Еврейские документы о хазарах и Хазарии
А.М. Тюрин
Аннотация
В рамках Новой Хронологии А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского рассмотрены хронологический, географический, религиозный, военный и лингвистический аспекты еврейских документов (письма Хасдая, Иосифа и неизвестного еврея) о хазарах и Хазарии. Сделан вывод: письма являются историческими документами, характеризующими реальное положение дел на юге Восточной Европы в конце 16 – начале 17 веков.
Ключевые слова: Новая Хронология, хазары, еврейские документы, письмо Иосифа.
Оглавление
1. Постановка задачи
2. Основы решения поставленной задачи
2.1. Хронологические основы
2.2. Географо-картографические основы
2.3. Лингвистические основы
2.4. Исторические основы
3. Общие сведения о еврейских документах
4. Хронологический аспект
4.1. Признаки хронологического сдвига
4.2. Датирование по «классической географической школе Халифата 10 века»
4.3. Согласование дат писем Хасдая и Иосифа
4.4. Согласование дат персонажей письма неизвестного еврея
4.5. Датирование по свидетельствам Исаака Акриша
4.6. Датирование по «колесницам»
4.7. Датирование по «огню»
4.8. Датирование по географическим знаниям Хасдая и неизвестного еврея
4.9. Датирование по конкретным географическим данным из письма Хасдая
4.10. Датирование по топонимам Крыма
4.11. Обобщение полученных дат
5. Географический аспект
5.1. Локализация ставки Иосифа
5.2. Локализация страны Иосифа
5.2.1. Империя Иосифа
5.2.2. «Малая» страна Иосифа
5.2.3. Хазария неизвестного еврея
5.2.4. Три Хазарии
5.3. Ошибка арабских географов
6. Военный аспект
7. Религиозный аспект
7.1. Общие сведения
7.2. Сведения о хазарах и Хазарии из арабских источников
7.2.1. Ахмед ибн-Фадлан
7.2.2. Ибн-Даста
7.2.3. Абуль-Хасан
7.2.4. Ибн-Хаукаль
7.2.5. Шемсаддин Абу-Абдаллах
7.2.6. Обзор Д.А. Хвольсона
7.2.7. Обобщение свидетельств
7.3. Иудеи Крыма
7.4. Иудеи Дагестана и Азербайджана
8. Лингвистический аспект
8.1. Орда
8.2. Титулы
8.2.1. Малик
8.2.2. Тугар
8.2.3. Волк
8.2.4. Савриил
8.2.5. Каган
8.3. Реки
8.3.1. Атиль
8.3.2. Руна и Дуна
8.3.3. Узяк
8.4. Города
8.4.1. Названия столицы хазар
8.4.2. Названия других городов Хазарии
8.5. Имена Каспия
8.6. Сирия
8.7. Турки
9. Обобщающая гипотеза
10. Общий вывод
11. Заключение
12. Послесловие
13. Источники информации
13.1. Еврейские документы
13.2. Исторические документы
13.3. Справочники
13.4. Другие источники информации
.
1. Постановка задачи
В Традиционной Истории (ТИ) существует такой феномен как хазары и Хазария второй половины 1 тысячелетия н.э. В рамках Новой Хронологии А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского (НХ ФиН) [Сайт Новая Хронология] этот феномен однозначно идентифицируется как фантомное отражение некого реального политико-территориального образования, существовавшего в Восточной Европе в позднем Средневековье. Нами этот вопрос рассмотрен в статье [Тюрин, 2008, Интеграция, Хазары]. Основные результаты изложены в следующем разделе. Но, при выполнении анализа имеющейся информации мы детально не рассматривали еврейские документы о хазарах и Хазарии. Между тем, именно они, по ряду обстоятельств, являются в этом вопросе ключевыми. Эти документы рассмотрены в настоящей статье.
.
