Новейшая Доктрина

Новейшая доктрина

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Новейшая доктрина » Духом единым ... » Поп-Германия отказывается от угля, Европа — от газа


Поп-Германия отказывается от угля, Европа — от газа

Сообщений 991 страница 1001 из 1001

991

Балтийская «Черная дыра»: российская подлодка, готовая вступить в бой
Космонавты – конечно, герои. Они отправляются туда, где жизнь человека невозможна. Их отделяют от враждебной среды лишь стенки тесного аппарата. Для поддержания существования человека в космосе используется сложнейшая система жизнеобеспечения. Случись что с этой техникой — и спастись будет очень трудно. Впрочем, если говорить не о космонавтах, а о подводниках, не о космосе, а о морских глубинах, все это снова будет правдой.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/bcf/bcf5491c64759eb67879133746a208aa_ce_1677x894x0x42_cropped_666x444.webp
Подводная лодка «Выборг» стоит у причала в Кронштадте. Вокруг ледяное поле, но если надо, с ним быстро справится стоящий тут же неподалеку военный ледокол. Рядом Морской завод, где не так давно субмарина проходила очередной ремонт.

Боевой корабль проекта 877 («Kilo» по классификации НАТО) уже не молод. Его построили в 1982 году в Комсомольске-на-Амуре, но и сейчас «Выборг» по-прежнему в строю, оберегает безопасность страны в водах Балтики. Это не гигант с ядерным реактором и ракетным вооружением, размеры корабля намного скромнее: подводное водоизмещение составляет 3040 т. Но сравнительно небольшой размер, форма и конструкция этой подводной лодки дают ей очень важное преимущество — малошумность и малозаметность. На Западе 877-й проект прозвали «Черной дырой».
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/013/0132b3604a0cf38dbc6e0f7f84776d17_cropped_666x444.webp
Отсеки подводной лодки разделяются люками. В случае чрезвычайной ситуации они будут задраены и создадут герметичный заслон между отсеками.
Только электричество
Одной из конструктивных особенностей лодки, позволяющей ей снизить шумность, стало полное электродвижение. Для тех времен, когда «Выборг» строили, решение было весьма новаторским. Дизель-электрические лодки более ранних проектов в надводном положении шли на дизельном ходу, и лишь под водой винты крутились с помощью электродвигателей, запитанных от аккумуляторов. У «Выборга» два тысячекиловаттных дизеля, и с винтом они никак не связаны. Пока лодка идет в надводном положении или на перископной глубине, дизеля вращают валы генераторов, а те заряжают аккумуляторные батареи. Винт приводится в движение либо основным гребным электродвигателем ПГ-142 (4040 кВт), либо электродвигателем экономического хода.

Дизель-электрические субмарины предыдущего поколения имели длинный и тонкий корпус. «Выборг» же обладает утолщенной веретенообразной формой. Это несколько ухудшает мореходные качества корабля во время движения в надводном положении, зато оптимизирует гидродинамические свойства под водой. Малошумности и малозаметности способствуют также вибропоглощающие покрытия на корпусе.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/432/432de7238bf5c10c2c1582973e78ce14_cropped_666x444.webp
Центральный пост управления
Располагающийся во втором отсеке центральный пост управления, пожалуй, самое просторное помещение на подводном корабле.
877-й проект оказался настолько удачным, что на его основе с середины 1990-х стали строиться подводные лодки проекта 636 «Варшавянка». Они обладают более высокой скоростью, более мощным гребным электродвигателем и новейшей системой навигации. В отличие от проекта 877, «Варшавянки» несут на борту не только торпедное и минное вооружение, но и противокорабельные крылатые ракеты, запускаемые через торпедные аппараты (экспортное наименование ракетного комплекса Club-S).

Долгий сон в Кронштадте
Но, несмотря на появление «Варшавянок» (на западе их именуют Improved Kilo — усовершенствованные Kilo), лодки 877-го проекта остаются в строю. Примером тому «Выборг».

Знакомимся с командиром корабля: Сергей Олейников, капитан 2-го ранга, назначен на должность в декабре 2013 года, как раз тогда, когда на Морском заводе завершался очередной ремонт субмарины. «Хоть "Выборг" и не атомная лодка, назвать ее маленькой нельзя, — говорит Сергей Олейников. — Действующие здесь же, на Балтике, подводные лодки НАТО имеют максимальное подводное водоизмещение 1500 т, но есть и корабли меньшего размера (500−700 т). Тем не менее габариты позволяют "Выборгу" оставаться малошумным, малозаметным и многофункциональным кораблем. Он может бороться с надводными и подводными кораблями противника, осуществлять минные постановки, вести разведку, в том числе высаживать разведгруппы».
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/e2d/e2dc6737516c6a46e2c282ececd10a9d_cropped_666x444.webp
«Насколько интенсивна военно-морская активность на Балтике?», — спрашиваем мы у командира «Выборга». «На море у стран НАТО и других соседних государств постоянно ведутся учения и разведывательные мероприятия, и, естественно, мы часто фиксируем присутствие иностранных военных кораблей. Кто-то нас встречает, кто-то сопровождает, кто-то провожает. Но все это в рамках правил».

«Выборг» стал «Выборгом» не сразу. После постройки в Комсомольске-на-Амуре подводная лодка Б-227 отправилась на Тихоокеанский флот, а два года спустя своим ходом переправилась на Балтику, где несла службу в рядах Балтийского флота ВМФ СССР. В 1993 году корабль был переведен из тогда уже иностранной Лиепаи в Кронштадт. А затем целое десятилетие подводная лодка простояла без дела. Как бы в длительном ремонте. Лишь к концу прошлого десятилетия после испытаний она вернулась в строй. Тогда же, в 2008 году, над кораблем взяла шефство администрация Выборгского района Ленинградской области, и лодке было присвоено имя «Выборг». После нескольких лет службы «Выборг» вновь отправили ремонтироваться. «Речь не шла о серьезной модернизации, — рассказывает командир корабля, — но аппаратура на борту меняется постоянно, и в основном это касается электроники — радиостанции, средств вывода информации. Плюс текущий ремонт».
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/2d2/2d26abba5c43e4380701273453afdbe1_cropped_666x999.webp
Ворота спасения
Нас приглашают осмотреть лодку. И сразу начинаются лингвистические сюрпризы. Надстройку над корпусом подводной лодки обычно в просторечье называют рубкой. На самом деле правильное название этого конструктивного элемента — ограждение выдвижных устройств. Антенн, перископа, шноркеля... Нет, со словом «шноркель» наши подводники тоже не согласны. «Шноркель» — немецкое слово, однако еще во времена Первой мировой подобные устройства были созданы в России. Поэтому правильнее говорить — «шахта для работы дизеля под водой». Что касается «ограждения выдвижных устройств», то кроме этих самых устройств тут у «Выборга» размещен ходовой мостик, и это отчасти оправдывает термин «рубка». Однако существуют подводные лодки, внутри ограждения которых никаких постов управления нет.

