Не только "парадные", но и обычные царские письма-указы несли на себе тугру. На рис.14.194 и рис.14.195 показана фотография царского указа 1705 года от имени Петра, хранящегося в музее Александровской Слободы.
НОС. ФОМЕНКО НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ РУСИ. Русь. Англия. Византия. Рим
Сообщений 661 страница 690 из 1001
Поделиться6612014-05-09 22:30:02
Поделиться6622014-05-09 22:37:09
На рис.14.196 и рис.14.197 представлена фотография другого царского указа 1718 года, тоже от имени Петра. И тот и другой указ снабжены сложной росписью - тугрой, в начале документа.
Так что же получается? Неужели на Руси заботиться о защите царских указов от подделки при помощи изощренной сложной росписи-тугры начали лишь Романовы в XVII веке? А до этого русские цари-ханы якобы ничего такого не делали. В то же время, как мы видели, султаны Османской = Отоманской империи XVI века использовали тугру в обязательном порядке. Причем тугра была принадлежностью именно царского, султанского указа. Если указ был не султанский, тугра ему не полагалась. Это рассказали Г.В.Носовскому в 1998 году научные сотрудники отдела документов османской канцелярии в библиотеке Кирилла и Мефодия в г.Софии, в Болгарии. Они сообщили, что некоторое подобие тугры имели лишь некоторые янычарские военачальники. Но их роспись была существенно более простой, и ставилась не в начале документа. А султанская тугра ставилась в самом начале указа и занимала значительную часть листа или свитка.
Эта странность - отсутствие тугры или аналогичной защиты на русских великокняжеских до-романовских документах, и "появление" ее лишь при Романовых в XVII веке, - сразу объясняется в рамках нашей реконструкции. Скорее всего, НА ВСЕХ ЦАРСКИХ УКАЗАХ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ-ОРДЫ ТАКАЯ ТУГРА БЫЛА. И была абсолютно обязательной. Но Романовы уничтожили подавляющее большинство подлинных указов той эпохи. А вместо них изготовили подделки. Но подделать сложную тугру было практически невозможно. Поэтому романовские фальсификаторы пошли по более простому и естественному пути. Они изготовили фальшивые "подлинники" старых царско-ханских указов ВООБЩЕ БЕЗ ТУГРЫ. Попросту привесили к ним печати, изготовить которые особого труда не составляло. Так как оттиски, а возможно и сами печати, были в полном распоряжении Романовых. А вот квалифицированные ханские чиновники - каллиграфы Орды погибли во время Великой Смуты на Руси. Традиция прервалась. Романовские тугры, судя по всему, были уже существенно проще до-романовских.
Поделиться6632014-05-09 22:42:04
По-видимому, до нас все же дошли немногие до-романовские тугры Великой = "Монгольской" Империи XVI века. Например, в музее Гутенберга в городе Майнце, в Германии, выставлены два странных на первый взгляд свитка. А.Т.Фоменко и Т.Н.Фоменко обратили на них внимание в музее в 1998 году. Во всю высоту каждого свитка выписана огромная буква J или I, рис.14.198 и рис.14.199. Непосредственно под этой буквой оба свитка оборваны или обрезаны. Роскошный рисунок явно напоминает султанскую тугру. Поскольку он имеет форму буквы J, то естественно возникает мысль, что это - первая буква имени ИОАНН. Не является ли эта тугра - русской тугрой царя-хана Иоанна Грозного? Датировка тугры концом XVI века - 1597 годом, проставленная сотрудниками музея Гутенберга на пояснительной табличке, относится как раз ко времени еще не распавшейся Великой = "Монгольской" Империи. Поэтому в эту эпоху до Западной Европы еще могли доходить царские указы из Москвы с ханской тугрой. Сам текст указа, естественно, уничтожили, уже после мятежа Реформации XVII века. А тугру решили сохранить. Потому что очень красивая. Такие уже делать разучились.
По крайней мере, ЭТОТ РИСУНОК ИДЕАЛЬНО ПОДХОДИТ НА РОЛЬ ТУГРЫ. А вот если считать, что перед нами - просто каллиграфическая буква, то непонятно, зачем выписывать букву такого большого размера на весь лист. Конечно, в книгах иногда начинали красную строку с каллиграфической буквы. Но этот рисунок явно означает что-то другое. Обратим внимание, что буква J изображена НА СВИТКЕ. Это наводит на мысль, что это был некий важный государственный документ. В то время, в XVI веке, ханские документы Орды еще исполнялись в виде свитков.
