Веревкин
.
"Заметки о Гипатии"
Сначала прочтём, что написано об этой женщине в словаре Брокгауза и Ефрона:
.
Гипатия (Hypatia) — преподавательница философии в Александрии, в конце IV и начале V в. по Р. X. Дочь александрийского математика Теона, Г. преподавала математику и философию Платона и Аристотеля, занималась вычислением астрономических таблиц и написала комментарии на сочинении Аполлония и Диофанта, которые до нас не дошли. Отец ее, Теон, приписывает ей также третью книгу составленных им комментариев на Альмагест Птоломея. Ее красота, добродетель, красноречие и ученость доставили ей всеобщую любовь и уважение; ее учениками были не только язычники, но и много христиан, напр. епископ Синезий. Тем не менее, она в 415 г. была во время уличных беспорядков зверски убита фанатичной толпой, по подстрекательству епископа Кирилла, считавшего ее виновницей направленных против него префектом Египта мер. Ее судьба послужила Чарльзу Кингсли темой для культурно-исторического романа, названного ее именем.
.
Ср. Meyer, "H. v. Alexandria" (1886).
.
Обратите внимание на то, что дата рождения не указана, так же как не указано ни одно из её современных изобретений. Это мнение начала 20 века.
.
А вот иные данные из Тамбова (это пересказ ЖЗЛ'овской книжки, см. ниже):
.
Гипатия Александрийская
(370-415 н. э.)
.
"Гипатия, дочь Теона с детства она была окружена книгами. ... Гипатия рано стала проявлять интерес к занятиям отца. Она полюбила геометрию и исписывала множество табличек, учась доказывать теоремы. Ей нравилось в звездные ночи наблюдать небо. Девочка отличалась удивительной сообразительностью и, что было особенно редкостным, обнаруживала незаурядные способности к механике. Она подолгу смотрела, как работают ремесленники. Подражая Теону, мастерила несложные инструменты, нужные для астрономических наблюдений. ... Она жила для науки: открывала юношам глубины философии и посвящала их в тайны математики.
.
Она также интересовалась механикой и техникой. Гипатия создала несколько научных приборов, в том числе - плоскую астролябию, которую применяли для определения положения Солнца, звезд и планет. ... Судьба была беспощадна и к самой Гипатии и к ее книгам. Ни одна из написанных Гипатией работ не дошла до нас. Гипатию убили дважды: одни монахи растерзали ее в церкви, другие принялись последовательно и упорно уничтожать созданные ею книги. Гипатию обрекли на вечное молчание."
http://www.tambov.fio.ru/vjpusk/vjp008/rabot/09/i.htm
.
Видим, что дата рождения уже установлена. Но насколько надёжно? На этом сайте, посвящённо Ипатии есть несколько "источников":
.
1) The very large Hypatia Book List
2) Dr. M. A. B. Deakin's "The Primary Sources for the Life and Work of Hypatia of Alexandria" The best place to start if you want to know what we really know about Hypatia, as opposed to the reams of fictionalized accounts of her life.
3) "The History Of Hypatia", Thomas Lewis, 1721
A partial transcription of a very rare book (I only know of 3 copies in the world). It was written as a reply to John Toland's book of the previous year, and consists mostly of spleen and invective.
4) "Hypatia, or, New Foes with an Old Face", Charles Kingsley, 1907 edition
NEW! A partial transcription of Kingsley's 1853 novel.
5) "Hypatia", Elbert Hubbard, 1928 edition
A complete transcription of Hubbard's essay of circa 1908, taken from the 1928 edition printed after his death.
6) "The martyrdom of Hypatia, or, The death of the classical world", Mangasar Mugurditch Mangasarian, circa 1915
...
http://poly.polyamory.org/~howard/Hypatia/
.
В книжке Льюиса 1721 года, оспаривается роль Святого Кирилла в её убийстве:
.
"The History of Hypatia, as he relates it, is a mere Lampoon, dress'd up with Malice, Prejudice and Ignorance, on purpose to blast the Reputation of the Venerable St. Cyril, a strenuous Assertor of Orthodoxy and Church Discipline, and of Dr. Sacheverell his faithful Successor in zeal, against the modern Novations and the Arian Heresie. ..."
http://poly.polyamory.org/~howard/Hypat … _1721.html
.