Лодка построена по двухкорпусной схеме — внутри прочный корпус, снаружи — легкий. Между ними — система балласта. На бортах лодки видны шпигаты — прорези, через которые из межкорпусного пространства сливается вода.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/09a/09a9e66387329a5ab3b7f07de5e068bf_cropped_666x444.webp
Скорость (надводная): 10 узлов // Скорость (подводная): 17−19 узлов // Рабочая глубина погружения: 240 м // Предельная глубина погружения: 350 м // Автономность плавания: 45 суток // Экипаж: 57 человек // Водоизмещение надводное: 2300 т // Водоизмещение подводное: 3040 т // Длина наибольшая: 72,6 м // Ширина корпуса наибольшая: 9,9 м // Средняя осадка: 6,2 м.
Еще не спустившись внутрь прочного корпуса, можно увидеть, как много устройств в конструкции лодки связано со спасением в экстренной ситуации. Вот аварийный буй. В случае бедствия специальные механизмы отпускают трос, и буй всплывает над местом аварии. Он не только сигнализирует о местонахождении лодки, но даже позволяет поговорить с экипажем по телефону — аппарат находится в специальном герметичном контейнере. Другое устройство — гидроакустический сигнализатор: он посылает звуковые сигналы, которые помогут спасателям обнаружить местоположение лежащей на дне субмарины.

Над первым и шестым отсеками на корпусе лодки видны два больших, отполированных почти до блеска металлических кольца. Это комингс-площадки. К ним в случае аварии сможет причалить спасательный аппарат. Поверхность колец должна быть гладкой, чтобы обеспечить герметичное соединение с мягкой прокладкой аппарата. После причаливания аппарат откачивает воду из пространства между двумя люками — своим и подводной лодки, давление там становится равным давлению внутри субмарины. Теперь можно открыть люк, и экипаж сможет перебраться в спасательный аппарат.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/453/453ef674584e66dbdfb971795be54ee1_cropped_666x444.webp
Капитан 2-го ранга Сергей Олейников, командир подводной лодки «Выборг»: «Габариты «Выборга» позволяют подводной лодке оставаться малошумным и малозаметным кораблем. Она может бороться с надводными и подводными кораблями противника, осуществлять минные постановки, высаживать разведгруппы».
Перископ — навсегда!
Чтобы попасть внутрь корабля, нужно войти в ограждение выдвижных устройств, подняться вверх на несколько ступеней, а затем опуститься на несколько метров вниз по вертикальной лестнице. Теснота внутри подводных лодок — факт общеизвестный, но тут она ощущается как насыщенность окружающего пространства бесконечным количеством конструктивных элементов. Здесь все на виду. Здесь все выглядит как радость любителя стимпанка и кошмар водопроводчика. Вдоль стен на всех уровнях бегут трубы гидравлических и пневматических систем с огромным количеством гаечных соединений, вентилей, клапанов. «Конечно, на лодках более современных конструкций системы управления, основанные на механике и гидравлике, заменяются электрическими актуаторами, управляемыми по проводам, и это экономит пространство, снижает вес оборудования, — рассказывают нам члены экипажа, — но, с другой стороны, электроника — вещь капризная, особенно в условиях совершенствования методов радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Гидравлика устроена проще и более ремонтопригодна в походных условиях».

Только здесь, перебираясь из отсека в отсек через круглые люки, рассматривая крошечные помещения для всего чего угодно — от камбуза до жилых кают, — понимаешь, что в подводной службе о комфорте говорить трудно. Здесь все приспособлено к ограниченному пространству. Даже кают-компания при необходимости превращается в операционную. Интересуемся, есть ли ограничения для подводников по росту и комплекции. Нет, отвечают нам, осваиваются все. Есть более серьезные ограничения по здоровью: надо уметь жить и работать при недостатке кислорода в воздухе.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/e50/e50f27101e10f29f39b31047f5e46662_cropped_666x444.webp
Подводная лодка представляет собой замкнутый газовый объем, из-за чего и проистекают разного рода проблемы. Например, возможно возникновение взрывоопасных смесей. В случае взрыва или возгорания необходимо немедленно подавить реакцию горения, для чего используется система ЛОХ (лодочная объемная химическая защита), воздействующая на точки горения с помощью инертного газа (хладон). Эта система может спасти жизни, но может оказаться и убийственной: в 2008 году на АПЛ К-152 «Нерпа» несанкционированный запуск ЛОХ привел к гибели 20 подводников.

Родом из Питера
Подводная лодка «Выборг» относится к проекту 877 «Палтус». Первоначально предполагалось, что часть этих кораблей будет поставляться в страны Варшавского договора, поэтому проект получил неофициальное название «Варшавянка». В наши дни «Варшавянками» называют подводные лодки проекта 636 — модернизацию «Палтуса». Лодки проекта 877, относящиеся к третьему поколению, были разработаны ленинградским КБ «Рубин» под руководством Ю.Н. Кормильцина. Первые лодки типа «Палтус» (в том числе Б-227 «Выборг») выпускались в Комсомольске-на-Амуре, затем производство перенесли в Ленинград и Горький. Лодки этого типа имеют традиционную для советского подводного кораблестроения двухкорпусную конструкцию. Корабль разделен на шесть отсеков, на верхней палубе первого отсека размещается торпедное вооружение. В состав вооружения входят шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм, до 18 торпед или 24 мины. В надводном положении мог использоваться оборонительный ЗРК «Стрела-3».

Подводная лодка — это такой корабль, который всегда должен быть готов бороться за живучесть и спасение экипажа. В первом, втором и шестом отсеках, которые являются отсеками живучести, хранятся плоты и средства связи. В случае аварии подводники могут покинуть лодку, облачившись в гидрокостюмы и дыхательные аппараты через люки комингс-площадок (первый и шестой отсеки) или через декомпрессионную камеру (второй отсек). Также есть возможность выйти из лодки через торпедные аппараты с торпедной палубы первого отсека. В каждом отсеке (который в случае аварии может быть герметично изолирован) есть запасы еды и воды, батареи для регенерации воздуха.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/1eb/1eb28a91c75103dace061a6bba5048a8_cropped_666x444.webp
«Мозг» корабля — центральный пост. Он расположен на верхней палубе второго отсека. Под ним — рубки радиста и штурмана. Именно через второй отсек проходят все выдвижные устройства, например перископ. А нужен ли он в наше время? Не отпала ли в нем необходимость при наличии современной гидроакустической и радиолокационной аппаратуры и прочих систем наблюдения за окружающим пространством?

«Нет, — отвечает Сергей Олейников, — перископ никогда не потеряет свою актуальность. Технические средства наблюдения и обнаружения подвержены разным воздействиям — например, средствами РЭБ. А видимый диапазон ими не затрагивается. Кроме того, информация от локаторов — это только отметки на экране, зачастую они малоинформативны. А взгляд в перископ сразу позволяет оценить тип корабля, его водоизмещение, курс, скорость. И все это по отметкам перископа, оперативно, без сложных расчетов».