2. Основы решения поставленной задачи
2.1. Хронологические основы
В соответствии с НХ ФиН хронология, как основа ТИ, была создана в 16-18 веках [Фоменко, 2005, Основания истории]. Основные этапы ее «внедрения» в историческую науку и сознание людей следующие. В 1583 году опубликован труд Иосифа Скалигера «Исправление хронологии» («De emendatione temporum»), в 1606 году – «Сокровищница времен» («Thesaurus temporum»). Начатое Иосифом Скалигером формирование хронологии Античности и Средневековья в основном завершено Дионисием Пертрависум. Его главный труд – Petavius D. De doctrina temporum. Paris, опубликован в 1627 году. «Следуя скалигеровской схеме, в XVIII веке русскую историю и хронологию «переработал» Герард Фридрих Миллер (1705-1783).».
В рамках формирования НХ ФиН построена Глобальная Хронологическая Карта (ГХК) [Фоменко, 2005, Основания истории]. Ее основой явились результаты анализа математико-статистическими методами [Фоменко, 2005, Методы] информации, приведенной в исторических хрониках. В соответствии с ГХК, ТИ получена «склейкой» четырех практически однотипных хроник. Одна из них соответствует реалиям второго тысячелетия н.э. (примерно до 17 века н.э.). Она же является жесткой матрицей для формирования трех других хроник, которые сдвинуты относительно своего прототипа приблизительно на 333, 1053 и 1778 лет. Это глобальные хронологические сдвиги. В истории отдельных государств и регионов имеются и другие хронологические сдвиги.
В публикации [Верёвкин, 2004] дан подробный анализ хронологических сдвигов в ТИ и сформулирована гипотеза об их связи с квазипериодами повторения аспектов внешних планет, Луны и Солнца. Приведены результаты проверки гипотезы. Выявлены основные квазипериоды, равные 337, 854 и 1053 годам, что соответствует отмеченным выше хронологическим сдвигам. Хронологическому сдвигу на 1778 лет соответствуют квазипериоды 1768 или 1866 лет. Связь хронологии с астрономией понятна. Раньше знаменательные даты часто записывали в виде гороскопов. Эти гороскопы имеют несколько удовлетворительных решений, отличающиеся друг от друга как раз на квазипериоды повторения аспектов планет.
Нами выполнено датирование географической школы Халифата [Тюрин, 2008, Датирование географов], относимой в ТИ к 10 веку. По фактическим данным, рассмотренным в публикациях [Тюрин, 2007, Алгоритм, Прикаспийский регион; Тюрин, 2007, Реконструкция, Каспий], сделано два вывода: за последние 1300 лет было одно повышение уровня Каспия, которое уверенно датируется рубежом 16 и 17 веков, а его фантомные отражения сдвинуты в прошлое на 333, 666, 1000 и 1145 лет. Исходя из этого, все свидетельства географов и историков, в которых прямо или косвенно говорится либо о процессе повышения уровня Каспия, либо о его последствиях, попавшие в период 8 – первая половина и середина 16 веков, следует датировать периодом не ранее 17 века. Этим способом датированы свидетельства Сануто Марино, Казвини, Бакуи, Кудамы и Масуди. По результатам обобщения этих датировок сформулирована следующая гипотеза. Принятые в ТИ представления о прошлом Ирана и сопредельных стран основаны и на свидетельствах, которые содержатся в трудах географов и историков, написанных на арабском и персидском языках. В соответствии с ТИ их труды датируются 9-18 веками. Большинство этих трудов составлено в 17 веке. В рамках формирования ТИ одна их часть датирована с хронологическим сдвигом на 666/674 года, другая – на 333/337 года. Часть трудов датирована реальными годами их составления. На основе гипотезы объяснен один из виртуальных феноменов ТИ – «застывшая культура Востока». В соответствии с ним в 9-11 веках произошел духовной подъем ирано-арабского мира. Его пик пришелся на 10 век. Затем почти 7 веков наблюдалась стагнация. Ученые и поэты 13-15 и 17 веков только копировали труды своих предшественников, живших в 9-11 веках, практически не создавая новые научные и духовные ценности. На основе гипотезы сделаны и частные заключения:
- свидетельства географов и историков Ирана, а также сопредельных стран, датированные в ТИ 9-11 веками, следует передатировать с хронологическим сдвигом на 666/674 года, а свидетельства, датированные 13-14 веками – на 333/337 лет;
- классическую географическую школу Халифата 10 века следует датировать 17 веком.
