Планеты представлены на Дендерских Зодиаках в виде человеческих фигур - путников с посохами. Практически так же изображались планеты и в некоторых европейских средневековых астрономических книгах. На рис.2.19 мы приводим зодиак с планетами из средневековой французской астрологической рукописи [1046]. ПЛАНЕТЫ показаны здесь ПУТНИКАМИ, ДВИЖУЩИМИСЯ ПО НЕБУ. Например, Марс представлен как идущий воин со щитом и мечом в поднятой руке, рис.2.20. Рядом с этой фигурой прямым текстом подписано: Марс.
А.Т.ФОМЕНКО ОСНОВАНИЯ ИСТОРИИ (ХРОН 1)
Сообщений 391 страница 420 из 1001
Поделиться3912014-01-24 08:34:01
Поделиться3922014-01-24 08:37:57
В некоторых случаях отождествление тех или иных изображений с планетами не вызывает затруднений. Например, средневековые изображения планеты Юпитер иногда подчеркивали то обстоятельство, что Юпитер - это Бог Громовержец. Верховный бог римской мифологии. Символ Юпитера - царская корона. Одно из таких многочисленных средневековых изображений ПЛАНЕТЫ Юпитер приведено на рис.2.21 Мы видим в его руке молнию, на голове корону, рядом с молнией - знак Юпитера. Другое подобное старинное изображение Юпитера см. на рис.2.22.
Средневековые изображения планеты Сатурн часто представляли Сатурна в виде бога смерти (в римской мифологии). Стандартное астрологическое изображение Сатурна - это человек с косой смерти в руках [543], с.181,241,157. Средневековый астрономический знак Сатурна - серп и коса. В известной книге Леопольда якобы 1489 года [1247] изображена коса и рядом надпись "Сатурн", см. рис.2.23. В книге Тесниерио 1562 года, планета Сатурн с косой пожирает ребенка [1440].
Поделиться3932014-01-24 08:42:17
Причем, коса или серп иногда изображаются над головой Сатурна и явно напоминают османский полумесяц или "рога", см. рис.2.24. Может быть, в некоторых странах средневековой Западной Европы страх-уважение перед османами=атаманами нашел свое выражение, в частности, в том, что османский полумесяц стал восприниматься как карающий символ наказания.
Тождество египетского бога Анубиса с римским Сатурном описано, например, в работах египтолога Г.Бругша [99] и исследователя религий Дж.Фрезера [918], [919]. Египетского Анубиса, бога смерти, чаще всего изображали с длинными, острыми, слегка изогнутыми ушами шакала, см. рис.2.25 и рис.2.26. Не исключено, что османский полумесяц иногда сравнивали с длинными острыми шакальими ушами.
В книге Тесниерио [1440] колесницу Сатурна тащат грифон и аспид - чудовища смерти.
Поделиться3942014-01-24 08:58:30
Вот, например, как изображена планета Сатурн на Круглом Зодиаке.
Сзади созвездия Девы и под ним мы видим две мужские фигуры с полумесяцем на голове. Одна - с посохом, другая - с большой косой. Больше ни у какой фигуры на Круглом Зодиаке, включая и созвездия, - в руках нет смертоносной косы.
Созвездие Девы изображено здесь совершенно так же, как и на средневековых астрономических картах - как ЖЕНЩИНА С КОЛОСОМ В РУКЕ, см. рис.2.27. Напомним, что в этом созвездии имеется известная звезда Колос Девы = Спика.
Поделиться3952014-01-24 09:00:03
У фигуры Сатурна - голова шакала. Хорошо известны многочисленные египетские изображения Анубиса, бога мертвых, провожающего людей в подземное царство. См., например, рис.2.28,
Поделиться3962014-01-24 09:01:49
рис.2.29,
Поделиться3972014-01-24 09:03:20
рис.2.30,
Поделиться3982014-01-24 09:05:38
рис.2.31. Между прочим, "древне"-египетские изображения на рис.2.30 и рис.2.31, очевидно представляют нам сцену Страшного Суда, хорошо известную в христианстве. Это - один из самых популярных сюжетов средневековой христианской живописи. Мы видим Христа, восседающего на троне и вершащего суд. Писец перед ним зачитывает свиток или Книгу Судеб, где перечислены дела умерших. В это время бог Анубис взвешивает на весах хорошие и дурные дела, после чего решается - куда направить человека, в рай или в ад. Это - явная иллюстрация к христианскому Апокалипсису, "Откровению Иоанна Богослова". Так что все подобные "древне"-египетские изображения сделаны уже в христианскую эпоху. То есть, согласно новой хронологии, не ранее XII века н.э.
Далее, средневековые изображения планеты Венеры подчеркивали то обстоятельство, что Венера - ЕДИНСТВЕННАЯ ЖЕНЩИНА СРЕДИ ПЛАНЕТ, не считая, конечно, Луны и Солнца. На астрономических картах Венера практически всегда изображается женщиной. Средневековые символы планеты Венеры мы приводим на рис.2.32
Поделиться3992014-01-24 09:09:43
и рис.2.33. Первый рисунок - увеличенный фрагмент уже приведенного нами выше старинного изображения из французской астрономической рукописи, см. рис.2.19.рис.2.19. На рис.2.33. показана старинная миниатюра под названием "Планета Венера". Здесь Венера также представлена женщиной, причем над ее головой тоже написано Venus, рис.2.34. Напомним, что Венера никогда не уходит далеко от Солнца, как и Меркурий.
Далее, астрономический знак Солнца в средневековых книгах - это БОЛЬШОЙ ДИСК С ТОЧКОЙ В ЦЕНТРЕ ДИСКА. См., например, рисунки в средневековой книге Тесниерио [1440], см. рис.2.35, и в средневековой книге Альбумазара [1004].
Поделиться4002014-01-24 09:11:45
Обычный астрономический знак Луны - узкий серп, полумесяц, см. рис.2.36.
Как изображали Солнце и Луну "древние" египтяне? На Круглом Зодиаке, прямо над созвездием Рыб изображен диск, внутри которого - нарисован глаз, либо петушиный глаз. Отметим, кстати, что петух, кричащий на рассвете, - естественный символ Луны или восходящего Солнца. В то же время в созвездии Овна самая яркая звезда называется "Глаз", а потому диск с глазом внутри мог указывать на местонахождение Солнца или Луны в созвездии Овна.
Поделиться4012014-01-24 09:13:07
То обстоятельство, что в некоторых случаях "петушиный диск" мог отождествляться с Луной, обнаруживается и на другом каменном барельефе, на потолке, у входа в Большой Дендерский храм. Тут нет планетного гороскопа, но зато есть много отдельных рисунков объектов звездного неба. Здесь мы видим ДИСК С ПЕТУШИНЫМ ГЛАЗОМ внутри, причем ВПИСАННЫЙ В ПОЛУМЕСЯЦ. То есть, совершенно явно изображающий Луну или Солнце, см. рис.2.37
Поделиться4022014-01-24 09:17:04
и рис.2.38.