992

Израиль успешно испытал морскую версию ПВО-системы «Железный купол»
Израиль провел успешные боевые испытания системы Rafael Advanced Defense Systems C-Dome — морской версии системы противоракетной обороны Iron Dome. Испытания проходили на борту корвета Saar 6.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/900/9001b12db7ac46d0df3c05b8c4ad7016_ce_525x350x297x0_cropped_666x444.webp
Впервые развернутая в 2011 году, система «Железный купол» заработала внушительную репутацию, поскольку добилась 90% успеха в перехвате ракетных атак в ходе боевых действий между Израилем и рядом враждебных группировок. Способная работать как отдельными батареями, так и в координации их друг с другом или отдельными радиолокационными блоками, система может не только перехватывать входящие угрозы, но также может рассчитывать траектории ракет и игнорировать те, которые безвредно приземлятся в реках и пустынных полях. Эта мера особенно ценится специалистами, поскольку экономия боеприпасов – крайне полезный бонус для любой системы ПВО.

Мы уже рассказывали о том, как устроена наземная версия системы «Железный купол"

В 2014 году компания Rafael продемонстрировала концепцию своего варианта C-Dome, предназначенного для защиты отдельных кораблей и морских групп от ракетных атак. Морская версия представляет собой кластер на 10 снарядов, загруженной вертикально запускаемыми перехватчиками Tamir, которые могут обеспечивать 360-градусный охват вместо более узкой дуги наземной версии.

Кроме того, в отличие от Iron Dome, для работы C-Dome не требуется специальная радарная система. Вместо этого он взаимодействует с радаром наблюдения корабля. В рамках недавних морских испытаний C-Dome был связан с радаром Magen Adir, который представляет собой многофункциональную морскую радиолокационную систему с активной антенной решеткой с электронным сканированием.

Старт ракеты-перехватчика C-Dome
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/5e1/5e116b08e54c89c721429ce776fcbf27_cropped_666x408.webp
А еще на вооружении Армии Израиля есть лазерные системы ПРО

«Сегодня мы отмечаем еще одну историческую веху для системы обороны "Железный купол" — завершение серии успешных морских испытаний системы противоракетной обороны на борту военного корабля», — заявил директор Организации противоракетной обороны Израиля Моше Патель. «Усовершенствованная система обнаружения точно идентифицировала различные угрозы, включая ракетный обстрел, крылатые ракеты и БПЛА. Система успешно перехватила угрозы с хирургической точностью. Успех сегодняшних испытаний еще больше укрепляет нашу уверенность в наших системах противоракетной обороны, а также в способности израильских ВМС для защиты морских активов Государства Израиль».

993

Как высаживается морской десант: учения ВМФ России
В 2016 году на острове Котельный в Баренцевом море прошли учения морского десанта Северного флота ВМФ России.
Эффектный видеоролик показывает, как большие десантные корабли Северного флота «Георгий Победоносец» и «Кондопога» высаживают морской десант на побережье острова Котельный, входящего в состав архипелага Новосибирских островов.

Учения по высадке морского десанта на побережье поддерживались корабельной авиацией — с борта БПК «Североморск» в воздух были подняты два корабельных вертолёта Ка-27.

После закрепления позиций на побережье подразделения арктической бригады выдвинулись вглубь острова Котельный к месту установки базового лагеря.

В ходе учений было доставлено более 230 человек личного состава арктической бригады и 30 единиц колёсной и гусеничной техники, в том числе гусеничные плавающие снегоболотоходы высокой проходимости и многоцелевые тягачи, а также квадроциклы.

994

Военный корабль DD-964: призрачный эсминец
Грозный военный корабль идет по волнам Тихого океана. Ощерились орудийные башни, киль рассекает воду, сверкают на солнце белые цифры 964 на борту. Только людей не видно. Ни матросов, ни офицеров, ни капитана – никакого движения. А корабль-призрак все движется вперед, и не стоит обычным кораблям встречаться в открытом море с этим «летучим голландцем». Плохая примета.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/336/336f19cae85f1ccc8f152564250596e6_ce_1920x1024x0x137_cropped_666x444.webp
Когда-то эскадренный миноносец DD-964 Paul F. Foster имел и капитана, и команду. В состав флота он вошел в 1976 году и стал одним из самых совершенных кораблей своего времени, вторым эсминцем нового типа «Спрюэнс». Всего на верфи в Паскагуле, штат Миссисипи, был построен 31 подобный корабль. «Спрюэнсы» были очень хорошо вооружены — одни «Томагавки» чего стоили, не говоря уже о зенитной артиллерии, ракетах «Гарпун», торпедах, минах и авиационной группе из вертолетов Sikorsky SH-60 Seahawk. Эти корабли дали начало нескольким новым классам — ракетным крейсерам типа «Тикондерога», эсминцам типов «Кидд» и «Арли Берк».

Но время «Спрюэнсов» уходило. Последний представитель класса — USS Cushing — был выведен из состава флота 21 сентября 2005 года. Большую часть кораблей — 25 экземпляров — затопили, использовав в качестве мишеней; еще четыре были разрезаны на металл. На данный момент на плаву находятся лишь два «Спрюэнса», причем один из них, эсминец Arthur W. Radford, просто ждет своей очереди стать искусственным рифом.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/7c4/7c4542bbd2116ee386f1027feb6a5755_cropped_666x528.webp
USS Decatur, или DD-936, до конвертации
А вот у «Пола Фостера» другая судьба. Он не только находится в строю, но и активно используется ВВС США. Правда, в очень своеобразном ключе. Да, DD-964 действительно стал официальным кораблем-призраком. Бывает и так.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/f68/f68c8ed5cd714aaf318f326e6bb2b13e_cropped_666x469.webp
USS Decatur после превращения в SDTS EDDG-31. Бросаются в глаза видоизмененные надстройки с более современными системами наблюдения.
Легкая мишень
Аббревиатура SDTS означает Self Defense Test Ship, то есть испытательное судно систем самообороны. Это отдельная армейская единица — она не относится ни к эскадренным миноносцам, ни к крейсерам, ни к какому-либо другому типу кораблей. Это SDTS, и на флоте все знают, о чем идет речь.

SDTS — это «продвинутая» разновидность корабля-мишени. Такие цели активно используются всеми странами мира для испытаний крылатых ракет, артиллерийских орудий, бомб, торпед. Обычно кораблем-мишенью служит списанное армейское судно, которое ставится на прикол в заданном квадрате, а затем безжалостно расстреливается из испытуемых типов орудий. Цели испытаний могут быть самыми разными — как проверка новой разновидности ракет, так и простая тренировка артиллерийского расчета.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/888/88870c47c923e5ae18bd820ece3a0222_cropped_666x1002.webp
Обычная подготовка корабля-мишени заключается в полном избавлении его от веществ и материалов, способных ускорить уничтожение судна или загрязнить окружающую среду. Удаляется все топливо, асбестовые и прочие вредные для океана элементы. Иногда, когда после затопления корабль должен стать искусственным рифом, лежащим на небольшой глубине, в его корпусе и надстройках прорезают маленькие отверстия для рыб или даже побольше — для дайверов. В последнее время появилась тенденция стирать идентификационные марки — надписи, гравировки, названия и цифры — и затапливать суда анонимно, из уважения к тем, кто плавал на них «при жизни».

