Дьявольская Библия
Библия Дьявола, также известная под названием Codex Gigas или Сатанинская библия — это уникальный средневековый манускрипт, история которого окружена преданиями. Латинское название рукописи переводится как «Гигантская книга», и оно вполне обосновано: на сегодняшний день Библия Дьявола — это самая большая рукописная книга в мире. Её вес составляет около 75 килограмм, а переплёт имеет размеры 92х50 сантиметров.
Codex Gigas.
Разумеется, эта рукопись необычна не только своими размерами. Своё название Библия Дьявола получила по странице, на которой находится изображение сатаны, привлекавшее внимание на протяжении всего существования книги и дававшее почву для преданий. Дьявол имеет традиционные для средневековой символики атрибуты: раздвоенный язык, рога, когтистые лапы. Горностаевая шкура, в которую он одет, может символизировать высшую власть. На страницах, соседствующих с изображением дьявола, присутствуют странные тени, напоминающие следы пламени. Многие считали их символом одержимости злом.
Знаменитое изображение сатаны в Codex Gigas.
Изображения сатаны присутствуют и в других средневековых книгах, однако ни одно из них не является столь огромным и детализированным. Необычно и то, автор рукописи изобразил его в закрытой келье, в то время как обычно Дьявола изображали в аду.
Ещё одна примечательная особенность Codex Gigas — его состав. Книга включает в себя Ветхий и Новый Завет, исторические и естественнонаучные сочинения, а также заклинания, предназначенные для изгнания Дьявола. Хотя средневековые рукописи нередко были разнородны по составу, такого набора текстов нет ни в одном другом манускрипте этого периода.
Необычность книги породила легенду о её создании. Согласно преданию, некий монах нарушил устав монастыря и в наказание за это его должны были замуровать заживо. Чтобы избежать смерти, он попросил отложить казнь на одну ночь, пообещав к утру создать рукопись, в которую войдут все знания, известные человечеству, и тем самым прославить монастырь. Когда монах понял, что закончить работу в назначенный срок не удастся, он обратился с молитвой к Люциферу. Дьявол магическим образом завершил рукопись, но в уплату за труд забрал душу монаха, а в саму книгу добавил «дьявольскую страницу».
История рукописи
Косвенные данные, такие как упоминания в поминальных списках, входящих в состав рукописи, известных исторических лиц, позволяют предположить, что работа над книгой была завершена около 1230 года. Считается, что Библия Дьявола была создана в монастыре в Подлажице (Чехия). Некоторые исследователи считают, что это маловероятно, поскольку не сохранилось ни одной другой рукописи, происходящей из этого небольшого и небогатого монастыря.
Во время религиозных войн XV века этот монастырь был разрушен. В последующие десятилетия место хранения Codex Gigas неоднократно менялось, пока в конце 16 века она не стала частью коллекции императора Рудольфа II. После окончания Тридцатилетней войны книга попала в Швецию в качестве военного трофея. В этой стране она остаётся до сих пор. В 1697 году произошёл пожар, который едва не уничтожил книгу. Её удалось спасти, выбросив из окна, однако несколько страниц было утеряно безвозвратно. Кроме того, от упавшей книги пострадал человек, находившийся под окном.
За последние три века Библия Дьявола лишь единожды покидала хранилище Королевской библиотеки Стокгольма. С сентября 2009 года по январь 2008 года она была выставлена на обозрение в Праге, в Чешской национальной библиотеке.
Современные исследования
В начале двухтысячных годов группа исследователей из разных стран изучила манускрипт, чтобы установить подлинную историю его создания. Они использовали методы палеографии и криминалистики, изучали почерк автора, определяли состав чернил и особенности материала, из которого изготовлены страницы.
Как правило, писцы сами готовили чернила, используя одну из известных на тот момент технологий. Чтобы установить состав чернил, страницы рассматривали в свете ультрафиолетовой лампы. В результате было обнаружено, что вся книга написана чернилами приблизительно одинакового состава.
Особенности оформления книги, в том числе то, как выполнено знаменитое изображение Дьявола, позволяют предположить, что автор был самоучкой, а не профессиональным писцом. Исследователь рукописи Кристофер де Хамел описывает гипотетического автора Codex Gigas как человека, одержимого некоей идеей: работая над иллюстрациями, он старался сделать их как можно более впечатляющими. Он обладал определённым художественным талантом, но не обучался иллюстрированию книг, в отличие от профессиональных писцов, следовавших определённым канонам.
Страница манускрипта.
Декоративные элементы на страницах манускрипта.
