Рис. 325. Обелиск-монолит из Луксора, называемый «Иглою Клеопатры».
.
Такова официальная династическая история Египта при Птолемеях, которым приписывают устройство Александрийского музея и Александрийской библиотеки, и читатель сам видит, что она чрезвычайно похожа на старинные уголовные романы, где на каждой странице по нескольку убийств и никого из убитых не жалко.
.
И я не могу здесь не отметить, что эта династия шестнадцати царей «богоборцев» очень напоминает уже рассмотренную нами много ранее династию шестнадцати «царей-мессианцев» (рэ-мессидов), которая считается жившей почти ровно за тысячу лет перед этой и называется двадцатой династией человекоподобных египетских царей... И там последние три царя считаются уже «царями пленения», и там соответственно первому царю этих «птолемаидов-богобордев», названному «Спасителем», мы находим Великого царя-Мессию, которого мы уже отождествим с евангельским Иисусом, имя которого по-еврейски тоже значит Спаситель, совсем как в сказке о белом бычке!
.
И еще хуже вышло бы дело, если б, вместо того, чтоб употреблять хотя бы по временам непонятные для читателя иностранные прозвища, я стал бы и здесь, как в прежних томах, переводить на свой язык всегда лишь их осмысленное значение. Тогда было бы ясно, что все это придумано уже через сотни лет по собственным соображениям самоуверенных авторов и компиляторов в Эпоху возрождения.
.
А почему же, спросит меня читатель, я отчасти оставил здесь мою прежнюю манеру вскрывать значение иностранных слов, в результате чего иногда так ярко вырисовывается мифичность всего рассказа? Зачем я и ранее Птолемеев не перевел почти ни одного имени тех лиц, которые упоминаются в Коране, и у арабистов, и в иероглифической литературе? Неужели я не понимаю, что бессмысленное задалбливание сотен непонятных звуков человеческой речи приводит человека в гипнотическое состояние, и он невольно начинает думать, будто это не осмысленные прозвища, а имена вроде наших современных? Разве непонятные личные имена не засоряют проводящих путей нашего головного мозга, вследствие чего ассоциация идей — это основное орудие всякой науки — делается невозможной?
.
Да! Я это очень хорошо понимаю, но поступить иначе я здесь не мог, чтоб совершенно не потерять всякую связь с тем древне-историческим жаргоном, на котором говорят все современные историки.
.
Кроме того, скажу прямо: у меня не было силы это сделать. После того, как я увидел огорчение покойного профессора Тураева, когда он дал мне вычислять Атрибские гороскопы, и я вычислил ему не ту эпоху, которую он ожидал, у меня опустились руки. Я понял, что для того, кто всю свою жизнь посвятил изучению древней истории с точки зрения глубокой древности человеческой культуры с тем же искренним желанием найти истину, с каким принялся за эту работу и я, мои результаты могут быть равносильны потере труда целой жизни. Как же мне было решиться просить самих же критикуемых мною помочь мне это сделать? И вот я предпочел оставить выяснение смысла всех непонятных прозвищ, которыми пестрят таблицы моей книги, тем из арабистов и египтологов, которые, как я надеюсь, рано или поздно согласятся с моей точкой зрения.
.
«Состязавшиеся с богом» (т. е. Птолемеи) — говорят нам — возобновили «древние» храмы, удерживая на них древние надписи, как действовали после них и «римляне». Все это утверждается, конечно, в объяснение того, каким образом стены храмов, на которых есть мелкие иероглифические указания на построение их при Птолемеях, все исписаны не их собственными приключениями, а восхваляют главным образом царей чуждых им династий «за 3000 лет до них». Но такое объяснение может удовлетворить лишь детски наивного человека. Все, что мы знаем из всемирной истории о действиях слуг земных царей (потому что они, а не сами цари, разрисовывали стены), стоит с таким предположением в полном противоречии. Слуги всегда льстили живым царям, от которых сыпались им милости и награды, а не давно-умершим, за исключением тех, которых они считали на небе в свите бога-отца и его сына и потому способными не менее живого царя оказать им заступничество за грехи.
.
Объяснение здесь может быть только одно: не слуги «Состязавшихся с богом» возобновляли с величайшей точностью хвалебные надписи древним царям, позабыв о своих собственных царях на разрисовываемых ими зданиях, колоннах и стенах, а было нечто совершенно другое. Чем пышнее надпись и чем пышнее употребляемое в ней прозвище (на деле для того же самого лица, быстро превращавшегося в мифическое при отсутствии развитой письменности), тем позднее она сделана или прибавлена к прежним, более скромным. Не герои надписей были разновременны, а разновременны сами надписи. И это остается верным даже в том случае, если читатель не захочет отождествлять Помпея с Диоклетианом.
.
Незначительные постройки с надписями о Богоборцах (Птолемеях) рассыпаны по всей стране от моря до Нубии. Картуши с их именами находятся на стенах храмов в Дакке, Калабше, Дебуте и Дандуре, да и на острове Филе есть хорошенький храм, «относимый к их времени». Развалины храмов с их именами встречаются также в Омбосе, Есне, Ерменте, Эль-Кабе, Бех-Бите, и около Мемфиса.
.
Нам говорят, что большинство из них носит на себе печать упадка национального египетского искусства, и приписывают это влиянию греков. С нашей же точки зрения выходит наоборот : египетское искусство тогда еще не выработало своей национально-египетской величественной формы, которая могла возникнуть только в тесной связи с Византией, позднее IV века нашей эры... Или же это храмы особой секты.