Кое-что на корабли-мишени устанавливается — например, датчики, фиксирующие крен и повреждения при успешных попаданиях и передающие эту информацию командованию. В качестве базовых кораблей используются суда самых разных классов, поскольку во время войны приходится топить и грузовые транспорты, и небольшие торпедные катера.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/665/6656bcdcc153892ff5801d518677749f_cropped_666x444.webp
Paul F. Foster после конвертации не получил нового индекса, а остался DD-964. Сразу и не скажешь, что это уже не боевой эсминец (впрочем, обратите внимание на отсутствие носового орудия).
Методика использования отслуживших свое кораблей в качестве тренировочных снарядов известна как минимум с первой половины XIX века. Но вплоть до 1990-х годов мишени функционировали как обездвиженные, беспомощные баржи, попасть по которым было не так и сложно, не говоря уж о полном отсутствии какого-либо отпора. А на рубеже 1990-х ВМФ США разработало новую концепцию корабля-мишени, который мало того что может передвигаться, уходя от атаки, но ко всему прочему оборудован системами активной защиты. Так появился первый SDTS — бывший DD-936, или USS Decatur.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/ca5/ca5b278956f54dd78330802850f155b9_cropped_666x533.webp
Трудная мишень
SDTS — это самая большая в мире радиоуправляемая игрушка. На борту испытательного судна, находящегося «при исполнении», действительно нет ни одного человека, как и на обычном корабле-мишени, но в отличие от последнего испытательное судно имеет на борту топливо, его двигатели работают в штатном режиме, а системы противоракетной обороны функционируют в полной мере. Более того, SDTS регулярно модернизируется, поскольку используется не только для испытаний ракет и торпед, но и для проверки новых систем защиты.

USS Decatur, эсминец типа «Форрест Шерман», служил в составе ВМФ США с 1956 по 1983 год. Судам этого типа повезло больше, чем «Спрюэнсам»: из 18 построенных эсминцев четыре стали кораблями-музеями, а упомянутый DD-936 дал начало новому классу кораблей. При этом изначально его ждала печальная участь собратьев — быть проданным на металл или потопленным в качестве корабля-цели. Но проект SDTS изменил его судьбу: именно Decatur оказался наиболее подходящим для переоборудования в испытательный стенд. Он получил маркировку EDDG-31 и в 1994 году приступил к новым обязанностям.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/75a/75a3a0f9f85d83142d893dd6fa996fe1_cropped_666x443.webp
На фото - MLD (Maritime Laser Demonstrator), одна из защитных систем, протестированных на SDTS.
В ходе переоборудования корабль приобрел дистанционное управление, а также целый ряд оборонительных систем. Среди последних были, в частности зенитно-ракетный комплекс Mk 57, оснащенный управляемыми ракетами «корабль — воздух» RIM-7 Sea Sparrow; система обнаружения цели Mk 23; система радиоэлектронной борьбы SLQ-32 (V)3, способная создавать активные помехи как самонаводящимся головкам, так и бортовым РЛС. В целом переоборудованный эсминец мог отбить нападение, сымитировав поведение реального корабля при вражеской атаке. При этом методика эксплуатации подразумевала, что часть атак будет производиться не по самому кораблю, а по специальной барже, расположенной в 45 м позади SDTS. Это позволяло значительно увеличить срок службы испытательного судна, поскольку часть ракет и снарядов так или иначе попадали в цель, и после каждого «захода» бывший эсминец требовал ремонта. При этом его оборонительные системы точно так же могли защищать баржу, как и его самого. Именно с помощью SDTS испытывались модернизации зенитно-ракетного комплекса RIM-116 Rolling Airframe Missile (в частности, система наведения Block 1).
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/37b/37bd3b293fb1639566cf8e2630f6b273_cropped_666x1015.webp
Управление лазером велось вручную – оператор играл в подобие компьютерной игры, ловя беспилотники в перекрестье прицела. У лазерной системы обнаружились как плюсы (очень низкая себестоимость выстрела – лазер не использует ничего, кроме электричества, отбираемого у корабельных генераторов), так и минусы – хрупкость конструкции, повредить которую можно даже из обычного огнестрельного оружия.
И хотя проект собрал целый ряд престижных правительственных наград и считался успешным, время к EDDG-31 было беспощадно. Никакая модернизация не могла спасти спущенный на воду в 1950-х эсминец. В 1999 году защитные системы не справились со своей функцией в полной мере, и корабль был поврежден так серьезно, что встал вопрос о замене его более современным.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/c24/c240c17c49694c0c12c53de718397eb9_cropped_666x460.webp
Пуск ракеты RIM-7 Sea Sparrow
Очень трудная мишень
Выведенный из состава флота весной 2003 года USS Paul Foster стал идеальным судном-заменителем. Сама методика испытаний не претерпела изменений: корабль на радиоуправлении выходит из порта приписки Вайними (Калифорния), становится на позицию, а за ним устанавливается баржа-мишень. Управление навигацией ведется с военно-морской базы Пойнт-Мугу неподалеку от Вайними.

Обычные корабли-цели
Проект SDTS в принципе уникален – другие страны мира не модернизировали корабли-цели на таком уровне. До 1950-х годов в СССР корабли-цели использовались эпизодически, в основном – трофейные суда, с которых просто снимали все ценное. Плановое создание целей началось с ликвидации эскадренных миноносцев проектов 7 и 7-У, то есть так называемой «сталинской серии». Большая часть эсминцев 1936-1939 годов к пятидесятым значительно устарела, и корабли начали постепенно, по мере вывода из состава флота, переоборудовать в цели серии ЦЛ. Целям давалась последовательная нумерация от единицы; когда цель окончательно уничтожалась во время очередных учений или испытаний, ее номер присваивался следующему выведенному из состава флота кораблю. Из-за этого многие корабли имели одинаковые индексы. В частности, в ЦЛ были перестроены 13 кораблей серий 7 и 7-У, а также единственный эсминец серии 30 «Огневой».
Аналогичные принципы оборудования кораблей-целей использовались практически во всем мире. В этой трагической роли завершили свои славные пути многие известные корабли, например, знаменитый крейсер русско-японской войны «Цусима» (он стал японским кораблем целью Hai Kan No. 10 незадолго до I Мировой).

