Вероятно, несколько апостолов Христа, не покинувших его в последние часы, названы тут СОТРАПЕЗНИКАМИ КИРА. Понятно, почему. Дело в том, что незадолго до ареста Христа состоялась известная Тайная Вечеря, на которой Христос поужинал в обществе своих двенадцати апостолов, рис.2.21. Считается, что кроме них там никого не было. Отсюда, кстати, и само название - ТАЙНАЯ Вечеря. Впрочем, на некоторых старинных изображениях Тайной Вечери иногда присутствуют еще один-три человека: якобы слуги, обслуживавшие ужин. Но даже в этом случае число участников Тайной Вечери все равно было ограничено полутора десятком человек. То есть, людей было совсем немного. Что не преминул подчеркнуть и Ксенофонт, сообщив об ОЧЕНЬ НЕМНОГИХ СОТРАПЕЗНИКАХ, НЕ ПОКИНУВШИХ КИРА В САМЫЙ ПОСЛЕДНИЙ ТЯЖЕЛЫЙ МОМЕНТ. То же самое сообщается о "Тайной Вечери" и в ромейских = "византийских" жизнеописаниях императора Андроника-Христа, см. нашу книгу "Царь Славян".
А.Т.ФОМЕНКО ОСНОВАНИЯ ИСТОРИИ (ХРОН 1)
Сообщений 631 страница 660 из 1001
Поделиться6312014-03-26 23:48:11
Поделиться6322014-03-26 23:51:36
6.8. ХРИСТОС НА КРЕСТЕ БЫЛ ПОРАЖЕН КОПЬЕМ В БОК. В ГРЕЧЕСКОЙ ВЕРСИИ ЦАРЬ БЫЛ ПОРАЖЕН КОПЬЕМ В ГРУДЬ.
.
Ксенофонт и Плутарх сообщают, что перед своей гибелью царь Кир нанес тяжелейший удар своему брату царю Арта-Ксерксу копьем в грудь. Плутарх добавляет, что копье вошло в грудь на два пальца, см. выше. Здесь мы узнаем знаменитую евангельскую сцену. Римский воин поражает распятого на кресте Христа, Царя Иудейского, копьем в бок, рис.1.37. "Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода" (Иоанн 19:34).
Согласно "древне"-греческой версии, Кир нанес тяжелейший удар копьем своему брату, царю Арта-Ксерксу. Копье проникло в грудь на два пальца. Здесь мы наталкиваемся на путаницу между двумя царственными братьями, Киром и Арта-Ксерксом. То есть между Ромулом и Ремом, в римской "античной" версии.
.
Впрочем, буквально через несколько строк Ксенофонт восстанавливает, по-видимому, более верное положение вещей и сообщает, что какой-то солдат нанес страшный удар копьем самому Киру: "Кто-то со страшной силой бросил в него копьем" [447:2], с.31.
.
Мы видим, что на страницах "древне"-греческих летописей нашел яркое отражение тот факт, что Христос-Кир был поражен копьем в бок.
.
6.9. ПОВРЕЖДЕННЫЙ, ВЫКОЛОТЫЙ ГЛАЗ АНДРОНИКА-ХРИСТА И УДАР, НАНЕСЕННЫЙ КИРУ В ГОЛОВУ, РЯДОМ С ГЛАЗОМ.
.
В книге "Царь Славян" мы подробно обсуждали, что во время казни Андроника-Христа ему выкололи или выбили глаз. Оказалось далее, что в "античной" истории это обстоятельство отражалось неоднократно в различных освещениях и версиях. То же самое мы сейчас обнаруживаем и в греческих первоисточниках. Ксенофонт и Плутарх четко сообщают, что Киру был нанесен удар копьем или дротиком "В ВИСОК, СОВСЕМ РЯДОМ С ГЛАЗОМ. Из раны хлынула кровь, и Кир, оглушенный, упал на землю" [660], т.3, с.355. Ксенофонт подтверждает: "Кто-то со страшной силой бросил в него копьем И ПОПАЛ ПОНИЖЕ ГЛАЗА" [447:2], с.31. Надо полагать, при таком ударе глаз Кира был сильно поврежден. Вероятно, выбит.
.
Хотя Плутарх и Ксенофонт сообщают, что удар был нанесен РЯДОМ с глазом, а не в сам глаз, однако Плутарх добавляет следующую интересную подробность, которая показывает, что в первоначальном старом тексте, с которым он работал, речь вполне могла идти именно о выбитом, выколотом глазе. После гибели Кира несколько воинов стали похваляться и претендовать на почетное звание убийцы Кира. Один из них, Митридат, восклицает: "Я говорю вам определенно: Кир был убит вот этою рукой! Я не то, что Артагерс - я пустил копье не зря, не впустую! МЕТИЛ Я В ГЛАЗ, ДА ЧУТЬ-ЧУТЬ ПРОМАХНУЛСЯ, но висок пробил насквозь и свалил Кира с лошади. От этой раны он и умер" [660], т.3, с.358.
.
Таким образом, соответствие между Христом и Киром проступает все более и более отчетливо в свете новых фактов, последовательно сообщаемых нам "античными" греческими историками.
.
6.10. ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА ПОСЛЕ СМЕРТИ. ПОСЛЕ СТРАШНОГО УДАРА КОПЬЕМ ОГЛУШЕННЫЙ ЦАРЬ КИР "ОЧНУЛСЯ".
.
Согласно Евангелиям, Христос после казни воскрес, победив тем самым смерть.
.
По Плутарху, царь Кир, получив страшный удар в висок, около глаза, падает на землю. Из раны хлынула кровь. Буквально ту же самую сцену описывает и Ксенофонт. В его изложении смерть Кира наступает именно в этот момент, от мощного удара копьем. Напомним, что пишет Ксенофонт: "Кто-то со страшной силой бросил в него копьем и попал ПОНИЖЕ ГЛАЗА. О том, сколько сподвижников царя было убито во время разгоревшейся битвы между царем и Киром и их соратниками, рассказывает Ктесий, который находился при царе. САМ КИР ПОГИБ и восемь человек из самых знатных его приближенных полегли вместе с ним" [447:2], с.31.
.
Отсюда видно, что Ксенофонт не сомневается в том, что именно удар в голову Кира, около глаза или в глаз, привел к немедленной или очень скорой смерти царя. Дальше Ксенофонт уже не возвращается к обстоятельствам гибели Кира.
.
Плутарх также вроде бы совершенно определенно подтверждает, что именно удар копьем в глаз убил Кира. Митридат, убийца Кира говорил: "МЕТИЛ Я В ГЛАЗ, ДА ЧУТЬ-ЧУТЬ ПРОМАХНУЛСЯ, НО ВИСОК ПРОБИЛ НАСКВОЗЬ и свалил Кира с лошади. ОТ ЭТОЙ РАНЫ ОН И УМЕР" [660], т.3, с.358.
.
Вроде бы все понятно и картина смерти Кира ясна. Вряд ли человек может остаться в живых после удара копьем, ПРОБИВШЕГО НАСКВОЗЬ ВИСОК. Однако далее Плутарх неожиданно сообщает, что после смертельного удара и падения на землю, КИР ЧЕРЕЗ КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ ОЧНУЛСЯ И ПОДНЯЛСЯ НА НОГИ. И это, повторим, - после удара копья, пробившего висок, или глаз, насквозь! Другими словами, получается, что царь Кир как бы ВОСКРЕСАЕТ ПОСЛЕ СМЕРТИ. Вот что пишет Плутарх: "Когда ПОСЛЕ ДОЛГОГО ОБМОРОКА КИР, НАКОНЕЦ, ОЧНУЛСЯ И ПРИШЕЛ В СЕБЯ, несколько евнухов, которые оказались рядом... повели его" [660], т.3, с.355. Выходит, что после такой смертельной раны царь Кир смог даже ИДТИ.
.
Скорее всего, в такой искаженной форме в книге Плутарха отразился евангельский рассказ о воскресении Христа после смерти. Материалист Плутарх преподнес эту идею в рационалистическом освещении. Дескать, "первая смерть" Царя была не окончательной, поскольку Кир после долгого обморока все-таки очнулся и встал на ноги.
.
Таким образом, Плутарх оказался здесь более подробным, чем Ксенофонт и фактически пересказал нам евангельскую историю Воскресения Иисуса.
.
Далее Плутарх говорит, что через некоторое время Кир погибает - на сей раз уже окончательно. Хорошо видно, что Плутарх пытается дать рациональное объяснение событиям, поэтому ему приходится "убить Царя во второй раз". В противном случае христианская суть повести о гибели Царя Кира-Христа стала бы для многих очевидной. А этого Плутарх, или его редакторы XVII века всячески старались избежать.
.
Плутарх описывает "вторую смерть" Кира примерно теми же словами, что и "первую его смерть". Кто-то метнул дротик, Кир упал от удара наземь, ударился виском о камень и умер [660], т.3, с.355. Опять сообщается об ударе дротиком или копьем. Опять говорится о ударе виском "о камень". Вероятно, Плутарх, стремясь "убить Кира во второй раз", воспользовался в общем-то тем же самым описанием "первой смерти" Кира.
.
Следы евангельского исчезновения тела Иисуса из гробницы и Воскресения Иисуса присутствуют еще в одном месте у Плутарха. Оказывается, войска Кира растеряны и недоумевают по поводу СТРАННОГО ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ЦАРЯ КИРА. Воинам будто бы ничего не известно о его гибели и они недоумевают - куда же делся Царь. Похожим образом рассказывал о Воскресении Иисуса и римский историк Тит Ливий, преподнося это событие как ЗАГАДОЧНОЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЦАРЯ РОМУЛА после бури. См. нашу книгу "Царский Рим в Междуречье Оки и Волги". Вот что говорит Плутарх о таинственном для эллинских солдат "исчезновении" Кира.
.
"Эллины остановились, сняли оружие и передохнули. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОНИ УДИВЛЯЛИСЬ ТОМУ, ЧТО НИГДЕ НЕ ВИДНО КИРА И ЧТО НИКТО НЕ ПРИХОДИТ ОТ НЕГО. ОНИ ВЕДЬ НЕ ЗНАЛИ О ЕГО ГИБЕЛИ, НО ПРЕДПОЛАГАЛИ, ЧТО ОН ЛИБО УДАЛИЛСЯ, ПРЕСЛЕДУЯ ВРАГОВ, ЛИБО ПРОШЕЛ ВПЕРЕД ПО ДРУГОЙ ПРИЧИНЕ. Эллины стали совещаться, следует ли им остаться на данном месте... или вернуться в лагерь... Так окончился этот день... Эллины, придя в лагерь, расположились на отдых, считая, что они одержали полную победу И КИР ЖИВ... На заре стратеги, сойдясь, ВЫРАЖАЛИ СВОЕ УДИВЛЕНИЕ ПО ПОВОДУ ТОГО, ЧТО КИР НЕ ПОСЫЛАЕТ НИКОГО С ПРИКАЗОМ о дальнейших действиях, а также и САМ НЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ" [447:2], с.37-38.
.
Таким образом, в евангельской версии, в римской версии и в греческой версии обсуждается один и тот же яркий сюжет - загадочное исчезновение Царя.