.
Рассматривая «династию» Птолемеев, мы не можем не отметить в ней следующих особенностей. От минус 306 г., когда вступил на престол Птолемей I Козел до минус 44, когда умер Юлий Цезарь, прошло 262 года. Вычитая это число из 305 года, когда умерли Диоклетиан и Констанций Хлор, получаем 43 года, т. е. для жизни Александра Великого остаются первые 43 года нашей эры. Возможно, что немногочисленные историки Средних веков его и считали умершим в этом возрасте.
.
Но Александрия по-гречески значит просто «Город Смелых Мужей», какими и должны были быть мореплаватели того времени. Не достаточно ли одного этого объяснения ее имени? Ее местное арабское название Искандерия считается за арабизированное имя Александрии. Александр же Великий отождествляется арабскими толкователями с Зуль-Карнейном, т. е. «Двурогим царем» Корана, хотя в самом Коране и не дано достаточных данных для объединения Зуль-Карнейна с македонским завоевателем. Не происходит ли имя Искандерия просто от библейского Ийш-Ка-Нер, подобно тому как эпитет Искариот в приложении к Иуде производится вовсе не от острова Искарии, где он никогда и не бывал, а от Ийш-К-Арие — муж, как лев, человек-арианин? При розысках имени основателей городов и царств первобытная фантазия не ходила на далекие поиски, и на вопрос: «кто основал Рим?» — отвечала: «Рем», конечно, а на прибавочный вопрос: «почему же жители Рима называют свой город Рома?» — был тоже готовый ответ: «потому что у Рема был брат Ромул, тоже участвовавший в основании». Так могло быть и с основателем Искандрии-Александрии. Об этом я уже говорил ранее.
.
Все, что можно вывести отсюда, это то, что наша эра, называемая христианскою, могла быть когда-то и эрой александрийскою, считаемою от предполагаемого Искандера-Александра, как основателя этого города.
.
Не менее интересно выходит дело и с Птолемеем III, если мы его отнесем, по нашей хронологии, к промежутку около 102—127 годов нашей эры. Тогда он поразительно совпадает со знаменитым великим астрономом Клавдием Птолемеем, считаемым за автора огромной астрономической работы «Альмагест», за автора «Географии» в 8 книгах, «Оптики» в 5 книгах, «Учения о гармонии» в 3 книгах и теоремы о диагоналях четырехугольника. Но я уже показал в IV томе, что и астроном Птолемей мифичен.
.
Понятно, что написать такие книги было, как я уже говорил ранее, совершенно не под силу древнему автору, да и слог их вполне одинаков с тем, каком писали авторы Эпохи возрождения. Птолемею второго века нашей эры могли принадлежать только зародыши этих книг, не превышающие нескольких десятков страниц, да и их достаточно, чтобы признать их автора великим гением.
.
Возможно, что Птолемею как астроному не II, а IV века нашей эры, принадлежит только установление названий главных звезд или их сочетаний, определение синодического лунного месяца в 29½ дней вместо 30, каким месяц мог считаться до него, и установление длины звездного обращения Луны от Регула до Регула — в 27 дней. Теория энцикликов для внешних планет едва ли была создана им. Мы видим его систему на рисунках всех старинных книг еще без этого придатка к их орбитам. В Альмагесте же ему приписываются наблюдение и зарегистрирование четырех лунных затмений, которые очень похожи на следующие:
.
Год 125 — IV — 5
» 133 — V — 6
» 134 — X — 20
» 135 — III — 6
Но последние три уже выходят из указываемого Птолемею III времени смерти в 127 году, а солнечные затмения проспаны.
.
Время его астрономической деятельности относится историкам к II веку нашей эры, а на рисунках мы видим астронома Птолемея с царским венцом на голове.
.
А по обычной хронологии последний из александрийских царей-Птолемеев покинул наш свет за полтораста лет до указанного времени. Ни одного из этих царей никак нельзя было отожествить с великим астрономом. Лишь по нашим сопоставлениям Птолемей-астроном почти налегает на Птолемея III, прозванного Благодетелем (Эвергетом), и биография этого «Благодетеля» поразительно подходит для астронома. Созвездие Волосы Вереники, как нам говорят, дано в честь его жены Вереники и сам он выставляется, как покровитель наук и особенно гебров (иберийцев). По нашей хронологии он переносится в IV век.
.
Точно также довольно хорошо обстоит дело с точки зрения мифичности Птолемеев и относительно соотношения их первоисточников с римскими (т. е. ромейскими, балканскими) императорами.
.
Бегство в «Рим» Птолемея псевдо-XIV, приходящееся у нас около 297 года нашей эры, и водворение обратно на египетский престол при помощи ромейских легионов падают на время соправительства Диоклетиана (284—305) и Констанция Хлора (293—306) и потому очень правдоподобны, В это самое время и совершилось действительное объединение Италии, Египта, Сирии и Балканского полуострова (Ромеи) в одну великую тетрархию. Только этот Птолемей едва ли был XIV, а не первый.
.
Здесь снова подтверждается наша хронология, и при ней Антоний отожествляется с Лицинием, и Октавиан с Константином I. А то, что было ранее, лишь последнее из прежних повторении сказки об египетском Белом бычке.
.
Посмотрим же и на сообщения греческих историков об Египте последующего периода, когда мы отожествим преемников Октавиана с преемниками Константина I.
.