При интеграции информации по хазарам в НХ ФиН [Тюрин, 2008, Интеграция, Хазары] у нас получилось, что цифры 337 и 674 года соответствуют общему контексту событий 17 века лучше, чем 333 и 666 лет.
.
2.2. Географо-картографические основы
В НХ ФиН большое внимание уделено анализу древних географических карт. По сути, «Древняя картография» и «Древняя география» являются хорошо проработанными ее разделами. По результатам анализа эволюции картографии авторы НХ ФиН сделали вполне определенный вывод. «Наша реконструкция звучит так. География Птолемея была написана в XVI-XVII веках. Этот труд должен был сыграть роль «третьего кита», географического, под фундаментом возводимого в эту эпоху здания скалигеровской истории. В это же время согласованно завершались и два других «кита» - скалигеровский светский учебник истории и Библия. Насколько большое значение придавали скалигеровские историки «географическому киту», видно хотя бы из того, как много изданий Географии Птолемея появилось за якобы XV-XVI века. Впечатляющий их список приведен выше. ИЗДАНИЕ СЛЕДОВАЛО ЗА ИЗДАНИЕМ, с очень небольшими интервалами. Иногда в один год выходило даже НЕСКОЛЬКО ИЗДАНИЙ. Уже отсюда видно, как активно - даже, можно сказать, напористо - внедряли «новую скалигеровскую географию» в сознание Европы. Стремились побыстрее заглушить еще живые воспоминания о прежней, более правильной географии стран и событий.» [Носовский, 2004, Библейская Русь]. Для нас здесь важно то, что География Птолемея была совершенно новой картографической системой, возникшей в 16-17 веках. Важно и то, что эта система внедрялась очень настойчиво.
В монографии «Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа» [Новосельцев, 1990] детально рассмотрены источники о хазарах и хазарском государстве, в том числе на арабском и персидском языках. Отмечено следующее. «Ранняя арабская география (первой половины IX в.) являла, как известно, переходную стадию между освоением через сирийское посредство античного наследия и собственно арабской географической наукой. Наиболее значительным явлением этого этапа были переработки географического руководства Клавдия Птолемея (II в. н. э. ). В них уже содержался и современный материал, но он чаще всего терялся среди моря старой античной информации. В качестве примера можно взять труд ал-Хваризми «Китаб сурат ал-ард» («Книга изображения земли»). Автор, как показывает его нисба, был уроженцем Хорезма, но работал в багдадском «Доме мудрости». Изложение идет у него по системе климатов (всего их семь). Эта система в принципе была заимствована у Птоломея, но в арабской географической науке получила иное содержание и закрепилась затем во всей мусульманской географии вплоть до нового времени.». В цитате отмечено два важных момента. Географическая школа Халифата, сформировавшись в 10 веке, просуществовала вплоть до нового времени. Это и есть одно из проявлений феномена «застывшая культура Востока». Но школа не возникла мгновенно. Ей предшествовал этап освоения «античного наследия» на основе «переработки географического руководства Клавдия Птолемея». В соответствии с нашим алгоритмом датирования арабских географов первая половина 9 века по ТИ попадает на рубеж 15-16 веков. Это совпадает с нижним пределом датирования Географии Птолемея в рамках НХ ФиН – 16-17 века.
В арабских географических трактатах имеются и прямые ссылки на Клавдия Птолемея. «Хронологически следующим важным географическим источником, дающим сведения о хазарах, является труд Ибн Русте «Ал-А’лак ан-нафиса» («Дорогие ценности»). Это, собственно, энциклопедия, от которой сохранился только один (седьмой) том, посвященный астрономии и географии. По мнению большинства ученых, Ибн Русте писал между 903 и 913 гг. Источники его неизвестны, упоминание в начале труда Птолемея – всего лишь вежливая дань традиции.» [Новосельцев, 1990]. Ибн Русте известен и как Ибн Даста, а также Абу-Али Ахмед Ибн-Омар. 903-913 годы соответствуют 1577-1587 годам. «По содержанию «Мурудж» – настоящая энциклопедия с преимущественным вниманием к историческим сюжетам. В сфере истории и географии ал-Мас’уди использует всю предшествующую литературу – от Птолемея, Мани и каких-то ранних переводов на арабский античных сочинений до самых малоизвестных арабских авторов IX – первой половины X в.». Ал-Мас’уди (Масуди, Алий-Абуль-Хасан) – арабский географ и историк, родился в конце 9 века, умер в 956 году[Брокгауз и Ефрон]. 956 год соответствует 1630 году.
