«Вагнер» собирает в СВО интернационал, а Вучич против
Россия усилится, если создаст глобальный фронт против Запада на Украине
Сергей Аксенов
Президент Сербии Александр Вучич осудил группу «Вагнер» за попытку вербовки людей из его страны через объявления в соцсетях. «Почему вы, из Вагнера, кого-то из Сербии приглашаете, если знаете, что это против наших правил?» — поинтересовался политик.
.
Вучич напомнил, что закон запрещает сербам участие в военных конфликтах за границей, в том числе в России или на Украине. «Это нечестно по отношению к тем, кто страдает за то, что не „наказывал“ Чайковского, Достоевского, Толстого», — сказал сербский президент.
.
«Слухи, которые нагнетаются вокруг взаимодействия группы „Вагнер“ и Сербии, не имеют под собой никаких оснований», — прокомментировал ситуацию Евгений Пригожин.
.
Заочная полемика Вучича и Пригожина случилась на фоне заявлений Вашингтона о желании «нейтрализовать» группу «Вагнер». «Вот почему мы работаем с правительством в Белграде, а также с остальным миром», — пояснил советник Госдепартамента США Дерек Шолле.
.
Недавно стало известно, что добровольцы из Сербии, Македонии, Польши и ряда других европейских стран готовы вступить в батальон имени Судоплатова в Запорожской области для борьбы против украинских вооруженных формирований.
В декабре 2022 года группа «Вагнер» открыла в Сербии «центр дружбы и сотрудничества», который посетил представитель Русско-сербского культурно-информационного центра и сотрудничества «Орлы» Зоран Лекич.
Руководитель Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН, д. и. н. Елена Гуськова считает позицию Вучича вынужденной.
— Добровольцы из России участвовали в 1990-е годы в конфликте в Боснии и Герцеговине, а позже Косово на сербской стороне (некоторые из них погибли). По нашим законам это запрещено, но никто из россиян не был наказан. Поэтому сейчас, когда Россия оказалась в положении Сербии, когда против нас ополчился весь Запад, до 90 процентов сербов поддерживает Москву. И это единственная славянская страна, которая нас искренне поддерживает.
Поэтому не могло не быть сербских добровольцев на нашей стороне в СВО. Некоторое время о них не говорили. Но недавно из СМИ стало известно, что они находятся на первой линии наших войск в ДНР и ЛНР. Естественно, руководство Сербии должно было на это отреагировать. Иначе Запад тут же ввел бы санкции против Белграда. Им давно их обещают за поддержку Москвы. А поскольку Сербия претендует на членство в ЕС, они получают транши от Европы.
Поэтому и президент Вучич, и министр обороны Сербии вынуждены были обозначить свою позицию — показать Западу, что они не участники войны на стороне России и что всех сербских добровольцев ждет судебное разбирательство. Думаю, что до этого не дойдет. При этом Сербия никак не выступает против России. Вучич не вводит и осуждает санкции против России, и одновременно делает жесты в поддержку недостижимой цели — членства в ЕС. Добровольцы оттуда продолжат приезжать.
— По линии движения «Интербригады», которые действует на Донбассе с 2014 года, в зону СВО недавно приехали два испанца с боевым опытом, — рассказал военкор WarGonzo Тимофей Ермаков. — Оба воевали в Ираке на стороне курдов. Один из них — Андреас Логарес объяснил их приезд желанием помочь России в борьбе с фашизмом. Мы же им помогали в конце 1930-е годов.
О том, что такое фашистский режим они знают не понаслышке. В Испании он сохранился аж до 1970-х, когда Франко, так и не осужденный, умер своей смертью. Там многие понимают, что Запад «крышует» фашистские диктатуры для борьбы с Россией, а ранее с Советским Союзом. Прошло более 80 лет, три поколения, а там помнят о советской помощи и готовы отплатить тем же.
В 2014—2015 годах наплыв добровольцев с Запада был более серьезным, так как тогда не было таких препон для желающих, как сейчас, и жесткого уголовного преследования бойцов-добровольцев, приезжающих участвовать в боевых действиях по зову сердца, а не за деньги, как наемники. Тем не менее, есть немало ребят из Колумбии, Мексики, Британии, Латвии, из той же Сербии.
«Мы здесь для того, чтобы больше не было нацизма», — объясняют они обычно цель своего приезда. К сожалению, один из них — колумбийский коммунист Алексис Кастильо недавно погиб. Он принял решение бороться вместе с жителями Донбасса после одесской трагедии 2 мая 2014 года. Его позывной «Альфонсо» был взят в честь легендарного командира партизан ФАРК Альфонсо Кано.