В книжке Хаббарда 1928 года (http://poly.polyamory.org/~howard/Hypat … _1928.html ) сообщаются удивительные интимные подробности о ней, автору известен её рост, вес и тембр голоса:
.
"... Hypatia was five feet nine, and weighed one hundred thirty-five pounds. This when she was twenty. She could walk ten miles without fatigue; swim, row, ride horseback and climb mountains. through a series of gentle calisthenics invented by her father, combined with breathing exercises, she had develped a body of rarest grace. Her head had corners, as once Professor O. S. Fowler told us that a woman's head must have, if she is to think and act with purpose and precision.
.
So having evolved this rare beauty of face, feature, and bodily grace, combined with superior strength and vitality, Hypatia took up her father's work and gave lectures on astronomy, mathematics, astrology and rhetoric, while he completed his scheme for the transmutation of metals. Hypatia's voice was flute-like, and always used well within its compass, so as never to rasp or tire the organs. Theon knew the proper care of nose and throat, a knowledge which with us moderns is all too rare. Hypatia told of and practiced the vocal ellipse, the pause, the glide, the slide and the gentle, deliberate tones that please and impress. That the law of suggestion was known to her was very evident, and certain it is that she practiced hypnotism in her classes, and seemed to know as much about the origin of the mysterious agent as we do now, even though she never tagged or labeled it. ...(pg. 274)"
.
Эта чудная, божественная женжина владела логарифмами, изобретёнными в начале 17 века (!):
.
"Some few male professors being in that peculiar baldheaded hypnotic state when feminine charms dazzle and lure, listened in rapture as Hypatia dissolved logarithms and melted calculi, and not understanding a word she said, declared that she was the goddess Minerva, reincarnated. Her coldness on near approach confirmed their suspicions. (pg. 277)"
.
Указывается иной год рождения - 355 г. н.э., а также и философские пристрастия:
.
"Hypatia was born in the year Three Hundred Fifty-five, and died in Four Hundred Fifteen. ...
She was the Ralph Waldo Emerson of her day. Her philosophy was Transcendentalism. ...
The ambition of Hypatia was to revive the flowering of Greece, when Socrates and Plato walked arm in arm through the streets of Athens, followed by the greatest group of intellectuals the world has ever seen. (pg. 280)"
На астрономическом сайте (http://www.astr.ua.edu/4000WS/HYPATIA.html ) указаны её изобретения - инструмент для дистилляции (змеевик?), для измерении плотности жидкостей (спиртометр?) и астролябия:
.
"She invented several tools: an instrument for distilling water, an instrument to measure the specific gravity of water, an astrolabe and a planisphere."
.
Советский ЖЗЛ А. Штекли "Гипатия, дочь Теона",-Издательство ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия", Москва, 1971 г. сообщает романические детали:
.
"... Тогда кто-то из монахов крикнул, что следует немедля уничтожить всю языческую нечисть - книги идолопоклонников. Толпа ринулась к библиотеке. Безумие надо было остановить любой ценой! Горстка ученых с оружием в руках защищала подступы книгохранилищу. Некоторые из них проявили чудеса храбрости. Элладий, например, один сразил девятерых. Но все напрасно. Силы были слишком неравны. Люди, обезумевшие от убийств, ворвались в помещения библиотеки. Бесценные книи ные богатства, сохраненные и приумнс женные трудами многих поколений ученых, оказались добычей темных, пышущих нена вистью людей. Монахи вовсю их подзадоривали. Языческую заразу следует навсегда искоренить! Книги сбрасывали с полой. рвали, топтали ногами. Рукописи, за которые в свое время отдавали целые состоя ния, вышвыривались во двор. Там собира ли их в кучи и раскладывали костры. Внутренние помещения Серапеума, как и книгохранилище, громили долго и основательно.
.
Тщетно Гипатия кричала и рвалась туда, где сражались и гибли друзья. По приказу Теона ее надежно держали крепкие руки рабов.
Храм Сераписа был разгромлен. Myсейона больше не существовало. Александрийская библиотека была почти полностьк уничтожена. Это свершилось в 391 году, на шестой год правления епископа Феофила.
...
Гипатия не снимала траура по погибшим друзьям, не появлялась на людях, не выходила к столу. Теон, осунувшийся и как-то сразу постаревший, не произносил слов утешения. Но однажды он сказал "Завтра, дочь, мы возобновляем занятия, Утром к тебе придут ученики".
...