Таким образом, мы имеем две даты, характеризующие «классическую географическую школу Халифата 10 века»: она возникла не ранее появления Географии Птолемея; География Птолемея была создана в 16-17 веках (НХ ФиН). По результатам их сопоставления вывод однозначен. В рамках НХ ФиН географическая школа датируется периодом не ранее 16-17 веков. При учете того, что География Птолемея внедрялась очень настойчиво, можно предположить, что само возникновение школы являлось одним из его (внедрения) элементов. По результатам нашего датирования феномена сделан категорический вывод: «классическую географическую школу Халифата 10 века … следует датировать 17 веком.» [Тюрин, 2008, Датирование географов]. Начало арабской географии, основанной на системе Птолемея, мы датировали рубежом 15 и 16 веков. Таким образом, результаты датирования совпали. Даты 17 век и рубеж 15 и 16 веков получены независимым естественнонаучным методом (по дате подъема уровня Каспия на рубеже 16-17 веков). Дата 17 век имеет еще одну особенность. Она характеризует географическую школу в части продуцированной ей географической информации по Каспию и, скорее всего, по бассейну Волги. Общий результат датирования сводится к следующему. Узкая дата «классической географической школы Халифата 10 века» - 17 век, широкая – рубеж 15-16 веков – 17 век.
Здесь в качестве примера можно рассмотреть датирование труда Йакута Ал-Хамави (Якут аль-Хамави, Якут ибн Абдаллах). В соответствии с ТИ он родился между 1178-1180 годами в Малой Азии, а умер в 1229 году в Сирии. Йакут написал топонимический «Словарь стран» (около 16 000 статей). «… в Мосуле он в 1224 г. окончил эту энциклопедию вчерне …» [Брокгауз и Ефрон]. «… арабское сокращение «Алфавитного перечня стран», сделанное в XIV веке под загл. «Мар а сыд оль-иттыл а»». В статьях имеются ссылки не просто на Птолемея, но включены координаты географических объектов. Например: «Говорит Птолемей в книге ал-Иалхама: долгота Хорезма 117.30°, а широта 45°.» [Йакут Ал-Хамави]. Сведения о бассейне Волги Йакут приводит со ссылкой на ибн-Фадлана, составившего докладную записку о посольстве в страну волжских булгар, которое состоялось в 921 году.
В соответствии с нашим алгоритмом датирования событий, относимых к арабской географической школе, окончание составления Словаря вчерне попадает на 1551 год (1224+337). Первая публикация географических трудов Йакут Ал-Хамави была осуществлена в 14 веке. Эта дата попадает в период не ранее середины 17 века. Датирование трудов Йакута Ал-Хамави по посольству к булгарам дает «не ранее 1595 года» (921+674). Таким образом, мы имеет три даты «Словаря стран». Дата «по первой публикации» представляется нам предпочтительней. Словарь был составлен не ранее 1640 года. В нем имеются ссылки на ибн-Фадлана, посетившего страны бассейна Волги в 1595 году. При формировании ТИ «Словарь стран» попал в 14 век, а записка ибн-Фадлана в начало 10 века. Хронологический разрыв между записками и словарем, составляющий более 300 лет, «заполнили» сказкой, в соответствии с которой Йакут, персонаж ТИ, творил в начале 13 века, примерно за 100 лет до издания его труда. Для того, чтобы было легче наполнить мифическим содержанием жизнь этого персонажа, историки приняли, что Йакут Ал-Хамави фигурировал в свидетельствах о прошлом также под именами Якут аль-Хамави, и Якут ибн Абдаллах. Особо отметим, что «Словарь стран» – это не исторический, а географический труд, имеющий практическое значение. В соответствии с ТИ в 14 веке был опубликован географический справочник, сведения которого устарели на более чем 300 лет. То есть феномен «застывшая культура Востока» ТИ может существовать только в застывшем мире. Кстати, «ДЖ»екающая форма слова ЯКУТ будет звучать как ДЖУГУТ. Так тюрки называют иудеев. То есть, скорее всего, ЯКУТ – это и не имя вовсе, а идентификационный признак «иудей».