Поделиться6332014-03-26 23:54:25
6.11. ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА УЧЕНИКАМ ПОСЛЕ РАСПЯТИЯ. РИМСКОЕ ЯВЛЕНИЕ РОМУЛА РИМЛЯНИНУ ПРОКУЛУ ЮЛИЮ ПОСЛЕ СВОЕГО ИСЧЕЗНОВЕНИЯ. ГРЕЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ ПРОКЛА И ГЛУСА О ГИБЕЛИ ЦАРЯ КИРА. ВСЕ ЭТО - ОТРАЖЕНИЯ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СОБЫТИЯ.
.
После смерти Христос явился своим ученикам. Об этом говорит, например, евангелист Лука. В день исчезновения тела Иисуса из гробницы двое шли в селение Эммаус близ Иерусалима и обсуждали происшедшие события. "И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, ПРИБЛИЗИВШИСЬ, ПОШЕЛ С НИМИ. Но... они не узнали Его... Один из них, именем КЛЕОПА, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?" (Лука 24:13-18).
Христос беседует с Клеопой и его спутником, и те узнают Иисуса. Затем Христос явился еще нескольким своим ученикам, разрешил им потрогать свое тело, дабы убедить их в том, что Он - действительно Христос, рис.2.22. Речь идет об известном месте Евангелий, связанном с усомнившемся апостолом Фомой. "Фома же... не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус... стал посреди их и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил" (Иоанн 20:24-29).
.
Таким образом, в данном сюжете евангелисты явно выделили ДВУХ людей, назвав их по имени, а именно, КЛЕОПУ и ФОМУ.
.
Как мы отмечали в книге "Царский Рим в Междуречье Оки и Волги", похожую историю рассказывают и Плутарх с Титом Ливием о римском царе Ромуле, таинственно исчезнувшем во время бури на сходе народа.
.
По Плутарху, знатный римский гражданин, патриций Юлий ПРОКУЛ, друг и доверенное лицо Ромула, вышел на форум и под страшною клятвой, сообщил, что, когда он шел, ЕМУ НАВСТРЕЧУ ПОПАЛСЯ РОМУЛ. Он был красив и высок, как никогда раньше. Прокул испугался и спросил: "Царь, что с тобой... ты... заставляешь сиротеть весь город, который глубоко скорбит о тебе?" Ромул ответил, что он, "ПОСЛЕ ДОЛГОГО ПРЕБЫВАНИЯ СРЕДИ ЛЮДЕЙ основал город... И СНОВА ВОЗНЕССЯ В СВОЕ НЕБЕСНОЕ ЖИЛИЩЕ". Римляне поверили рассказу Прокула и СТАЛИ МОЛИТЬСЯ ОБОГОТВОРЕННОМУ РОМУЛУ [660:1], с.61-62. Похожую историю рассказывает и Тит Ливий [483], т.1, с.24-25.
.
Здесь явно выделяется человек по имени ПРОКУЛ. Как мы уже отмечали, он соответствует евангельскому КЛЕОПЕ. Даже их имена близки: Прокул = ПРКЛ --> КЛП = Клеопа.
.
Обратимся теперь к "древне"-греческой версии гибели царя Кира. Плутарх сообщает следующее. Неопределенность в войсках, возникшая вокруг судьбы "исчезнувшего" царя Кира, длится некоторое время, пока, наконец, не появляются ДВА ЧЕЛОВЕКА: ПРОКУЛ и Глус, сын ТАМОСА. Они-то и сообщают о гибели Кира. "С восходом солнца... прибыли ПРОКЛ, правитель Тевфрании, потомок лаконца Демарата, и Глус, сын ТАМОСА. Они рассказали о гибели Кира... Услышав эту весть, стратеги, а также и другие эллины... были в большом горе" [447:2], с.38.
.
Таким образом, два человека приносят народу весть о гибели Кира. Имя одного - ПРОКЛ, а имя второго связано с именем ТАМОС. Якобы Глус - сын ТАМОСА. Но ведь плутарховский ПРОКЛ - это, скорее всего, римлянин ПРОКУЛ, названный Титом Ливием. Он же - евангельский Клеопа. А имя ТАМОС, по-видимому, является просто легким искажением имени ТОМАС (THOMAS) или ФОМА ввиду двоякого прочтения ФИТЫ - как Ф и как Т. Так на страницах Плутарха, вероятно, всплывает имя ФОМЫ - апостола Христа, усомнившегося в его Воскресении, но потом уверовавшего.
.
Итак, в данном случае все три версии: евангельская, римская и греческая достаточно близки.
.
6.12. ОТРУБЛЕННАЯ ПРАВАЯ РУКА АНДРОНИКА-ХРИСТА И ОТРУБЛЕННАЯ ПРАВАЯ РУКА ЦАРЯ КИРА.
.
В книге "Царь Славян" мы подробно обсуждали важное обстоятельство: правая рука императора Андроника-Христа была отрублена. Образ отрубленной руки многократно отразился в "античном" и средневековом искусстве. Оказывается, "древне"-греческая версия гибели царя Кира также сообщает об его отрубленной правой руке [447:2], с.35.
.
Плутарх, например, говорит следующее. "По какому-то персидскому обычаю трупу отсекли голову и ПРАВУЮ РУКУ" [660], т.3, с.356. Хотя речь у Плутарха идет будто бы о каком-то общем обычае отрубать правую руку, однако на страницах его жизнеописаний нам больше ни разу не встретилось упоминание о чем-либо подобном по отношению к другим царям Персии и Греции. Так что соответствие между Христом и Киром проглядывает здесь довольно отчетливо. Напомним, что отрубленная голова вероятно попала в жизнеописание Кира из евангельской истории Иоанна Крестителя, см. выше.
Поделиться6342014-03-26 23:56:33
6.13. ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ И МУЧЕНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ ЦАРЯ КИРА- ЭТО СТРАСТИ АНДРОНИКА-ХРИСТА И ЕГО ШЕСТВИЕ НА ГОЛГОФУ.
Евангелия описывают избиение Христа и его мученический путь на Голгофу, рис.2.23. Византийские историки сообщали о зверских и длительных мучениях, которые претерпел император Андроник перед смертью. См. нашу книгу "Царь Славян".
.
Похожую сцену мы видим и в греческом жизнеописании царя Кира. После "первой смерти" Кира описывается следующая сцена. Из-за страшного удара царь Кир оказался в глубоком обмороке. Затем он очнулся, пришел в себя, и несколько "евнухов", оказавшихся рядом, стали ему прислуживать. Кир ЗАХОТЕЛ ПОЙТИ ПЕШКОМ, и "евнухи" повели его, поддерживая с обеих сторон. Ноги у него подкашивались, голова падала на грудь. Кир был уверен, ЧТО ПОБЕДИЛ, поскольку окружающие НАЗЫВАЮТ ЕГО (КИРА) ЦАРЕМ И МОЛЯТ О ПОЩАДЕ. Тем временем несколько кавнийцев присоединились к провожатым Кира. В конце концов, ОДИН ИЗ НИХ ОТВАЖИЛСЯ МЕТНУТЬ СЗАДИ ДРОТИК В КИРА (НЕ ЗНАЯ, ЧТО ЭТО КИР) И РАССЕК ЕМУ ЖИЛУ ПОД КОЛЕНОМ. КИР СНОВА РУХНУЛ НАЗЕМЬ, УДАРИЛСЯ РАНЕНЫМ ВИСКОМ О КАМЕНЬ И УМЕР. Таков рассказ Ктесия, в котором он УБИВАЕТ КИРА МЕДЛЕННО И МУЧИТЕЛЬНО, СЛОВНО РЕЖЕТ ТУПЫМ НОЖОМ [660], т.3, с.355.
.
Не исключено, что здесь описан крестный ход Христа на Голгофу и его смерть. В самом деле, рассказано о глубоком обмороке Царя после сильного удара. Затем Царь с трудом поднялся на ноги. Его голова падает на грудь, ноги подкашиваются. Он с трудом идет, поддерживаемый несколькими друзьями. Идет пешком. Это обстоятельство специально подчеркнуто. Вокруг - много других людей. Они называют его Царем и молят о пощаде. Затем один из врагов наносит удар дротиком или копьем. Царь умирает. Очевидец Ктесий описывает эти события медленно и мучительно, словно режет Царя тупым ножом.
.
Здесь, вероятно, переплелось несколько сюжетов из Страстей Андроника-Христа и его Крестного хода. Избиение Христа, шествие на Голгофу, падение Христа на землю под тяжестью креста. Враждебные крики толпы. Некоторые, однако, просили у Христа прощения и называли его Царем. Об этом сообщает устойчивая христианская традиция. Христос-Ника победил смерть, воскреснув. Андроника-Христа убивали медленно и мучительно.
Поделиться6352014-03-26 23:59:14
6.14. ПЕРЕБИТЫЕ ГОЛЕНИ РАЗБОЙНИКОВ, РАСПЯТЫХ РЯДОМ С ХРИСТОМ, И РАССЕЧЕННАЯ УДАРОМ ЖИЛА ПОД КОЛЕНОМ ЦАРЯ КИРА.
.
Плутарх сообщает любопытную деталь. Оказывается, перед смертью Кира некто нанес царю удар дротиком по ноге и "рассек ему жилу под коленом", см. выше.
.
Здесь, по-видимому, мы наталкиваемся на след известного евангельского рассказа о перебитых голенях разбойников, распятых на Голгофе по бокам от Христа. Евангелист Иоанн сообщает: "Иудеи... просили Пилата, чтобы ПЕРЕБИТЬ У НИХ (то есть у Христа и обоих разбойников - Авт.) ГОЛЕНИ и снять их. Но, придя к Иисусу, как увидели его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра" (Иоанн 19:31-34).
.
Таким образом, хотя самому Христу голени не перебили, но этого требовали иудеи. Голени перебили двум преступникам, распятым рядом. Тем самым, тема перебитых ног обсуждается на страницах Евангелий и изображается на старинных картинах, см., например, рис.2.24
Поделиться6362014-03-27 00:02:08
и рис.2.25. То же самое делает и Плутарх.
.
Видим мы у Плутарха и удар дротиком или копьем, нанесенный Киру.
.
Итак, сообщив, что царю Киру рассекли жилу под коленом, то есть на ноге, Плутарх, вероятно, в туманном виде воспроизвел евангельскую историю о требовании иудеев перебить голени ВСЕМ ТРЕМ распятым на Голгофе, ВКЛЮЧАЯ И ИИСУСА.
.
6.15. ТРЕБОВАНИЕ ИУДЕЕВ СТЕРЕЧЬ ТРУП ИИСУСА И ТРЕБОВАНИЕ ПЕРСА АРТАСИРА ЗОРКО ОБЕРЕГАТЬ ТРУП КИРА ОТ ПОХИЩЕНИЯ.
.
Плутарх сообщает, что Артасир, "государево око", потребовал ЗОРКО ОБЕРЕГАТЬ ТРУП КИРА, ДАБЫ ЕГО НЕ ПОХИТИЛИ СТОРОННИКИ УБИТОГО ЦАРЯ [660], т.3, с.356.
.
Не исключено, что в таком виде на страницах Плутарха отразилось известное по Евангелиям требование иудеев к Пилату: "Прикажи ОХРАНЯТЬ ГРОБ до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых... Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать" (Матфей 27:64-66).
.
Недаром Плутарх подчеркивает, что труп Кира требовалось охранять ЗОРКО. Кстати, может быть, АРТА-СИР, то есть ОРДА-ЦАРЬ в греческой версии соответствует евангельскому Пилату, который был прокуратором Иудеи.