При Октавиане, т. е. Константине I (ок. 306 г. по нашему сопоставлению), «Страбон посетил Египет и префектом его застал Элия Галла», т. е. француза Эли.
.
«При Тиверии, т. е. Констанции II (337—361) по нашему отожествлению, Германик, по Анналам Тацита (II, 60), путешествует по Египту и отмечает, что там строят храмы».
.
Выходит, что французы и германцы играли крупные роли в Египте даже при Птолемеях!!!
.
«При Калигуле, т. е. Юлиане (361—363), в Александрии вспыхивает возмущение, жестоко наказанное римскими (ромейскими) легионами, и через два года (363) едет в Ромею депутация от александрийских богославцев-иудеев.
.
Это тоже соответствует религиозным волнениям во время учено-религиозной деятельности Василия Великого (евангельского Христа, в 378 году). К тому же времени почему-то высохло — говорят нам — Меридово озеро, и Средний Египет начал беднеть.
.
В 378 году нашего счета Тит Веспасиан (по нашему Грациан) после смерти Гальбы провозглашается александрийским населением императором тетрархии и опирается главным образом на Египет.
.
При Траяне (по нашему отожествлению при Аркадии, 395—408) происходит возмущение богославных (иудеев) в Александрии. И как раз в это время появился Апокалипсис по нашему астрономическому вычислению.
.
Адриан (по нашему отожествлению Гонорий, 395—423) посещает с Сабиною Египет и строит в несть Антиноя памятник со сфинксом и обелисками, один из которых имеется теперь в Риме.
.
Все эти имена попадаются, по Мариетту, написанными иероглифическим письмом в рамках (картушах) на зданиях в Калабше, Дандуре, Дакке, Филе, Едфу, Есне, Коменте, Дендере и др. 2
.
2 Mariette: Apercu etc., p 193. Властов: Приложение к «Истории Фараонов» Бругша.*
Кроме них, имеются еще только имена Септимия Севера и Каракаллы, причем Марк Аврелий Каракалла, вероятно, смешан средневековыми историками с Марком Аврелием Пробом (276—282), провозглашенным сирийскими легионами и убитым восставшими солдатами через 6 лет, или же вместо Каракалла надо читать и иероглифах Калигула.
.
Но мы уже отожествили весь этот ряд императоров с Аврелианом, Диоклетианом, Константином I, Юлианом и т. д. Почему же на египетских памятниках их нет и в этой последней вариации?
.
Я думаю, потому, что последней вариации и не было в древности вплоть до Сократа-Схоластика, который впервые установил за ними эти позднейшие прозвища. Сократ-Схоластик считается жившим в конце V века и начинает свою Церковную историю с того же самого Октавиана, назвав его Константином I и переименовав его преемников тоже на свой церковный лад аналогично тому, как сделал по-своему и Эратосфен (см. его таблицы в разных египетских династиях этого тома). Что же удивительного, если мы нигде и не находим достоверных памятников IV и V веков ни с его, ни с эратосфеновыми именами? Мы видим их только в церковных первоисточниках христианской эпохи, да еще в изображениях на монетах неизвестного происхождения. А мы никогда не должны забывать, что подделка монет всегда была самой легкой, любимой и выгодной из всех человеческих подделок, и это объяснить легко: любой гравер без труда может вырезать любую древнюю, т. е. не машинную монету, на которую есть спрос, так что ее ничем не отличишь от настоящих. Но покажите мне: где находятся теперь гробницы этих Октавианов, Клавдиев, Неронов, Веспасианов и т. д.? Объясните мне: куда и когда они исчезли ?
* * *
Мне нет нужды пересматривать дальнейший период истории Египта, в достоверности которого у меня нет причин сомневаться, и потому, чтоб завершить свое изложение, я дам здесь только его хронологические вехи.
.
При Аврелиане (он же Мена египетских иероглифов, Сулла Евсевия Памфила, Саул книг Самуила и Адам книги Бытия) в Египет будто бы вторглась пальмирская царица Зенония, но была взята Аврелианом и плен. Это очень похоже на историю с Вероникой II, женой понтинского царя Архелая, которая будто бы захватила около этого же времени египетский престол, но была низложена с помощью «римских» войск, как мы уже говорили выше.
.
В 278 году Марк Аврелий Проб (276—282) изгоняет вторгшихся в Египет эфиопов-блемиев, имя которых — бальма — фигурирует и в иероглифических надписях при перечислении пленных Тутмеса III.
.
В 294 году Диоклетиан восемь месяцев осаждает возмутившуюся Александрию и в 295 году, взявши город, будто бы предает его огню и мечу (но без результатов: город уцелел). В 296 году он совершает поход в Эфиопию и будто бы воздвигает гонение на христиан (которых тогда еще не было, а только начинались монотеисты и не признававшие никаких богов, кроме Громовержца).
.
Как же не вспомнить и об этом в иероглифах?
.
С 323 года Александрия становится центром религиозных споров. Появляются там Арий, он же Арон Библии, Афанасий т. е. Бессмертный, и др.
.
В 381 году выходит — говорят нам — указ Феодосия Великого о признании христианства единственной религией Египта. Происходит будто бы закрытие пирамидных храмов и жертвоприношений, порча кладбищ тельцов-сераписов, а по нашим сопоставлениям все это была принадлежность именно тогдашнего христианства, которую отвергли теологи лишь в конце Средних веков и, чтоб не было соблазна, отправили в глубину архейского Египта.