Поделиться4032014-01-24 09:19:17
Кроме того, второй "лунный диск" плывет по небу в ладье, откровенно напоминающей ПОЛУМЕСЯЦ, см. рис.2.39. Отметим также, что оба "лунных диска" на потолке у входа в Дендерский храм явно изображают небесное божество. Окружающие их фигуры оказывают им знаки почтения, поклоняются им.
Поделиться4042014-01-24 09:22:57
Впрочем, в данном случае наше отождествление "петушиного диска" с Луной или Солнцем совпадает с тем, которое предлагают и скалигеровские египтологи. По их мнению, бог Озирис имел двойное имя Озирис-Луна, причем одним из его символов как раз и был "петушиный диск" [1062], с.22, 68,69. См. рис.2.40 и рис.2.41. Однако, в то же время следует иметь в виду, что Озирис считался также и символом Солнца. Тот факт, что символы Солнца и Луны могли иногда подменять друг друга, хорошо виден из старинной миниатюры, представленной на рис.2.42. Комментаторы отмечают: "Борьба Солнца и Луны... Однако эмблемы на щитах показывают, что каждый из участников содержит в себе частичку противника" [643:2], с.202.
Поделиться4052014-01-24 09:26:06
Мы видим, что окончательно отождествить изображение того или иного диска на египетском Зодиаке с Луной или с Солнцем можно лишь после перебора всех возможных вариантов отождествлений и астрономических расчетов. Что мы и сделаем в ХРОН3, часть 2.
Средневековые изображения планеты Меркурий опирались на то, что Меркурий-Гермес и Янус считались богами торговли, покровителями договоров. Янус - "древне"-римский ДВУЛИКИЙ бог [533], т.2, с.684. Его изображают с двумя лицами, направленными в разные стороны, см. рис.2.43 и рис.2.44.
Поделиться4062014-01-24 09:28:23
Планета Меркурий всегда находится рядом с Солнцем, далеко от него никогда не удаляется. В книге Тесниерио [1440] в руках планеты Меркурий мы видим известный жезл Меркурия, похожий на ТРЕЗУБЕЦ, см. рис.2.45. Другое изображение Меркурия, якобы XVI века, см. на рис.2.46.
Мы ограничимся здесь лишь перечисленными примерами, поскольку в ХРОН3, часть 2, мы тщательнейшим образом изучим все возможные варианты отождествлений планет (для египетских зодиаков) и выберем из них окончательный.
Однако не следует думать, что мы непременно сталкиваемся на египетских зодиаках с зафиксированным результатом РЕАЛЬНОГО астрономического наблюдения. Дело в том, что в средние века те или иные памятные даты, по-видимому, иногда записывали в виде гороскопов-картин, то есть в виде так сказать "небесных дат". С этой целью, возводя, например, в XVI-XVIII веках, храм в честь юбилея какого-то древнего события, вполне могли воспользоваться старинными астрономическими записями. Или рассчитать назад, в прошлое, расположение планет по зодиаку в нужную "древнюю дату", а затем изобразить ее на потолке храма.
Сообщим теперь о датировках гороскопа, изображенного на Длинном Дендерском Зодиаке. Это барельефное изображение находилось на потолке Большого Дендерского храма, в зале, куда вы попадаете, войдя через главный вход.
Н.А.Морозов, опираясь на свою частичную расшифровку, предложил следующее астрономическое решение: 6 апреля 540 года н.э. [544], т.6.
Н.С.Келлин и Д.В.Денисенко углубили анализ и предложили другое решение: 14 апреля 1394 года.
Еще более детальная, но также частичная, расшифровка Длинного Зодиака и его датировка, выполненные Т.Н.Фоменко, дали следующий результат: 7-8 апреля 1727 года [МЕТ3]:3.
Окончательный ответ, полученный Г.В.Носовским и А.Т.Фоменко в 2001 году, будет сформулирован чуть ниже.
Поделиться4072014-01-24 09:31:06
5.3. ГОРОСКОПЫ БРУГША И ФЛИНДЕРСА ПЕТРИ.
В 1857 году известный египтолог Генри Бругш обнаружил в Египте прекрасно сохранившийся "древне"-египетский деревянный гроб, как будто даже не слишком давно изготовленный, см. рис.2.47. В нем была типичная "древне"-египетская мумия [1054]. На внутренней крышке гроба в символической форме было изображено звездное небо с планетами в созвездиях, то есть гороскоп, см. ХРОН3, часть 2.
Весь ритуал захоронения, его оформление и особенно демотическое письмо несомненно указывали, по мнению скалигеровских хронологов, на глубокую древность замечательной находки. Сам Бругш датировал ее не ранее I века н.э. [1054].
Демотические надписи расположены, в частности, рядом с фигурами некоторых зодиакальных созвездий и прямым текстом называют планеты, расположенные в них.
Ситуация - чрезвычайно благоприятная. В самом деле, вся необходимая астрономическая информация четко и грамотно изображена создателями этого замечательного "древне"-египетского захоронения.
Все исследователи гороскопа, завороженные предполагаемой древностью демотического письма (впервые расшифрованного в 1802 году Акербледом за 20 лет до расшифровки иероглифического письма Шампольоном), датировали памятник примерно началом н.э. Затем начались попытки астрономов обнаружить нарисованный гороскоп именно в эту историческую эпоху, отвечающую скалигеровской хронологии Египта. Безрезультатно! Как и в случае с Дендерскими Зодиаками, древнее звездное небо, - от древности до первых веков н.э., - ни разу не было таким, каким оно изображено на крышке саркофага.
Немного дальше, чем другие астрономы, продвинулся вверх по оси времени астроном М.А.Вильев. Но и он не достиг успеха, поскольку не стал подниматься выше первых веков н.э. Интересно, что несмотря на настойчивые предложения Н.А.Морозова, М.А.Вильев категорически ОТКАЗАЛСЯ продолжать вычисления дальше, на эпоху средних веков, КАК БЕЗУСЛОВНО ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ СКАЛИГЕРОВСКОЙ ХРОНОЛОГИИ. В которой М.А.Вильев не сомневался [544], т.6. Тогда Н.А.Морозов сам взялся за расшифровку, вычисления и двинулся вверх по оси времени [544], т.6, с.694-728. Опираясь на свою частичную дешифровку Зодиака Бругша,
Н.А.Морозов обнаружил следующее астрономическое решение: 17 ноября 1682 года.
Окончательный ответ, полученный Г.В.Носовским и А.Т.Фоменко в 2001 году, будет сформулирован чуть ниже.
В 1901 году известный египтолог В.М.Флиндерс Петри обнаружил в Верхнем Египте, близ Сохага, искусственную пещеру для "древне"-египетского погребения. Ее стены были покрыты древней живописью и надписями, а на потолке - два цветных гороскопа. См. W.M.Flinders Petrie, "Athribi", в 14 томе Известий British School of Archaeology in Egypt, 1902 год. См. подробности в ХРОН3, часть 2.
В 1919 году академик Б.А.Тураев предложил Н.А.Морозову астрономически датировать гороскопы. Их предварительный анализ и дешифровка уже были выполнены Е.Б.Кнобелем в Англии [1224].
Е.Б.Кнобель же произвел первоначальную датировку гороскопов. Он получил следующие даты: 20 мая 52 года н.э. и 20 января 59 года н.э.