Теперь совершенно по-другому мы начинаем смотреть на "подлинники" старых царских указов до-романовской эпохи, которые сегодня нам предлагают в музеях. Они выполнены совершенно по-другому, БЕЗ ТУГРЫ, без средств защиты от подлога. Привесить к подделке печать, как мы говорили, не составляло никаких трудностей. Писали текст, приделывали печать на шнурке, - имея оттиск или даже саму печать, - и клали в архив получившийся "подлинный старый русский документ". Так и возникали, например, "подлинные завещания Ивана Калиты". Причем не одно, а целых три [794]. И многое другое в таком же роде.
Поделиться6642014-05-09 22:44:05
В заключение приведем якобы подлинный договор о перемирии между польским королем Сигизмундом III и русским царем Василием Шуйским, датированный 1608 годом. То есть - до-романовской эпохой. См. рис.14.200. Сегодня этот договор бережно хранится в Государственном архиве древних актов в Москве как драгоценный подлинник старой русской истории [330:1], с.249. Но на нем нет и следа тугры. По нашему мнению, это - подделка. Как и подавляющее большинство других демонстрируемых нам сегодня грамот и договоров русских царей до-романовской эпохи. Все это, скорее всего, - подделки, изготовленные по заказу Романовых, дабы скрыть подлинную картину старой русской истории.
.
43. "АНТИЧНЫЙ" АХИЛЛЕС - ПРЕДВОДИТЕЛЬ МИРМИДОНОВ, ТО ЕСТЬ, ПО УТВЕРЖДЕНИЮ СТАРОГО ЛЕТОПИСЦА ИОАННА МАЛАЛЫ, - ПРЕДВОДИТЕЛЬ БОЛГАР И ГУННОВ.
Скалигеровская история уверяет нас, будто мирмидоны - это некое загадочное, давным-давно исчезнувшее "античное" племя. Их предводителем был легендарный герой Ахиллес, воевавший под стенами "древней" Трои. Современный мифологический словарь сообщает нам результат изысканий скалигеровских историков на эту тему. Результат этот следующий. "Мирмидоняне... фессалийский народ, подчиненный Ахиллесу и сопровождавший его под Трою. Они были выходцами с острова Эгины (то есть из земли Гуннов? - Авт.), где, по древнему сказанию, Зевс после чумы обратил муравьев в людей; отсюда и их название" [432], с.121.
Однако оказывается, средневековые летописцы были на этот счет СОВСЕМ ДРУГОГО МНЕНИЯ. Они очень хорошо знали, кто такие мирмидоны.
Вовсе не муравьи. Конечно, современные историки скажут нам, что "средневековым басням" доверять ни в коем случае не следует. Муравьи куда лучше. Посмотрим, тем не менее, что же говорит например известный средневековый хронист Иоанн Малала на эту тему. Он пишет: "Ахиллеус, имый воя своя, иже нарицахуся тогда Мурмидонес, ныне Болгаре и Унну" [338], с.122. То есть в современном русском переводе: "АХИЛЛЕС, имеющий воинов своих, которые назывались тогда МИРМИДОНАМИ, а ныне называются БОЛГАРЫ и ГУННЫ".
Между прочим, название МИРМИ-ДОНЫ, вероятно, означает совсем не муравьев, превращенных в людей, как убеждены скалигеровские историки, а МРАМОРНОЕ море, то есть МРАМОРНЫЙ ДОН или МРАМОРНЫЙ ДУНАЙ. Напомним, что слово ДОН раньше означало РЕКУ, ВОДУ. См. ХРОН5.
И Болгары, и Гунны, то есть Венгры, действительно живут не так уж далеко от МРАМОРНОГО моря и реки ДУНАЙ.
Мы вновь и вновь сталкиваемся с тем, насколько сильно неправильная скалигеровская хронология искажает реальность средних веков. На самом деле, согласно нашей реконструкции, речь идет о Троянской войне вокруг Константинополя, то есть о крупнейшем событии XIII-XIV веков н.э. В которой естественно участвовали и болгары, и гунны, то есть венгры. См. ХРОН5.
Поделиться6652014-05-09 22:52:22
44. РУССКИЙ ТЕРЕМ И ВОСТОЧНЫЙ ГАРЕМ - ЭТО ОДНО И ТО ЖЕ.
Слово ГАРЕМ хорошо известно. Считается, что слово гарем происходит от арабского харам - ЗАПРЕТНОЕ и означает "женское помещение в мусульманском доме" [797], с.276. В турецком султанском гареме, например, жили женщины из семьи султана, его мать, сестры, жены. Гарем охранялся особой стражей, евнухами [1259], с.20. Вход в гарем для посторонних был категорически запрещен. В султанском гареме был тронный зал, где султан "развлекал своих ближайших и наиболее доверенных друзей" [1465], с.87. Выход женщинам из гарема был тоже в общем-то запрещен или по крайней мере сильно ограничен. Гаремы были не только у султана, но и у богатых людей. Гарем являлся частью жилого дома или отдельно стоящим строением, где замкнуто жили женщины.