.
Большинство таких сообщений — анахронизмы, но они очень типичны.
.
Везде осталась в них теснейшая связь византийской культуры с египетской вплоть до VII века нашей эры. Так чему же удивляться, если все стены египетских храмов полны надписями о деяниях их общих властелинов?
.
И эта выясняющаяся только с нашей точки зрения тесная связь и одновременность египетской культуры с византийской очень поучительна. Локальные разницы в традиционных типах построек в обеих странах легко объясняются различием их почвы и природы и тем, что в Египте нам бросаются в глаза главным образом богатые погребальные постройки, которых совсем нет на тогдашнем Балканском полуострове и в Малой Азии; а их нет на Балканах потому, что тела могучих покойников свозились оттуда в «Святую Землю», где они не сгниют и где для них уже готовы три лестницы на небо, судя по тому, под покровительство какого из трех великих святых-путеводителей они себя отдали.
"История человеческой культ. 4-6 т. ВО МГЛЕ МИНУВШЕГО ПРИ СВЕТЕ ЗВЕЗД
Сообщений 991 страница 1001 из 1001
Поделиться9912015-08-26 18:06:47
Поделиться9922015-08-26 18:09:40
Как только мы усвоили эту идею, так египетские иероглифические записи приобретают для нас не местный, а мировой интерес. Они показывают нам, что и в византийской церкви, как и в римской (о которой я говорил достаточно в V томе «Христа»), не все было с самого начала на постном масле, как нам внушили богословы времени составления Четьи-Миней, т. е. не ранее XII века нашей эры. И византийская церковь не вышла «из рук Христа» в том виде, как мы ее теперь имеем. И она на длинном пути своего эволюционного развития пережила не меньше метаморфоз, как и римская, и это мы увидим еще не раз в седьмой книге «Христа».
.
В 618 году Хозрой II Парвиз вторгается в Египет при Ираклии, но сын его возвращает ему Египет.
.
В 638 году агаряне под главенством Амру приводят в свою веру Египет и в 645 году будто бы основывают около Мемфиса свою столицу, называемую теперь Старый Каир.
.
С этого времени наместники Египта вплоть до 973 года называются эмирами и признают теократическое главенство следующих родов:
.
С 661 по 749 г. легендарный род Моавии-калифа — Омейады.
.
С 749 по 870 легендарный род Абассидов, самый выдающийся из которых, Гарун-аль-Рашид, восходит на престол в 786 году.
.
В то время, повидимому, еще не было Корана, так как поэты публично воспевают запрещенное им вино.
.
С 870 по 905 в Египте уже возникла самостоятельная теократическая династия Тулунидов, которые с 883 года присоединяют к нему и Сирию.
.
В 905 году багдадский калиф снова делается духовным главою Египта, и с 910 года эта страна становится абассидскою.
.
В 972 году Фатимид Мосз, полное имя которого есть Маср-Эль-Кагира, т. е. Маср Победоносный, почему-то будто бы основывает современный нам Каир, «рядом со старым, называвшимся Фостатом» и, повидимому, мифическим.
.
С 973 года властелины Египта сами называются калифами.
.
В 996 году Фатимид Хакем основывает секту измаэлитов, признающую главу Фатимидов за своего духовного властелина. При нем же астроном Ибн-Юнис составляет «Хакемовы таблицы звезд»» если они не апокриф.
.
В 1064 году уничтожается Мостонсером Александрийская библиотека, если она не миф. Война, голод и чума.
.
15 июля 1094 года Готфрид и Евстафий Бульонский, во главе крестоносцев, отнимают Эль-Кудс (Иерусалим) у Египта.
.
С 1169 года Юсуф Салах-Еддин, называемый Саладдином (1171—1193), управляет Египтом и основывает династию Эйюбидов. Господствовавшая здесь до тех пор шиитская религия сменяется суннитскою. С нашей точки зрения это и есть переход от агарянства к магометанству, надевшему чадру на женщин и уничтожившему живопись и скульптуру. Саладдин завладевает Дамаском, Сирией и отнимает Палестину у крестоносцев.
.
В 1171—1250 господство Эйюбидов, причем в 1201—1202 годах в Египте были чума и голод, а с 1240 года учреждается стража мамелюков (т. е. рабов).
.
В 1250 г. султанша Шагаредор, вдова Салеха-Эйюба, управляет Египтом при помощи совета мамелюков, что сильно противоречит нашим представлениям о магометанских женщинах в чадре и в гареме. Начинается господство мамелюков.
.
С 1515 года Египтом овладевают турки, и он управляется пашами, посылаемыми из Константинополя.
.
В 1718 году Наполеон высаживается у Александрии, разбивает мамелюков, но в 1801 году уходит из Египта, и Египет вновь переходит к Турции.
.
В 1811 году 1 марта Магомет Али-паша, назначенный египетским наместником, избивает мамелюков и устанавливает европейские порядки: школы, типографии, газету.
.
В 1882 году националист и демагог Араби-паша вызвал восстание против европейского влияния в Египте, которое переродилось во взрыв мусульманского фанатизма под предводительством пророка Махди, завладевшего Южным Египтом, Но в 1889 г. англо-египетские войска под начальством Китченера очистили Судан от махдистов, и с тех пор он вошел в состав Британской империи.
.
Такова общая схема египетской истории от начала нашей эры до настоящего времени, и мы действительно видим, что в Египте было достаточно реальных династий, чтобы возбудить у авторов Эпохи возрождения желание продолжить таким же образом его историю и в отдаленную глубь времен.