.
6.16. СТРАЖДУЩЕМУ ХРИСТУ В КАЧЕСТВЕ ПИТЬЯ ПОДАЛИ УКСУС С ЖЕЛЧЬЮ. ПЕРСИДСКОМУ ЦАРЮ, УМИРАВШЕМУ ОТ ЖАЖДЫ, ПОДНЕСЛИ ГРЯЗНУЮ И ГНИЛУЮ ВОДУ.
.
Хорошо известен следующий евангельский рассказ: страждущему Христу, распятому на кресте, издевательски поднесли на шесте губку, пропитанную уксусом. "И придя на место, называемое Голгофой, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить" (Матфей 27:34). И далее, через некоторое время: "И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить" (Матфей 27:48).
.
Очень интересно, что это событие достаточно ярко отразилось у Плутарха. Впрочем, здесь он вновь путает царя Кира с царем Арта-Ксерксом, его братом. Повторим, что древние авторы иногда переставляли местами царственных братьев Ромула и Рема, перенося некоторые сведения с одного на другого. Плутарх говорит, что в тот момент, когда воины убивали Кира, царь Арта-Ксерс находился неподалеку, "БЫЛ В ПОЛНОМ ОТЧАЯНИИ И, ВДОБАВОК, ЖЕСТОКО СТРАДАЛ ОТ ЖАЖДЫ И ОТ РАНЫ... "ЦАРЬ (Арта-Ксеркс - Авт.) МЕЖДУ ТЕМ УМИРАЛ ОТ ЖАЖДЫ" [660], т.3, с.356. Евнух царя старался найти ему воды. Наконец, евнуху удалось отыскать некоего "жалкого кавнийца", несшего в худом бурдюке ГРЯЗНУЮ И ГНИЛУЮ ВОДУ. Евнух поднес ее Царю и тот выпил, осушив бурдюк до последней капли и похвалив питье [660], т.3, с.356.
.
Перед нами, скорее всего, отражение евангельского рассказа о "гнилом питье", поданном Иисусу, умирающему на кресте. Вместо евангельского слова УКСУС Плутарх употребил выражение: "гнилая и грязная вода".
.
Изменилась лишь эмоциональная окраска события. По Плутарху, жаждущий Царь якобы даже похвалил гнилое питье. Так под вертким пером позднего редактора XVII века мотив издевательства над Христом превратился в свою противоположность: дескать, Царю весьма и весьма понравился вонючий напиток. Какое хорошее питье ты мне подал! Надо бы найти достойного человека, принесшего эту гниль, и наградить его. Не исключено, что редакторы XVII века специально перекрасили черное в белое, затушевывая евангельские мотивы и всячески обеляя палачей Христа. Из палача изготовили - на бумаге - благородного человека.
.
6.17. КАЗНЬ ХРИСТА НА ГОРЕ ГОЛГОФЕ В ПРИСУТСТВИИ ТОЛП НАРОДА И ВОИНОВ. ТРУП КИРА СОЗЕРЦАЮТ ТЫСЯЧИ ПЕРСИДСКИХ ВОИНОВ, СТОЯЩИХ У ПОДНОЖИЯ ХОЛМА.
.
Согласно Евангелиям, смерть Христа происходит на горе Голгофе в окружении толп народа и воинов. Как мы уже говорили, именно так изображается распятие Христа на многочисленных старинных иконах и картинах. Фактически то же самое мы видим и у Плутарха в рассказе о гибели Кира. Смерть настигает царя Кира либо на холме, либо у подножия холма. Вокруг собирается очень много воинов. Сообщается, что за короткое время к холму стеклось СЕМЬДЕСЯТ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК. Напомним, что говорит по этому поводу Плутарх.
.
"Вокруг Артаксеркса уже снова начала собираться ТОЛПА ПРИДВОРНЫХ И ВОИНОВ... ОН СПУСТИЛСЯ С ХОЛМА, ярко освещенный пламенем многочисленных факелов. Он подошел к мертвому Киру; по какому-то персидскому обычаю трупу ОТСЕКЛИ ГОЛОВУ И ПРАВУЮ РУКУ, и Артаксеркс велел подать ему голову БРАТА. Ухватив ее за волосы, ГУСТЫЕ И ДЛИННЫЕ, он показывал отрубленную голову ВСЕМ, КТО ЕЩЕ СОМНЕВАЛСЯ И БЕЖАЛ, И ВСЕ ДИВИЛИСЬ И СКЛОНЯЛИСЬ НИЦ, ТАК ЧТО В КОРОТКОЕ время к Артаксерксу СТЕКЛОСЬ СЕМЬДЕСЯТ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК" [660], т.3, с.356.
.
Таким образом, в обеих версиях - "древне"-греческой и евангельской - мы видим похожую картину.
Поделиться6372014-03-27 00:04:28
6.18. ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ГОРА ГОЛГОФА, НА ВЕРШИНЕ КОТОРОЙ РАСПЯЛИ ХРИСТА, И ХОЛМ, НА ВЕРШИНЕ КОТОРОГО ГРЕКИ ВИДЕЛИ ЗОЛОТОГО ОРЛА, НАСАЖЕННОГО НА ДРЕВКО КОПЬЯ. СОЛНЕЧНОЕ ЗАТМЕНИЕ.
.
Ксенофонт описывает такую сцену. Во время битвы Кира с Арта-Ксерксом, КАК РАЗ В ТО ВРЕМЯ, КОГДА ПОГИБАЛ КИР, "варвары (воины Арта-Ксеркса - Авт.) снова не выдержали и побежали... а эллины (воины Кира - Авт.) преследовали их до какой-то деревни. Там эллины остановились, так как за этой деревней ВОЗВЫШАЛСЯ ХОЛМ, КУДА СВЕРНУЛО ВОЙСКО ЦАРЯ. Пехоты там не было, НО ХОЛМ ДО ТАКОЙ СТЕПЕНИ НАПОЛНИЛСЯ ВСАДНИКАМИ, ЧТО НЕЛЬЗЯ БЫЛО ПОНЯТЬ, ЧТО ТАМ ПРОИСХОДИТ. Говорят, будто там видели ЦАРСКИЙ ШТАНДАРТ - ЗОЛОТОГО ОРЛА, НАСАЖЕННОГО НА ДРЕВКО КОПЬЯ. Но когда эллины двинулись туда, всадники покинули и этот холм, и уже не все вместе, а врассыпную. ХОЛМ ОЧИСТИЛСЯ ОТ ВСАДНИКОВ, и наконец все они удалились. А Клеарх не поднялся на холм, но остановил войско У ЕГО ПОДНОЖИЯ и послал Ликия из Сиракуз и еще одного человека НА ВЕРШИНУ ХОЛМА, приказав им сообщить о том, что они увидят по ту его сторону. Ликий поскакал и, произведя осмотр, донес, что враги бегут изо всех сил. ПРИМЕРНО В ЭТО ВРЕМЯ ЗАШЛО СОЛНЦЕ" [447:2], с.36.
.
В этом мутном рассказе Ксенофонта, по-видимому, проступает все тот же евангельский сюжет: распятие Христа на вершине Голгофы. В самом деле, в тот момент, когда, как мы видели выше, по сообщению того же Ксенофонта, гибнет Кир, в повествовании Ксенофонта неожиданно появляется некий ХОЛМ, НАПОЛНЕННЫЙ ВСАДНИКАМИ. Древний очевидец описывает событие издали, говоря, что на таком расстоянии нельзя было понять, что происходит. Однако ему удалось разглядеть, что на вершине холма высился царский штандарт - ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ, НАСАЖЕННЫЙ НА ДРЕВКО КОПЬЯ. Вероятно, это - смутное отражение того, что на Голгофе установили крест, на котором распяли Христа. "Золотой орел", упомянутый Ксенофонтом, мог быть символом креста-распятия. Ведь Христа именовали Солнцем, а золото из-за своего цвета считалось символом Солнца.
.
Напомним также следующее. Анализируя старинные изображения, мы уже высказывали мысль, что двуглавый орел когда-то символизировал христианский крест. Более подробно об этом см. "Новая хронология Руси", гл.14. Точнее говоря, символ двуглавого орла возник, вероятно, как видоизменение османско-атаманского полумесяца со звездой, который в свою очередь является одной из старых форм христианского креста, рис.2.26.
Поделиться6382014-03-27 00:06:20
На рис.2.27, рис.2.28,
Поделиться6392014-03-27 00:07:55
рис.2.29,
Поделиться6412014-03-27 00:11:06
и рис.2.31 показано несколько старинных гербов на известной "Арке Славы императора Максимилиана" (Ehrenpforte), созданной якобы в XVI веке А.Дюрером и его сотрудниками. Наша мысль, на которой мы, естественно, не настаиваем, состоит в том, что двуглавый орел мог являться одной из форм полумесяца со звездой, то есть полумесяца с крестом - восьмиконечным или шестиконечным, рис.2.32 .
Поделиться6422014-03-27 00:13:58
Напомним, что старинной формой христианского креста был, в частности, Т-образный или вилообразный крест, рис.2.33. Учитывая это обстоятельство, появление двух голов орла как видоизменение вилообразного креста становится еще более прозрачным.
.
Двуглавый орел присутствует и на старинных изображениях "античных" римских воинов, см., например, рис.2.34,
Поделиться6432014-03-27 00:15:29
рис.2.35,
Поделиться6442014-03-27 00:18:11
рис.2.36. Наряду с двуглавым орлом воинская символика "античного" Рима включала также одноглавого орла, см., например, рис.2.37
Поделиться6452014-03-27 00:21:58
и рис.2.38.
Вернемся к Ксенофонту. Он говорит, будто золотой орел на вершине холма был НАСАЖЕН НА ДРЕВКО КОПЬЯ. Не исключено, что свой вклад в этот образ дало также и воспоминание о том, что Христу на кресте был нанесен удар копьем в бок.
.
Вполне возможно, что впоследствии золотой орел на древке, как символ распятия Христа, мог действительно стать ЦАРСКИМ ШТАНДАРТОМ. Комментаторы отмечают: <<Царский штандарт упоминается Ксенофонтом в "Киропедии" (VII,1,4): "Золотой орел, поднятый на длинное копье">> [447:2], с.226, комментарий 92.
.
Далее говорится о толпах всадников, заполнивших холм и сгрудившихся вокруг "золотого орла на копье". Опять-таки всплывает образ Голгофы, наполненной народом и римскими всадниками, окружившими распятие.
.
Наконец, Ксенофонт добавляет, что "примерно в это время зашло Солнце". Конечно, само по себе такое упоминание ничего особенного не значит. Однако, в свете того, что нам становится ясно, очень может быть, что в таком слегка искаженном виде Ксенофонт сообщил здесь о евангельском затмении Солнца, связанном с распятием Христа. Мы подробно обсуждаем это затмение в книге "Методы", гл.2:2. Так или иначе, но Ксенофонт счел нужным подчеркнуть, что с гибелью Кира было связано исчезновение солнечного света.
Глава 2.
7. КИР И ХРИСТОС.
7.1. ВОЗРАСТ КИРА И ВОЗРАСТ ХРИСТА.
http://www.chronologia.org/xp/2_7.html
Поделиться6462014-03-29 17:44:55
3. ЭНЕИДА ФАКТИЧЕСКИ НАЧИНАЕТСЯ С РАССКАЗА О ДЕТСТВЕ ХРИСТА.