Женский гарем был и у ВИЗАНТИЙСКИХ императоров. Например, "Теодульф указывает на ВИЗАНТИЙСКИЙ ОБЫЧАЙ ДЕРЖАНИЯ ЖЕНЩИН ПОД СТРАЖЕЙ" [336], т.5, с.63.
Оказывается, в Древней Руси тоже были ГАРЕМЫ. Причем назывались они тем же самым словом. Которое всем нам хорошо известно с детства. Это слово - ТЕРЕМ. Что такое терем? Энциклопедия сообщает: "ТЕРЕМ - в Древней Руси жилой верхний ярус богатых хором или палат с высокой крышей. Иногда ставился отдельно на подклети, над воротами и т.д.; соединялся с хоромами переходом. Терем играл большую роль в живописном облике древнерусских хором. В ТЕРЕМЕ ОБЫЧНО ЗАМКНУТО ЖИЛИ ЖЕНЩИНЫ" [85], т.42, с.298. Таким образом, РУССКИЙ ТЕРЕМ и ТУРЕЦКИЙ, да и вообще восточный, ГАРЕМ - это просто ОДНО И ТО ЖЕ. Более того, трудно не заметить, что слово ГАРЕМ и слово ТЕРЕМ отличаются лишь первой буквой. Причем эти буквы, то есть Г и Т пишутся, и писались раньше, практически одинаково. Стоит лишь чуть небрежно написать верхнюю палочку у Т, как буква Т сразу же превращается в букву Г.
Кроме того, слово ТЕРЕМ по своему смыслу, даже в современном русском языке, очевидно является вариантом слова ТЮРЬМА. То есть "дом, из которого не выпускают". Но ведь это в точности смысл "древне"-арабского слова ГАРЕМ. Считается, что это слово означало нечто ЗАПРЕЩЕННОЕ, ЗАКРЫТОЕ [1259], с.20. Кстати, И.Забелин в своей "Истории города Москвы", приводя цитату из русского хронографа, прямо называет Теремной дворец - ТЮРЕМНЫМ: "Создал в своем дворе полату, зело пречудну, сыну своему царевичу Алексею (ТЮРЕМНЫЙ ДВОРЕЦ)" [284], с.164.
Не надо думать, что ТЕРЕМА = ГАРЕМЫ существовали только в "очень-очень древней" Руси. Последний царский Теремной, то есть Гаремный дворец, был построен в Московском Кремле в 1635-1636 годах. То есть уже при первых Романовых. И стоит до сих пор [85], т.42, с.298. Правда, роспись стен и сводов в кремлевском тереме = гареме была ЗАМЕНЕНА НА НОВУЮ в XIX веке, а именно, в 1837 году [85], т.42, с.298. По-видимому, старую роспись уничтожили, чтобы не вызывать лишних вопросов. В Теремном = Гаремном дворце <<жилые покои располагались на 4-м этаже и состояли из 4 смежных комнат: сеней, передней (приемной), престольной, и опочивальни. Пятый этаж - просторный светлый "чердак", или терем, с высокой золоченой кровлей, окруженный открытой террасой (гульбищем)>> [85], т.42, с.298. Все это описание не оставляет ни малейшего сомнения о назначении кремлевского Терема = Гарема. В нем жили женщины из царской семьи, и он использовался для развлечения царя в тесном кругу приближенных лиц. Отметим, что так же, как и в турецком султанском гареме, одна из комнат называлась престольной, то есть ТРОННОЙ, рис.14.201.
В феврале 2000 года нам удалось посетить Теремной дворец Московского Кремля. Старший научный сотрудник музеев Кремля, профессиональный экскурсовод Большого Кремлевского Дворца, в состав которого сегодня входит Теремной дворец, сообщил несколько интересных деталей, хорошо дополняющих описанную выше картину. Во-первых, история этого дворца и его предназначение сегодня считаются плохо известными. Оказывается, разные историки сегодня спорят друг с другом - что же здесь на самом деле находилось. Одни говорят, что тут были "рабочие кабинеты царя". Другие утверждают, что в этой части Теремного дворца, на его верхних этажах, располагались детские комнаты, где играли дети. Это как-то странно. Получается, будто царь работал, подписывал бумаги, советовался с придворными, решал срочные государственные дела в "домашней обстановке", между делом играя с детьми? Вряд ли. Скорее всего, никаких рабочих комнат тут не было. Был гарем. В котором, естественно, резвились дети. В связи с этим стоит отметить, что, как сообщают историки, "будущий первый российский император Петр I родился в ночь на 30 мая 1672 года в ТЕРЕМНОМ ДВОРЦЕ московского Кремля" [332], с.491. Все ясно. Петр I родился в Гареме, что совершенно естественно.