.
Но от желания до исполнения желаемого еще очень далеко, и вот мы видим, что первая достоверная династическая, а с нею и государственная история народов Средиземноморского этнического бассейна началась только с «эры Диоклетиана», т. е. с 284 года нашего современного, чисто условного летоисчисления от фантастического Рождества Христова, вычисленного впервые одним украинцем, принявшим при пострижении в монахи в Риме имя Дионисия Малого. Но монах вычислил его совершенно неправильно по воображаемому им соединению в этом году всех планет в созвездии Рыб — символе Христа.
.
А когда же жил сам этот хитроумный украинец? Нам говорят: он умер в 556 году... Но по какой же эре? По придуманной им самим, которую он определил мистическими способами за 556 лет до своей смерти? Или по существовавшей тогда уже давно эре Диоклетиана (она же эра реального, а не теологического Моисея)? Если по ней, то он умер лишь в 852 году нашего летоисчисления, когда действительно уже появилось евангельское христианство и символом Христа стало созвездие Рыб. Значит, эра эта сама по себе непосредственно годна только для событий не ранее IX века, а события прежних веков были переведены на нее по существовавшей до тех пор эре Диоклетиана. Да и эра евреев «от сотворения мира», и эра классиков от построения какого-то «города» (ab Urbe condita), ни на что не годны, так как первая — от сотворения мира — явно придумана, а относительно последней мы не можем сказать даже, какой это был город: Царь-град или Александрия, потому что итальянский Рим, как мы видели в пятом томе нашего исследования, возник и развился из ничтожной крепостцы лишь в христианский период, как город св. Петра (т. е. святого метеоритного камня), каким он и называется до сих пор.
.
Ни на что негодными, как увидим далее, оказываются и «эра Селевкидов» на Востоке от воцарения мифического начальника конницы при мифическом Александре Македонском и все другие древние эры в том-же фантастическом роде ... И вот мы опять, как в сказке о Белом бычке, возвращаемся к той же эре Диоклетиана, как к исходному пункту всяких других эр.
.
И мы видим, что до того времени не могло быть никакой опоры для серьезной хронологии, а потому нет возможности и построения истории народов в обычном смысле этого слова, как рассказа о последовательности событий, в которых главную роль играют взаимоотношения выдающихся личностей с остальной, безыменной массой и между ними самими. Ведь мы уже видели здесь, в наших сопоставительных таблицах псевдо-египетской. истории, как расходятся до неузнаваемости Эратосфен, Иосиф Рыжий, Евсевий Вселюбец, Туринский папирус и все другие наши первоисточники в определении времени царствования тех же самых последовательных властелинов и как спутана сама их последовательность. А при сравнении двух самых основных из наших документов — Саккарской и Абидосской стенных таблиц — мы отметили не без удивления, что в седьмой династии первой таблицы те же самые цари поставлены даже задом наперед, как будто по евангельскому изречению «и будут последние первыми, и первые последними». Что можно выкроить серьезного из такого фантастического материала, если даже и не признать вместе со мною, что все египетские династии — лишь бесчисленные вариации одной и той же династии Диоклетиана?
.
Я, конечно, не утверждаю безусловно, что культура до-Диоклетиановского периода была необычайно низка по сравнению с культурой его времени, и что тут был какой-то гигантский по своему времени скачок, хотя развитие скачками и является вполне естественным даже в биологии но теории мутаций, как существенному дополнению к дарвинизму и менделизму. Возможно, что в области чисто материальной культуры при Диоклетиане и не было очень резкого изменения. В глухих провинциях несомненно существовали еще и в V веке каменные топоры, в то время, как в столицах и крупных городах были уже в III веке металлические орудия производства вместе с металлическим же оружием, и ходили вдоль берегов Средиземного моря гребные и парусные суда. Потребности торгового обмена вызвали, конечно, и ранее Диоклетиана необходимость записей сначала элементарных, какие и я видал в детстве на бревнах крестьянских амбаров в Ярославской губернии, где количество зерна рефлективно обозначалось совершенно по «римскому способу»: каждая единица палочкой (III) и каждый десяток крестиком (ХХ), откуда был недалек переход и к полукрестику (У), как римскому изображению пятерки. А природа зерна обозначалась рисунком его растения.
.
Вполне естественно, что из таких предметных письмен доисторическая любознательность выработала и силлабическую азбуку, без которой невозможен никакой точный исторический документ. Но эта азбука направилась сначала на чисто утилитарные нужды, как мы и находим в действительно древних документах, содержащих рецепты для производства того или другого полезного вещества, или торговые письма, особенно в клинописях, а потом в записи о дальних странах, в которых фантазия всегда преобладает над реальностью, — и это было зародышем беллетристики. К записи местных, всем и без того известных событий, хотя бы и важных, даже катастрофических для всей страны, письменность еще не прилагалась. Ведь эти события и без того все знали и помнили, а позаботиться о том, чтоб они не затерялись в сознании отдаленных потомков, никому из тогдашних писателей не приходило даже и в голову, хотя бы эпическая, фантастическая и даже пророческая литература и были уже сильно развиты в окружающей их среде. Летопись, как специальное средство для ознакомления еще не существующих в природе новых поколений с прошлыми или совершающимися делами, могла появиться уже после всего остального в литературе, как ее специальный отдел. А до нее могли быть писаны на стенах храмов и общественных зданий лишь льстивые панегирики тому или другому живому властелину с личной утилитарной целью автора и без исторической правдивости, или восхваления с той же утилитарной целью уже умерших властелинов, как великих заступников перед грозным богом-Громовержцем и его семьей.