Основным вооружением нового корабля стала противоракетная установка вертикального пуска Mk 41, пригодная для запуска различных ракет, а универсальность вооружения — одно из важнейших качеств SDTS. К слову, установка, как и большая часть радиолокационных систем, была частью корабля еще до конвертации (в 1987—1988 годах USS Paul Foster пережил мощную модернизацию, в ходе которой получил целый ряд современных систем вооружения). Этот фактор сильно удешевил и упростил перестройку корабля — в принципе, его противоракетные установки на базовом уровне соответствовали используемым на других судах ВМФ и потому не требовали демонтажа и модернизации. Замена базового судна позволила значительно расширить возможности программы SDTS. Основным назначением осталось, безусловно, тестирование и демонстрация систем атаки и защиты, но у программы появились и новые, инженерные направления. На бывший эсминец постоянно устанавливаются какие-то новые узлы, в том числе и не имеющие отношения к военному делу, — судно превратилось в полноценную плавучую лабораторию. На нем отрабатываются также технологии дистанционного управления, различная корабельная электроника, механика и т. д.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/552/55273434183c6f293cf3e873658c950b_cropped_666x531.webp
Корабль-цель немецкого флота «Гессен». Построен как броненосец в 1902 году, а в 1930-х превратился в лишённую всяких отличий баржу-мишень.
Одним из интересных проектов стало переоборудование SDTS для работы... на биотопливе. В обычном режиме биотопливо — это удел транспортных и пассажирских судов, и попытка применить современные топливные технологии в военной отрасли выглядит как минимум интересно. В 2011 году эсминец совершил 17-часовое путешествие вдоль береговой линии Калифорнии (из Сан-Диего в Вайними), используя в качестве топлива субстанцию на основе водорослей. Топливная смесь на 50% состояла из обычного горючего и на 50% — из водорослевого масла, разработанного компанией Solazyme. Силовая установка DD-964 представляет собой газотурбинный двигатель General Electric LM2500, работающий в сцепке с двумя электрогенераторами Allison 501 K17, — в какой-то мере это напоминает силовую установку парома Viking Grace, о котором мы писали в предыдущем номере журнала. Испытания прошли успешно — команда не почувствовала никакой разницы («мирные» испытания ведутся в обычном, а не дистанционном режиме). Эти испытания стали первой ласточкой проекта GGF (Great Green Fleet, «Большой зеленый флот»), в рамках которого большую часть военных кораблей и самолетов США планируется перевести на экологически безопасные виды топлива, минимизировав количество используемой нефти. Сегодня топливо из водорослей активно испытывается на других классах судов, но USS Paul Foster остается крупнейшей из исследовательских платформ этого направления.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/ea5/ea5ceda78101791b4a208d1edea199ed_cropped_666x408.webp
Немецкий корабль-цель «Зеебург», переделанный из транспортного корабля, в маскировочной окраске.
Впрочем, основное назначение SDTS — это по-прежнему испытания военных систем. Последним интересным проектом стала установка на корабль боевого лазера, разработанного компанией Northrop Grumman и известного как MLD (Maritime Laser Demonstrator, Морской демонстрационный лазер). Твердотельный высокоэнергетический лазер мощностью 30 кВт за четыре месяца работы на SDTS — с сентября по декабрь 2014 года — не допустил ни одного промаха по беспилотным мишеням, успешно показав себя в том числе в условиях плохой видимости и в штормовую погоду. Параллельно с лазером на тестовом судне исследовали свойства нового радара TRS-3D/16-ES и ряда других систем мониторинга и обнаружения.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/830/8301ccdce7bba279b66f9cec39558cab_cropped_666x461.webp
Предшественник нынешнего SDTS, старичок Decatur, завершил свой жизненный цикл в качестве обычного судна-цели, беспилотной баржи, потопленной точными ракетными ударами. Но Paul Foster, судя по всему, прослужит еще достаточно долго. Мало того, что это последний плавающий «Спрюэнс» и после окончательного списания он, видимо, станет кораблем-музеем. Значительно важнее то, что по степени технического оснащения он превосходит многие современные корабли, поскольку именно на нем в первую очередь тестируются новаторские подходы и концептуальное оружие.

Это вам не дряхлый «Летучий голландец» морского дьявола Дэйви Джонса. Это современный корабль-призрак — быстрый, вооруженный и очень опасный.

995

Приключения загадочного российского судна в Штатах
В 2019 году американскую военную разведку обеспокоило появление российского океанографического исследовательского судна «Янтарь» недалеко от берегов США.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/bb1/bb129a3e7cdd315167085b7926e0367a_ce_845x451x8x0_cropped_666x444.webp
В ноябре 2019 года здание Forbes со ссылкой на собственные источники в разведке сообщало, что российский корабль «Янтарь» внезапно покинул порт приписки в Арктике и исчез из поля зрения. Найти его все же удалось — он неожиданно для американцев появился в Карибском море поблизости от Тринидада и Тобаго. Спустя пару дней «Янтарь» снова вышел в открытое море. Пентагон считает корабль шпионским, так как его неоднократно замечали неподалеку от американских подводных коммуникационных кабелей.

Американские военные подозревают, что «Янтарь» мог размещать шпионские устройства на подводных коммуникациях США. Эта гипотеза подкрепляется тем, что судно оснащено всем необходимым оборудованием для проведения работ на морском дне. Оно может нести на борту глубоководный аппарат и имеет для него две различные системы управления, чтобы добраться даже до тех кабелей, которые расположены на большой глубине и считаются высокозащищенными.

Истинное предназначение «Янтаря» неизвестно: в состав ВМФ России он включен в качестве океанографического исследовательского судна. Корабль находится в ведении Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ – одного из самых секретных российских военных подразделений. Ранее российское судно замечали в районе Норвежского моря, где затонула атомная подводная лодка «Комсомолец», а также на месте крушения российских истребителей у берегов Сирии.

996

Зачем при спуске корабля на воду о борт разбивают бутылку шампанского
Моряки – народ суеверный, поэтому они до сих пор считают, что «судно, не узнавшее вкус вина, узнает вкус крови». Но откуда взялся этот странноватый ритуал?
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/3fd/3fd164eabf523ea3bef7743eee3f2a4a_ce_1920x1024x0x204_cropped_666x444.webp
История показывает, что этим ритуалом пренебрегать нельзя: о борт «Титаника» шампанское не разбивали и результат всем известен

Дело в том, что спуск корабля на воду во многих культурах уподобляется религиозной церемонии крещения ребёнка. Ещё греки и римляне как могли искали милости морского бога: они молились, пили вино и поливали корабль водой, благословляя его. У вавилонян и в исламских странах молитвы сопровождались принесением в жертву животных, а у викингов корабли освящались при помощи человеческой крови. К началу XVII века церемония стала терять религиозный характер и приобретать черты светской традиции.

В 1610 году при спуске на воду корабля Prince Royal принц Уэльский поднялся на борт, хлебнул вина из золотой чаши, торжественно произнёс имя корабля и, окропив вином корабль, попросил божественной защиты для корабля, его экипажа и пассажиров. После спуска корабля кубки бросали за борт, но с 1690 года от кубков отказались, заменив их бутылками с вином. Некоторые использовали святую воду, набранную в семи морях морскую воду, различные напитки — от виноградного сока до коньяка.