Однако, Е.Б.Кнобель сам отметил при этом, что во втором гороскопе его сильно смущает положение Меркурия. То есть предложенное Е.Б.Кнобелем решение удовлетворялось лишь с определенной натяжкой. А по поводу первого гороскопа он вообще выдвинул гипотезу, что положения планет реально не наблюдались художником-астрономом, а были им вычислены. Дело в том, что 20 января 59 года н.э. планеты находились довольно далеко от указанных на рисунке положений [1224]. Кроме Меркурия, Е.Б.Кнобеля смущало также положение Венеры на первом гороскопе.
Поэтому Е.Б.Кнобель перебрал еще несколько вариантов "в древности", то есть в ту эпоху, куда скалигеровские египтологи априори относили эту находку, руководствуясь стилем захоронения. Однако все попытки Е.Б.Кнобеля улучшить астрономическое решение кончились безрезультатно. Оказалось, что все другие исследованные им варианты еще хуже отвечают условиям задачи.
Более того, при проверке М.А.Вильевым вычислений Е.Б.Кнобеля обнаружилось, что тот сделал существенные натяжки также и для Марса с Сатурном. Это обстоятельство вообще поставило под вопрос обе даты Е.Б.Кнобеля: 52 год н.э. и 59 год н.э.
Тогда М.А.Вильев предпринял новую серию вычислений и предложил свое решение: 186 год до н.э. и 179 год до н.э., то есть II век до н.э. Однако, как вскоре выяснилось, неосознанное (или осознанное) желание М.А.Вильева во что бы то ни стало "уложить" решение в априорный исторический интервал, уже ранее отведенный скалигеровской хронологией для "Древнего" Египта, подтолкнуло и его к неправомерным натяжкам. В [544], т.6, с.733-736 воспроизведены все вычисления М.А.Вильева и указаны все недостатки этого "решения". Вот к чему приводит желание во что бы то ни стало спасти скалигеровскую хронологию.
Тогда М.А.Вильев предположил, что лучше будет подходить пара дат:
349 и 355 годы н.э. Но после тщательных повторных проверок оказалось, что эта пара еще хуже, чем первое решение. Полным провалом закончилась и еще одна аналогичная попытка.
За дело взялся Н.А.Морозов. Но и он не смог найти точного астрономического решения. Это уже начинало выглядеть чрезвычайно странно. Ведь характер рисунка вроде бы отчетливо показывал, что древний художник прекрасно понимал - что он рисует, а отнюдь не фантазировал "из головы".
Тогда у Н.А.Морозова зародилось подозрение, что допущена ошибка в дешифровке гороскопа. Он проанализировал изображение и предложил другую, более обоснованную, как он считал, расшифровку. Оказалось, что при таком прочтении гороскопа (однако все еще частичном) астрономическое решение задачи нашлось. Это 6 мая 1049 года н.э. для верхнего гороскопа и 9 февраля 1065 года н.э. для нижнего гороскопа.
Окончательный ответ, полученный Г.В.Носовским и А.Т.Фоменко в 2001 году, будет сформулирован чуть ниже.
.
5.4. ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ ДАТИРОВКИ ЕГИПЕТСКИХ ЗОДИАКОВ НА ОСНОВЕ ИХ ПОЛНЫХ РАСШИФРОВОК, ПОЛУЧЕННЫХ Г.В.НОСОВСКИМ И А.Т.ФОМЕНКО В 2001 ГОДУ.
Приведем здесь фрагмент из нашего введения к ХРОН3, Часть 2.
Предыдущие расшифровки "древне"-египетских Зодиаков, - в первую очередь, Н.А.Морозова, Н.С.Келлина, Д.В.Денисенко и Т.Н.Фоменко, - были частичными, то есть удавалось астрономически отождествить многие, но не все изображения на Зодиаках. Трудность вполне понятна - требовалось перебрать гигантское число вариантов дешифровок, что невозможно было сделать вручную. Полученная нами в 2001 году расшифровка впервые является полной, то есть с исчерпывающим компьютерным перебором ВСЕХ возможных вариантов астрономического прочтения ВСЕХ неоднозначно трактуемых символов, изображенных на Зодиаках. При этом была обнаружена единственная полная расшифровка, во-первых, учитывающая все изображения на Зодиаках и, во-вторых, как неожиданно оказалось, допускающая астрономическое решение. Этот факт очень важен. Существование такой полной, причем датируемой, расшифровки заранее совершенно не очевидно. Кроме того, обнаруженное астрономическое решение оказалось единственным. В этом смысле наша дешифровка является окончательной.
Оказалось далее, что найденная нами полная расшифровка в основном включила в себя предложенные ранее частичные расшифровки Н.А.Морозова и Т.Н.Фоменко, однако в деталях несколько отличается от них. Эти отличия носят характер уточнений в тех сложных ситуациях, когда возникал выбор между многочисленными возможными вариантами. Например, это касается прочтения легко путающихся различных обозначений для Солнца и Луны, использовавшихся средневековыми астрономами. Названные выше предыдущие исследователи в таких ситуациях не использовали компьютерный перебор, а аргументировали свой выбор, содержательно анализируя "древне"-египетскую символику в целом. Не во всех случаях предложенное ими прочтение оказалось окончательным, а следовательно, найденные ими даты не были идеально строгими. Этим объясняется тот факт, что полученные нами уточненные датировки отличаются от предыдущих датировок Н.А.Морозова, Н.С.Келлина, Д.В.Денисенко и Т.Н.Фоменко, хотя (что важно) все точные даты остались по-прежнему средневековыми. Оказалось, что ни одно окончательное астрономическое решение для Зодиаков Египта не опустилось ранее XI века н.э.
Подчеркнем еще раз, что после завершения компьютерных вычислений, обнаружилось, что предыдущие частичные дешифровки оказались в фундаменте окончательного полного прочтения Зодиаков. Это обстоятельство еще раз подтвердило, что предыдущие исследования были в целом правильными.
.
Итак, наши компьютерные датировки "древне"-египетских зодиаков таковы.
1) Круглый Дендерский Зодиак: утро 20 марта 1185 года н.э.
2) Длинный Дендерский Зодиак: 22-26 апреля 1168 года н.э.
3) Зодиак из большого храма Эснэ: 31 марта - 3 апреля 1394 года н.э.
4) Зодиак из малого храма Эснэ: 6-8 мая 1404 года н.э.
.
Атрибские гороскопы Флиндерса Петри:
5) Верхний зодиак: 15-16 мая 1230 года н.э.
6) Нижний зодиак: 9-10 февраля 1268 года н.э.
7) Фивский гороскоп Г.Бругша:
а) Гороскоп демотических приписок: 18 ноября 1861 года н.э.
б) "Гороскоп без посохов": 6-7 октября 1841 года н.э.
с) "Гороскоп в лодках": 15 февраля 1853 года н.э.
8) "Фивский цветной гороскоп" (Луксор): 5-8 сентября 1182 года.
.
Это наше исследование оказалось достаточно объемным и непростым. Оно составило содержание отдельной книги, которую мы включили в ХРОН3.
.
5.5. ОБ ОШИБКАХ, ДОПУЩЕННЫХ Е.С.ГОЛУБЦОВОЙ И Ю.А.ЗАВЕНЯГИНЫМ.