.
И так должно было продолжаться вплоть до того времени, когда какой-нибудь выдающийся честолюбивый властелин завел при своем дворе штат писцов для записывания в преувеличенном виде своих собственных подвигов (умалчивая о неудачах) на поучение потомству, а также для записывания и того, что еще помнилось из подвигов его великого отца (далее которого уже не хватало памяти, как и у моего читателя), если все его предки не были описаны в свое время.
.
И вот, в заключение этого повествования, мы прямо должны сказать: за пределами третьего века нашей эры можно найти только материалы для мифологии и археологии, т. е. обезличенной и приблизительно хронологированной истории. Они дают нам возможность судить о состоянии культуры ближайших предшествовавших веков, но, пока мы не найдем средств определять время выделки того или иного предмета по изменению структуры или химического состава его материала, как функций времени его существования в данном виде, до тех пор у нас не будет никакой возможности узнать не только год, но даже и век, к которому данный предмет принадлежит. Это — доисторическая область, и делать попытки написать ее династическую историю, как задумали а Лепсиус и Бругш для Египта, значит только даром потерять свое время.
.
Lasciate
.
Ogni speranze voi ch'entrate!
.
Оставьте всякую надежду желающие продолжить политическую историю государств в глубину веков за пределы эры Диоклетиана!
.
Так печально приходится нам закончить шестой том нашего длинного историологического исследования!
Рис. 226. Картина былого.
Поделиться10002016-03-19 03:00:57
Похороны "татаро-монгольского ига"
2145.jpg
Илл. 1.
Чтобы разобраться в событиях прошлого нашей страны, понять, было ли "призвание варягов", завоевание Руси ордами с Востока, "предопределившее экономическую отсталость России", следует обращаться к источникам - грамотам, летописям, указам, дипломатической переписке, изобразительным источникам. Так, то, что представляло собой, например, татаро-монгольское иго (ТМИ) видно из грамот - юридических документов, договоров между двумя сторонами, составленных третьей стороной, закрепленных свидетелями, по которым правящее сословие строило жизнь государства.
В Договорной грамоте В. К. Дмитрия Ивановича с К. Владимиром Андреечем, 1362 г., № 7, читаем:
1. "А что наши Ординцы и Деени, а тем знать своя служба, как это было при нашех отцех" [Древняя российская вивлиофика. Т. 1 / Ред. Н. Новиков. Изд. 2. - М. Типографическая компания, 1788. - С. 75-76].
Правовой статус ордынцев понятен: они - наёмные военнослужащие, притом, со стародавних времён, как было "при отцех", т. е. было всегда. Не было никакого завоевания Руси с 4-мя миллионами населения 2-мя туменами конницы ("тумен" - от "тьма"). "При отцех" - при далёких предках, ведь написано не "при отце". Князей воспитывали, опираясь на авторитет Священного Писания. Согласно Писанию, Христос - это "Сын Давидов", т. е. потомок царя Давида. Следовательно, "отцы" - это предки, пращуры.
Не было никакого разорения множества городов Руси "погаными", так как многие из этих городов были уже к 30-м гг. 14 в. по о.х. разорены во время усобиц, о чем можно прочесть в русских летописях.
2. "А ординская тягость и протор дати ти мне, брату своему старейшему, со своего удела по древним свёрсткам"[Там же, - С. 76-77].
"Ординская тягость" - налог на содержание войска, который иногда назывался данью, оброком. Речи не может быть о контрибуции завоевателям, о плате средневековым "рэкетирам". Я допускаю возможность того, что некоторые ордынские военачальники желали бы видеть в налогах на содержание войска контрибуцию, но подобное пресекалось, что видно из событий, вызванных беспредельной гордыней и жадностью Едигея. Ордынские военачальники в грамотах названы князьями, а не ханами...
В Договорной грамота В. К. Василия Дмитриевича с К. Владимиром Андреевичем, 1390 г. , №15 написано:
3. "А переменит Бог Господие Орду, и мне имати дань со своего удела собе... А всядет сын твой на конь, то и мне всести с ним на конь" [Там же, – С. 118-119].
Т. о., были времена, когда у Руси не было на службе регулярного войска, орды, так как страна в орде в какой-то период времени не нуждалась. Иногда приходилось князьям самим собирать дружины и отправляться в поход во главе с великим князем - "садиться на конь".
4. В Договорной грамота В. К. Василия Дмитриевича с князьями, 1402 г., № 17 написано:
"... а ци переменит Бог Татар (если отделится от нас Орда), и та места мне, Великому князю Василию Дмитриевичу. А то что отобрал отец твой. князь Олег Иванович, Татарские и Мордовские места, а та тобе и есть"[Там же, С. 126]. Т. о., "орда" зачастую сама хотела отделиться от князя, которому служила, но, как мы помним, договор составлялся третьей стороной и при свидетелях... Не вызывает удивления замечание о том, что у татар попросту отбирали "места".