.
3.1. КРАТКАЯ СХЕМА СООТВЕТСТВИЯ С ЕВАНГЕЛИЯМИ.
.
Скалигеровская история уверяет нас, будто "античный" Вергилий жил за несколько десятилетий до рождения Христа и потому в Энеиде не может быть упоминаний о Христе. Однако, как мы сейчас увидим, такие упоминания есть, причем достаточно яркие, откровенно перекликающиеся с Евангелиями. Более того, с рассказа о Христе Энеида фактически НАЧИНАЕТСЯ.
.
Как мы сейчас увидим, вергилиевская "биография" Энея-Иоанна начинается с повествования, очень близкого к начальному сюжету Евангелий, где говорится о детстве Иисуса. Вкратце, соответствие выглядит так.
.
Евангельский злобный царь Ирод выступает у Вергилия под именем царя Пирра. Иисус Христос соответствует в данной главе поэмы юному сыну Энея по имени Асканий-Юл. Святое Семейство описано Вергилием как семейство Энея. От царя Пирра, то есть Ирода, исходит прямая угроза семье Энея. Евангельское избиение младенцев вплетено Вергилием в рассказ о резне, устроенной Пирром в захваченной Трое. Далее у Вергилия описаны следующие события: вспышка Вифлеемской звезды, возвестившей рождение Иисуса; бегство Святого Семейства в Египет; крещение Иисуса Иоанном Крестителем. В этом перечне мы видим все основные события детства Иисуса.
.
Перейдем теперь к подробному анализу второй книги Энеиды.
.
3.2. РАССКАЗ ЭНЕЯ О ПОСЛЕДНЕМ ДНЕ ТРОИ И О ЕГО БЕГСТВЕ С СЕМЬЕЙ.
.
Семейство Энея, находящееся в Трое, подвергается смертельной опасности. Яростный царь Пирр громит троянцев и наконец нападает на главный дворец Приама. Эней оказывается свидетелем лютого погрома, но счастливо ускользает от неприятелей.
.
"Пирр в передних рядах: схватив топор двулезвийный,
Рубит порог и дверь, обитую медью, срывает...
В гулких чертогах дворца отдаются женские вопли,
Крик долетает до звезд. Объятые трепетом, бродят
Матери, жены везде по обширным покоям...
Разъяренного Пирра
Видел я сам и Атридов двоих на высоком пороге,
Видел Гекубу, и сто невесток ее, и Приама, -
Кровью багрил он алтарь...
Рушится все. Что огонь пощадил, - досталось данайцам" [125:0], с.153-154.
На улицах Трои разворачиваются массовые убийства воинов, женщин, детей. Главным вдохновителем здесь является могучий и свирепый царь Пирр, возглавляющий резню и поражающий старца Приама [125:0], с.155, его сына и многих других троянцев.
.
Эней продолжает:
.
<<В этот миг, ускользнув ОТ РЕЗНИ, УЧИНЯЕМОЙ ПИРРОМ,
Сын Приамов Полит появился...
СЛЕДОМ ГОНИТСЯ ПИРР, РАЗЪЯРЕННЫЙ ПРОЛИТОЙ КРОВЬЮ, ...
Влечет к алтарю он (Пирр - Авт.)
Старца (Приама - Авт.), который скользит В КРОВИ УБИТОГО СЫНА; ...
Меч он (Пирр - Авт.) заносит и в бок вонзает по рукоятку. ...
Я обомлел, и впервые объял меня ужас жестокий:
Милого образ отца мне представился в это мгновенье...
Предо мною предстала КРЕУСА (жена Энея - Авт.),
Дом разграбленный мой, МАЛОЛЕТНЕГО ЮЛА ПОГИБЕЛЬ.
Я оглянулся, смотрю, вокруг осталось ли войско?
Все покинули бой: ослабевши, трусливо на землю
Спрыгнули или огню истомленное предали тело.
Был я один, когда на пороге святилища Весты...
Вдруг (очам никогда так ясно она не являлась)
МАТЬ БЛАГАЯ, в ночи блистая чистым сияньем,
ВСТАЛА ПЕРЕДО МНОЙ ВО ВСЕМ ВЕЛИЧЬЕ БОГИНИ,
ТОЧНО ТАКАЯ, КАКОЙ ЕЕ НЕБОЖИТЕЛИ ВИДЯТ... И молвила слово: ...
"Что ты безумствуешь, сын? ...
Что не посмотришь сперва, где отец, удрученный годами,
Брошен тобой, и живы ли еще супруга Креуса,
Мальчик Асканий? ВЕДЬ ИХ ОКРУЖИЛИ ГРЕКОВ ОТРЯДЫ!
Если б забота моя не была им надежной защитой,
Их унес бы огонь и вражеский меч уничтожил. ...
БЕГСТВОМ СПАСАЙСЯ, МОЙ СЫН, ПОКИНЬ СРАЖЕНЬЯ! ... " ...
Я же воочью узрел богов, Илиону враждебных,
Грозные лики во тьме>> [125:0], с.155-157.
Перепуганный Эней, волнуясь за своих близких, пробирается к себе в дом. В счастью, его отец Анхис-Анхиз, сын Асканий-Юл и жена Креуса избежали резни. Эней умоляет отца собраться в дальний путь и быстро покинуть горящую Трою. Анхис сначала отказывается, и Эней даже собирается вновь вернуться на поле брани. Но тут Бог неожиданно являет чудо, которое меняет планы семейства.
.
Ввиду важности этого сюжета, процитируем полностью весь соответствующий раздел из второй книги Энеиды.
.
<<Тут изумленным очам ЯВИЛОСЬ НЕЖДАННОЕ ЧУДО.
Юл стоял в этот миг пред лицом родителей скорбных;
Вдруг привиделось нам, что ВЕНЦОМ ВКРУГ ГОЛОВКИ РЕБЕНКА
РОВНЫЙ СВЕТ РАЗЛИЛСЯ, И ОГОНЬ, КАСАЯСЬ БЕЗВРЕДНО
МАЛЬЧИКА МЯГКИХ ВОЛОС, У ВИСКОВ РАЗГОРАЕТСЯ ЯРКО.
ТРЕПЕТ ОБЪЯЛ НАС И СТРАХ: СПЕШИМ ГОРЯЩИЕ КУДРИ
МЫ ПОГАСИТЬ И ВОДОЙ ЗАЛИВАЕМ СВЯЩЕННОЕ ПЛАМЯ.
Очи воздел родитель Анхиз К СОЗВЕЗДЬЯМ, ликуя,
Руки простер К НЕБЕСАМ и слова промолвил такие:
"Если к мольбам склоняешься ты, всемогущий Юпитер,
Взгляд обрати к нам, коль мы благочестьем того заслужили,
ЗНАМЕНЬЕ ДАЙ НАМ, ОТЕЦ, ПОДТВЕРДИ НАМ ЭТИ ПРИМЕТЫ!"
Только лишь вымолвил он, КАК ГРОМ ВНЕЗАПНО РАЗДАЛСЯ
СЛЕВА, И, С НЕБА СКОЛЬЗНУВ, НАД НАМИ ЗВЕЗДА ПРОЛЕТЕЛА,
СУМРАК ОГНЕМ РАЗОРВАВ И В НОЧИ ИЗЛУЧАЯ СИЯНЬЕ.
Видели мы, как она, промелькнув над кровлею дома,
Светлая, скрылась в лесу на склоне Иды высокой,
В НЕБЕ СВОЙ ПУТЬ ПРОЧЕРТИВ БОРОЗДОЮ ОГНЕННОЙ ДЛИННОЙ,
Блеск разливая вокруг и запах серного дыма.
ЧУДОМ ТАКИМ УБЕЖДЕН, РОДИТЕЛЬ, ВЗОР УСТРЕМЛЯЯ
ВВЫСЬ, ОБРАТИЛСЯ К БОГАМ И ПОЧТИЛ СВЯТОЕ СВЕТИЛО:
"БОЛЬШЕ НЕ МЕДЛЮ Я, НЕТ, НО ПОЙДУ, КУДА ПОВЕДЕТЕ,
БОГИ ОТЦОВ! ЛИШЬ СПАСИТЕ МОЙ РОД, МНЕ ВНУКА СПАСИТЕ!
ЗНАМЕНЬЕ ВАМИ ДАНО, в вашей власти божественной Троя.
Я уступаю, мой сын: ТЕБЕ Я СПУТНИКОМ БУДУ".
Так промолвил Анхиз. Между тем доносился все громче
Пламени рев из-за стен и пожары к нам зной приближали.
"МИЛЫЙ ОТЕЦ, ЕСЛИ ТАК, - ПОСКОРЕЙ САДИСЬ МНЕ НА ПЛЕЧИ!
САМ Я ТЕБЯ ПОНЕСУ, И НЕ БУДЕТ МНЕ ТРУД ЭТОТ ТЯЖЕК.
Что б ни случилось в пути - одна нас встретит опасность
Или спасенье одно. ИДЕТ ПУСТЬ РЯДОМ СО МНОЮ
МАЛЕНЬКИЙ ЮЛ И ПО НАШИМ СЛЕДАМ В ОТДАЛЕНЬЕ - КРЕУСА.
Вы же наказы мои со вниманьем слушайте, слуги:
ЕСТЬ ЗА СТЕНОЙ ГОРОДСКОЙ ПРИГОРОК С ПОКИНУТЫМ ХРАМОМ
ДРЕВНИМ ЦЕРЕРЫ; РАСТЕТ БЛИЗ НЕГО КИПАРИС, ЧТО СВЯЩЕННЫМ
СЛЫЛ У ОТЦОВ И ЛИШЬ ТЕМ СОХРАНЕН БЫЛ ДОЛГИЕ ГОДЫ.
С вами в убежище том мы с разных сторон соберемся.
В РУКИ РОДИТЕЛЬ, ВОЗЬМИ СВЯТЫНИ И ОТЧИХ ПЕНАТОВ;
МНЕ ИХ КАСАТЬСЯ ГРЕШНО: ЛИШЬ НЕДАВНО СРАЖЕНЬЕ И СЕЧУ
Я ПОКИНУЛ, И МНЕ ТЕКУЧЕЙ ПРЕЖДЕ СТРУЕЮ
ДОЛЖНО ОМЫТЬСЯ".
Вымолвив так, Я ПЛЕЧИ СЕБЕ И СКЛОНЕННУЮ СПИНУ
Сверху одеждой покрыл И ЖЕЛТОЙ ЛЬВИНОЮ ШКУРОЙ,
ПОДНЯЛ НОШУ МОЮ; ВЦЕПИЛСЯ В ПРАВУЮ РУКУ
МАЛЕНЬКИЙ ЮЛ, ЗА ОТЦОМ ПОСПЕШАВШИЙ ШАГОМ НЕРОВНЫМ;
ШЛА ЖЕНА (Креуса - Авт.) ПОЗАДИ. ПОТЕМНЕЙ ВЫБИРАЕМ ДОРОГУ;
Я, кто недавно ни стрел, летевших в меня, не боялся,
Ни бессчетных врагов, толпою мне путь преграждавших, -
Ныне любых ветерков, любого шума пугаюсь:
СТРАШНО ЗА НОШУ МОЮ И ЗА СПУТНИКА СТРАШНО НЕ МЕНЬШЕ>> [125:0], с.158-159.