На этом можно было бы и закончить рассказ о датировке египетских зодиаков, если бы не публикация статьи Голубцовой Е.С. и Завенягина Ю.А., на которую часто ссылаются защитники скалигеровской хронологии.
Речь идет о статье <<Еще раз о "новых методиках" и хронологии древнего мира>>. - Вопросы истории, 1983, No.12, с.68-83 [179]. Авторы этой статьи пытались оспорить датировку Круглого Зодиака, полученную Н.А.Морозовым. Рассмотреть неудачную попытку Е.С.Голубцовой и Ю.А.Завенягина полезно, так как в статье [179] делается упор на использование компьютера для решения этой задачи, что вроде бы придает видимость научности и объективности предлагаемым выводам.
Е.С.Голубцова и Ю.А.Завенягин пишут: "Трудность состоит в том, что совершенно неясно, какая именно фигура (из пяти фигур на Круглом Зодиаке) изображает ту или иную планету". Поэтому они предлагают считать, что на Зодиаке изображены следующие планеты: Сатурн, Венера, Меркурий, Марс и Юпитер. Однако авторы [179] почему-то НЕ ПРИВОДЯТ НИКАКИХ ОБОСНОВАНИЙ такого "прочтения" Зодиака. Далее, они приводят следующую таблицу, предлагая считать, что указанные выше планеты локализованы на Зодиаке с точностью до плюс-минус 20 градусов:
Фигура 1 между Рыбами и Водолеем 0 плюс-минус 20 градусов, то есть (340 - 360 - 20) градусов.
Фигура 2 между Раком и Близнецами 120 плюс-минус 20 градусов, то есть (100 - 140) градусов.
Фигура 3 между Девой и Львом 180 плюс-минус 20 градусов, то есть (160 - 200) градусов.
Фигура 4 между Весами и Девой 220 плюс-минус 20 градусов, то есть (200 - 240) градусов.
Фигура 5 между Козерогом и Водолеем 320 плюс-минус 20 градусов, то есть (300 - 340) градусов.
Авторы [179] сообщают, что ни одно из этих возможных сочетаний не реализовывалось в 568 году н.э. (что показали подсчеты на компьютере) и добавляют, что "этот вывод, конечно, справедлив для любой расшифровки фигур Круглого Зодиака". Далее они предлагают следующее решение: 52 год н.э.
Итак, вроде бы получается, что астрономия наконец-то опровергла "фантастические измышления Морозова" и лишний раз подтвердила скалигеровскую хронологию.
Однако дело обстоит не так просто. Здесь сказалась типичная для неспециалистов в разбираемом нами вопросе иллюзия, будто достаточно "загрузить" в компьютер те или иные математические данные, как "математика" тут же сообщит нам абсолютную истину. Вернемся к самому началу и посмотрим - что же загружают Е.С.Голубцова и Ю.А.Завенягин [179] в компьютер. Они пишут, будто бы пять планет Круглого Зодиака локализованы около следующих созвездий: Рыбы, Водолей, Рак, Близнецы, Дева, Козерог, причем дают те интервалы (в градусах), внутри которых будто бы, по мнению Е.С.Голубцовой и Ю.А.Завенягина, находятся планеты: 340-360-20 градусов, 100-140 градусов, 160-200 градусов, 200-240 градусов, 300-340 градусов.
Но все дело в том, что данные, принятые авторами [179] за исходные, не соответствуют реальному изображению планет на потолке храма! Откуда они взяли эту свою странную таблицу, подвергнутую затем математической обработке? Ведь достаточно было бы внимательно изучить фотографии Круглого Зодиака, приведенные в научной литературе, чтобы однозначно восстановить подлинный гороскоп. Он совсем не такой, как он описан Е.С.Голубцовой и Ю.А.Завенягиным. Ведь на Круглом Зодиаке абсолютно четко нарисовано, что Венера находится в Овне или в Рыбах!
По нашему мнению, вряд ли случаен тот факт, что авторы [179] "пропустили" в своей таблице созвездие Овна. После этого неудивительно, что компьютер "не нашел решения" в средних веках. Как мы видим, Е.С.Голубцова и Ю.А.Завенягин ФАЛЬСИФИЦИРОВАЛИ НАЧАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ЗАДАЧИ И ФАКТИЧЕСКИ ЗАПРЕТИЛИ КОМПЬЮТЕРУ ИССЛЕДОВАТЬ ИНТЕРВАЛ ОТ 25 ДО 50 ГРАДУСОВ, КУДА КАК РАЗ И ПОПАДАЕТ СОЗВЕЗДИЕ ОВНА.
Вероятно, Е.С.Голубцова и Ю.А.Завенягин очень хотели подтвердить скалигеровскую хронологию. Не гнушаясь при этом никакими средствами. Так что защитникам скалигеровской хронологии вряд ли стоит ссылаться на это их "исследование".
.
6. АСТРОНОМИЯ В НОВОМ ЗАВЕТЕ.
ПРИМЕР 1. Можно составить словарь терминов и штампов, использовавшихся в дошедшей до нас средневековой астрономической литературе для обозначения планет, созвездий и т.д. Затем, встречая в старом тексте словесное описание, выполненное в подобных терминах и штампах, можно пытаться датировать это описание, рассматривая его как гороскоп и расшифровывая его при помощи этого словаря.
По-видимому, первым ученым, указавшим, что в библейской книге Апокалипсис содержится словесное описание гороскопа, был Э.Ренан [725]. Не будучи, однако, астрономом, Э.Ренан не датировал гороскоп, хотя решение этой задачи имеет большой интерес в связи с существующей проблемой датировки Апокалипсиса [765], с.135. Оказывается, что точное астрономическое решение для гороскопа, описанного в Апокалипсисе, существует, и оно - единственное. Это 1486 год н.э., 1 октября. Подробности см. ниже.
ПРИМЕР 2. Это - датировка знаменитого затмения, сопровождавшего, согласно ранне-христианским авторам, распятие Христа. Об этом затмении писали, например, Синкеллос, Флегон, Африкан, Евсевий. Считается, что из евангельских описаний не очень ясно, о каком затмении идет речь - О СОЛНЕЧНОМ, ИЛИ О ЛУННОМ. В скалигеровской хронологии принято думать, что описано ЛУННОЕ затмение. Хотя это весьма спорно. Ведь в церковной традиции сохранились свидетельства, что затмение было солнечным. Например, в Евангелии от Луки абсолютно четко сказано: "И ПОМЕРКЛО СОЛНЦЕ" (Лука 23:45).
В Евангелии Никодима, которое объявлено историками апокрифическим, сказано следующее: <<СОЛНЦЕ ПОМЕРКЛО... И призвал Пилат иудеев и сказал им: "Видели ли вы ЗНАМЕНИЯ НА СОЛНЦЕ и во всем (мире), которые произошли, когда Иисус умирал?" Ответили игемону: "ЗАТМЕНИЕ СОЛНЦА по обычному закону свершилось">> (Никодим XI) [29], с.83.