Во время эпидемий некому было ходить за больными и убирать трупы. Смертельная зараза обращала в бегство людей и не трусливого десятка. Требовались особое мужество и самоотверженность, чтобы по собственной воле взять на себя тяжелые и опасные обязанности, необходимые для общего блага. В этом стали видеть религиозный подвиг. Смельчаки, решившиеся на это, объединялись в особую организацию. Их так и звали - "парабаланы", то есть "отважные", "подвергающие себя смертельной опасности". Они пользовались уважением и рядом привилегий. Их освобождали от налогов. Феофил обратил внимание на парабалан. Он, даже по признанию церковных историков, был первым, кто положил начало самовластью епископов. Недаром Феофила называли "христианским фараоном". Его притязания на неограниченное господство встречали сопротивление светских властей.
...
Гипатия поражала своей разносторонностью. Ее широко прославило преподавание философии и математики. Однако с не меньшим блеском читала она о Гомере или о греческих трагиках. По общему мнению, Гипатия превзошла всех современных ей философов. Недаром ученики стекались к ней отовсюду. Она примыкала к философской школе неоплатоников, но ее строгий мир чисел и геометрических фигур, мир, подчиненный законам механики, был далек от мечтаний и мистических озарений других философов этой школы. Превосходно знала Гипатия и книги христианских писателей. Один из ее любимых учеников, Синезий, епископ Птолемаиды, не решался выпустить в свет свой богословский труд без одобрения Гипатии. Ей принадлежал обширный комментарий к сочинениям Диофанта по геометрии. Следуя за Аполлонием Пергским она посвятила специальную работу коническим сечениям.
...
А время вовсе не способствовало занятиям наукой. Математика вызывала подоэрения. В ту пору в церквах нередко молили господа обрушить свой гнев на головы "математиков, колдунов и прочих злодеев". Астрономия была частью математики, а разницы между астрономом, изучающим небесные явления, и астрологом, предсказывающим судьбу по звездам, каи правило, не делалось. Даже в официальных документах звездочетов называли просто математиками. В 409 году императоры Гонорий и Феодосии II издали специальный закон. Математикам вменялось в обязанность явиться к епископу, отречься от богопротивных взглядов, предать огню описок своих заблуждений и поклясться блюсти христианскую веру. Тех же, кто отказывался принести отречение, было ведено изгнать из Рима и всех прочих городов. Математиков, которые осмелились нарушить это установление, самовольно остались в городах или под прикрытием ложной клятвы продолжали тайком заниматься своей профессией, надлежало карать без всякого милосердия.
.
От указа этого Гипатия не пострадала. У должностных лиц Александрии хватило, к счастью, ума не причислять ее к тем математикам, которых во имя торжества веры и государственного спокойствия следовало ловить и наказывать.
...
Долгие годы Гипатия держалась, не читала лекций, которые навлекли бы на нее обвинения в неправомыслии. Среди разгула страстей она сохраняла невозмутимость. В дни, когда искусные подстрекатели устраивали на улицах столкновения, а благоразумные люди не высовывали из дому и носа, она не отменяла лекций. Платона она разъясняла под шум уличных беспорядков. В ночи поджогов ее видели у астрономических инструментов. Она привыкла не прерывать занятий, когда под портиком среди слушателей замечала соглядатаев Феофила.
...
Она жила для науки: открывала юношам глубины философии и посвящала их в тайны математики. Она сопротивлялась наступавшему варварству, сохраняя и распространяя знания, накопленные светлейшими умами человечества.
...
Кирилл нахмурился. Гипатия не желала считаться с предостережениями. Ее не образумили ни сломанные инструменты, ни пожар в библиотеке. Да и Орест, несмотря на пробитую голову, все еще не соглашается на примирение. Внезапно лицо Кирилла просветлело. В холодных глазах засверкали злые огоньки. Чтец Петр, предводитель парабалан и нитрийских монахов, воскликнул: "Доколь же, отче, мы будем терпеть Гипатию? Неужели позволим ей и впредь распространять среди христиан ядовитые плоды ее учений?" "Смоковницу, не приносящую доброго плода, - ответил Кирилл евангельскими словами, - срубают и бросают в огонь".
.