Кстати, приезжают не только военные. Но и, например, журналисты. Есть португальцы, итальянцы. Как правило, это люди левых убеждений и они смотрят на происходящее с идеологической точки зрения. Они видят к чему приводит не осуждение фашизма — сейчас на могиле Муссолини наблюдается буквально паломничество. В Италии действуют несколько партий фашистского толка.
Важно, что они едут по своей воле. Ведь принудить человека, чтобы он отправился воевать, очень сложно. Те же сербы понимают, что происходящее началось с их страны, когда мир проглотил бомбардировки Белграда и эта зараза стала расползаться и теперь докатилась до наших границ. Поэтому они здесь… А со стороны Запада системно работают спецслужбы, которые вербуют военных, «солдат удачи».
«СП»: — А российские официальные структуры что-то делают?
— С нашей стороны на Западе и вообще в мире, похоже, никто не работает с массивом людей, которые хотят воевать. Это плохо. Это сила, с которой надо работать и она поможет.
Особенно много желающих принять участие в СВО на стороне России в Латинской Америке. Потому что они от американского гнета натерпелись как никто другой. Они рядом с США и их грабили и унижали больше всех. Приехали ли бы люди с Кубы, из Никарагуа, Венесуэлы, Колумбии, Чили. Они точно поддержат любую борьбу против Запада.
Тем более, когда эту борьбу возглавляет Россия. На нас там исторически, с 1917 года, смотрят там как на локомотив мирового масштаба. Наша революция дала им воздух, жизненное пространство. Многие там оценивают перспективы с оглядкой на Россию, пусть даже и капиталистическую. Там верят, что освобождение мира придет опять из нашей страны. К сожалению, у нас это пока плохо понимают.
— Идея пополнять российские воинские формирования за счет граждан других государств имеет огромный смысл и прекрасную перспективу, если этим людям хорошо платить, — продолжает замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Вряд ли это очень дорого — уровень жизни в большинстве стран ниже, чем в России и претензии людей могут оказаться весьма скромные. Тем более, следует цинично признать, что потери среди иностранцев нас не очень-то волнуют. Как и проблемы уголовной ответственности у них на Родине.
Они могут стать бойцами группы «Вагнер» или Минобороны в составе созданного Иностранного легиона. Разноязыкость не станет препятствием, поскольку языков не так много. Политическая мотивация тоже может играть роль, но вряд ли решающую… Речь может идти, например, о военных из Северной Кореи. Но группа «Вагнер» в силу специфики КНДР решить этот вопрос не сможет. Потребуется конкретная политическая договоренность Москвы и Пхеньяна. И тогда можно рассчитывать на пару сотен тысяч северокорейских бойцов.
«СП»: Скоро год, как идет СВО и вскрылась нехватка личного состава, а подобный интернационал так по-прежнему и не создан…
— А когда мы вообще были хоть к чему-нибудь готовы? Можно и сейчас взяться. Лучше поздно, чем никогда. Тем более планы увеличения численности армии уже озвучены.
Главный политический советник председателя ЦК КПРФ, д. и. н. Вячеслав Тетекин указал на политические аспекты, связанные с глобальным антизападным фронтом.
— Приток интернационалистов в ряды Народной милиции ДНР и ЛНР, который уже существует и подтверждает, что борьба народа Донбасса за самоопределение имеет легитимный благородный характер. И как бы руководство Сербии не ругалось, а оно вынуждено, потому что зависит от Запада, те, кто хочет поддержать наше правое дело, будут просачиваться. В принципе, все, кто хотел поучаствовать уже приехали. Тут важно не количество, а сам факт их участия. Некоторые интернационалисты были ранены или погибли.
Интересно, что процесс создания антизападного интернационала идет де-факто, без всяких призывов со стороны России. Это проявляется в результатах голосования Генассамблеи ООН по поводу санкций против России. Множество стран, представляющих большинство жителей планеты, отказались поддержать санкции. И несмотря на попытку США и их союзников выкручивать им руки, продолжают придерживаться своей позиции. Они устали от диктата Запада и предлагают европейцам самим решать собственные дела, не втягивая других.
На самом деле в Африке, Азии и Латинской Америке, уверен, симпатизируют России и желают нам победы. Потому что понимают, что на самом деле Россия сражается на Украине с НАТО, которое олицетворяет самые злые силы колониализма, тиранившие народы столетиями. То есть интернационал де-факто уже сформировался. Отчасти он оформлен и де-юре — в виде БРИКС. Чем дольше Запад затягивает боевые действия на Украине (а именно он затягивает), тем сильнее будет укрепляться этот альянс и тем больше симпатий Россия будет приобретать в мире.