Оказывается, войти в Теремной дворец было очень непросто. Вокруг него и у входа стояло несколько постов охраны. Даже ближайшее окружение царя допускалось сюда лишь после неоднократного тщательного досмотра. Для "рабочих кабинетов" это выглядело бы странно. А вот для гарема - более чем естественно. Ни один мужчина, кроме царя, сюда в общем-то войти не мог. Потому и несколько слоев охраны. Охраняли жен царя, его детей, будущих наследников престола.
Любопытно, что вход в старую часть дворца закрыт так называемой "золотой решеткой". Часть решетки, закрывающая один из трех входов, показана на рис.14.202. Конечно, сегодня это не та золотая решетка, которая тут была в XVI веке. Старая до-романовская решетка, судя по описаниям современников, была сделана из цельного кованого золота, см. ХРОН5. По-видимому, золотая роскошь решетки подчеркивала особый статус этих помещений дворца.
Поделиться6662014-05-09 22:56:50
Пройдя "золотую решетку", направо мы видим алтарь домашней царской церкви, а налево - лестницу на четвертый этаж Теремного дворца. То есть собственно сам Гарем-Терем, рис.14.203. Стены покрыты ЧИСТО РАСТИТЕЛЬНЫМ ОРНАМЕНТОМ, несколько напоминающим внутреннюю роспись Собора Василия Блаженного, см. ХРОН6. Эта роспись, как нам сообщил экскурсовод, выполнена в XIX веке. Старинная роспись полностью утрачена. Хотя была выполнена в XVII веке, и к XIX веку вовсе не была такой уж старой. Скорее всего, была сбита.
Далее экскурсовод сообщил, что предназначение комнат четвертого этажа сегодня не очень понятно. Когда мы вошли туда, в глаза сразу бросилась интимная атмосфера и обстановка этих помещений, рис.14.204,
Поделиться6672014-05-09 23:06:11
рис.14.205.
Глава 14.
44. РУССКИЙ ТЕРЕМ И ВОСТОЧНЫЙ ГАРЕМ - ЭТО ОДНО И ТО ЖЕ.
(Продолжение) (2-я часть -- след.книга.)
http://www.chronologia.org/xpon4/14_33.html
Поделиться6682014-05-11 14:26:25
26. РАЗРЕЗАНИЕ МЕЧОМ НЕКОЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА И ЕГО ЧУДЕСНОЕ СРАСТАНИЕ ВО ВРЕМЯ УСПЕНИЯ МАРИИ БОГОМАТЕРИ - ЭТО ОТРАЖЕНИЕ РОЖДЕНИЯ ХРИСТА ПРИ ПОМОЩИ КЕСАРЕВА СЕЧЕНИЯ.
.
Обратимся к Житию Богоматери, изложенному в книге "Земная жизнь Пресвятой Богородицы" [298:1]. Сейчас нас особенно интересует ее XVII глава под названием "Успение Пресвятой Богородицы". Как мы уже видели, старинные авторы иногда переплетали и совмещали Рождение Христа с Успением Богородицы. Обнаружатся ли следы такого наложения в "Житии Богоматери"? Да, такие следы есть и достаточно яркие.
.
Говорится следующее. <<Апостолы, сподобившиеся видеть славное восхождение на небо Пресвятой Богородицы, в трепете стояли, смотря на небо... Смотрели на пречистое Ее тело (лежавшее на одре - Авт.)...
.
Многие из неверующих жителей Иерусалима скоро услышали необыкновенное пение и... поспешили донести о том первосвященникам и старейшинам, и все они воспылали гневом и завистью при виде почестей, воздаваемых Матери распятого ими Иисуса. НАЧАЛЬНИКИ ИУДЕЙСКИЕ НЕМЕДЛЕННО ВЫСЛАЛИ ВОЙСКО И НАУЧИЛИ НАРОД НАПАСТЬ НА ХРИСТИАН С ОРУЖИЕМ и дрекольем, всех разогнать, апостолов убить, а тело Богородицы сжечь; но сила Божия не допустила такого злодеяния: светозарный облачный венец, сопровождавший погребальное шествие, спустился на землю и оградил его, как стеною...
.