Гипатия возвращалась домой в носилках. На одной из улиц, поблизости от церкви Кесарион, стоящей у моря, дорогу ей вдруг преградили монахи. В мгновение ока по чьему-то сигналу на улицу высыпала толпа нитрийских пустынников и парабалан. Ими распоряжался чтец Петр. Гипатию подстерегли. Засада. Бесполезно кричать и звать на помощь. Она окружена стеной неумолимых врагов. В руках у них камни, палки, куски черепицы, острые раковины, подобранные на берегу...
.
Ее стащили с носилок, швырнули на землю, поволокли к церкви. Там - в священнейшем для каждого христианина месте! - монахи, сорвав с нее одежды, принялись ее бить. Гипатию били нещадно, били с исступлением, били остервенелые фанатики, били, когда она давно уже была мертвой, oстанки ее выволокли из церкви и потащили на площадь, где заранее был разожжен огромный костер.
...
Беспринципный интриган и насильник был канонизирован и причислен к "отцам церкви". Убийство Гипатии, даже по признанию Сократа Схоластика, весьма осторожного церковного историка, "навлекло немало позора и на Кирилла и на александрийскую церковь".
...
Этот эпизод, разумеется, не украшал жития "святого Кирилла". И его не замедлили существенно подправить.
.
Слава Гипатии была слишком громкой, и не так-то просто было изобразить эту замечательную женщину исчадием ада. Церковь предпочла иной путь. Гипатию сделали чуть ли не христианской мученицей.
.
В "Житии святого Кирилла Александрийского" все выглядит уже так: "В Александрии проживала одна девица, по имени Гипатия, дочь философа Теона. Она была женщина верующая и добродетельная и, отличаясь христианской мудростью, проводила дни свои в чистоте и непорочности, соблюдая девство. С юности она была научена своим отцом Теоном философии и настолько преуспела в любомудрии, что превосходила всех философов, живших в те времена. Она и замуж не пожелала выйти отчасти из желания беспрепятственно упражняться в любомудрии и изучении книг, но в особенности она хранила свое девство по любви ко Христу". Убили ее "ненавидевшие мир мятежники". Нитрийских монахов в городе тогда не было. Узнав о происшедшем, они "исполнились скорби и жалости к неповинным жертвам мятежа" и, придя в Александрию, чтобы защитить Кирилла, забросали камнями колесницу префекта.
.
Услужливые историки надежно и надолго скрыли истину.
...
Гипатию убили дважды: одни монахи растерзали ее в церкви, другие принялись последовательно и упорно уничтожать созданные ею книги. Гипатию обрекли на вечное молчание. Тем временем сочинения Кирилла размножали сотни переписчиков. Житие его украшали миниатюрами.
.
Несмотря на усилия ученых и писателей, пытавшихся восстановить истину и воссоздать подлинный облик Гипатии, справедливость так и не восторжествовала. В церквах поклоняются иконам с ликом "святого" Кирилла Александрийского. Из-под печатных станков все еще выходит его полное лжи жизнеописание. На полках библиотек стоят его многотомные сочинения.
.
А из книг Гипатии до сих пор не найдено ни единой строчки.
.
Столкновение защитницы античного мировоззрения, "жизнерадостного и светлого", с надвигающимся "мраком средневековья" - благодатная тема для романистов, особенно если их не слишком отягощает любовь к исторической достоверности. Леконт де Лиль видел в Гипатии символ погибающей эллинской культуры, последнее воплощение "духа Платона и тела Афродиты".
.
Этот образ соблазнил не одного романиста. Искушение оказалось непреодолимым: обучающая философии молодая красавица требовала в качестве обязательного противопоставления темных монахов, которые, убивая ее, дают выход подавленному вожделению.
.
На русский язык переведены два романа, посвященные Гипатии, - Фрица Маутнера и Чарльза Кингсли, но оба они в большей или меньшей степени следуют той же схеме. У Маутнера Исидор, отвергнутый Гипатией, добивается от Кирилла позволения убить ненавистницу, ибо искушающий его дьявол принимает ее облик. Ненависть монахов к прекрасной язычнице усугубляется, по Кингсли, любовью Ореста к Гипатии.
.
Чего стоят подобные фантазии об убиваемой монахами мудрой девушке "с телом Афродиты", показывает хотя бы то, что Гипатии к моменту гибели, по самым скромным подсчетам, было под пятьдесят. ..."
.
ТТ
.
1. "RE: Заметки о Гипатии"
.
А портреты Гипатии откуда?