События, которые упоминает Н. Карамзин в «Истории государства Российского», также говорят о том, что монголо-татарского ига не было, ведь ещё до Куликовской победы имели место лишь перманентные набеги русских «ушкуйников» на поселения Поволжья и Западной Сибири: «ушкуйники в 1361 году спускаются вниз по Волге в самое гнездо татар, в их столицу Сарайчик, а в 1364-65 годах под предводительством молодого ватмана Александра Обакумовича пробираются за Уральский хребет и разгуливают по реке Оби до самого моря. [См. по: Савельев Е. П. Древняя история казачества. Т.2. – Новочеркасск, 1915. – Репринт: Владикавказ, «Спас», 1991. – С. 199. См. также Скрынников, 1986, С. 82].
В некоторый "граматах" попадались вотчины царей и князей татарских в Московской земле: Кошира, Дмитров.
Ясно, что эти города и земли "татары" - цари, князья, ханы - получали за службу московскому В. К., а затем Царю.
Попалось в нескольких грамотах упоминание ярлыка царского на Димитров, который получил В. К. Московский. Казалось бы, вот оно - доказательство существования страшного ига монгольского! А как получил? Давайте разберёмся.
Примечательно, что не на Москву, которая была вотчиной В. К., но на один из городов подмосковных, который, судя по всему, был "местом" царя татарского, с которого он ПОЛУЧАЛ ДОХОД ЗА СЛУЖБУ, но который, находясь вне города (в Орде, разумеется), НЕ МОГ НЕПОСРЕДСТВЕННО УПРАВЛЯТЬ городом и землёй, и передал ярлык - ДОВЕРЕННОСТЬ на управление городом В. К. Т. о., ЯРЛЫК – ЭТО ДОВЕРЕННОСТЬ НА РАСПОРЯЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ.
В последующих "граматах" договорных Дмитров уже упоминается как вотчина В. К. Московского, но ещё с упоминанием "от царя".
Во многих грамотах договорных упомянуто право В. К. Московского "дать выход в Орду". Под "Ордой" понимается регулярное войско. Часто речь идёт об отпуске подданных В. К. Московского на службу в Орду (попросту в войска...), о разнарядке на службу, отправке в поход. Т. о., В. К. – правитель в Орде. Можно ли правление В. К. назвать игом?
Но ведь как не могут понять "профессиональные" историки, что на Руси В. К. запрещал неправославным военачальникам напрямую распоряжаться крестьянами? Земли (места) неправославных ордынцев переходили в ведение В. К., который предоставлял неправославным ордынцам с этих земель плату за службу, – если таковая была необходима... Если ордынец принимал православие, то "места" переходили в непосредственное ведение ордынца. В любой момент по приказу В. К. ордынский князь – татарский военачальник – д. б. выставить свой полк. Орда – это ведь, по сути, народная армия, позволявшая Руси быть сверхдержавой. Уже при Иване Грозном Россия могла выставить для ведения войны 500 000 армию. Священная Римская империя (СРИ) располагала лишь 30 т. вооруженных людей. И это максимум!
В грамотах ВЕЗДЕ типовая фраза, которая закрепляла право В. К. Московского "Орду управливать": "А Орды мне знати и управляти - Великому Князю, а тобе Орды не знати" [Древняя российская вивлиофика, Т. 1. Изд. 2-я. – С. 218], "А Орду, Господине, управливати и знати тобе, Великому Князю" [Там же. –С. 224].
Изобразительные источники также свидетельствуют о том, что ордынцы и дружинники князей имели одинаковое вооружение и выглядели одинаково, т. е. были представителями одного народа (см. илл. 1).
Царь орды не был сюзереном для В. К. да и для любого другого князя, а В. К. не был вассалом царю орды: царь обращается к В. К. (см. илл. 2, 3): "Брат мой и Господин Великий князь"[Сказание о Казанском царстве. – С. 34, 40]. Так кто сюзерен? Слово "брат" в те времена употребляли при общении с родственниками.
Илл. 2. Читайте текст на Л.40.
Илл. 3. Читайте Л. 34.
Когда В. К. не нуждался в помощи регулярного войска - орды - он не отдавал приказов орде выступить в поход (см. илл. 4 и 5). Князь Едигей, приехавший из орды в Москву, сетует по этому поводу: «Ино то коли добро, как Ты чинишь? Как царь-эмир Котлуй сел на царство, а Ты улусу (стране – авт.) Государь учинился, от тех мест у царя еси (Ты – авт.) в орде не бывал, царя еси в очи не видел и князей его, ни бояр еси своих старейших и молотших, –НИ ИНОГО НИ КОЕГО НЕ ПРИСЫЛЫВАЛ, ни сына, ни брата ни с каким словом. И потом Джанибек ВОСЕМЬ лет царствовал, – и у того еси також не бывал и никого еси ни с которым словом не присылывал; и Джадибеково царство такоже ся минуло. И Булат Салтан сел на царство и уже третий год царствует, - такоже еси сам не бывал, ни сына, ни брата не присылывал, ни старейшего боярина, а ведь над толиким великим улусом старейший еси Великий князь» [Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 2. (1229 – 1612 гг.) / Ред. Н. Румянцев – М., 1819. – С. 16]. Мы видим, что князь Едигей укоряет В. К. за то, что тот забыл о своей Орде, увещевает В. К. ПОЧАЩЕ обращаться за помощью орды, так как ЭТУ ПОМОЩЬ В. К. ПОТОМ ДОЛЖЕН ОПЛАТИТЬ! Едигей - профессиональный вояка - просит ДЕЛА.