Вдумаемся, что же сообщил здесь Вергилий, пересказав Энея-Иоанна.
.
3.3. ЗВЕЗДА-ЗНАМЕНЬЕ, ВСПЫХНУВШАЯ НАД ДОМОМ АСКАНИЯ-ЮЛА, И ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА.
.
Эней говорит, что когда явилось чудо и над головой мальчика Аскания-Юла возник святящийся огненный нимб, в небе вспыхнула и пролетела яркая звезда, "сумрак огнем разорвав". Она прочертила огненный путь и указала семейству Энея направление, куда следует идти, спасаться от беды, см. выше.
.
Согласно Евангелиям, Вифлеемская звезда вспыхнула при рождении Иисуса и указала путь волхвам, куда им следует идти на поклонение божественному Младенцу (Матфей 2:1-2). "[И] се, звезда... шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. увидев же звезду, они возрадовались радостью великой" (Матфей 2:9-10). Этот сюжет - один из самых популярных в средневековой живописи и иконографии, рис.3.13. Правда, в Евангелиях звезда указывает путь волхвам, а у Вергилия она показывает путь мальчику Асканию-Юлу, его матери, отцу и деду. Но в целом евангельский сюжет вполне узнаваем.
В христианской традиции Вифлеемская звезда может рассматриваться как святое светило. Такое же отношение к "путеводной звезде" мы видим и в Энеиде: "Родитель, взор устремляя ввысь, обратился к богам и ПОЧТИЛ СВЯТОЕ СВЕТИЛО" [125:0], с.159.
.
3.4. ИМЯ АСКАНИЙ-ЮЛ.
.
По поводу имени юного Аскания-Юла отметим следующее. Вероятно, имя АС-КАНИЙ произошло от сочетания Аса-Хан или Иисус-Хан, то есть Иисус Царь. А второе имя Аскания, а именно, ЮЛ, практически совпадает с АЛ или АЛЬ или ЭЛ, то есть с именем Бога, употребляющимся у мусульман, и означающим ВЕЛикий. Кроме того, как мы показали в книге "Царь Славян", "античный" ЮЛИЙ Цезарь частично является отражением Иисуса Христа. А тождество имен ЮЛ и ЮЛИЙ не только очевидно, но подчеркивалось старинными источниками и признается современными комментаторами. Более того, прямая связь между именем Аскания-ЮЛА и именем ЮЛИЯ Цезаря давно обращала на себя внимание самых разных авторов. Сообщается, например, следующее: <<Вторым именем Аскания было - Юл. Это вызвало к жизни довольно-таки невероятную ОФИЦИОЗНУЮ генеалогическую концепцию. Возникнув, видимо, ПРИ ЮЛИИ ЦЕЗАРЕ, она приобрела особое государственное значение при Октавиане... Ход мыслей основывался на звуковом совпадении - "Юл" и род "Юлиев">> [125:0], с.18.
.
Конечно, современные комментаторы сбиты с толку ошибочной скалигеровской хронологией, отделяющей Аскания-ЮЛА от ЮЛИЯ Цезаря несколькими столетиями. Но, как мы теперь, понимаем никаких столетий, на самом деле, не было. Восстановление правильной хронологии ставит все на свои места.
.
Итак, полное имя юного АСКАНИЯ-ЮЛА является, по-видимому, вариантом словосочетания ИИСУС ХАН ВЕЛИКИЙ.
.
3.5. СМЕРТЕЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЮНОГО АСКАНИЯ-ЮЛА И ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ. ЗЛОБНЫЙ ЦАРЬ ПИРР И ЗЛОБНЫЙ ЦАРЬ ИРОД.
.
Рассказ об Аскании-Юле и его семействе вплетен Вергилием в сюжет о падении Трои. Из приведенного выше фрагмента Энеиды видно, что, согласно Энею-Иоанну, главным противником, от которого исходит непосредственная опасность как Энею, так и его семейству, является неистовый царь Пирр. Он, как сын недавно погибшего Ахилла, фактически возглавляет греческие войска, громящие Трою, причем вдохновляет резню, развернувшуюся на улицах города. Сам лично убивает троянского царя Приама, его сына и многих других троянцев. Сказано: "Пирр - в передних рядах... Натиском Пирр подобен отцу (Ахиллу - Авт.)" [125:0], с.153-154. Над Асканием-Юлом нависает смертельная опасность.
По-видимому, "античный" царь Пирр в данном месте поэмы Вергилия соответствует евангельскому царю Ироду. Который стремился убить Младенца Иисуса и для этого организовал избиение младенцев в Вифлееме и его окрестностях, рис.3.14. "Ирод... весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже... глас в РАМЕ слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет" (Матфей 2:16, 2:18).
.
Обратите внимание, что Евангелия упоминают здесь город РАМУ, а "античная" Троя у нас отождествляется с Царь-Градом = Новым РИМОМ.
.
3.6. БЕГСТВО СВЯТОГО СЕМЕЙСТВА В ЕГИПЕТ И БЕГСТВО СЕМЕЙСТВА АСКАНИЯ-ЮЛА В ЛАТИНИЮ-РУТЕНИЮ.
.
Согласно Евангелиям, спасаясь от царя Ирода, Богоматерь с Иисусом и его отец Иосиф бегут из Вифлеема в Египет. "Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет" (Матфей 2:13-14). Этот сюжет исключительно популярен в средневековой живописи и иконографии. Иосиф ведет за собой осла, на спине которого сидит Мария Богородица с Младенцем Иисусом в руках.
.
Оказывается, этот евангельский сюжет упомянут и Вергилием, хотя в несколько искаженном виде. Напомним, что в далекий путь отправляются: маленький Асканий-Юл, "отец Анхис" (по Вергилию он - отец Энея и дед Аскания-Юла), мать Аскания - Креуса и сам Эней. Отметим, что беглецы-троянцы покидают город НОЧЬЮ. Эней говорит: "ПОТЕМНЕЙ выбираем дорогу... ВО ТЬМЕ ОЗИРАЮСЬ... Голос подать я решился В СУМРАКЕ НОЧИ" [125:0], с.159-160. Евангелия тоже подчеркивают, что Святое Семейство покинуло город НОЧЬЮ (Матфей 2:14).
.
Обратим внимание на имена беглецов, употребляемые Вергилием. Об имени Аскания-Юла мы уже говорили выше. Но ведь имя АНХИС является, вероятно, обратным прочтением имени АСКАНИЙ. А потому тоже могло первоначально указывать на Иисуса: ИИСУС ХАН ВЕЛИКИЙ --> АС-КАНИЙ --> АНХИС в обратном прочтении. Таким образом, собирая вместе имена всех персонажей, упомянутых Вергилием в этой сцене, мы получаем следующее возможное соответствие:
.
Асканий-Юл --- Иисус Хан Великий,
.
Анхис --- снова Иисус Хан Великий, но в обратном прочтении,
.
Отец (Анхис) --- Отец Иосиф,
.
Мать (по имени Креуса) --- мать Иисуса - Мария Богородица,
.
имя КРЕУСА --- ХРИСТОС.
.
Эней --- ?
.
Мы видим неплохое согласование "античной" версии Вергилия и Евангелий. В обеих вариантах присутствуют слова: "Иисус Царь (Хан)", "отец", "мать", "Христос (Креуса)". Хотя, конечно, налицо определенная путаница.
.
По поводу отсутствия параллели для ЭНЕЯ в данном евангельском эпизоде скажем следующее. Вся история бегства из Трои во второй и третьей книгах поэмы Вергилия излагается от лица самого Энея, а потому ИМЯ "ЭНЕЙ" ЗДЕСЬ ВООБЩЕ НИ РАЗУ НЕ УПОМЯНУТО. Говорится лишь следующее: "Я сказал", "Я увидел" и т.п. То есть вместо "Эней" здесь всюду поставлено местоимение "Я". Ниже мы еще раз вернемся к этой любопытной детали.
.
Далее, как мы показали в книге "Библейская Русь", библейский Египет - это Русь-Орда. Поэтому евангельское Святое Семейство бежит, скорее всего, на Русь. А согласно Вергилию, семейство "античного" Аскания-Юла бежит в Латинию-Рутению (Людную-Ратную страну), то есть тоже на Русь. Напомним, что, согласно нашим исследованиям, древняя Латиния-Рутения - это тоже Русь-Орда, см. книгу "Империя". Мы видим, что здесь "античные" и евангельские свидетельства согласуются.
.
Вернемся на минуту к Анхису, отцу Энея. Как мы начинаем понимать, в его "биографию" могли войти некоторые факты из жизни Христа. Такое ожидание оправдывается. "Античные" мифы сообщают, что Анхис был очень красив, но "от молнии Зевса лишился сил или ОСЛЕП" [533], т.1, с.90. Но ведь мы уже показали в книге "Царь Славян", что перед казнью Христу повредили один глаз и он ослеп на него. Таким образом, здесь проступает частичное соответствие между Анхисом и Христом.
Поделиться6472014-03-29 17:54:49
3.7. ЭНЕЙ, ВЫНОСЯЩИЙ НА СВОЕЙ СПИНЕ АНХИСА ИЗ ТРОИ, И ОСЕЛ, ВЫНОСЯЩИЙ НА СВОЕЙ СПИНЕ МЛАДЕНЦА ИИСУСА ИЗ ВИФЛЕЕМА.
.
Один из известных и популярных сюжетов Троянской войны - Эней, выносящий на своей спине отца Анхиса из горящей Трои. Сюжет многократно отражался на старинных картинах, гравюрах, скульптурах, рис.1.9, рис.3.15, рис.3.16,
Поделиться6482014-03-29 18:00:07
рис.3.17, рис.3.18,
Поделиться6492014-03-29 18:03:57
рис.3.19, рис.3.20,
Поделиться6502014-03-29 18:07:04
рис.3.21. Подчеркивается, что "отбытие Энея служит темой МНОЖЕСТВА ПРОИЗВЕДЕНИЙ АНТИЧНОГО И СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА" [524:1], с.674.
.
Обычно предлагается считать, что Анхис был стар, слеп, плохо передвигался и поэтому Эней взвалил его себе на спину, чтобы быстрее вынести из города. Именно в таком виде данная сцена представляется на МНОГОЧИСЛЕННЫХ скульптурных и художественных произведениях. Нельзя не отметить здесь некоторую странность. Зададимся вопросом: почему данный сюжет был столь популярен? В конце концов, что уж такого необычного в том, что некий воин вынес из горящего города на своих плечах старого отца? Поступок, безусловно, достойный уважения, но ведь таких случаев, надо полагать, в истории было немало. Так почему же именно эта история привлекла к себе столь пристальное внимание и на такое длительное время? Почему ее не забыли? Почему ее вновь и вновь изображали и описывали на протяжении нескольких столетий?
.
Сейчас мы начинаем понимать, что подлинный смысл сюжета существенно иной. Поскольку, как мы видели, "античная" история бегства семейства Энея является отражением евангельского бегства Святого Семейства, то полезно еще раз вернуться к обстоятельствам этого путешествия. В частности, к Энею, несущему на спине человека, держащего некие святыни в руках. Позднейшие редакторы либо уже забыли суть дела, либо специально затуманили подлинный смысл евангельского эпизода на страницах произведений, отодвигаемых ими в "глубокую античность". Слегка исказив имена персонажей, бегство Святого Семейства в Египте представили как некое рядовое бытовое событие. Однако ореол пиитета вокруг него все-таки сохранился, хотя и стал теперь не очень понятным для позднейших читателей.