Обратите внимание: второй (маленький, ч.-б.) явно нарисован лет сто назад. Но за прошедшее время вкусы поменялись, поэтому и внешность нашей ученой дамы слегка подкорректировали.
.
Если в начале ХХ века ее изображали похожей на красавицу из какого-нибудь модного журнала тех лет (вплоть до прически), то современный художник ориентировался уже на голливудский стандарт: пышные губы, другая форма носа, да и худее на несколько килограмм.
.
Веревкин
.
2. "первая цветная картинка - стилизация под античность"
.
второй, чёрно-белой фотографии. Когда она появилась, эта вторая,- было бы интересно выяснить.
.
ТТ
.
3. "RE: первая цветная картинка - стилизация под античность"
.
Свое мнение я уже сказал: эту мамзель нарисовали лет сто- сто двадцать назад (может, чуть позже). Ни на классицизм, ни на рококо, ни на более стили это не похоже.
.
Веревкин
.
4. "это "югендстиль""
.
канун 20 века. Но нужно консультироваться со специалистами-искусствоведами.
.
Urbane
.
5. "Оригинал"
.
Оригинал Гипатии:
Augusta Ada King, countess of Lovelace
Volodimer
.
6. "RE: Оригинал"
.
Года два назад на почившем впоследствии сайте "новый Геродот" тоже предлагалась к обсуждению тема о Гипатии. Среди тамошних завсегдатаев в основном любители обсуждения худлита на исторические темы, но в отношении Гипатии предлагалась статья Кристины Фили, профессора истории математики.
http://theory.dcn-asu.ru/~raikin/Studen … /Hypat.htm
Мне она запомнилась безупречной логикой.
Если не обращать внимания на даты жизни (действительно, что мешает активному старцу, способному зачать в 70 лет талантливую дочь, заниматься лет до 90 научной деятельностью, сделать к этому времени из дочери соратника, да еще такого, что способна уже в 20 лет стать учителем для своих сверстников и обучать их до 26 лет), то бросается в глаза другое, правда, слегка замаскированное тучей рассуждений и ссылок, не имеющих к самой Гипатии никакого отношения.
К примеру, анализируя причины смерти Гипатии, Кр.Фили выдвигает предположение, что главной причиной явился закон против математиков, изданный в 370 году.Как она пишет:"Феодосий I Великий запретил изучение и преподавание математики: “Cesset mathematicorum tractatus” <154>. И изучение, и преподавание математики каралось смертной казнью". "Строгие византийские законы дамокловым мечом нависли над головами язычников". Настолько строгие, что закон против математиков, принятый в год рождения Гипатии, позволил ей не только получить блестящее математическое образование, но и обучать христианских священников, к примеру Синесия, впоследствии епископа Пентаполя Ливийского.Более того, этот закон не мешал входить в кружок Гипатии высоким военным сановникам и архонтам "как, например, Пентадий и Гелиодор. Пентадий в 403–404 гг. занимал должность императорского префекта Египта".Считал за честь общаться с Гипатией и другой префект в 412-415г.г. - Орест.
Фили описывает ряд идиотских поступков этого Ореста, следствием которых явилась социальная напряженность в Александрии, ну и в силу своей логики выводит: "Между тем, поскольку Гипатия была представителем той самой элиты, которая поддержала Ореста, по городу пошли разговоры, что именно она выступает против примирения патриарха и префекта". Как видим,дествительно, закон 370 года и смерть Гипатии в прямой логической связке.
Что еще интересно в этой трагедии - исполнителями убийства были нитрийские монахи и другие христианские фанатики, уничтожавшие ересь и язычество."...происходило разрушение греческого культурного наследия, когда овеянные славой прошлого Мусейон, библиотеки, храмы, да и вообще все античные учреждения стали жертвами драмы, связанной со становлением нового мира."
.
А теперь попробуйте спросить,- как сохранились до эпохи Возрождения труды великих мыслителей языческой античности? А их, оказывается, бережно переписывали (даже не понимая текста) в течение полторы тысячи лет христианские монахи. Не те ли самые, что уничтожали Гипатию и современные культурные ценности?
Безупречная логика.
.
С уважением
.
Веревкин
.
7. "и все сведения породил Сократ Схоластик!"
.
Хорошо бы его почитать. Что там написано?
Посмотрите на предпоследнюю ссылку Вашего текста:
.