В конце XIX века появилась традиция использования для «крещения» корабля шампанского — как наиболее светского напитка. К тому же из всех французских вин шампанские были самыми дорогими, поэтому моряки решили, что корабли не обидятся на такой жест. Ключевым моментом церемонии спуска является наречение корабля именем, которое символизирует начало жизни. Причём бутылка разбивается непременно о носовую часть корабля – и отнюдь не случайно.

Это связано с тем, что носовая часть корабля метафорически воспринимается как голова человека — именно её окропляет святой водой священник при крещении ребёнка. После наречения именем корабль спускается в воду, что вызывает ассоциации с погружением ребёнка в купель со святой водой. В современном Военно-морском флоте РФ церемонию спуска на воду проводят в торжественной обстановке, а шампанское в таких случаях обычно разбивает капитан корабля.

997

Большой и современный: стелс-эсминец «Замволт»
Самый большой, дорогой и современный эсминец находится на службе ВМФ США.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/adb/adb1f71b510ba7a0da1e0be76a1a5e63_ce_1523x800x71x0_cropped_666x444.webp
Корабль «Замволт» не походит ни на один корабль в американском флоте. Его длина — 186 м, угловатые формы минимизируют радиолокационную заметность, корпус непроницаем для радиоволн, он движется на электрической тяге, а его составная рубка прячет все радары и сенсоры. А также у него есть оружейная система, ракеты которой поражают цели на расстоянии в 117 км.

Своим футуристичным дизайном эсминец напоминает корабль «Энтерпрайз» из «Звездного пути», а чтобы полностью завершить подобие капитана корабля зовут Джеймс Кирк. Корабль уже совершил полное путешествие вокруг Америки, из штата Мэн отправившись в Сан-Диего.

998

Cпуск на воду боевого корабля: видео
Когда дело касается больших объектов, даже самые стандартные процедуры в их создании смотрятся захватывающе. Так, например, рутинный спуск на воду боевого корабля выглядит довольно эпически.
На видео с четырех разных ракурсов снят спуск на воду корабля «Уичита», самого обыкновенного корабля береговой охраны, но спуск на воду таких крупногабаритных объектов всегда впечатляет. Может показаться, что судно вот-вот пойдет ко дну, но подобные колебания для кораблей — что военных, что гражданских — на самом деле вполне стандартное поведение. Кстати, заодно можно посмотреть, как неудачно иногда разбивают бутылку шампанского о борт корабля:

999

Закат эпохи сверхдредноутов: линкор «Бисмарк»
Германские корабелы всегда славились умением создавать незаурядные корабли – не стал исключением и линкор «Бисмарк».
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/6e9/6e9458135e5291540131e4b488fffed4_ce_1200x640x0x116_cropped_666x444.webp
После прихода Гитлера к власти в 1933 году возрождение немецкого флота пошло ударными темпами, несмотря на действующие в то время версальские ограничения. Немецкие верфи, как и до Первой мировой войны, смогли строить корабли любых типов, а их инженеры по-прежнему оставались одними из лучших в мире. Как только Адольф сбросил версальскую удавку, «сумрачный германский гений» тут же начал выпуск лучших в мире подводных лодок, не имеющих аналогов «карманных линкоров», а затем и сверхдредноутов класса «Бисмарк».

Первый корабль этого типа был заложен на верфи компании Blohm&Voss в Гамбурге в 1936 году и 14 февраля 1939 года спущен на воду. «Бисмарк» был одним из сильнейших кораблей своего времени, имея полное водоизмещение 50 900 тонн, экипаж 2 200 человек, максимальную скорость 30 узлов и дальность плавания 17 200 километров. Корабль был вооружен восемью 380-миллиметровыми орудиями, расположенными в четырех башнях, и двенадцатью 150-миллиметровыми орудиями в шести башнях. Броневой пояс имел толщину 320 мм, а боевая рубка – 350 мм. Теоретически «Бисмарк» мог уничтожить любой из существующих тогда линейных кораблей, но немецкое командование рассматривало его не как корабль для классического эскадренного боя, а как линкор-рейдер. «Бисмарк» должен был действовать на океанских просторах и уничтожать конвои противника. Большая дальность плавания позволяла ему месяцами находиться в море, а при встрече с более сильным противником он мог избежать боя благодаря высокой скорости.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/6fb/6fbff2ed3d87c5c4d7b205dba728704f_cropped_666x351.webp
В целом на бумаге все выглядело замечательно, но немецкое командование продолжало мыслить категориями Первой мировой войны. В то время германские рейдеры показали себя очень неплохо, однако за двадцать лет, прошедших между мировыми войнами, линкоры незаметно для многих отошли на второй план, уступив лидерство авианосцам: именно им предстояло решать исход многих сражений Второй мировой. Тем не менее, сверхдредноуты продолжали строить все ведущие страны, в эту гонку пытался включиться даже СССР, разработав проект линкоров «Советский Союз». Но прозрение было уже не за горами: одним из первых, кто доказал несостоятельность линейных кораблей, стал «Бисмарк».

18 мая 1941 года линкор вместе с тяжелым крейсером Prinz Eugen отправился в свой первый и последний боевой поход. Два этих корабля должны были всадниками Апокалипсиса пронестись по Атлантике, нарушив судоходство и разорвав английские коммуникации. «Принцу Евгению» было предписано расправляться с транспортами и прочими судами, а вот с защитой конвоев должен был разбираться «Бисмарк». Но что-то пошло не так...

Вернее, все пошло не так почти сразу. Выскользнуть незамеченными на оперативный атлантический простор немецким кораблям не удалось. Сначала их обнаружили нейтральные шведы, которые по-быстрому «слили» информацию о них англичанам, а уже 23 мая в Датском проливе «Бисмарк» и «Принц Евгений» были замечены английскими крейсерами Suffolk и Norfolk. Именно в них и полетели первые 380-миллиметровые снаряды немецкого линкора, но отогнать соглядатаев не получилось, и два английских крейсера следили за немцами больше суток, созывая на бой весь английский флот.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/696/6961abd305175de5a5627931e0d235e0_cropped_666x444.webp
Первыми на призыв крейсеров откликнулись линкор Prince of Wales и линейный крейсер Hood, установившие визуальный контакт с немецкими кораблями ранним утром 24 мая. Противники не стали играть в кошки-мышки и в 5:50 утра открыли огонь. Через четыре минуты снаряд с Prince of Wales попал в «Бисмарк», повредив топливные цистерны. Такое начало боя не предвещало ничего хорошего для немецкого линкора, но англичане сильно облегчили ему жизнь тем, что Hood, вместо того чтобы обрушить огонь на более сильного противника, занялся «Принцем Евгением». Этот корабль вполне можно было оставить на потом или вообще не обращать на него внимания. Впрочем, свои 381-миллиметровые снаряды «Худ» выбрасывал зря, так и не попав в противника, в то время как «Принц Евгений» добился результата, а затем и с «Бисмарка» прилетел 380-миллиметровый снаряд, который пробил броневые палубы и взорвался в пороховом погребе.