.
Вчитаемся более внимательно в описание Вергилия. Эней, обращаясь к Анхису, говорит:
.
"В РУКИ РОДИТЕЛЬ, ВОЗЬМИ СВЯТЫНИ И ОТЧИХ ПЕНАТОВ; ...
Вымолвив так, Я ПЛЕЧИ СЕБЕ И СКЛОНЕННУЮ СПИНУ
СВЕРХУ ОДЕЖДОЙ ПОКРЫЛ и ЖЕЛТОЙ ЛЬВИНОЮ ШКУРОЙ,
ПОДНЯЛ НОШУ МОЮ (то есть Анхиса - Авт.); ВЦЕПИЛСЯ В ПРАВУЮ РУКУ
МАЛЕНЬКИЙ ЮЛ, ЗА ОТЦОМ ПОСПЕШАВШИЙ ШАГОМ НЕРОВНЫМ;
ШЛА ЖЕНА ПОЗАДИ" [125:0], с.159.
.
В евангельской истории есть еще один персонаж, участвующий в бегстве. Это - ОСЕЛ, НА СПИНЕ КОТОРОГО ИЗ ВИФЛЕЕМА ВЫЕЗЖАЕТ МАРИЯ, ДЕРЖАЩАЯ НА РУКАХ МЛАДЕНЦА ИИСУСА, рис.3.22
Поделиться6512014-03-29 18:09:25
и рис.3.23, рис.3.24. Скорее всего, именно этот известный сюжет и отразился на страницах "античной" Энеиды и других "классических" произведений. Поздние авторы, уже подзабывшие суть дела, стали представлять евангельскую сцену, а именно, - отца Иосифа, ведущего осла, на спине которого сидит Мария с Младенцем Иисусом на руках, - в несколько искаженном виде. Короче говоря, евангельского осла редакторы заменили на Энея. Вот и получилось, что Эней сгибается, кладет себе на спину одежду и львиную шкуру, сажает на нее Анхиса и в таком виде покидает город, ведя за руку Аскания-Юла. А рядом идет его жена Креуса. Таким образом, соответствие, обнаруженное нами выше, становится более полным. Вергилий, как поздний автор, вероятно, XVII-XVIII веков, перепутал действующих лиц. Вместо Марии Богородицы он "посадил" на спину Энея "отца Анхиса" со святынями в руках, а Марию "заставил" идти пешком, вместо "отца Иосифа". Маленького Иисуса он тоже "заставил" идти пешком, рядом с "Энеем", вместо того, чтобы поместить его на руки Марии, сидящей на спине осла. И тем не менее, суть евангельского сюжета здесь вполне заметно проступает.
.
Здесь уместно напомнить, что в главе 1 мы уже столкнулись с известной средневековой историей о "Золотом Осле", которая, как оказалось, тоже напрямую связана с Христом. Более того, как уже отмечалось, Золотой Осел, оказывается, был не простым животным, а ЧЕЛОВЕКОМ, ВРЕМЕННО ПРЕВРАЩЕННЫМ В ОСЛА. Напомним один из средневековых текстов: "Тогда госпожа Мария, тронутая жалостью, подняла Господа Иисуса и посадила Его на спину мула... и сказала: увы, Иисус Христос, Сын мой, исцели этого мула... Едва слова эти вышли из уст госпожи Марии, как мул вдруг принял человеческий облик и явился в виде красивого юноши" [307], с.270-272.
.
Как мы отмечали в главе 1, средневековый "роман Апулея о Золотом Осле" представляет собой фантастическое развитие упомянутого сюжета из так называемых апокрифических Евангелий. Аналогичную ситуацию мы теперь обнаруживаем и в Энеиде Вергилия.
Поделиться6522014-03-29 18:11:51
Как только мы стали понимать подлинную суть сюжета "Анхис на спине Энея", так сразу же проясняется и смысл "святынь и отчих пенатов", которые держал в руках Анхис, находясь на спине Энея, рис.3.25, рис.3.26,
Поделиться6532014-03-29 18:15:29
рис.3.27, рис.3.28. Ведь согласно Евангелиям, на спине осла едет Мария с младенцем Иисусом на руках. А согласно Вергилию, на спине Энея сидит Анхис со святынями.
Поделиться6542014-03-29 18:18:18
А на старинных изображениях мы видим, что в качестве святынь выступает небольшая статуэтка, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ФИГУРКА, рис.3.29, рис.3.30
Поделиться6552014-03-29 18:23:53
и рис.3.31. Более того, на рис.3.30 на голове маленькой фигурки мы видим царскую корону. Получается, что Анхис держит на руках "маленького Царя". То есть, вероятно, Младенца Иисуса? Таким образом, возникает мысль, что "античные" святыни и отчие пенаты в данном эпизоде соответствуют Младенцу Иисусу. Именно его бережно держит в руках человек, сидящий на спине Энея. В Евангелиях это - Мария с Иисусом на руках, едущая на осле. А у Вергилия это - Анхис с маленькой "человеческой фигуркой в короне" в руках, "едущий" на спине Энея.
.
Кстати, фрагмент "античной" композиции, представленный на рис.3.30, напоминает классические изображения Марии Богородицы, держащей на руках Иисуса во время бегства в Египет.
.
След того обстоятельства, что на спине евангельского осла ехал Младенец Иисус, сохранился у Вергилия в том, что на спине Энея "едет" человек по имени АНХИС. Имя которого, как мы уже говорили, может означать: Иисус Хан, см. в обратном прочтении.
.
Теперь становится понятно, почему "античная" сцена - Эней, выносящий отца из Трои, держащего на руках святыни, - была столь популярна в старинном искусстве. По той простой причине, что на самом деле это - знаменитая сцена бегства Святого Семейства в Египет.
Полезно описать более наглядно ту путаницу, которой подвергся евангельский сюжет "Бегство в Египет" на "античных" изображениях, которые стали потом называть "Бегством Энея". Для этого на рис.3.32 мы еще раз воспроизводим картину Тинторетто "Бегство в Египет", где мы указали имена персонажей, соответствующие "античной" версии. Видно, что позднейшие редакторы назвали Марию Богородицу "Анхисом", а Младенца Иисуса - "святыней". Мужчину Иосифа переименовали в женщину Креусу. А евангельского осла назвали Энеем. Однако стоит отметить, что при этом общее количество персонажей сохранили. В Евангелиях их было четыре. Четыре и осталось. Но редакторы ошибочно переставили, перетасовали их имена.
.
Приведем теперь окончательную таблицу, где перечислены основные имена и термины, употребленные Вергилием в Энеиде при описании евангельского сюжета "Бегство в Египет". Каждому "античному" термину мы указываем соответствие с Евангелиями.
.
АНХИС --- Иисус, Иосиф
.
ОТЕЦ --- отец (отец Иисуса)
.
СТАРЫЙ --- старый
.
ЖЕНА (МАТЬ) --- жена (мать), Мария Богородица
.
АСКАНИЙ --- Иисус
.
МАЛЬЧИК --- Младенец (Иисус)
.
КРЕУСА --- Христос
.
ЭНЕЙ --- осел, везущий Христа, или Иоанн Креститель
.
СВЯТЫНЯ --- Иисус Христос (на руках Марии)
.
СВЯЩЕННОЕ ОМОВЕНИЕ ВОДОЙ --- Крещение (Иисуса)
.
Хорошо видно, что несмотря на путаницу в словах, суть евангельского сюжета неплохо сохранена Вергилием.
Поделиться6562014-03-29 18:27:46
Интересно, что до нашего времени дошли старинные изображения, на которых бегство Энея с семейством еще более наглядно согласуется с евангельским бегством в Египет Святого Семейства. На рис.3.33 показана старинная флорентийская гравюра якобы XV века. Эней покидает горящую Трою вместе с мальчиком и женщиной. Надпись "Троя" находится в левом верхнем углу гравюры. Надпись "Эней" - справа внизу, в форме ENEA. Фигуры мальчика и женщины не подписаны. Современные комментаторы предлагают две версии понимания данной гравюры. Некоторые считают, что мальчик - это Асканий, а женщина - Дидона. Однако другие думают, что, скорее всего, тут показано бегство Энея с семейством из Трои. В таком случае мальчик - Асканий, а женщина - Креуса. См. комментарий в [1267], лист 75, оборот. В пользу такого прочтения говорит, в частности, тот факт, что горящая Троя показана совсем недалеко. А ведь согласно Вергилию, флот Энея прибыл к Карфагену, где находилась царица Дидона, ПОСЛЕ ДОЛГОГО ПЛАВАНИЯ вдаль от Трои. Так что вряд ли художник нарисовал бы Дидону РЯДОМ с горящей Троей, на другой стороне совсем небольшой реки. Но если тут действительно показано бегство Энея из Трои вместе с семьей, то, - как справедливо задается вопросом издатель труда [1267], - где же тут Анхис? Ведь изображены только трое - Эней, Асканий и Креуса! Для современных комментаторов возникший вопрос повисает в воздухе. Однако для нас картина более или менее понятна. Скорее всего, старинный художник в самом деле изобразил бегство Святого Семейства в Египет. То есть нарисовал Иосифа, назвав его Энеем, затем - юного Христа и Марию Богородицу. Правда, осла не изобразил. Ограничился лишь тремя основными персонажами.
.
3.8. КРЕЩЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА ОПИСАНО В ЭНЕИДЕ ВЕРГИЛИЯ КАК "КРЕЩЕНИЕ АСКАНИЯ".
.
Вероятно, Вергилий описывает во второй книге Энеиды крещение Христа. Приведем еще раз соответствующий фрагмент поэмы.
.
<<Тут изумленным очам ЯВИЛОСЬ НЕЖДАННОЕ ЧУДО...
Вдруг привиделось нам, что ВЕНЦОМ ВКРУГ ГОЛОВКИ РЕБЕНКА (Аскания - Авт.)
РОВНЫЙ СВЕТ РАЗЛИЛСЯ, И ОГОНЬ, КАСАЯСЬ БЕЗВРЕДНО
МАЛЬЧИКА МЯГКИХ ВОЛОС, У ВИСКОВ РАЗГОРАЕТСЯ ЯРКО.
ТРЕПЕТ ОБЪЯЛ НАС И СТРАХ: СПЕШИМ ГОРЯЩИЕ КУДРИ
МЫ ПОГАСИТЬ И ВОДОЙ ЗАЛИВАЕМ СВЯЩЕННОЕ ПЛАМЯ.
Очи воздел родитель Анхиз К СОЗВЕЗДЬЯМ, ликуя,
Руки простер К НЕБЕСАМ и слова промолвил такие:
"Если к мольбам склоняешься ты, всемогущий Юпитер,
Взгляд обрати к нам, коль мы благочестьем того заслужили,
ЗНАМЕНЬЕ ДАЙ НАМ, ОТЕЦ, ПОДТВЕРДИ НАМ ЭТИ ПРИМЕТЫ!"
Только лишь вымолвил он, КАК ГРОМ ВНЕЗАПНО РАЗДАЛСЯ" [125:0], с.158.