176. Первая работа о Гипатии была опубликована в Германии - Schmidt D. J. A. De Hipparcho, duobus Theonibus doctaque Hypatia. Jena, 1689. См. также Wernsdorff J. C. De Hypatia philosopha Alexandrina // Dissertationes IV. De Cyrillo in causa tumultus alexandrini caedisque Hypatiae ... Wittenberg, 1747–1748.
.
Жизнь Гипатии с XVIII в. и до наших дней служила неисчерпаемым источником вдохновения для европейской литературы. В 1720 г. Джон Толанд (John Toland) опубликовал в Лондоне историческое эссе “Hypatia, or the History of a most beautiful, most virtuous, most learned and in every way accomplished Lady, who was torn to pieces by the clergy of Alexandria, to gratify the pride, emulation and cruelty of the Archbishop commonly but undeservedly titled St. Cyril”. Годом позже Томас Льюис (Thomas Lewis) ответил памфлетом “The History of Hypatia, a Most Impudent School Mistress of Alexandria; in Defense of Saint Cyril and the Alexandrian Clergy from the Asperity of Mr. Toland”. Вольтер, известный своим антирелигиозным настроем, заинтересовавшись трагическим концом Гипатии, написал в 1736 г. “Examen important de Milord Boligbroke ou le tombeau du fanatisme”; в дальнейшем он еще дважды возвращался к Гипатии, сначала в сочинении “De la paix perpetuelle” (1769), а затем в “Dictionnaire philosophique”. (Paris, 1835). Легенда о Гипатии продолжала вдохновлять писателей и поэтов XIX в. Так, Шарль Леконт де Лиль (Charles Leconte de Lisle) соответственно в 1847 г. и 1874 г. написал две поэмы под одним и тем же названием “Hypatia”. Основатель Парнасской школы поэзии, страстный поклонник классической античности, он также опубликовал короткую драму “Hypatie et Cyrille”. Жерар де Нерваль (Gerard de Nerval) в своих “Nouvelles. Les filles du feu angelique I” (1854) упомянул о Гипатии; Баррес (Barrиs) по просьбе своего учителя Леконта де Лиля написал короткую историю жизни Гипатии “Sous l’oeil des barbares”. В Англии Чарльз Кинслей (Charles Kingsley), вдохновленный легендой о Гипатии, публикует книгу “Hypation or the Few Foes with an Old Face” (1853), впоследствии переведенную на другие европейские языки. В 1827 г. история Гипатии появляется в итальянской литературе в двухтомной поэме Диодаты Роэро ди Салюццо (Diodata Roero di Saluzzo) “Ipazia ovvero delle filosofie”. Вслед за книгой итальянской графини выходит сочинение Карло Паскаля (Carlo Pascal) “Ipazia e le ultime lotte pagane”, вошедшее в его книгу “Figure e caracteri: Lucrezio, l’Ecclesiaste, Seneca, Ipazia, Giosne, Carducci, Garibaldi” (Milano, 1908).
.
Легенда, окружавшая жизнь Гипатии, жива и в наши дни; так в 1978 г. Марио Луци (Mario Luzi) поставил две пьесы “A libro di Ipazia” и “Il messagero” (о Синесии). В 1976 г. на сцене афинского театра Lycabetos появилась пьеса греческого поэта и эссеиста Теофилоса Фрагопулоса (Theophilos Fragopoulos) “Гипатия” (опубликована в 1968 г.). Недавно в Германии большой успех выпал на долю исторического романа Арнульфа Цительмана (Arnulf Zitelman) “Hypatia” (1989). Вышли также два романа на французском языке Андре Ферретти (Andre Ferretti) “Renaissance en Paganie” (Montreal, 1987) и Жана Марселя (Jean Marcel) “Hypatie ou la fin des dieux” (1989). В Италии вышла книга Дж. Беретты (G. Beretta) “Ipatia d’Alessandria” (Roma, 1993). В прошлом году был издан роман Марии Дзельской (Maria Dzielska) “Hypatia of Alexandria” (Harvard University Press, 1995, transl. by F. Lyra). И, наконец, укажем на два феминистcких журнала (продолжающиеся издания), в названиях которых присутствует имя Гипатии: “Hypatia Feminist Studies” (Athens, ed. V. Lambropoulou, с 1984 г.) и “Hypatia: A Journal of Feminist Philosophy” (Indiana University, с 1986 г.).