.
2.3. Лингвистические основы
По результатам исследований, выполненных в рамках НХ ФиН, определен один из военно-политических терминов Руси-Орды – КАЗАР, отслежены трансформации его значений, произошедшие в рамках создания ТИ [Тюрин, 2008, Казары]. Сделан следующий вывод. Слово КАЗАР является одним из лингвистических маркеров Империи, преимущественно, ее части, расположенной за пределами собственно Руси. Наличие этого маркера прослежено по названиям регионов, городов, селений и крепостей на обширной территории от Испании до Синьцзяна и от Нижней Волги до северной части Индостана. По результатам исследований составлена словарная статья КАЗАР.
КАЗАР: воин или воины Орды (преимущественно в форме КАЗАР) (1); крепость воинов Орды (преимущественно в формах КАСАР, ГУЗАР, ГИССАР, ИСАР) (2); города и селения, возникшие около крепостей (3); регион, находящийся под управлением подразделения Орды (преимущественно в форме КЕСАРия) (4); титул главы империй (в формах КАЙСАР, КАДЖАР и КАЙЗЕР) (5). КАЗАР = КАЗ+АР (АР – суффикс); КАЗАР = КАЗ+лАР (лАР – суффикс). КАЗ – воин Орды. В Традиционной Истории термину КАЗАР приписаны другие значения: социально-политическая общность, создавшая Хазарский каганат (преимущественно в форме ХАЗАРы) (6); регион, включенный в Хазарский каганат (в форме ХАЗАРия) (7); регионы или (и) города Римской Империи, названные по титулу ее правителей (в форме КЕСАРия) (8); титул главы империй (в формах ЦЕЗАРЬ, КЕСАРЬ, КАЙСАР, КАЙЗЕР, ЦАРЬ) (9).
Определенные результаты получены и при анализе лингвистических проявлений дохристианских культов Руси-Орды. Выявлены лингвистические маркеры Руси-Орды: АТ – конь, ЭЛЬ – социальное сообщество, УД – удел, часть владений, часть ЭЛЯ [Тюрин, 2008, Эль, уд и Русь-Орда]. Выявлены и слова, которыми называли главный символ фаллистической религии. Выполнены частные лингвистические реконструкции, результаты которых опубликованы. При обращении к ним в тексте статьи даны конкретные ссылки.
.
2.4. Исторические основы
На основе хронологических, исторических и лингвистических концепций НХ ФиН выполнена интерпретация в эту модель ключевых сведений о хазарах/казарах [Тюрин, 2008, Интеграция, Хазары]. Ее основные результаты сводятся к следующему.
- Под хазарами, военная деятельность которых в 6-8 веках описана в иранских, армянских, грузинских, сирийских и части византийских источниках, следует понимать войска Руси-Орды, участвующие в Троянской войне 13 века, а также в завоевании Закавказья и сопредельных регионов в 14-15 веках.
- Под хазарами, которые упоминаются в древнерусских и в части византийских источниках, а также в источниках на арабском языке, составленных географами и путешественниками из средиземноморских стран, следует понимать казаков Черкасии 13-15 веков, одного из подразделений Орды.
- Под Хазарией 9-10 веков, сведения о которой приводятся в иранских и арабских источниках следует понимать Астраханское ханство 16-17 веков.
- Разгром Хазарии русами (944/945 год) и «турками» (965 год), описанный в иранских и арабских источниках, отражает реальные события, произошедшие в Северном Прикаспии в первой половине 17 века: разгром Ногайской орды (название условно) войсками Московского царства и калмыками, воинами Пегой орды.
Выполнена реконструкция событий первой половины 17 века в Северном Прикаспии.