-
Индийский потолок, китайский шок и несколько строк за «Силу Сибири»
О чём думают в Нью-Дели?
Пару дней назад в новостном потоке не особо выделилась новость из Индии, где вдруг решили забыть про то, что они для нас вообще-то – «дружественная» страна. Никаких эмбарго, почти свободная торговля, в том числе и оружием, наконец – масштабные закупки российской нефти вопреки всем санкциям Запада.
И вдруг – признание необходимости, точнее – пока только возможности принять участие в небезызвестных «танцах на потолке». Нью-Дели может присоединиться к потолку цен на нефть, который незадолго до Нового года ввели страны Евросоюза и G7.
Вообще-то, индусов вполне можно понять – кто же откажется получить недорогое сырьё ещё дешевле. Ни для кого не секрет, что Индия сейчас покупает рекордно много российской нефти и, можно сказать, по максимально низким ценам. В настоящее время дисконт по разным оценкам достигает 12–15 долларов за баррель.
Однако российские компании пока не планируют снижать объёмы поставок. Не для того Россия многие годы оставалась за рамками ОПЕК, чтобы так легко отказываться от прибыльного, несмотря ни на что, рынка. К тому же, у Индии есть варианты сокращения объёмов закупок энергоносителя у РФ.
При одном условии – если ЕС введёт против неё санкции или если цена нефти превысит 60 долларов за баррель. Нефть у России покупают в основном частные индийские компании, что существенно снижает остроту проблемы – они могут воспользоваться не самыми легальными каналами.
Именно так они много лет делали это в торговле с Ираном. Однако нефтяной демарш Нью-Дели сразу напомнил о сложностях, которые могут ожидать Россию и в торговле газом. Ведь, как известно, цены на газ традиционно были и формально остаются привязаны к биржевым нефтяным.
Нефть и газ – как брат и сестра
Российских газовиков это никогда не устраивало, поскольку зависеть от исхода перманентных нефтяных войн и воли шейхов из ОПЕК – это гарантированно оставаться в аутсайдерах. Многие годы российские газовики жёстко торговались с покупателями, прежде всего из Европы.
Борьба шла за установку стабильных цен по долгосрочным контрактам. На какое-то время очень многое в этом направлении удалось. Однако в эпоху глобального противостояния всё пошло не так. И отсчёт этой эпохи мы ведём даже не с Майдана, а ещё с оранжевой и других цветных революций.
Именно с тех пор покупатели газа со Старого континента под диктовку из-за океана заголосили о том, что Россия превратила нефть и газ в инструменты политики, хуже того – в оружие. И продавили-таки для себя биржевые цены. А потом ополчились на оба «Северных потока».
В итоге Европа получила тысячу и даже две тысячи долларов за тысячу кубометров голубого топлива. Благо, что биржевые цены – это ещё не всё, но зато тот же «Газпром», благодаря им, уже покрыл все убытки, связанные с проблемами «Потоков».
В связи с этим тут же вспоминаются критические стрелы в адрес небезызвестного проекта «Сила Сибири» и пресловутого разворота на Восток. Который, вообще-то, уже происходит буквально у нас на глазах.
Но для начала сравним европейские цены на газ с нашими внутренними и экспортными для Китая.
В Европе котировки сейчас колеблются в диапазоне 800–850 долларов за тысячу куб. м. Однако для многих покупателей – например, в Сербии или Венгрии, цены совсем иные: вдвое, а нередко и втрое ниже, в соответствии со старыми или пролонгированными контрактами.
В России на сегодня газ обходится частным потребителям в 138 долларов за тысячу кубов, промышленным – в 45–90 долларов. Китай же платит за каждую тысячу кубометров русского газа по ценам, привязанным к цене мазута и газойля. От 150 долларов, в самом благоприятном варианте, до 220–250 долларов.
В то же время нельзя забывать, что «Сила Сибири» была построена именно с расчётом на покупателей из Китая и Кореи, а также на широкую газификацию востока страны. Если в какое-то время назад и поднимался реально вопрос о возможности доставки газа с того же Ковыктинского месторождения, о котором – чуть ниже, в Европу, то очень давно, и он был закрыт раз и навсегда.