Страшный взрыв переломил «Худ» пополам, и корабль пошел на дно вместе с 1 418 членами команды. Повторился кошмар Ютландского боя, когда таким же образом погибли три английских линейных крейсера. Самое интересное, что Hood строился с учетом именно этого морского сражения и все недостатки на нем, казалось бы, были устранены. Впоследствии ряд специалистов высказал мнение, что «Худ» погиб из-за бракованного немецкого снаряда, взрыватель которого сработал не при ударе о палубу, а с замедлением, что и привело к трагедии. Однако сам факт того, что снаряд добрался до порохового погреба, говорит о многом.

Разобравшись с «Худом», немцы перенесли огонь на оставшегося противника, но Prince of Wales, получивший семь снарядов, не стал испытывать судьбу и вышел из боя. «Бисмарку» ничего не стоило его догнать, но командующий немецким соединением  адмирал Г. Лютьенс решил продолжать рейд. К тому же в линкор попало три снаряда, и надо было исправлять повреждения. Вскоре выяснилось, что пробитая топливная цистерна не позволит выполнять первоначальную задачу, и Лютьенс принял решение идти в Сен-Назер. Однако к этому времени на поиски «Бисмарка» был брошен практически весь английский флот.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/f52/f52cb6070b367863c7472ace420d6b52_cropped_666x422.webp
Тут-то и сказали свое решающее слово авианосцы, вернее, один из них – Ark Royal,  самолет-торпедоносец, который смог отыскать и торпедировать «Бисмарк». К несчастью для немцев, торпеда повредила руль, и корабль не мог идти заданным курсом. Исправить это было невозможно, а вскоре «Бисмарк» настигли английские линкоры Rodney и King George V. На этот раз бой стал складываться для немецкого линкора крайне неудачно, так как 406-миллиметровые снаряды «Родни» вывели из строя башни главного калибра, а один попал в боевую рубку. Всего через 45 минут боя «Бисмарк» оказался полностью недееспособен, и англичане решили добить его торпедами. Однако тяжеленных боеприпасов и трех торпед оказалось мало, чтобы отправить немецкий корабль на дно. Немцы сами открыли кингстоны и затопили линкор, исчерпав все возможности к сопротивлению. Из 2 200 членов команды в живых почти никого не осталось: 111 моряков спасли англичане и ещё троих – немецкая подводная лодка.

На момент своей гибели «Бисмарк» находился в зоне действия немецкой авиации, которая могла попытаться отогнать английские корабли. Линкору могли помочь и подводные лодки, но командование слишком поздно отправило их в район боя. Более того, когда одна из них туда прибыла, то только ухудшила положение: англичане, заметив лодку, предпочли бросить моряков «Бисмарка» и убраться из опасного района.

С тех пор линейные корабли могли выполнять лишь второстепенные задачи, а морские сражения без участия авианосцев стали просто немыслимы. Что и подтвердила разразившаяся вскоре война на Тихом океане, где японские и американские авианосцы играли главную роль. Эпоха линкоров после «Бисмарка» фактически подошла к концу: после окончания Второй мировой войны их строительство прекратили все страны.

1000

«Зубр»: самый большой десантный корабль на воздушной подушке
Несмотря на присутствие слова «малый» в обозначении классификации проекта 12322 (МДКВП), «Зубр» является самым большим в мире среди себе подобных – десантных кораблей на воздушной подушке.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/3b1/3b112719b3d43af3f840815a4df7ba5a_ce_1920x1024x0x94_cropped_666x444.webp
В небольшом уютном музее Балтийского флота, расположенном в здании еще немецкой постройки в Балтийске (Калининградская область), экскурсовод демонстрирует исторические реликвии — сначала петровских времен (пушки, якоря и флаги со шведских кораблей), потом времен Первой и Второй мировых войн. И вот, наконец, переходит к современным экспонатам, с особой гордостью демонстрируя установленный на стенде пульт управления десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12321 «Джейран», большинство из которых базировались именно в Балтийске: «Вряд ли где-то еще увидите подобное!» «Ну почему же? — осторожно замечаю я. — Вот только вчера видел, как управляют "Зубром"»! Гид с возросшим уважением усмехается: «И как, не оглохли?»