Между прочим, последняя фраза может указывать на то, что в эпоху написания Евангелия Никодима люди уже хорошо понимали, что затмения солнца происходят по вполне определенному астрономическому закону. Более того, закон назван "обычным", то есть как бы хорошо понимаемым. Скорее всего, это - отражение уже средневековых астрономических представлений.
Принятое сегодня скалигеровское "астрономическое решение" для затмения в момент распятия Христа, а именно, - лунное затмение 3 апреля 33 года н.э. [1154] - не выдерживает даже минимальной астрономической критики. И это хорошо известно, хотя сегодня это обстоятельство стараются не подчеркивать. Делая вид, будто проблемы не существует. См. обсуждение в [544], т.1.
Несмотря на всю спорность характеристик "евангельского затмения", извлекаемых из ранне-христианских текстов, неоднократно обсуждавшихся в хронологической литературе, можно попытаться все-таки датировать это затмение. При этом, следует рассмотреть оба варианта для затмения: как солнечное, так и лунное. Оказалось, что на интервале от 200 года до н.э. вплоть до 800 года н.э. подходящее астрономическое решение существует. Это лунное затмение 368 года н.э. Решение было найдено Н.А.Морозовым [544], т.1. Однако Н.А.Морозов не продолжил свои вычисления на более поздние века в силу уже указанных выше причин - своего излишнего доверия к скалигеровской хронологии, начиная с VI века н.э. Автор настоящей работы продолжил расчеты на весь исторический период вплоть до 1600 года н.э. и неожиданно обнаружил еще одно точное астрономическое решение. Это лунное затмение 3 апреля 1075 года н.э. Наше решение на тысячу лет отличается от скалигеровского "решения" и на 700 лет отличается от решения, предложенного Н.А.Морозовым. Подробности см. ниже.
Напомним еще раз, что только с XI века н.э. согласование скалигеровских астрономических дат с расчетными становится удовлетворительным, а надежным - лишь с XIII века н.э.
Если же считать затмение, описанное в Евангелиях, СОЛНЕЧНЫМ, то тогда нельзя не обратить внимание, что в XI веке, в 1086 году, 16 февраля действительно произошло ПОЛНОЕ СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ, полоса которого прошла через Италию и Византию. Подробнее о согласовании этого солнечного затмения со старинной церковной традицией, относившей распятие Христа к XI веку, см. в книге "Библейская Русь" (Приложение 4) и ХРОН6. Однако эта средневековая традиция, как мы показали в книге "Царь Славян", ошиблась на 100 лет. Оказывается, куда более соответствующим подлинной дате распятия Христа (1185 год н.э.) является солнечное затмение 1 мая 1185 года. Оно прекрасно согласуется с другими независимыми вычислениями даты распятия. См. книгу "Царь Славян". В ХРОН2 мы еще раз вернемся к "евангельскому затмению".
Поделиться4082014-01-24 09:37:49
Глава 3.
НОВАЯ ДАТИРОВКА АСТРОНОМИЧЕСКОГО ГОРОСКОПА, ОПИСАННОГО В АПОКАЛИПСИСЕ.
Г.В.НОСОВСКИЙ, А.Т.ФОМЕНКО.
1. ИДЕЯ МЕТОДА.
Попытаемся датировать древние памятники с астрономической или астрологической символикой следующим естественным образом. Встречая в том или ином документе астрономический фрагмент, будем читать его, следуя известной нам СРЕДНЕВЕКОВОЙ системе астрологических символов. Например, во многих средневековых книгах по астрологии планеты отождествляются С КОЛЕСНИЦАМИ ИЛИ С КОНЯМИ, влекущими эти колесницы по звездному небу. Петли, описываемые планетами на небе, см. выше, воспринимались, вероятно, как скачки коней. На рис.3.1 приведено старинное римское изображение планет. Как отмечают комментаторы, вверху справа стоит Сатурн со змеей, внизу слева - Юпитер с вороном и дубом. Внизу, в центре - Аполлон, то есть Солнце с колеснице, запряженной ТРЕМЯ СКАЧУЩИМИ КОНЯМИ. Вверху, по-видимому, колесница Луны.
Наш метод состоит в сравнении изучаемого текста с похожими на него средневековыми текстами, в которых наряду с астрологической символикой содержится И ЕЕ РАСШИФРОВКА, в понятных нам терминах. Другими словами, предлагается читать старые астрологические записи при помощи средневекового астрологического "словаря": колесницы или кони - это планеты и т.п. Конечно, правомерность метода будет обоснована лишь в том случае, если с его помощью удастся получить осмысленные результаты, согласующиеся с результатами других независимых методик датирования старых документов.
Методика была впервые применена Н.А.Морозовым к некоторым библейским книгам, по-видимому содержащим астрономическую или астрологическую символику. Перечисляемые в этом введении даты были впервые получены Н.А.Морозовым. После выхода в свет работ Н.А.Морозова на эту тему [542], [543], многие комментаторы упорно пытались (безуспешно) найти ошибки в его вычислениях, но правильность его расшифровки библейских текстов при помощи средневекового "астрологического словаря" сомнению, как правило, не подвергалась. Морозовское прочтение астрологических текстов было поначалу воспринято историками как вполне естественное и не содержащее никаких натяжек.
Н.А.Морозов был, по-видимому, первым ученым, предположившим, что автор библейского Апокалипсиса ничего намеренно не зашифровывал, а лишь описал, пользуясь астрономическим языком своего времени, то, что он действительно видел на звездном небе [542]; [544], т.1, с.3-70. Забегая вперед, сразу скажем, что предложенная Н.А.Морозовым новая датировка Апокалипсиса IV веком н.э. на самом деле не полностью удовлетворяет тем данным, которые однозначно извлекаются из текста Апокалипсиса. Будучи ошибочно убежден в правильности скалигеровской хронологии после VI века н.э., Н.А.Морозов остановился на не совсем удачном ранне-средневековом решении, отбросив заведомо куда более хорошее астрономическое решение конца XV века н.э. Которое, как показывает беспристрастный анализ, является на самом деле ИДЕАЛЬНЫМ.
.
2. КОГДА БЫЛ НАПИСАН АПОКАЛИПСИС? ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
Цитируя Апокалипсис, мы пользуемся в основном Библией издания 1912 года [67], а также изданием 1898 года и изданием 1968 года. Апокалипсис, называемый сегодня также "Откровением Святого Иоанна Богослова", - это двадцать седьмая, последняя книга Нового Завета и одновременно последняя книга всего современного канона Библии. Сегодня Апокалипсис считается неотъемлемой частью Нового Завета. Однако на Руси в средние века Апокалипсис, как правило, не входил в новозаветные рукописные сборники. Как мы расскажем в ХРОН6, в разделе о славянских рукописях Библии, славянские рукописи Апокалипсиса исключительно редки.
Например, известна лишь ОДНА рукопись Апокалипсиса, датируемая периодом XI-XIII веков и 158 рукописей остальных книг Нового Завета, датируемых тем же периодом. Кроме того, еще в XVII веке названия "Апокалипсис" и "Откровение Иоанна Богослова", по-видимому, могли означать совсем разные книги, см. Приложение 2 к ХРОН6.