Особенной дерзостью отличался один из иудейских священников, по имени Афоний; он изрыгал богохульства над одром Богородицы и поносил Ее Сына, Господа Иисуса Христа... С яростью ОН БРОСИЛСЯ К ОДРУ, чтобы сбросить на землю пречистое тело; НО ЕДВА РУКИ ЕГО КОСНУЛИСЬ ОДРА, КАК АНГЕЛ ГОСПОДЕНЬ ОТСЕК ЕМУ ОБЕ РУКИ НЕВЕЩЕСТВЕННЫМ МЕЧОМ ГНЕВА БОЖИЯ; ОТСЕЧЕННЫЕ РУКИ ПОВИСЛИ НА ОДРЕ, а сам он упал на землю со страшным воплем. Ужасное наказание вразумило его; он познал грех свой и воззвал к апостолам... Апостол Петр остановил шествие и сказал Афонию: "ИСЦЕЛИТЬ ТЕБЯ мы не можем... Но и Он (Христос - Авт.) не подаст тебе ИСЦЕЛЕНИЯ, пока ты не уверуешь в Него... Тогда Афоний громко возопиял: "Верую, что Христос есть обещанный Мессия, Спаситель мира!" ... Апостол Петр велел Афонию... приложить остатки рук К ОТСЕЧЕННЫМ ЧАСТЯМ, ВИСЕВШИМ НА ОДРЕ. Как только Афоний исполнил это, РАССЕЧЕННЫЕ РУКИ ТОТЧАС СРОСЛИСЬ И СТАЛИ СОВЕРШЕННО ЗДОРОВЫ, ОСТАЛАСЬ ТОЛЬКО КРАСНАЯ ЧЕРТА, КАК НИТЬ, около локтей в знак отсечения. Афоний пал перед одром, поклонился Господу Иисусу>> [298:1], с.99-101.
.
О чем же здесь рассказано? Давайте вычленим из данного сюжета суть дела. Получится следующее.
.
# Рядом с одром Богоматери оказывается некий "злой" человек, желающий прикоснуться к пречистому телу Богоматери.
.
# Он протягивает руки к телу Марии. Появляется Ангел, в руках которого оказывается меч.
.
# Наносится удар мечом. В результате отсекается некая часть тела, якобы две руки Афония, рис.2.106
Поделиться6692014-05-11 14:28:49
и рис.2.107. В то же время отсеченная часть тела оказывается лежащей на одре, рядом с пречистым телом Богоматери.
.
# Афоний обращается к Христу и молит об исцелении. Напомним, что на православных иконах "Успения Богоматери" рядом с Марией практически всегда изображается Христос с маленькой запеленутой фигуркой на руках.
.
# Исцеление происходит. Рассеченное тело восстанавливается, срастается. Подчеркивается, что при этом остается след операции - КРАСНЫЙ ШОВ, красная черта в виде нити, показывающая, где был сделан разрез.
.
# Афоний превращается из плохого человека в хорошего, уверовавшего в Христа.
.
По нашему мнению здесь в достаточно откровенной форме рассказано о кесаревом сечении, при помощи которого на свет появился Христос. При этом однако надо учесть, что христианские авторы не говорят об этом прямым текстом, а прибегают к слегка затуманенному иносказанию. В самом деле, пройдемся еще раз по всем шести узлам сюжета.
.
# "Злым" человеком здесь, вероятно, назван врач, хирург, призванный для операции по спасению Младенца во время трудных родов. Как и описано в "Житии", он оказывается рядом с ложем, на котором лежит Дева Мария. То обстоятельство, что христианские авторы характеризуют врача как "злого человека", может быть отражением того, что он сейчас должен будет причинить боль женщине, сделать разрез на ее теле. То есть "причинить зло", хотя и во благо. Позднейшие летописцы могли донести до нас этот мотив "необходимого зла", причинения боли во имя спасения. Уже забыв суть дела, они сочли врача "нехорошим человеком", желающим коснуться тела Марии с дурными намерениями.
.
# Врач (Афоний) протягивает руки к телу Марии, начиная операцию. В его руке появляется острый скальпель, нож, кинжал. "Житие" в общем говорит то же самое, хотя и вкладывает меч в руку появившегося Ангела, а не в руку Афония.
.
# Врач делает ножом разрез на теле женщины и извлекает на свет Младенца. "Житие" аллегорически описывает этот центральный момент как "отсечение части тела". При этом подчеркивается, что "отсеченная часть" остается на ложе Богоматери: отсеченные руки Афония якобы остались лежать на одре. Понятно, почему "Житие" говорит об отсеченных РУКАХ. По-видимому, по той причине, что нож был в РУКАХ хирурга и наносил разрез на теле. Авторы "Жития" слегка спутали или специально затуманили суть дела.
.
# Врач начинает зашивать разрез. То есть начинает "исцелять Марию". Христианские летописцы говорят здесь О МОЛЬБАХ ОБ ИСЦЕЛЕНИИ. Ясное дело, что все вокруг молились за здоровье - исцеление - Марии и явившегося на свет Младенца. Однако "Житие" переносит мотив исцеления с Богоматери на врача Афония. Якобы исцелить надо не Марию, а Афония.
.
# Исцеление происходит. Врач зашивает рану на животе или на боку женщины. На теле, где только что был разрез, появляется красный шов. "Житие" абсолютно четко говорит о "красной черте, как о нити", показывающей место "отсечения". Итак, молитвы подействовали, рана исчезла, срослась.