По мнению исследователя, такое же впечатление создаёт и почерк, которым написана книга. escortstars.ch. Тот факт, что почерк одинаков на всех страницах манускрипта — ещё один важный аргумент в пользу того, что Codex Gigas – плод трудов одного человека.
По оценкам исследователей, работа над одной страницей занимала примерно час. На написание книги при этом могло уйти около пяти лет, но только в том случае, если бы писец работал над ней практически круглосуточно. Кроме того, определённое время занимала подготовительная работа, например, разлиновка листов. Несколько дней могло уйти на написание одной декоративной буквицы. При этом автор книги не мог не следовать установленному в монастыре распорядку дня. С учётом этих факторов время, необходимое на создание уникального манускрипта, оценивается в 25-30 лет.
Не исключено, что эта работа была поручена монаху в качестве наказания за какой-то проступок. В Средние века существовало верование, что человек может очистить свою душу от грехов, занимаясь переписыванием священных книг. Именно этим может быть обусловлена необычность набора текстов, вошедших в состав рукописи. Автор книги писал «инструкцию» собственного спасения, и именно поэтому рядом с Библией оказались и заклинания, изгоняющие Дьявола, а само изображение сатаны соседствует со страницей, на которой запечатлено царствие небесное. Возможно также, что Дьявол изображён внутри некоей постройки, чтобы продемонстрировать противопоставление «града Божьего» и «града дьявольского».
Разворот Codex Gigas.
Объяснение получили и «тени пламени» на нескольких страницах. Исследователь Майкл Гуллик пришёл к выводу, что страницы, соседствующие с изображением Дьявола, привлекали больше внимания владельцев книги, их чаще открывали, и в результате пергамент потемнел под воздействием солнечных лучей. Таким образом, эти «тени» свидетельствуют не об «одержимости злом» автора книги, а о том интересе, который страница с изображением Дьявола вызывала у её последующих владельцев.
Легенда о создании книги могла возникнуть из-за неправильного прочтения одного слова. На протяжении всего времени существования книги слово «inclusus» в имени её автора (Hermanus Inclusus) толковали как заключение, заточение, замуровывание заживо в наказание за какие-то грехи. Но оно имеет и другое значение — затворничество, отшельничество. Тогда оно может свидетельствовать о добровольном решении монаха уйти от мира, чтобы посвятить себя работе над рукописью.
Состав манускрипта
Наряду с библейскими текстами значительное место в составе кодекса занимают исторические, которым отведено около 100 листов. Примечательно, что это не только сочинения о мировой истории («Иудейские древности» и «Иудейская война» Иосифа Флавия), но и тексты, посвящённые местным реалиям — «Чешская хроника», написанная Козьмой Пражским, список имён братии монастыря, календарь с поминальным списком.
Ещё 40 листов занимают «Этимологии» Исидора Севильского. Основная цель этого произведения — ответить на вопрос о происхождении всех видов человеческой деятельности и всего, что есть во Вселенной, посредством изучения происхождения слов. «Этимологии» включают в себя описание многих значимых событий светской и церковной истории.
Тексты, вошедшие в состав Библии Дьявола, расположены так, что они формируют единое повествование, охватывающее всю известную на тот момент мировую историю — от ветхозаветных времён до эпохи, в которую жил автор книги. Ветхий Завет, рассказывающий об истории еврейского народа, дополняется «Иудейскими древностями» и «Историей иудейской войны». За этими книгами следуют «Этимологии» Исидора Севильского, отмечающие переход к истории христианства. Также в эту часть книги включены естественнонаучные и медицинские труды. Изложение священной истории завершается полным текстом Нового Завета.
После этого автор переходит к описанию истории конкретных людей — жителей Богемии, которая излагается в «Чешской хронике», начиная с сюжета о христианизации страны. Календарь, расположенный в конце книги, отражает историю католической церкви в целом и местной церкви. В нём присутствуют имена благодетелей монастыря, умерших монахов, а также известных исторических личностей той эпохи. Поминальный список был написан тем же писцом, который является автором остальной части манускрипта. Этим он существенно отличается от поминальных календарей в других рукописях, которые создавались множеством писцов в течение длительного времени.
Codex Gigas был не просто рукописью, потрясавшей воображение своими размерами и уникальным оформлением, но и книгой, имевшей чрезвычайное значение для религиозной жизни монастыря. О том, что её многократно читали, свидетельствуют пометы на полях, сделанные различными почерками. Практическую ценность могли представлять и включенные в состав книги медицинские трактаты.
Несмотря на то, что легендарные особенности Библии Дьявола получили вполне рациональное объяснение, эта книга остаётся уникальным историческим памятником. Codex Gigas не имеет аналогов среди средневековых рукописей: это результат труда одного монаха, отражающий мировоззрение целой эпохи.