Все это говорит о том, что с историей Апокалипсиса, и в первую очередь, с его датировкой, связано много неясностей. Предлагавшиеся даты весьма разнообразны, что указывает на отсутствие единой точки зрения среди историков.
Например, Ванденберг ван Эйсинг датировал Апокалипсис 140 годом н.э., А.Я.Ленцман - 68-69 годами н.э., А.Робертсон - 93-95 годами н.э., Гарнак и Э.Фишер - не ранее 136 года н.э. и т.д. См. обзор в [765].
И.Т.Сендерленд писал: "Признание этого времени (то есть конца I века н.э. - Авт.) ИЛИ ДАЖЕ КАКОГО-БЫ ТО НИ БЫЛО ДРУГОГО ВРЕМЕНИ (! - Авт.) написания Откровения сопряжено С СЕРЬЕЗНЫМИ ТРУДНОСТЯМИ" [765], с.135.
Более того, по мнению В.С.Рожицына и М.П.Жакова [732], Апокалипсис вообще был написан в интервале от II до IV веков н.э., и скорее всего в IV веке! Это мнение никак не совместимо с хронологией Скалигера-Петавиуса.
В самом Апокалипсисе нет ни одного четкого хронологического указания на эпоху его написания. Не указаны никакие конкретные исторические персонажи, определенно жившие в эпоху создания Апокалипсиса. Нет никаких абсолютных дат. Сегодня считается, что Апокалипсис - ПОСЛЕДНЕЕ, по времени, произведение Нового Завета. Однако, например Ф.Х.Баур категорически утверждал, что Апокалипсис - не последнее, а "САМОЕ РАННЕЕ сочинение Нового Завета" [489], с.127.
А.П.Каждан и С.И.Ковалев также считали, что Апокалипсис - НЕ ПОСЛЕДНЯЯ, А ПЕРВАЯ книга Нового Завета [765], с.119.
Далее, некоторые исследователи категорически отвергают принадлежность Апокалипсиса тому Иоанну, который якобы написал Евангелие и еще три послания. Вообще, считается, что в скалигеровской истории никаких точных данных об авторе Апокалипсиса не сохранилось [448], с.117.
Г.М.Лифшиц отмечал, что автор Апокалипсиса хорошо знаком с астрономией: используемые им образы дракона, зверей, коней и т.д. обозначают, вероятно, фигуры созвездий на звездном небе, изображаемых подобным образом на средневековых звездных картах [489], с.235-236.
Впрочем, все эти соображения были впервые высказаны Н.А.Морозовым еще в начале века. По-видимому, его аргументация произвела сильное впечатление по крайней мере на некоторых из указанных выше авторов, и они фактически повторили утверждения Н.А.Морозова. Не ссылаясь, впрочем, на него. Что, между прочим, характерно.
М.М.Кубланов резюмирует: "Причины такого обилия разноречивых гипотез по вопросам хронологии объясняются в первую очередь скудостью прямых свидетельств. Древние не оставили нам сколько-нибудь достоверных данных на этот счет. При таких обстоятельствах СРЕДСТВОМ ДЛЯ ДАТИРОВОК ЭТИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОКАЗЫВАЮТСЯ ОНИ САМИ... Установление прочной хронологии новозаветных произведений - дело будущего" [448], с.120.
Обратимся, наконец, к самому Апокалипсису. АСТРОНОМИЧНОСТЬ ЕГО ОБРАЗОВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СРАЗУ БРОСАЕТСЯ В ГЛАЗА, ОСОБЕННО ПРИ СОПОСТАВЛЕНИИ АПОКАЛИПСИСА СО СТАРИННЫМИ КАРТАМИ ЗВЕЗДНОГО НЕБА. См., например, средневековые карты якобы XVI века на рис.3.2,
Поделиться4092014-01-24 09:40:01
рис.3.3 и рис.3.4,
Поделиться4102014-01-24 09:44:03
рис.3.5.
По-видимому, через какое-то время после написания Апокалипсиса явный астрономический смысл его образов был забыт. Даже если какой-либо астроном-профессионал и замечал схожесть рисунков на старинных картах с описаниями Апокалипсиса, он воспринимал ее как случайность, не в состоянии отделаться от внушенных ему скалигеровских представлений. А сегодняшняя библеистика никаких астрономических мотивов в библейских текстах вообще не усматривает. Может быть потому, что, - как мы сейчас увидим, - тогда появляется замечательная возможность ДАТИРОВАТЬ некоторые фрагменты Библии АСТРОНОМИЧЕСКИ. Но при этом, оказывается, получатся даты, АБСОЛЮТНО НЕ ПОХОЖИЕ на те, на которых настаивает "традиция".
Апокалипсис содержит известное пророчество о конце света. Но в пророчество вплетено символическое описание наблюдаемого автором звездного неба. Это еще помнили некоторые авторы иллюстраций к Апокалипсису, жившие, скажем, в XVI веке. Один такой пример мы приводим на рис.3.6. Как мы уже отмечали, непонимание астрономических символов Апокалипсиса поздними комментаторами связано с утратой знаний о правильной хронологии и с искажениями, внесенными позднейшими историками XVI-XVII веков. А может быть, и с негласным запретом вообще затрагивать столь опасную тему, могущую привести к "вредной датировке" Апокалипсиса. Так или иначе, но на какое-то время понимание астрономических описаний Апокалипсиса было утрачено. С тех пор Апокалипсис потерял в глазах читателей свою яркую астрономическую окраску. Но оказывается, что его "астрономическая составляющая" исключительно важна и вполне достаточна для датировки книги.
Мы переходим к астрономическим фрагментам Апокалипсиса. ГЛАВНАЯ ИДЕЯ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОИТ В СРАВНЕНИИ АПОКАЛИПСИСА СО СРЕДНЕВЕКОВЫМИ АСТРОНОМИЧЕСКИМИ КАРТАМИ. СРАВНЕНИЕ ОБНАРУЖИВАЕТ МНОГО ПАРАЛЛЕЛЕЙ И ДАЖЕ БУКВАЛЬНЫХ СОВПАДЕНИЙ. Это позволяет уверенно определить астрономический гороскоп, записанный в Апокалипсисе его автором.
Предлагаем читателю положить перед собой какую-либо карту звездного неба. Можно современную, но лучше средневековую звездную карту, например, Альбрехта Дюрера, приведенную нами на рис.3.2, рис.3.3, а также карты из Альмагеста - на рис.3.5 и рис.3.4.
Поделиться4112014-01-24 09:53:00
3. БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА И ТРОН.
В Апокалипсисе сказано: "Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и ОТ СЕМИ ДУХОВ, НАХОДЯЩИХСЯ ПЕРЕД (напротив - Авт.) ПРЕСТОЛОМ ЕГО" (Ап. 1:4).
Созвездие Большой Медведицы до сих пор называется во Франции Колесницей ДУШ. Изображения этого созвездия в виде Колесницы Душ см., например, в средневековой книге Apiani [1013]. Этот старинный рисунок мы приводим ниже, см. рис.4.11.
ПРЕСТОЛ или ТРОН - это известное созвездие, перед которым как раз и расположена Большая Медведица. См., например, фрагмент звездной карты, приведенной на рис.3.7. Кстати, в греческом тексте Апокалипсиса вместо синодального "престол" так и стоит "ТРОН" = тронос.