.
# Врач сделал доброе дело, он спас жизнь Марии и жизнь Младенца Христа. Поэтому теперь "Житие" меняет свое отношение к Афонию. Он "превращается" из злого человека в хорошего. Он уверовал в Христа. Ясно, что все присутствовавшие при хирургической операции опасались за ее исход и волновались. Успешное завершение сразу же было расценено как свидетельство высокой квалификации врача и ему возданы заслуженные хвалы.
.
Таким образом, в основе дошедшего до нашего времени варианта "Жития Богородицы" лежал какой-то старый текст, достаточно точно описывавший подлинные события. Но потом, под влиянием новых веяний, было решено слегка затушевать некоторые события XII века, касающиеся Христа и Богоматери. В частности, отодвинули в сторону историю кесарева сечения. В общем ее сохранили, но под другими именами. При этом отнесли в "античность". Старинный первоисточник "Жития Богоматери" отредактировали и переписали. Все основные узлы сюжета сохранились, однако в слегка аллегорическом и затуманенном виде. Однако, как мы показали, опираясь на новую хронологию, удается восстановить подлинную первооснову "Жития Богородицы" по крайней мере в части, касающейся Успения Богоматери.
.
Возвращаясь к православным иконам "Успение Богоматери" отметим, что, вероятно, первоосновой этих изображений была вполне понятная теперь реальная сцена. Рядом с постелью Марии стоял врач, сделавший успешную операцию и держащий на руках только что родившегося Младенца Христа. Поэтому маленькую фигурку новорожденного рисовали запеленутой. Но потом, когда суть дела слегка затуманили, стали говорить, что тут показано Успение Богоматери, а вовсе не Рождество Христа. Вместо фигуры хирурга стали изображать взрослого Христа. Маленькая запеленутая фигурка в его руках осталась, но ее стали интерпретировать как душу Богоматери.
Поделиться6702014-05-11 14:34:47
27. ИНТЕРЕСНАЯ ФРЕСКА, ПОСВЯЩЕННАЯ МАРИИ, РАССКАЗЫВАЮЩАЯ О ЧУДЕСНОМ НАХОЖДЕНИИ И СПАСЕНИИ РЕБЕНКА И, ОДНОВРЕМЕННО, О ЧУДЕСНОМ СПАСЕНИИ "ПРАВИТЕЛЬНИЦЫ".
.
Любопытно, что в христианском искусстве сохранились свидетельства того, что кесарево сечение связывалось с Марией, упомянутой в Евангелиях. Либо с Марией Богородицей, либо с Марией Магдалиной. Не исключено, что по прошествии какого-то времени некоторые люди могли путать двух Марий. На рис.2.108 и рис.2.109 приведены две средневековые фрески якобы 1365 года из капеллы Ринуччини во Флоренции, Санта Кроче. Автор фресок - Джованни да Милано. На рис.2.108 показаны пять сцен из истории Марии Богоматери, а на рис.2.109 - пять сцен из истории Марии Магдалины.
Поделиться6712014-05-11 14:45:39
На фреске, посвященной Марии Магдалине, наше внимание сразу привлекает правая нижняя фреска, рис.2.110,
Поделиться6722014-05-11 14:48:10
рис.2.111. Комментаторы предлагают нам считать, будто тут изображены одновременно ДВА СЮЖЕТА из истории Марии Магдалины: "Чудесное нахождение ребенка" (или "Нахождение потерявшегося ребенка"), а также "Воскрешение жены правителя благодаря молитвам Марии Магдалины" [654:0], с.351, 354.
.
В Новом Завете о таких сюжетах, связанных с Марией Магдалиной, ничего не говорится. Итак, нам предлагают считать, будто художник соединил на фреске два различных события. Может быть и так. Но если принять предлагаемое историками толкование данной фрески, то следовало бы ожидать, что на ней должна быть изображена САМА МАРИЯ МАГДАЛИНА, молитвами которой и была воскрешена жена правителя и спасен некий ребенок. Однако все люди, за исключением лежащей на постели женщины, это - мужчины! Первая мужская группа находится справа. Еще трое мужчин изображены в корабле, стоящем на якорях у берега. Совершенно ясно видно, что НИ ОДНОЙ ЖЕНЩИНЫ СРЕДИ ЛЮДЕЙ, ОКРУЖАЮЩИХ ЛЕЖАЩУЮ ПРАВИТЕЛЬНИЦУ, ЗДЕСЬ НЕТ. Но тогда возникает естественная мысль, что Мария Магдалина на фреске все-таки изображена. А именно, как лежащая женщина-правительница. Все становится на свои места.
.