В книге [Носовский, 2004, Библейская Русь] рассмотрены некоторые сведения из письма Иосифа. На их основе сделан вывод: Хазарский каганат следует отождествить с Казанским царством 15-16 веков. Как мы поняли, авторы НХ ФиН непосредственно с письмом Иосифа не работали, а приняли во внимание только сведения из него, фигурирующие в исторических трудах. Исходя из этого, их вывод представляется нам предварительным.
.
3. Общие сведения о еврейских документах
В научном обороте находятся четыре еврейских документа о хазарах и Хазарии.
1. Письмо еврейского сановника Хасдая Ибн-Шафрута к хазарскому царю Иосифу [Хасдай].
2. Ответное письмо хазарского царя Иосифа. Краткая редакция [Иосиф, краткая редакция].
3. Ответное письмо хазарского царя Иосифа. Пространная редакция [Иосиф, пространная редакция].
4. Отрывок из письма неизвестного хазарского еврея X века. Кембриджский документ [Неизвестный еврей].
В рамках ТИ письма датируются 10 веком. Сведения о письмах Хасдая и Иосифа приводятся в «Книге о временах» Иехуды Бен-Барзиллая, «Хазарской книге» Иехуды Галеви и «Книге предания» Авраама Ибн-Да’уда [Коковцов, 1932]. Первый автор жил на рубеже 11-12 веков, два других – в 12 веке. Сведения о личности Исаака Акриша [Акриш], опубликовавшего в 1577 году письма Хасдая и Иосифа (краткая редакция), приведены в книге [Коковцов, 1932]. Среди ученых отношение к письмам неоднозначное. Краткие обзоры «неоднозначности» приведены в книгах [Коковцов, 1932; Новосельцев, 1990; Первухин, 2003].
Автор монографии о хазарах [Новосельцев, 1990] привел о письмах Хасдая и Иосифа следующую информацию. «Для нас важно не письмо Хасдая, в отношении которого серьезных споров нет, а ответ Иосифа. Древнейший вариант его, дошедший до наших дней, датируется концом XI – началом XII в.; он сохранился у писателя того времени Иехуды бен Барзиллая (Барселонца). Первая публикация письма хазарского царя была осуществлена в 1577 г. Исааком Акришем в Константинополе, но какие материалы он положил в основу своего издания – не ясно. Речь идет о так называемой краткой редакции письма Иосифа. Кроме того, существует и его пространная редакция, открытая А. Я. Гаркави в 1874 г. в старой еврейской рукописи из коллекции известного караимского ученого А. С. Фирковича. К сожалению, последний известен и как подделыватель рукописей, и уже это с самого начала вызвало настороженное отношение к данному манускрипту.». Отметим, что в сочинении Иехуды бен Барзиллая присутствует упоминание о переписке и только начальная часть письма Иосифа.
Отрывок из письма неизвестного еврея [Неизвестный еврей] обнаружен в Кембриджской библиотеке. Автор монографии [Новосельцев, 1990] сообщает результаты последнего исследования письма, выполненного американским ученым. «Далее Н. Голб признал Кембриджский документ оригинальным произведением X в., созданным в Константинополе евреем – подданным царя Иосифа.». Последнее заключение основано на прямом указании автора письма «… во дни царя Иосифа, моего господина …» [Неизвестный еврей].
.
4. Хронологический аспект
4.1. Признаки хронологического сдвига
«Затем, с конца XII в. в течение целых четырех столетий всякие упоминания о еврейско-хазарской переписке почти прекращаются и появляются вновь только в конце XVI в. …» [Коковцов, 1932, Предисловие]. Здесь мы видим следы проявления хронологического сдвига. Если это так, то письма, отнесенные в 10 век, и свидетельства о них, отнесенные в 12 век, следует поместить в период с конца 16 до 18 веков.
.
4.2. Датирование по «классической географической школе Халифата 10 века»
В соответствии с комментариями к еврейским документам [Коковцов, 1932; Новосельцев, 1990; Первухин, 2003 и др.], относимым к 10 веку, можно сделать однозначный вывод. Приведенная в них информация полностью соответствует «классической географической школе Халифата 10 века». Последнюю мы датировали периодом рубеж 15-16 – 17 века. В этот период и следует поместить еврейские документы о хазарах и Хазарии.
.