Здесь, скорее всего, описано евангельское крещение Иисуса Иоанном Крестителем. Причем, как мы уже отмечали, в древней церковной практике бытовало крещение не только водой, но, вероятно, еще и огнем. Именно такую древнюю точку зрения, восходящую, по-видимому, к XII веку, мы и видим в Энеиде Вергилия. Напомним, что след крещения огнем и водой сохранился и в Евангелии Матфея: "Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Матфей 3:11).
.
Кроме того, у Вергилия мы видим также и другие следы евангельской сцены крещения Христа. Вергилий сообщает о громе, который "внезапно раздался" в тот момент, когда Аскания-Юла омыли водой. А Евангелия говорят: "И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, ГЛАС С НЕБЕС глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный" (Матфей 3:16-17).
.
В изложении Вергилия мальчика Аскания обливает водой ЭНЕЙ, по-видимому, вместе с Креусой. А согласно Евангелиям, Иисуса Христа крестит водой ИОАНН Креститель. Отметим, что имена ЭНЕЙ и ИОАНН практически тождественны. Кроме того, мы уже неоднократно говорили, что Иоанна Крестителя часто изображали одетым в звериные шкуры, рис.1.72,
Поделиться6572014-03-29 18:31:22
рис.1.85, рис.1.105. В "Древнем" Египте его представляли в виде жреца в леопардовой шкуре, см. книгу "Царь Славян". След этого обстоятельства сохранился и у Вергилия. В самом деле, он говорит об Энее-Иоанне, что когда тот собирался поднять себе на спину отца, то покрыл свою спину "желтой ЛЬВИНОЙ ШКУРОЙ" [125:0], с.159.
.
Кроме того, Эней-Иоанн перед тем как надеть львиную шкуру, говорит, что ему "текучею прежде струею должно ОМЫТЬСЯ" [125:0], с.159. В противном случае он не может коснуться святынь. ОМОВЕНИЕ ВОДОЙ - тоже, вероятно, след крещения.
Поделиться6582014-03-29 18:33:21
На старинном рисунке, приведенном на рис.3.34, показано "крещение Аскания-Юла". Двое мужчин выливают на голову Аскания воду из двух сосудов. Слева стоит Анхис, простирая руки к небесам. Справа - жена Креуса, пытающаяся остановить Энея-Иоанна, который собирался вновь отправиться на поле брани. Вверху изображены звезды. Асканий-Юл держит в руках нечто, похожее на скипетр.
Поделиться6592014-03-29 18:40:40
4. В НАЧАЛЕ "АНТИЧНОЙ" ЭНЕИДЫ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О ПОСЛЕДНИХ ДНЯХ ХРИСТА, ЕГО ВОСКРЕСЕНИИ И ВОЗНЕСЕНИИ.
.
4.1. КОНЕЦ ВТОРОЙ КНИГИ ЭНЕИДЫ ПОСВЯЩЕН КРЕУСЕ.
.
Эней-Иоанн с семьей ночью покидает горящий город. Выйдя за его стены, он поднимается на гору, где высится священное дерево. Но по пути Эней "теряет" Креусу. Он приходит в ужас, пытается ее найти, однако безуспешно. Через некоторое время "тень Креусы" неожиданно возникает перед ним. Креуса недолго беседует с Энеем, после чего "тает в воздухе", исчезает. Обратимся к концу второй книги Энеиды Вергилия.
.
<<Страшно за ношу мою (за Анхиса со святынями - Авт.) и за спутника страшно не меньше.
Вот и ворота видны; я думал, путь мой окончен -
Но показалось мне вдруг, что ДО СЛУХА ДОНОСИТСЯ ЧАСТЫЙ
ШОРОХ ШАГОВ. И родитель, ВО ТЬМУ вперившийся взором,
Крикнул: "БЕГИ, МОЙ СЫН, БЕГИ: ОНИ УЖЕ БЛИЗКО!
ВИЖУ: ЩИТЫ ИХ ГОРЯТ И МЕДЬ МЕРЦАЕТ ВО МРАКЕ".
Тут-то ВРАЖДЕБНОЕ МНЕ божество (не знаю, какое)
Разум похитило мой, помутив его страхом: покуда
Я без дороги бежал, выбираясь из улиц знакомых,
ЗЛАЯ СУДЬБА У МЕНЯ ОТНЯЛА СУПРУГУ КРЕУСУ:
То ли замешкалась где, заблудилась ли, села ль, уставши, -
Я НЕ ЗНАЮ ДОСЕЛЬ, - НО ЕЕ МЫ НЕ ВИДЕЛИ БОЛЬШЕ.
Я ж оглянулся назад, о потерянной вспомнил не раньше,
ЧЕМ НА СВЯЩЕННЫЙ ХОЛМ К СТАРИННОМУ ХРАМУ ЦЕРЕРЫ
МЫ ДОБРАЛИСЬ. ПРИШЛИ СЮДА ВСЕ - ОДНОЙ НЕ ХВАТАЛО;
Мужа, и сына, и слуг ожиданья она обманула.
О, кого из богов и людей в тот миг, обезумев,
Я не винил? ЧТО ВИДАЛ Я СТРАШНЕЙ В ПОВЕРЖЕННОЙ ТРОЕ? ...
Прежде спешу я к стене и к воротам, откуда я вышел,
Тем же путем возвращаюсь назад и ВО ТЬМЕ ОЗИРАЮСЬ:
Жутко повсюду душе, сама тишина устрашает...
Дальше иду: предо мной Приамов дворец и твердыня;
Храма Юноны ПУСТЫ КОЛОННАДЫ - ТОЛЬКО ОТБОРНЫХ
ДВОЕ СТРАЖЕЙ СТОЯТ: Улисс проклятый и Феникс,
ЗОРКО ДОБЫЧУ ХРАНЯ. Сюда несли отовсюду
Трои казну и престолы богов, из горящих святилищ
Взятые дерзко врагом, золотые чаши литые,
Груды одежд. И тут же, дрожа, вереницею длинной
Матери, дети стоят.
Даже голос подать я решился в сумраке ночи,
Улицы криком своим наполнил и СКОРБНО КРЕУСУ
СНОВА И СНОВА К СЕБЕ ПРИЗЫВАЛ СО СТОНОМ, - НО ТЩЕТНО.
ТАК Я ИСКАЛ БЕЗ КОНЦА, ВНЕ СЕБЯ ПО ГОРОДУ РЫСКАЛ;
ВДРУГ ПРЕД ОЧАМИ ПРЕДСТАЛ ПЕЧАЛЬНЫЙ ПРИЗРАК КРЕУСЫ:
ТЕНЬ ЕЕ ВЫШЕ БЫЛА, ЧЕМ ПРИ ЖИЗНИ ОБЛИК ЗНАКОМЫЙ.
Тотчас я обомлел, и голос в горле пресекся.
Мне сказала она, облегчая заботы словами: ...
"НЕ БЕЗ ВОЛИ БОГОВ ВСЕ ЭТО СВЕРШИЛОСЬ,
И не судьба тебе спутницей взять отсюда Креусу:
Не' дал этого нам властитель бессмертный Олимпа!
Долго широкую гладь бороздить ты будешь в изгнанье,
Прежде чем в землю придешь Гесперийскую, где ТИХОСТРУЙНЫЙ
ТИБР лидийский течет среди мужами возделанных пашен.
Ты счастливый удел, и царство себе, и супругу
Царского рода найдешь; так не плачь по Креусе любимой! ...
Здесь удержала меня богов ВЕЛИКАЯ МАТЕРЬ.
НЫНЕ ПРОЩАЙ и храни любовь нашу общую к сыну!"
Слезы я лил и о многом сказать хотел, но, промолвив,
ПРИЗРАК ПОКИНУЛ МЕНЯ И РАСТАЯЛ В ВОЗДУХЕ ЛЕГКОМ.
ТРИЖДЫ ПЫТАЛСЯ ЕЕ УДЕРЖАТЬ Я, СЖИМАЯ В ОБЪЯТЬЯХ,
ТРИЖДЫ ИЗ СОМКНУТЫХ РУК БЕСПЛОТНАЯ ТЕНЬ УСКОЛЬЗАЛА,
Словно дыханье легка, сновиденьям крылатым подобна.
НОЧЬ НА ИСХОДЕ БЫЛА, когда вновь друзей я увидел.
Тут, удивленный, НАШЕЛ Я ТОЛПУ ОГРОМНУЮ НОВЫХ
СПУТНИКОВ; к нам, что ни час, стекались матери, му'жи.
К нам молодежь собралась - поколенье изгнанников жалких!
Шли отовсюду они, и сил и решимости полны
В землю любую со мной отплыть, куда захочу я>> [125:0], с.159-161.
Проанализируем данный сюжет.
.
4.2. СЛЕДЫ АРЕСТА ХРИСТА В ЭНЕИДЕ.
.
По-видимому, кратко рассказав о детстве Христа, - о чем мы уже сообщили выше, - Эней-Иоанн сразу "перескакивает" к последним дням Христа, к его аресту, распятию, Воскресению и вознесению. Этот второй сюжет помещен в самый конец второй книги Энеиды. Другие евангельские события, кроме упомянутых, вероятно, не вошли в Энеиду по вполне понятным причинам. Ведь Энеида рассказывает уже о событиях ПОСЛЕ ХРИСТА. Основное внимание уделяется исходу Энея-Иоанна и его соратников из поверженного Царь-Града = Трои. Тем не менее, Вергилий включил в поэму историю Христа, в качестве беглого напоминания. Как мы видим, он решил взять из нее лишь два сюжета, показавшиеся ему наиболее важными. А именно, краткую историю детства и краткую историю распятия Христа и его воскресения. Надо сказать, выбор именно таких сюжетов вполне понятен - они действительно основные в Евангелиях.
.
Второй сюжет, рассказывающий о Креусе, заметно отличается по своей структуре от предыдущего. Напомним, что в первом рассказе о Христе участвовало четыре персонажа:
.
АСКАНИЙ-ЮЛ, то есть Младенец Христос;
.
АНХИС, то есть Иосиф или Христос или Мария Богородица;
.
ЭНЕЙ, то есть Иоанн Креститель или евангельский осел, везущий Христа; и, наконец,
.
КРЕУСА, то есть опять-таки Христос.
.
Теперь же остаются лишь два основных действующих лица: ЭНЕЙ = Иоанн и КРЕУСА = Христос. Двое других как бы отходят на задний план. Теперь о них практически ничего не говорится. Вергилий переходит к заключительному этапу ночного бегства из Трои. Поэтому следует ожидать, что Вергилий в какой-то форме упомянет последние события Евангелий, связанные с распятием Христа. Наш прогноз оправдывается.
.
Вергилий сообщает, что Энею-Иоанну в ночи послышались частые шаги и Анхис крикнул ему, что НУЖНО БЕЖАТЬ, ПОСКОЛЬКУ ВРАГИ УЖЕ БЛИЗКО. "Щиты их горят и медь мерцает во мраке", см. выше. Тут же сказано о некоем ВРАЖДЕБНОМ божестве, помутившем разум Энея-Иоанна. Вероятно, в таком смутном виде в Энеиде отразилась евангельская ночная сцена появления врагов Христа и его арест, когда предатель Иуда привел с собой воинов и фарисеев. Повторим, что в обеих версиях событие происходит НОЧЬЮ, В ГЛУХОМ УЕДИНЕННОМ МЕСТЕ, УДАЛЕННОМ ОТ ГОРОДА. Рядом с Христом - лишь несколько его верных апостолов. А рядом с "античной" Креусой - только три спутника, а именно, Анхис, Эней и Асканий-Юл. Их окружает смертельная опасность, кругом рыщут враги.