4. МЕСТО ДЕЙСТВИЯ - ОСТРОВ ПАТМОС.
Апокалипсис говорит: "И от ПРЕСТОЛА исходили молнии и громы и гласы, и СЕМЬ СВЕТИЛЬНИКОВ огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; И ПЕРЕД ПРЕСТОЛОМ МОРЕ СТЕКЛЯННОЕ, ПОДОБНОЕ КРИСТАЛЛУ" (Ап. 4:5-6).
Итак, семь светильников, огненных лампад расположены перед Троном, на котором восседает Бог. "Стеклянное море, подобное кристаллу" - это, по-видимому, небо, на которое смотрит автор Апокалипсиса.
Апокалипсис говорит: "Я, Иоанн... был на острове, называемом Патмос" (Ап. 1:9).
Четко указано место наблюдения - остров Патмос в Средиземном море. Далее, на протяжении всего Апокалипсиса многократно подчеркивается, что ЗВЕЗДНОЕ НЕБО - основная арена описываемых событий.
Поделиться4122014-01-24 09:57:47
5. СОЗВЕЗДИЯ КАССИОПЕИ И ТРОНА В СРЕДНИЕ ВЕКА ИЗОБРАЖАЛИСЬ В ВИДЕ ХРИСТА НА ПРЕСТОЛЕ.
Апокалипсис говорит: "Я взглянул... И вот, ПРЕСТОЛ СТОЯЛ НА НЕБЕ, и на ПРЕСТОЛЕ БЫЛ СИДЯЩИЙ; и Сей Сидящий видом был подобен КАМНЮ ЯСПИСУ И САРДИСУ" (Ап. 4:1-3).
Сидящего на Троне, то есть на Престоле, можно увидеть почти на каждой средневековой звездной карте. Например, в Zodiaque explique [544], т.1, с.81, илл.36, на звездных картах А.Дюрера [544], т.4, с.204, на карте Аль-Суфи [544], т.4, с.250, илл.49 и т.д. Мы приводим такие изображения на рис.3.8 и рис.3.9.
На всех этих картах изображена КАССИОПЕЯ, СИДЯЩАЯ НА ТРОНЕ.
Фигура на Троне показана на многих звездных картах XVI века.
Она находится среди Млечного Пути. В Апокалипсисе говорится, что вокруг престола идет радуга: "и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду" (Ап. 4:3). Радуга - довольно точный образ для изогнутого дугой на ночном небе светящегося Млечного Пути.
Прямое сравнение "Сидящего на престоле" с драгоценным КАМНЕМ - "видом был подобен камню яспису" - усиливает впечатление, что образы Апокалипсиса взяты со звездного неба. Ведь именно для звезд сравнение со светящимся драгоценными камнями особенно понятно и естественно.
Отождествление созвездия Кассиопеи с Христом, о чем фактически говорит Апокалипсис, иногда явным образом изображалось на средневековых картах. Например, в книге Radinus'а [1361] изображен Трон, а на нем РАСПЯТАЯ (!) "Кассиопея". Крестом служит спинка Трона, а руки Фигуры ПРИВЯЗАНЫ К ПОПЕРЕЧНОЙ ПЕРЕКЛАДИНЕ КРЕСТА. Но ведь это - очевидный вариант ХРИСТИАНСКОГО РАСПЯТИЯ, см. рис.3.10.
Поделиться4132014-01-24 10:06:43
Царская Фигура на Троне изображена и на египетских звездных картах [1162], [1077]. На рис.3.11 и рис.3.12 мы приводим египетские карты, из которых видно, что египетская символика изображений удивительно близка к европейской. Значит, это была в общем-то одна и та же школа.
Итак, здесь В АПОКАЛИПСИСЕ ПО-ВИДИМОМУ ОПИСАНО СОЗВЕЗДИЕ КАССИОПЕИ, КОТОРОЕ В СРЕДНИЕ ВЕКА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВОСПРИНИМАЛОСЬ КАК "ЗВЕЗДНЫЙ ОБРАЗ" ХРИСТА (ЦАРЯ) НА ПРЕСТОЛЕ.
6. МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ.
Апокалипсис говорит: "И радуга вокруг престола, видом подобная смарагду" (Ап. 4:3). Смарагд - голубовато-зеленый изумруд, а "радугу" вокруг созвездия Трона вы можете увидеть на любой средневековой и современной звездной карте: созвездие Трона с Сидящим на нем всегда погружено в изогнутую светящуюся полосу МЛЕЧНОГО ПУТИ [1162], [1077], [1361].
Поделиться4142014-01-24 10:16:05
7. 24 ЗВЕЗДНЫХ ЧАСА И СОЗВЕЗДИЕ СЕВЕРНОГО ВЕНЦА.
Апокалипсис говорит: "И вокруг престола ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ престола; а на престолах видел я сидевших ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые ВЕНЦЫ" (Ап. 4:4).
В любом полном учебнике по астрономии вы можете прочитать, что в древности небо разделялось на 24 крыловидные полосы, то есть на 24 меридиональных сектора, сходящихся у полюсов небесной сферы. См. например [542], с.44 или [544], т.1, с.7, илл.6. Эти секторы называются также ЗВЕЗДНЫМИ ЧАСАМИ или ЧАСАМИ ПРЯМОГО ВОСХОЖДЕНИЯ звезд. 24 часа задают систему координат на небе, что хорошо видно на средневековом изображении небесного глобуса в книге Захария Борнмана, см. рис.3.13.
Итак, каждый "старец" Апокалипсиса - это, по-видимому, звездный час в экваториальной системе координат. То есть стандартное деление звездного неба в астрономии.
Белые одежды старцев - это просто белый цвет звезд на небе. А что такое Золотые Венцы? Здесь, по-видимому, описано созвездие СЕВЕРНОГО ВЕНЦА, расположенное недалеко от ЗЕНИТА, то есть КАК РАЗ НАД ГОЛОВАМИ всех 24 старцев-часов-секторов, см. рис.3.14.
Поделиться4152014-01-24 10:19:15
8. ЛЕВ, ТЕЛЕЦ, СТРЕЛЕЦ И ПЕГАС.
Апокалипсис говорит: "И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади" (Ап. 4:6).
Описано звездное небо, окружающее созвездие Трона, престола и усыпанное звездами, то есть "очами". Становится понятным и на первый взгляд странное выражение Апокалипсиса "посреди престола", то есть в самом созвездии Трона. Оно относится к звездам, заполняющим, конечно, и сам престол, в виде фона, более мелкой звездной россыпи.
А что такое "четыре животных, исполненных очей"? Это и так уже ясно при первом взгляде на звездную карту. Более того, в следующем пункте Апокалипсиса четко сказано:
"И первое животное было подобно ЛЬВУ, и второе животное подобно ТЕЛЬЦУ, и третье животное ИМЕЛО ЛИЦЕ, КАК ЧЕЛОВЕК, и четвертое животное подобно ОРЛУ ЛЕТЯЩЕМУ" (Ап. 4:7).