4.3. Согласование дат писем Хасдая и Иосифа
Письмо Хасдая из Кордовы датируется годами правления его сюзерена Абд-ал-Рахмана III: 912-961 годы [Коковцов, 1932, Предисловие]. В 929 году Абд-ал-Рахман III стал первым халифом Кордовы. Хасдай этот титул не упомянул. Значит, скорее всего, его письмо следует датировать 912-929 годами. Письмо Иосифа датируется верхним пределом существования Хазарии в соответствии с арабскими и персидскими источниками – 965 год (разгром Хазарии «турками»). Но в 944/945 году русы разгромили столицу хазар. Иосиф об этом не сообщает. Возможно, Иосиф написал письмо до этого события, или не пожелал о нем сообщить своему адресату. Письмо иосифа следует датировать периодом до 965 или 944/945 годов. По результатам увязки этих данных письма Хасдая и Иосифа следует датировать периодом 912-929 или 961 годов. Согласованность хронологии писем говорит о том, что их датировка в рамках ТИ выполнена по одному и тому же алгоритму. Это понятно. Кордова «завязана» на арабскую историю вообще и на арабских географов в частности. При хронологическом сдвиге дат арабских географов на 674 года, письма попадают в период 1586-1635 годов. Опубликованы письма в 1577 году, то есть несколько раньше, чем они были написаны по результатам нашего датирования. При хронологическом сдвиге на 666 лет, 912 год соответствует 1578 году. Это близко к 1577 году, но все-таки на год позднее него. Можно, конечно, предположить, что один год «потерялся» при переводе дат из хиджры. Но мы этого делать не будем. Таким образом, при применении алгоритма передатирования арабских источников возникает противоречие – даты написания писем попадают в период позднее, чем они опубликованы.
.
4.4. Согласование дат персонажей письма неизвестного еврея
В письме неизвестного еврея [Неизвестный еврей] фигурируют Х-л-гу, царь Русии, и Роман. О последнем сообщается, что «было гонение (на иудеев) во дни злодея Романа». По контексту ясно, что воевать с Романом и «против Кустантины» (Константинополя) – это одно и то же. В рамках ТИ Х-л-гу идентифицирован с Олегом, а РОМАН с византийским императором Романом. При этом возник «… непонятный анахронизм, который допускает составитель документа в рассказе о хазаро-русско-византийских отношениях в X веке, делая «царя Русии, Х-л-гу», т. е. летописного князя Олега (правил, согласно «Повести временных лет», с 879 по 912 г. н. э.), современником византийского императора Романа I Лекапина (919-944).» [Коковцов, 1932, Предисловие]. Особо обращаем внимание на то, что П.К. Коковцов без тени сомнения считает, что «непонятный анахронизм» допустил именно автор письма. То, что анахронизм мог возникнуть из-за неверной интерпретации, приведенных в нем сведений, им исключается. То есть, анахронизм, имеющийся в принятой в ТИ интерпретации свидетельств, «списан» на неизвестного еврея. В монографии [Новосельцев, 1990] отмечен другой аспект рассматриваемой проблемы. «Здесь-то и находится рассказ о неудачном походе на Самкерц русского царя («мэлэх») Хлгу (т. е. Олега). Это известие до сих пор не имеет объяснения, укладывающегося в известное нам русло древнерусской истории.». Отметим и то, что город Самкерц не идентифицирован. Во всей этой неопределенности и противоречиях несомненной считается только идентификация Х-л-гу с князем Олегом.
