркурии уже не было места направо от Скорпиона, да к тому же он невидим на таком близком расстоянии от Солнца, так что писавший ставил его не по непосредственному наблюдению на небе, а по своим соображениям.
.
Демотическое письмо впервые было разобрано Акербледом в 1802 году, за 20 лет до того, как Шамполион разобрал иероглифическое письмо. Оно считается более поздним, чем иероглифы ... Бругш отнес свою находку ко времени "римской власти в Египте", т.е. ни в коем случае не позднее первого века нашей эры.
.
Само собой понятно, с какой напряженностью я принялся за определение времени такого замечательного документа ... Но я получил такое ошеломительное решение - единственную дату 17 ноября 1682 года нашей эры, - что не поверил своим глазам ... Я вполне допускаю, что такое решение может заставить упасть в обморок современного египтолога, и я признаюсь, что упал в обморок и сам" [4], том 6, с.697-698, 727.
.
Однако дальше Н.А.Морозов осторожно признается, что полученное им решение 1682 года не единственно. Оказывается, есть еще одно прекрасное решение, дату которого мы сообщим чуть ниже. Причем это второе решение даже лучше первого. С той только разницей, что Юпитер и Сатурн соединились в нем не в голове, а в хвосте Льва.
.
Но легко видеть, что зодиак Бругша вполне допускает их соединение в любом месте Льва, а не только в голове, рис.2.14. То, что строчки с именами Юпитера и Сатурна оказались именно около головы, а не другой части Льва, ни о чем не говорит. Ведь эти строчки должны были где-то приблизиться ко Льву. Вряд ли человек, вписывавший имена планет на зодиаке Бругша, пытался уточнять их места внутри созвездий. Египетские зодиаки, вообще говоря, не позволяют достичь подобных уточнений. Зодиак Бругша - не исключение, рис.2.14.
.
Поэтому очень сомнительно, чтобы автор зодиака Бругша стремился к уточнениям такого рода. Вряд ли точное место планет внутри созвездий было даже в той "шпаргалке", которую он получил от астрономов, и по которой рисовал зодиак.
.
В любом случае, мы не вправе делать подобных предположений без достаточных на то оснований. Но проведенный нами анализ египетских зодиаков показывает, что их авторы НИКОГДА НЕ СТАРАЛИСЬ УТОЧНЯТЬ ПОЛОЖЕНИЯ ПЛАНЕТ ВНУТРИ СОЗВЕЗДИЙ. Даже в тех случаях, когда подробность и размеры зодиака вполне позволили бы этого достичь (если бы такое желание возникло). Но этого не было. Что отмечал и сам Н.А.Морозов.
.
Например, на Длинном дендерском зодиаке каждое созвездие снабжено двумя дополнительными фигурами десятиградий. То есть, - изображено не одной, а сразу тремя фигурами. См. раздел 4.2.1, а также анализ дендерских зодиаков в книге Н.А.Морозова [4], том 6, с.675-688. Десятиградия позволяют указывать положения планет с точность до трети созвездия. В самом деле, каждое из трех десятиградий одного созвездия изображает одну треть этого созвездия. Поэтому, поместив фигуру планеты, скажем, возле среднего десятиградия, автор зодиака мог указать, что планета находилась именно в средней трети этого созвездия. И так далее. Но ничего подобного египетские художники не делали. Хотя, казалось бы, - что стоило им воспользоваться такой прекрасной возможностью, чтобы повысить точность положений планет на зодиаках?
.
На Длинном зодиаке планеты расположены по десятиградиям хаотично. Об этом писал Н.А.Морозов [4], том 6, с.688. Это же подтвердил и наш анализ, см. ниже. Следовательно, по каким-то причинам дальнейшие уточнения положений планет не интересовали авторов египетских зодиаков. Поэтому очень опасно привлекать соображения, касающиеся конкретных мест планет внутри созвездий, для датировки египетских зодиаков.


Вы здесь » Новейшая доктрина » Новая хронология » НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ ЕГИПТА (Астрономическое датирование памят. .. ) (1)