Но когда наступали тяжёлые времена, когда Руси необходима была помощь Орды, тогда В. К. ОТДАВАЛ ПРИКАЗЫ Орде выставить войско: «А обиды каковы ти ни будут, или от князей русских, или от Литвы, - и Ты к нам жалобныя грамоты на них шлёшь – лесть – те жалобныя грамоты! – и оборони у нас просишь от них, и покоя (теперь – авт.) в том нам от Тебя нет николи… Мы преж сего улуса Твоего сами своима очима не видали, толко есмя слухом слыхали. А ТВОИ ПРИКАЗЫ И ГРАМОТЫ к нам в орду посылал» [Там же – С. 17]. Мы видим, что В. К. – сюзерен, отдающий, когда необходимо, приказы всей Орде. Однако В. К. знал, что воинам потом нужно будет заплатить, поэтому обращался к орде за помощью редко. Т. о., взаимоотношения между В. К. и Ордой строились по схеме: наёмник - наниматель, так как орда не помогала В. К., если он не давал орде плату за ратный труд. Дело доходило до курьёзов, так как князья из Орды заглядывали в кошелёк В. К. (одного из В. К. так и прозвали - КАЛИТА - авт.), - попросту ВЫКЛЯНЧИВАЛИ У НЕГО ДЕНЬГИ: «А что еси имал в Твоей державе со всего улуса в дву сохъ рубль, и то сребро где ея деваешь?» [Там же – С. 17]. Ордынские посыльные, как водится, объясняли своё поведение тем, что они пекуться, представьте, о благополучии христиан: «Ино бы того зла улусу не учинилося, а Крестьяне бы не погибли до конца» [Там же – С. 17]. Видимо, в орде было немало князей неправославного вероисповедания...
Нет ничего удивительного в том, что над представителями орды в столице насмехались: «Послы и гости из орды к вам приездят, и вы послов и гостей на смех подымаете» [Там же – С. 16].
Собр гос гр и дог 2014-05-02_194631
Илл. 4. Грамота князя Едигея к В. К. Василию Дмитриевичу.
Собр гос гр и дог ч 2 р румян 2 ч 2014-05-02_194746
Илл. 5. Окончание грамоты.
Уже в 1487 г. вышедшая из повиновения В. К. Казань была взята. Царь Алигам назван "коромольником" и "послан в заточение в Вологду" (Вологодско-Пермские летописи. - М.-Л., 1959. - С. 278. 1487 г. Л 459).
Какие следы оставили халха после себя: письменных источников – нет, архитектурных памятников – нет, экономических последствий завоевания мира – нет, нумизматических следов – нет: никакие монеты халха миру не известны.
Много ли памятников на «старомонгольском языке»? Ну, "примерно" один точно есть – так называемый Чингисов камень (см. фото), первое известие о сем камне датировано 1818 г.
Первым в конце 30-х годов позапрошлого века дешифровку надписи сделал великий германский исследователь Исак Якоб Шмидт: «От Чингисхана, когда он, покорив сартагольский народ, воротился и положил конец вражде от прежних времен всех монгольских народов, всем тремстам тридцати пяти воинам в знак изгнания». Донжи Банзаров, российский бурят, получивший европейское образование, дал в 1851 г. надписи совершенно иное толкование: «Когда Чингис-хан, после нашествия на народ сартагул (хорезмийцев), возвратился, и люди всех монгольских поколений собрались в Буга-Сучигае, то Исунке (Есунгу) получил в удел триста тридцать пять воинов хондогорских».
Появление сартулов в Бурятии привязывают к XVIII веку, когда они откочевали сюда из местности рядом с горой Сарата уула, что собственно в Монголии. Следовательно, и «Чингисов камень», если на нем действительно упомянуто местное племя сартулов, не мог появиться раньше. Но Банзанов объявил, что сартагулы – это жители Хорезма, и никто иные. Надо ведь было удревнить надпись...
Вот, в сущности, и всё о «старомонгольской письменности».
"Известны"две столицы Золотой орды – Сарай-Бату и Сарай-Берке. До наших дней не сохранились даже развалины сих городищ. Найден виновник, не оставивший камня на камне, – Тамерлан. Но археологи не находят даже примитивную домашнюю утварь! Всё, всё утащил жадных хромец... А камни? А они-де пошли на строительство Царицына.
Если уж существует всемирная монгольская империя, то должен быть и монетный двор. Но никаких следов его археологи, перерывшие там грунт вдоль и поперек, не обнаружили. Зато найдена масса китайских серебряных монет XVII века. Гильом де Рубрук сообщает, что монголы знали толк в ромейских деньгах. Плано Карпини упоминал, как правитель Багдада платил дань монголам в ромейских золотых сольдо – безантах. В Центральной да и в Средней Азии сольдо не найдены.
Если археологи обнаруживают в степях Южной Сибири сотню сабель, это никоим образом не будет говорить в пользу того, что степняки были металлургами. Для утверждения подобного, необходимо найти следы металлургического производства. Для выделки стали нужны доменные печи и железная руда, которой в степи нет, масса древесного угля, масса топлива, которого в степи быть не может. Монголы не имели даже гончарного производства. Тогда о какой металлургии может идти речь?
О какой империи халха может идти речь?
По мотивам Г. Воли: https://www.facebook.com/groups/204360249750460/
Поделиться10012016-12-31 19:00:57
Можно ли прочитать книги Морозова в интернете? Меня интересует его "Христос". Спасибо за ответ. Тон
.
Пожалуйста, читайте. Они для этого здесь стоят.
Будут вопросы - спрашивайте.
С Новым годом!