Таким образом, принятая сегодня уклончивая интерпретация настоящей фрески была, скорее всего, придумана поздно. Причем, надо сказать, не совсем удачно. Конечно, не исключено, что какая-то подобная история могла иметь место в "биографии" Марии Магдалины. Однако сопоставление ее с фреской Джованни да Милано представляется нам явной натяжкой. По нашему мнению, ситуация проще и, кстати, куда более интересна.
.
В самом деле, что мы видим на фреске? На переднем плане лежит женщина в красном царском одеянии. Недаром комментаторы справедливо рассуждают здесь о правительнице. Над ней склонился мужчина, держащий в руках младенца. Младенец стоит на животе правительницы. Причем его ножки, а особенно правая, изображены утопающими в животе женщины, см. рис.2.111.
.
Вероятно, здесь изображено Рождение Христа, совмещенное с Успением Марии Богоматери. Она лежит в КРАСНОМ ЦАРСКОМ одеянии. Но, как мы уже видели выше, старинные авторы действительно иногда "переплетали" Успение Марии Богородицы с Рождеством Христовым. На фреске мы видим, что рядом с лежащей Марией стоит мужчина в темной одежде. Скорее всего, он извлекает из живота лежащей Марии обнаженного Младенца! Повторим, что именно из живота. По-видимому, здесь в преломленном виде изображено кесарево сечение, при помощи которого Мария Богородица родила Христа. Рядом, вероятно, стоит врач. Люди справа молятся о здоровье Марии и об успешных родах.
.
Между прочим, становится понятным и второе название, присваиваемое данному изображению, и говорящее о ЧУДЕСНОМ СПАСЕНИИ РЕБЕНКА, см. выше. Ведь если речь шла о кесаревом сечении, то такие слова приобретают абсолютно ясный и прямой смысл. Действительно, хирургическая операция при трудных родах, сделанная Марии, помогла врачам СПАСТИ РОЖДАВШЕГОСЯ РЕБЕНКА, то есть Младенца Христа. Такое важное событие вполне могли расценить в те времена как ЧУДО.
.
Потом, когда суть дела стала забываться под давлением новых веяний в XVI-XVII веках, первоначальное название фрески, да и самого сюжета, слегка исказилось и стало звучать как "Чудесное нахождение (спасение) потерявшегося ребенка". Основные узлы подлинной истории рождения Христа кесаревым сечением здесь, конечно, остались: Мария, лежащая на постели в тяжелом состоянии, и чудесное спасение Младенца. Понятно, кстати, почему впоследствии стали иногда как бы совмещать Рождение Христа с Успением Марии. По той простой причине, что роды были тяжелыми и опасными. Дева Мария могла умереть, но не умерла. Хотя ее жизнь находилась под серьезной угрозой.
.
Могут возразить: но ведь фреска находится среди цикла изображений, посвященных, как нам сегодня говорят, Марии Магдалине. На это мы ответим так. По прошествии некоторого времени данный сюжет из истории МАРИИ Богородицы могли затуманить, намеренно или по ошибке, и перенести его на МАРИЮ Магдалину. Тем более, что в капелле Ринуччини, в одном и том же помещении, изображены истории обеих Марий - как Марии Богоматери, так и Марии Магдалины. Два цикла фресок были помещены рядом друг с другом. Могла возникнуть естественная путаница.
.
Еще раз подчеркнем, что мы опять сталкиваемся здесь с объединением, переплетением мотива Успения Марии и мотива Рождества Христова. Первоначально тут имелось в виду Успение Марии и Рождение Младенца Христа при тяжелых родах, опасных для матери.
Поделиться6732014-05-11 14:52:00
Укажем на еще один аргумент в пользу именно нашей интерпретации данной фрески. Нельзя не видеть, что это изображение хорошо соответствует многочисленным каноническим изображениям Успения Марии Богородицы. Мы подробно говорили о них в книге "Царь Славян",гл.2:52. На православных иконах, а также на некоторых западноевропейских иконах, называющихся "Успение Богородицы", изображена Мария, лежащая на смертном одре, а над ней, в самом центре иконы, стоит Христос и держит в руках, на уровне своего плеча, маленькую, запеленутую в белую ткань фигурку Богородицы, см. рис.2.112 и рис.2.113. Как мы показали ранее, старинные иконописцы совместили здесь, вероятно, два сюжета: Успение Марии и Рождение Христа посредством кесарева сечения. Примерно тот же сюжет показан и на фреске Джованни да Милано. Женщина в красном царском одеянии лежит на постели. Рядом с ней - мужчина, вероятно, врач, держащий на руках обнаженного Младенца.
Итак, одна средневековая традиция стала говорить, что тут показано Успение Марии и что мужчина над ней - это Христос, держащий в руках маленькую фигурку, символизирующую душу Марии. Другая традиция считала, что тут показано Рождение Младенца Христа кесаревым сечением. Мария Богородица лежит на постели, а врач извлекает Младенца из ее живота. Фреска Джованни да Милано выдержана в духе именно этой, второй традиции.