Десантный корабль «Мордовия», стоящий на бетонной пристани военной гавани Балтийска, немного похож на кита, выброшенного на берег. Только от него совсем не веет беспомощностью — разинутая пасть опущенной «губы» гибкого резинового ограждения и передняя аппарель скорее напоминают хищную улыбку. Перед кораблем выстроились несколько БМП, и один из офицеров жестами помогает механикам-водителям заехать задним ходом внутрь. После того как последний БМП занимает свое место в десантном отсеке, офицер тщательно проверяет расстановку машин. Ему что-то не нравится, по его команде несколько БМП сдвигаются вперед — буквально на несколько сантиметров. Наконец результаты проверки удовлетворяют офицера, и машины закрепляют цепями. Командир корабля, капитан 3-го ранга Сергей Конов объясняет смысл этих манипуляций: «Точная центровка груза очень важна для корабля на воздушной подушке. Если дифферент на корму превысит 2°, носовая часть поднимается над водой слишком высоко, кормовая — опускается, и давление набегающего потока воздуха может превысить давление воздуха, создаваемого подушкой. Возникнет опасность подлома гибкого резинового ограждения на ходу, что по эффекту примерно эквивалентно столкновению со стеной».
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/5c4/5c4760599e6a268f081970a783dfe6b7_cropped_666x444.webp
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/e33/e334be8e19e193dc252b7d2190c776b2_cropped_666x444.webp
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/9d3/9d35715359937f38d24d0f68f070f6fa_cropped_666x444.webp
Когда корабль включает нагнетающие агрегаты и поднимается на воздушной подушке, в воздух вздымается огромное облако мельчайшей водяной пыли, и в ясный день все вокруг начинает сверкать многочисленными радугами.
В водяной шубе
Забившись в уголок ходовой рубки (чтобы никому не мешать), я наблюдаю за подготовкой к выходу в море. Посты докладывают о готовности, и вот, наконец, отдается команда на запуск двигателей, освобождая табун в 50 000 лошадей. В бронированной ходовой рубке рев двигателей изрядно приглушен, и я могу лишь догадываться, как этот невероятный звук воспринимается снаружи. Заодно я понимаю, что прокатиться с ветерком не получится: во время движения выход на палубу запрещен, поскольку при работе двигателей человека может просто сдуть.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/f84/f84fe166deaebc071d4a1fdb442f8e90_cropped_666x444.webp
«Подъем!» — командир корабля, лично сидящий за штурвалом, перекидывает один из тумблеров на пульте. По каждому борту установлено два нагнетающих агрегата, воздухозаборники которых закрыты сверху поворотными лопатками. Щелчок тумблера поворачивает лопатки, и нагнетатели начинают подавать воздух в подушку. Вокруг «Мордовии» взлетает пыль, корабль, сотрясаемый крупной дрожью, поднимается над поверхностью. Поворачивая штурвал из стороны в сторону, Сергей Конов раскачивает тяжелонагруженный «Зубр», медленно сползающий по бетонному уклону в воду. Когда корабль полностью оказывается на воде, из рубки открывается удивительное зрелище — вокруг, куда ни посмотри, сверкает множество радуг — это свет преломляется на облаке водяной пыли, поднятой воздушной подушкой. На полном ходу (а это 60 узлов!) корабль почти не видно — из облака водяной пыли высовывается лишь носовая часть и остекление рубки. Что, по словам офицеров, служит еще и маскирующим фактором: водяная пыль создает помехи сигналам радаров противника, затрудняя обнаружение и целеуказание. Корпус из алюминиево-магниевого сплава немагнитный, а с учетом высоты его полета (около полуметра) «Зубру» не страшны ни магнитные, ни контактные мины.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/7bf/7bfdadb6abae7cb6e76d881886e77007_cropped_666x999.webp
Корабль оснащен пятью газотурбинными двигателями – двумя нижними, каждый из которых приводит по два нагнетательных агрегата (побортно), и тремя верхними – тяговыми, вращающими 5,5-метровые винты изменяемого шага в кольцевых насадках.
Командир и рулевой
Корабли на воздушной подушке — единственные, где командир не просто отдает приказ рулевому, а лично находится за штурвалом. Водоизмещающие суда и корабли, глубоко сидящие в воде, значительно более инерционные и предсказуемые. «Зубр» же парит над водой, не касаясь ее, и реагирует буквально на порывы ветра: «Основная проблема, затрудняющая управление кораблем на воздушной подушке — это его парусность, — объясняет Сергей Конов. — Площадь боковой проекции — больше 500 м2, поэтому даже умеренный ветер вносит свои поправки, не говоря уже о порывах, которые сбивают корабль с курса. Поэтому в управлении "Зубром" больше от авиации, чем от судовождения, мгновенные реакции и поправка на ветер».
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/bb1/bb199bed33c5ddc914c20b97b72a757f_cropped_666x444.webp
Самое грозное вооружение «Зубра» - это две пусковые установки для 140-мм неуправляемых ракетных снарядов, которые применяются для огневой поддержки десанта. Но в ходовом положении корабля этих пусковых установок вы не увидите. Дело в том, что они сделаны выдвижными, и выдвигаются только для запуска НУРСов, а после окончания стрельбы вновь опускаются под палубу.
Внедорожный клиренс
Наконец «Зубр» подходит к точке назначения — одному из пляжей Балтийского побережья. Два матроса с помощью визиров осматривают участок высадки и докладывают, что все чисто. Корабль замедляет ход и, поднимая тучи песка и пыли, вываливается на берег. «Посадка!» — командир щелкает тумблером, переводя нагнетающие агрегаты в посадочный режим: лопатки верхних воздухозаборников закрыты, воздух циркулирует внутри подушки, охлаждая двигатели. «Зубр» оседает на песок, опускает носовую часть и сходню, по которой один за другим съезжают на пляж пять БМП десанта. Сходня убирается, а затем вновь подъем на подушку — и в море. Вся операция занимает пару минут.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/0ef/0ef245579c2575ba2df7a9a949b347ac_cropped_666x444.webp
Загруженный техникой «Зубр» тяжело сходит с причала в холодные волны Балтийского моря. Снаружи, правда, понять это достаточно сложно – с видимой легкостью, хотя и неторопливо, корабль, слегка переваливаясь с боку на бок, сползает в воду. А вот внутри, в ходовой рубке, это хорошо видно: командир с помощью переменных движений штурвала вправо-влево раскачивает корабль из стороны в сторону, чтобы легче было стронуть эту почти 500-тонную махину, дрожащую всем корпусом под напором 50 тысяч лошадиных сил, с шершавого бетона.
Технически корабль может не просто выйти на берег, но и зайти по суше или по болоту намного дальше. Гибкое резиновое ограждение состоит из двух частей — ресивер и навесные легкосменные элементы («косынки»). Толстая армированная резина достаточно устойчива к различным повреждениям, и небольшие дырочки не влияют на ходовые качества. Корабль может преодолевать препятствия высотой до 1,6−2 м, а те, что меньше метра, и вовсе не замечает. Был случай, когда при демонстрации ночной высадки десанта один из экспортных образцов, предназначенных для Греции, просто «раскатал» ГАЗ-66, который должен был подсветить место выхода на берег. К счастью, никто из людей не пострадал, а вот автомобиль, конечно, пришлось списать. Не без основания производитель утверждает, что «Зубру» доступно для высадки десантов до 70% общей длины береговой линии морей и океанов мира.

1001

Как выглядит секретная база китайского флота со спутника
Засекреченную базу атомных подводных лодок военно-морского флота КНР на острове Хайнань запечатлели на спутниковом снимке в 2020 году.
https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/189/189774ce74e7499c137a0a440df8c671_ce_1920x1024x0x12_cropped_666x444.webp
На базе военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая под названием Юлинь базируются атомные подводные лодки. Она расположена на северной окраине Южно-Китайского моря — на острове Хайнань, и является одним из важнейших стратегических объектов в регионе. Именно там базируется подводный флот КНР, оснащённый ядерными баллистическими ракетами.

На спутниковом снимке запечатлён момент входа одной из подводных лодок в систему подводных пещер секретной базы. Какую именно подлодку удалось сфотографировать американцам, доподлинно неизвестно, однако предположительно речь идёт о китайской субмарине «Шань» проекта 093. Остальные доки базы Юлинь в момент съёмки были пусты.

Вероятно, подводные лодки, которые должны были там находиться, в настоящее время либо задействованы в военных учениях, которые проводит Народно-освободительная армия Китая, либо же спрятаны в подводных пещерах. Китайская промышленная корпорация Bohai Shipbuilding строит в городском округе Хулудао провинции Ляонин гигантский завод по производству атомных подводных лодок.

Завод будет настолько большим, что на его площадях можно будет одновременно разместить сразу четыре атомные подводные лодки — вне поля зрения журналистов, военных разведчиков, зарубежных спутников и прочих шпионов. Завод по выпуску субмарин в провинции Ляонин общей площадью 40 тысяч квадратных метров будет состоять из двух параллельных сборочных линий.

Предприятие станет крупнейшим в мире, а выпускать на нём планируют атомные многоцелевые подводные лодки четвёртого поколения типа 095. Согласно немногочисленным данным, просочившимся сквозь завесу секретности, субмарины получат 16 вертикальных пусковых устройств для крылатых противокорабельных ракет HY-4 с дальностью поражения до 500 километров.


Вы здесь » Новейшая доктрина » Духом единым ... » Поп-Германия отказывается от угля, Европа — от газа