Сначала выясним, кто такие русы. Иосиф про них пишет: «Я (сам) живу у входа в реку и не пускаю Русов, прибывающих на кораблях, проникать к ним.Точно также я не пускаю всех врагов их, приходящих сухим путем, проникать в их страну. Я веду с ними упорную войну. Если бы я их оставил (в покое), они уничтожили бы всю страну исмаильтян до Багдада.» [Иосиф, краткая редакция]. Ключевое слово в цитате – «уничтожили». То есть речь идет не о захвате городов и стран Южного Прикаспия, но о грабеже, причем о грабеже не разовом, но потенциально перманентном. В позднем Средневековье потенциальными грабителями этого региона являлись казаки, жившие на Волге, Дону и Днепре, а также степные сообщества. Первые были способны организовать поход в Южный Прикаспий на судах класса река-море, вторые – конные рейды. Иосиф, ставка которого находилась в низовьях Волги, как раз и не «пускал» казаков в Каспий. То есть Русами Иосиф называл казаков. Естественно, одна из областей их проживания называлась Русией. Естественно и то, что у казаков Русии был атаман. Он и назван «царем Русии, Х-л-гу» [Неизвестный еврей]. В публикации [Тюрин, 2008, Волк и Русь-Орда] мы обосновали гипотезу о том, что Олеги и Ольга русских летописей – это УЛУГи, то есть просто ВЕЛИКие князья. УЛУГ (другая форма этого слова – УЛУК) и ВЕЛИКий – это две близкие формы слова ВОЛК: ВОЛК = ВОЛКИЙ = ВЕЛИКИЙ = вУЛУКий = УЛУК = УЛУГ. Хулагу-хан, внук Чингисхана, являлся основателем династии и государства Хулагуидов на территории современного Ирана. «Монголы завоевали Багдад в 656-м году Хежира (1258). Город был основательно разграблен. Мостасем (Mostasem), последний халиф из Аббасидов по приказу Улагу (Houlagou), вождя завоевателей, был задушен.» То есть первая буква в слове ХУЛАГУ является «служебной» [Гюстав ле Бон]. Таким образом, Х-л-гу – это специфическая передача в арабском и еврейском языках титула УЛУГ. Конечно, Х-л-гу назван в письме не царем, а МЭЛЭХом [Новосельцев, 1990]. МЭЛЭХ – это МАЛИК, то есть просто «правитель». Таким образом, «царь Русии, Х-л-гу» – это атаман казаков по прозвищу ВОЛК или УЛУГ. У нас получилось, что принятая в ТИ идентификация «Х-л-гу – это летописный князь Олег» является не более чем фантазией, которую историки договорились считать несомненным фактом.
Войны Иосифа, Х-л-гу и Романа носят локальный характер. «А Роман [злодей послал] также большие дары Х-л-гу, царю Русии, и подстрекнул его на его (собственную) беду. И пришел он ночью к городу С-м-к-раю и взял его воровским способом, потому что не было там начальника, раб-Хашмоная.» [Неизвестный еврей]. За это Иосиф «пошел он в гневе на города Романа и избил и мужчин и женщин. И он взял три города, не считая большого множества пригородов.». Потом он «пошел войною на Х-л-гy и воевал.........месяцев, и бог подчинил его Песаху. И нашел он.........добычу, которую тот захватил из С-м-к-рая. И говорит он: «Роман подбил меня на это». И сказал ему Песах: «если так, то иди на Романа и воюй с ним, как ты воевал со мной, и я отступлю от тебя. А иначе я здесь умру или (же) буду жить до тех пор, пока не отомщу за себя». И пошел тот против воли и воевал против Кустантины на море четыре месяца. И пали там богатыри его, потому что македоняне осилили (его) огнем. И бежал он, и постыдился вернуться в свою страну, а пошел морем в Персию, и пал там он и весь стан его. Тогда стали Русы подчинены власти казар.». Здесь под русами вполне могли пониматься казаки одного из регионов Дона. Малик Х-л-гу – их неудачливый атаман. Города руссов – это укрепленные казачьи городки. Песах – это один из титулов Иосифа. Он рассмотрен ниже. Персия – это, конечно не территория Ирана. Это просто PARS, типовое название регионов Руси-Орды. PARSов было много. Этот вопрос рассмотрен в статье [Тюрин, 2008, Волк и Русь-Орда].
Персонаж письма Роман – это один из правителей Турецкой империи. Возможно, его удаться идентифицировать по «было гонение (на иудеев) во дни злодея Романа». Скорее всего, РОМАН это не имя, но идентификационный признак: РОМАН = уРУМ+АН/ИН, правитель РУМа. То есть формально РОМАН – это то же самое, что и РУМЫН. Но РУМЫН, конечно не правитель РУМа, а его подданный. Таким образом, исходя из нашей версии идентификации Романа и Х-л-гу, никаких хронологических проблем не возникает.