.
4.3. СВЯЩЕННЫЙ ХОЛМ У ТРОИ И ГОРА ГОЛГОФА-БЕЙКОС ОКОЛО ЦАРЬ-ГРАДА.
.
Эней сообщает, что за стеной городской Трои есть "пригорок с покинутым храмомдревним Цереры", около которого находится некое священное древо - кипарис, см. выше. Древо слыло священным "у отцов" и долгое время сохранялось как святыня [125:0], с.158-159.
.
Вероятно, здесь говорится о горе Голгофе-Бейкосе на окраине Царь-Града. Поскольку храм на вершине посвящен богине ЦЕРЕРЕ, то не исключено, что имелся в виду ЦАРЬ Христос или название столицы - ЦАРЬ-Град. Выше мы уже говорили, что Илиада также сообщает, что рядом с Троей была гора со священной могилой, с которой Зевс наблюдал за битвой.
.
Чуть ниже "пригорок" с храмом Цереры назван у Вергилия СВЯЩЕННЫМ ХОЛМОМ [125:0], с.160.
.
4.4. ЭНЕЙ-ИОАНН "ТЕРЯЕТ" КРЕУСУ НА СВЯЩЕННОМ ХОЛМЕ. СМЕРТЬ ХРИСТА, РИМСКИЕ ВОИНЫ У ГРОБА С ЕГО ТЕЛОМ И ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ТЕЛА ХРИСТА.
.
Эней-Иоанн со спутниками поднимается на СВЯЩЕННЫЙ ХОЛМ НА ОКРАИНЕ ТРОИ. И здесь происходит важное событие - Эней-Иоанн "ТЕРЯЕТ" КРЕУСУ [125:0], с.160. Эней, "обезумев", ищет ее, но не находит.
Вероятно, в такой форме Вергилий упомянул о казни Христа на Голгофе-Бейкосе. Здесь стоит отметить, что практически на всех иконах, изображающих распятие Христа, рядом с крестом стоит Иоанн, рис.3.35. Он присутствует в момент казни и участвует в снятии тела Христа с креста. Вероятно, именно он и отразился на страницах Энеиды как Эней, "УТЕРЯВШИЙ" КРЕУСУ-ХРИСТА НА СВЯЩЕННОМ ХОЛМЕ. Кстати, Евангелия не дают точных указаний, какой именно Иоанн присутствовал при распятии. Может быть, как обычно считается, это был апостол Иоанн Богослов.
.
Затем Эней-Иоанн оказывается рядом с храмом Юноны, у которого "ПУСТЫ КОЛОННАДЫ" [125:0], с.160. Рядом с ней стоят ДВОЕ ОТБОРНЫХ СТРАЖЕЙ, ЗОРКО ОХРАНЯЮЩИХ "ДОБЫЧУ". Тут же находятся матери и дети. Если считать, что описываются картины разрушенной Трои, то не очень понятно, почему НОЧЬЮ у "пустой колоннады" СТОЯТ ЖЕНЩИНЫ С ДЕТЬМИ. Однако в нашей реконструкции картина сразу проясняется. По-видимому, здесь описана известная евангельская сцена охраны гроба с телом Христа римскими воинами. К гробу приходят жены-мироносицы, Иосиф Аримафейский и, возможно, еще какие-то люди. "Пустая колоннада", упомянутая Вергилием, - это, вероятно, опустевшая колонна-столб, крест, "древо", с которого сняли тело Христа.
.
Евангелия говорят: "Когда же НАСТАЛ ВЕЧЕР, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф... он... просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф... положил его в новом своем гробе... Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба... Они (фарисеи - Авт.) ПОСТАВИЛИ У ГРОБА СТРАЖУ, и приложили к камню печать" (Матфей 27:57-61, 27:66).
.
Напомним, что казнь Андроника-Христа в Царь-Граде явилась кульминацией кровавого мятежа, во время которого в Византии был совершен государственный переворот, безудержный грабеж царских дворцов и сокровищниц. См. книгу "Царь Славян". Вероятно, отражением данного обстоятельства является упоминание здесь Вергилием ночных сцен грабежа: "Сюда несли отовсюду Трои казну и престолы богов, из горящих святилищ взятые дерзко врагом, золотые чаши литые, груды одежд" [125:0], с.160.
.
Далее Эней-Иоанн начинает долго и безуспешно искать Креусу-Христа. Он мечется по городским улицам, со стоном зовет Креусу, кричит, но все тщетно [125:0], с.160. По-видимому, в такой форме в Энеиде отразилось ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ТЕЛА ХРИСТА из каменного гроба. Евангелия говорят: "Сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и... сказал: не бойтесь, ибо знаю, ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ИИСУСА РАСПЯТОГО; ЕГО НЕТ ЗДЕСЬ - ОН ВОСКРЕС, как сказал" (Матфей 28:2, 28:5-6).
.
То обстоятельство, что под именем "античного Энея" на страницах Энеиды выступает Иоанн, ученик Христа, который, согласно Евангелиям, стоял рядом с крестом, косвенно подтверждается также следующим. Вергилий многократно подчеркивает БЛАГОЧЕСТИВОСТЬ ЭНЕЯ. "Нашим царем был Эней: справедливостью, храбростью в битвах и БЛАГОЧЕСТЬЕМ никто не мог с ним в мире сравниться" [125:0], с.136. Формула "благочестивый Эней" - устойчивая его характеристика. Комментаторы справедливо отмечают, что <<у Вергилиева Энея мы не встречаем обычных героических черт. ОСНОВНАЯ ЧЕРТА ЭНЕЯ - БЛАГОЧЕСТИЕ; ВЫРАЖЕНИЕ "ПИУС ЭНЕАС" ПОВТОРЯЕТСЯ ПОСТОЯННО>> [125:0], с.19.
.
4.5. "ЯВЛЕНИЕ ПРИЗРАКА КРЕУСЫ" И ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА, ЕГО ЯВЛЕНИЕ УЧЕНИКАМ.
.
Неожиданно перед обезумевшим от горя Энеем-Иоанном предстает "печальный призрак Креусы; тень ее выше была, чем при жизни облик знакомый. Тотчас я обомлел, и голос в горле пресекся" [125:0], с.160. Креуса обращается к Энею-Иоанну со словами утешения и говорит, что все происшедшее СВЕРШИЛОСЬ ПО ВОЛЕ БОГОВ. Далее Креуса предвещает Энею далекое путешествие в Гесперию, где он должен основать новое царство.
.
Здесь, по-видимому, отразилось Воскресение Христа и его явление ученикам. Евангелия говорят: "Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему" (Матфей 28:9). Как мы показали в книге "Царь Славян", сохранились свидетельства об очень большом росте Христа, поражавшем современников. Не исключено, что именно это обстоятельство отразилось в Энеиде, когда Эней-Иоанн отмечает, что явившийся ему "призрак Креуса" БЫЛ ВЫШЕ РОСТОМ, чем при жизни.
.
Слова Креусы, что ее "исчезновение" свершилось ПО ВОЛЕ БОГОВ, хорошо соответствуют евангельским словам Христа, обращенными к Богу Отцу: "Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; НО НЕ ЧЕГО Я ХОЧУ, А ЧЕГО ТЫ" (Марк 14:36). То есть Христу очень тяжело, но он готов подчиниться воле Бога Отца.
.
4.6. ВОЗНЕСЕНИЕ ХРИСТА. БЕЗУСПЕШНЫЕ ПОПЫТКИ ЭНЕЯ КОСНУТЬСЯ ПРИЗРАКА КРЕУСЫ И СЛОВА ХРИСТА - "НЕ ПРИКАСАЙСЯ КО МНЕ", ОБРАЩЕННЫЕ К МАРИИ.
Призрак Креусы покидает Энея-Иоанна и "тает в воздухе" [125:0], с.161. Вероятно, так Вергилий описал Вознесение Христа на небо, рис.3.36. Отметим еще одну любопытную деталь. Эней-Иоанн три раза пытается прикоснуться к призраку Креусы, пытается "сжать в объятьях", однако "трижды из сомкнутых рук бесплотная тень ускользала, словно дыханье легка" [125:0], с.161.
Поделиться6602014-03-29 18:49:39
По-видимому, в такой форме у Вергилия отразился известный евангельский сюжет "Не прикасайся ко Мне". На рис.3.37 приведена картина Тициана под таким названием. Современный комментарий таков: "Только что воскресший и ТЩЕТНО ВЫДАЮЩИЙ СЕБЯ НА КРЕСТЬЯНИНА ХРИСТОС и у его ног обессилевшая от усталости и потрясения Мария Магдалина, которая ТЩЕТНО ПЫТАЕТСЯ ЕГО ОБНЯТЬ. Их последняя краткая встреча..." [40:1], с.232. Напомним слова Евангелия от Иоанна: "А Мария стояла у гроба и плакала... и, когда плакала... обратилась назад и увидела Иисуса стоящего... Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит Учитель! Иисус говорит ей: НЕ ПРИКАСАЙСЯ КО МНЕ, ибо Я еще не вошел к Отцу Моему" (Иоанн 20:11-17). Данный сюжет неоднократно отражался на старинных изображениях.
.
Как мы показали в книге "Царь Славян" еще одним отражением этого же евангельского эпизода является известная "античная" история Орфея, безвозвратно утерявшего свою жену Эвридику.
.
На этом вторая книга Энеиды заканчивается.
Отметим, что на картине Тициана "Не прикасайся ко Мне", рис.3.37, Христос представлен в виде ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА - у него в руках МОТЫГА. Это далеко не единственный пример такого рода. На некоторых других западноевропейских старинных картинах Христос тоже изображен В ВИДЕ КРЕСТЬЯНИНА, рис.3.38. Здесь Христос показан в крестьянской одежде, в широкополой шляпе и с ЛОПАТОЙ В РУКЕ.
Комментаторы отмечают данный факт, см. выше. Но не дают ему объяснений. В Евангелиях мы тоже ничего не находим по поводу "крестьянского облика" Христа. Тем не менее, старинные художники очевидно следовали какой-то традиции, возможно, уже забытой. Причем мы можем утверждать, что традиция эта возникла не случайно. В книге "Царь Славян" мы обнаружили, что Христос представлен в византийской истории как император Андроник Комнин. Его жизнеописание часто дополняет Евангелия различными подробностями. В частности, Никита Хониат сообщает, что царь Андроник повелел изобразить себя не в царских одеждах, а в виде ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА, чем сильно оскорбил знать.
.
"С внешней стороны, близ северных врат храма, выходящих на площадь, он (Андроник - Авт.) на огромной картине изобразил самого себя не в царском облачении, и не в золотом императорском одеянии, но в виде БЕДНОГО ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА, в одежде синего цвета, опускающейся до поясницы, и в белых сапогах, доходящих до колен. В РУКЕ У ЭТОГО ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА БЫЛА ТЯЖЕЛАЯ И БОЛЬШАЯ КРИВАЯ КОСА" [933:1], с.340.
.
Таким образом, некоторые западноевропейские живописцы, изображая Христа в виде земледельца, еще помнили, хотя и смутно, некоторые факты, не вошедшие в Евангелия, но отраженные в византийских источниках.