Вспомнили? Это Ломоносов
Многие, как ни странно, даже после масштабной эвакуации промышленности в годы войны, после БАМа и реконструкции Транссиба, после космодрома «Восточный» – до сих не воспринимают всерьёз хорошо известные слова великого русского учёного. О том, что богатство нашей Родины Сибирью прирастать будет.
Впрочем, китайцы, беспардонно выжирающие русский лес и уже нацелившиеся на воды Байкала, поняли это, похоже, раньше многих из нас. Однако тут не о них – хотя как лояльные покупатели нашей нефти и нашего газа, да мало ли чего ещё, граждане КНР нам вообще-то вполне интересны. Вот только бы не зарывались. И мы им ещё много чего готовы предложить.
Под грохот башенных орудий мало кто вообще обратил внимание на другую новость, уже не из Индии, хотя её значение, по сути – стратегическое. 21 декабря 2022 года – всего три недели назад «Газпром» ввёл в промышленную эксплуатацию Ковыктинское газоконденсатное месторождение.
Параллельно в строй был введён и участок магистрального газопровода «Сила Сибири-1» от Ковыктинского до Чаяндинского месторождения. Не совсем понятно, почему кремлёвские пиарщики даже не сочли нужным пустить по всем возможным каналам информацию о том, что команду на запуск в режиме видео-конференц-связи дал президент РФ Владимир Путин.
Что ж, СВО сейчас важнее, хотя на какие средства, если не продавать газ и нефть, её осуществлять?
Но тут просто необходимо обернуться в прошлое, далёкое и не очень. Пресловутый Иркутский центр газодобычи должен был появиться на газовой карте СССР ещё в советские времена, но тогда условия для этого были не самыми подходящими.
Во-первых, задачу полной газификации страны, и в том числе – Сибири и Дальнего Востока, тогда, а потом уже и в попавшей под каток приватизации России, сочли слишком затратной. Хотя с идеей превращения газовой монополии, напомним – естественной, в почти полную копию РАО ЕЭС носились и Виктор Черномырдин, и его преемник в «Газпроме» Рэм Вяхирев.
Во-вторых, Китай, при всём росте его экономики, тогда много газа купить ещё просто не мог.
Наконец, в-третьих – необходимость глубокой переработки газа, как сейчас на Амурском комбинате, вызывала большие сомнения. В связи с незначительным потенциальным спросом на сопутствующие конденсат, а также гелий и ещё ряд компонентов.
Всего несколько лет назад они могли оказаться заведомо недешёвыми, но сейчас и цены оправданы, и технологии извлечения сильно продвинулись. К тому же, в связи с растущим спросом из Китая, а также и на внутреннем рынке, выявилась вполне чёткая перспектива наращивания мощностей и добычи, и транспортировки, и переработки.
Напоминаем – Ковыкта
Вернёмся в связи с этим к «Силе Сибири» и к базовому для неё Ковыктинскому газоконденсатному месторождению. О нём было известно давно, примерно с 80-х годов его уже планировали пустить в дело, но всерьёз добраться до Ковыкты в советское время не очень получалось.
После распада СССР «Газпром» вообще что-то намудрил с лицензией на его освоение. В результате после всех чудес приватизации и залоговых аукционов потенциальные несметные Ковыктинские богатства оказалась в зоне влияния компании ТНК и её партнёра – британской, а по сути транснациональной BP.
Как месторождение всё-таки перешло под контроль российской газовой монополии – это отдельная тема. Главное, что на данный момент проектная мощность Ковыктинского месторождения вместе с чуть менее мощным соседним Чаяндинским оценивается уже более чем в 50 млрд куб. м/год природного газа.
Напомним, мощность каждого из «Северных потоков» – 55 млрд куб. м/год. А всего ежегодные поставки газа в Европу из России однажды достигли более 200 млрд куб. м.
После этих цифр нельзя не подкрепить рассуждения о выгодах продажи газа в Китай ещё одним историческим аргументом.
Протаскивать газопровод от Ковыкты в Европу было реально невыгодно. К тому же нельзя было не учитывать европейский тренд на зелёную энергетику и многолетние «украинские» игры с транзитом. В конце концов, любой бизнес, а сырьевой в особенности, требует диверсификации, да и продавец обычно зависит от покупателя намного сильнее.
Не стоит забывать, что «Силу Сибири» вообще построили фактически по советским ещё проектам, откорректированным, конечно, под новые нормы, хотя и новаций там не счесть. К тому же в расчёте на западный рынок, как, впрочем, и на любой другой, проще было заняться Ямалом, развивая там также индустрию СПГ, что и было сделано.