ЛЕВ - это известное зодиакальное созвездие, где Солнце находится перед началом осени. См., например, средневековые карты Дюрера и Гринбергера [1162]. См. рис.3.5, рис.3.4, рис.3.15.
ТЕЛЕЦ - известное зодиакальное созвездие, где Солнце находится перед началом лета. См. все те же карты Дюрера, Гринбергера, см. рис.3.16.
Поделиться4162014-01-24 10:22:25
ЖИВОТНОЕ С ЛИЦОМ ЧЕЛОВЕКА, то есть КЕНТАВР, - это, очевидно, известное зодиакальное созвездие СТРЕЛЬЦА, где Солнце - в начале зимы, см. рис.3.17.
Животное "подобное орлу летящему", это не Орел, хотя такое созвездие на небе есть, см. рис.3.18. Скорее всего, это - ЗНАМЕНИТЫЙ ПЕГАС - животное с крыльями, завершающее указанный выше в Апокалипсисе ряд созвездий.
Поделиться4172014-01-24 10:25:37
В созвездии Пегаса Солнце оказывается перед началом весны, см. рис.3.19. Формально Пегас является не зодиакальным, а экваториальным созвездием, однако Пегас почти касается эклиптики между зодиакальными Рыбами и Водолеем. Да и в греческом тексте Апокалипсиса здесь стоит слово, означающее скорее млекопитающее, чем птицу [542].
Итак, Апокалипсис четко перечислил четыре узловых созвездия вдоль эклиптики: зодиакальные созвездия Льва, Тельца, Стрельца и "почти зодиакального" Пегаса.
Выделение четырех известных созвездий в вершинах квадрата на эклиптике - это стандартный средневековый астрономический прием. По-видимому, аналогичные четыре созвездия (возможно - другие) поставлены в углах четырехугольного Зодиака на Фивском гороскопе Бругша. См. ХРОН3, Часть 2. Такие же ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНЫЕ Зодиаки изображались и в средневековой Индии [543], с.115.
Итак, четыре созвездия, отмечающие ВРЕМЕНА ГОДА, образуют квадрат или крест. А поскольку всех звездных секторов-крыльев, исходящих из полюса, ровно 24, то каждое из этих животных-созвездий имеет ровно по 6 крыльев-секторов прямого восхождения, то есть имеет вокруг себя 6 "крыльев". Другими словами, каждое созвездие-животное расположено в области, покрываемой на небесной сфере этими шестью секторами-крыльями.
Замечательно, что все это АБСОЛЮТНО ТОЧНО ОПИСАНО В АПОКАЛИПСИСЕ. Читаем: "И КАЖДОЕ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ЖИВОТНЫХ ИМЕЛО ПО ШЕСТИ КРЫЛ ВОКРУГ, А ВНУТРИ ОНИ ИСПОЛНЕНЫ ОЧЕЙ" (Ап. 4:8). Здесь "очи" - это звезды. Кстати, в греческом тексте тут стоит "внутри и кругом" [542].
Животные, внутри и вокруг себя покрытые глазами, "очами", это, вероятно, созвездия. Ведь именно в таком виде они нарисованы на любой средневековой звездной карте. См., например, карты Дюрера на рис.3.2, рис.3.3, а также карты из Альмагеста на рис.3.5 и рис.3.4.
.
9. СУТОЧНОЕ ВРАЩЕНИЕ СЕВЕРНОГО ВЕНЦА.
В северном умеренном поясе земного шара верхние части крыльев-секторов никогда не заходят, а нижние части, так сказать "колени" старцев-секторов, то опускаются под горизонт, то снова поднимаются над ним. Благодаря этому каждый звездный час как бы поднимается со своих колен на восточной части горизонта, а затем опускается на колени на западной части. То есть, как бы преклоняясь перед центром своего вращения - северным полюсом неба и созвездием Трона около него.
И опять ВСЕ ЭТО ТОЧНО ОПИСАНО В АПОКАЛИПСИСЕ. Действительно, Апокалипсис говорит: "тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле и поклоняются Живущему во веки веков и полагают венцы свои пред престолом" (Ап. 4:10).
При ежесуточном вращении на широте Средиземного моря созвездие Северного Венца то поднимается наверх, в зенит, то опускается в северную часть горизонта. Имеется в виду местный зенит, на широте острова Патмос.
Мы не будем продолжать перечисление других созвездий и звезд, упомянутых в Апокалипсисе, поскольку картину уже ясна. См. также [542] и [544].
Итак, в АПОКАЛИПСИСЕ ДОВОЛЬНО ЯВСТВЕННО ПРИСУТСТВУЕТ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА.
.
10. ПЛАНЕТЫ-КОНИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АСТРОНОМИИ.
А теперь - самое важное для датировки. Быстрое движение планет - вот что в первую очередь обращало на себя внимание астрономов. Их перемещение весьма неравномерно для наблюдателя. Так называемые ВЕРХНИЕ планеты, то есть расположенные ВНЕ орбиты Земли, регулярно описывают петли. Мы приводим, например, такие петли для Сатурна и Юпитера на рис.3.20,
Поделиться4182014-01-24 10:28:26
рис.3.21 и для Марса - на рис.3.22. Планеты останавливаются, отступают назад, а затем как бы СНОВА БРОСАЮТСЯ ВПЕРЕД. По-видимому, это и породило в древности их сопоставление с КОНЯМИ, скачущими по хрустальному небесному своду. Неудивительно, что астрономия и астрология использовали этот яркий образ в своем языке.
Поделиться4192014-01-24 10:30:55
На рис.3.23 приведены древние галльские монеты, на которых изображены ПЛАНЕТЫ-КОНИ. См. Astronomical Myths. John Blake, 1887. На одной из них - КОНЬ СО ВСАДНИКОМ (буква S) перепрыгивает через урну созвездия Водолея. Это созвездие часто изображалось в виде урны или в виде человека с урной, выливающего из нее воду. См., например, средневековую книгу Альбумазара [1004].
На второй монете изображена ПЛАНЕТА-КОНЬ, на спине которого - созвездие Рака. Конь перепрыгивает через созвездие Козерога, см. рис.3.23.
Эти старые монеты ясно указывают на обычай средневековых астрономов, - по крайней мере некоторых из них, - ОТОЖДЕСТВЛЯТЬ ПЛАНЕТЫ С КОНЯМИ.
Дальнейшее развитие этой символики естественно привело к изображению ПЛАНЕТ В ВИДЕ КОНЕЙ, ЗАПРЯЖЕННЫХ В КОЛЕСНИЦЫ. Например, именно такое изображение Солнца, - включавшегося ранее в число семи планет, - широко использовалось в средние века.
КОНИ, ВЕЗУЩИЕ СОЛНЦЕ, представлены в астрологической книге Иоанна Тесниерио издания 1562 года [1440]. См. рис.3.24.
Поделиться4202014-01-24 10:33:04
КОНИ, ВЕЗУЩИЕ СОЛНЦЕ В КОЛЕСНИЦЕ, изображены в астрологическом труде Леопольди якобы 1489 года [1247]. См. рис.3.25.
КОНИ, ВЕЗУЩИЕ СОЛНЦЕ, изображены в книге Альбумазара [1004] издания 1515 года, см. рис.3.26