Поделиться6742014-05-11 14:55:43
28. ПОЧЕМУ В ЕВАНГЕЛИЯХ "НОЖ-МЕЧ ЛУКРЕЦИИ-МАРИИ" ОТРАЗИЛСЯ ИНОСКАЗАТЕЛЬНО, А ЛИВИЙ РАССКАЗАЛ О НЕМ ВПОЛНЕ ОТКРОВЕННО.
.
Следующее замечание не связано напрямую с сутью нашего исследования, однако может оказаться полезным при реконструкции психологической атмосферы средневековья.
.
В Евангелиях, и вообще в восточной церковной и живописной традиции, сюжет о "ноже-мече Лукреции-Марии", - то есть о кесаревом сечении, - не нашел буквального отражения. Он подробно не описан. Ангел, замахивающийся мечом у постели усопшей Марии, является, конечно, прямым намеком на данный сюжет, но все-таки не до конца откровенным. Причина кроется, вероятно, в очевидной сдержанности евангелистов, не допустивших на страницы своих произведений, например, натуралистических подробностей казни Христа и других шокирующих физиологических деталей, которые могли бы больно задеть чувства верующих. Напротив, другие авторы, - например, западноевропейские Тит Ливий и Плутарх, - были воспитаны в иных традициях. Поэтому более откровенно рассказали нам об окровавленном ноже, вспоровшем тело, при помощи которого, как мы теперь понимаем, было сделано кесарево сечение.
.
Вообще, мы уже отмечали по разным поводам заметное и любопытное различие между западноевропейскими изобразительными традициями XV-XVIII веков и восточными. На Западе живописное и литературное искусство той поры оказалось более склонным к описанию физиологических подробностей страстей святых, их пыток и казней. Натуралистически изображали, например, вспарывание животов, см. рис.2.114. Неторопливое наматывание на барабан окровавленных кишок мученика, садистски вытягиваемых палачами из несчастной жертвы, рис.2.115
Поделиться6752014-05-11 14:58:15
и рис.2.116.
Поделиться6762014-05-11 15:00:32
Вполне достоверно показывали - как надо сдирать кожу с живого человека, аккуратно отделяя ее острым ножиком от дергающихся мышц, рис.2.117
Поделиться6772014-05-11 15:02:56
и рис.2.118. Психологическое воздействие здесь многократно усиливается талантливой игрой ярких красок на цветном оригинале картины Герарда Давида "Суд Камбиза".
Поделиться6782014-05-11 15:05:46
Так же тщательно, с "колющими" деталями, западноевропейские художники рисовали окровавленных святых, насквозь пронзенных множеством стрел, рис.2.119. Или неспешно поджариваемых на кострах и надеваемых на вилы, рис.2.120. Вспомните также будоражащие картины Босха и Брейгеля. И так далее и тому подобное. Между прочим, в книге "Реконструкция" мы высказали соображения о возможных причинах возникновения такого психологически режущего западноевропейского натурализма XV-XVIII веков. Но сейчас мы не будем повторять их, поскольку в данный момент обсуждаем иную тему.
.
А вот на Руси и вообще на востоке, сложился более сдержанный стиль. Поэтому, вероятно, Евангелия и умолчали об окровавленном ноже, связываемом с Марией-Лукрецией. Умолчали и об отрубленной правой руке Андроника-Христа. Как и о его выколотом глазе, см. нашу книгу "Царь Славян".
.
Мы вовсе не хотим сказать, что какая-то традиция лучше или хуже другой. Они просто разные. И существенно. Каждая из них, как восточная, так и западная, очевидно, имеет свои "плюсы и минусы". Но полезно понимать, что ПОДОБНЫЕ РАЗЛИЧИЯ СУЩЕСТВОВАЛИ, начиная с XVI-XVII веков. Осознание этого помогает иногда более глубоко понять смысл старых текстов. И увидеть не столь очевидные, на первый взгляд, соответствия между ними.
Поделиться6792014-05-11 15:07:52
29. НАША РЕКОНСТРУКЦИЯ ОШИБОК СРЕДНЕВЕКОВЫХ ХРОНОЛОГОВ.
Подведем некоторые итоги. На рис.2.121 наглядно изображены основные даты обсуждавшихся выше "античных" событий в их сравнении со средневековыми. Как мы показали, в начале и конце Царского Рима Тит Ливий поставил два отражения императора Андроника-Христа. То есть описал царей "Ромула" и "Сервия Туллия". Скалигеровские даты их жизни указаны на рис.2.121 в соответствии с "Хронологическими Таблицами" Ж.Блера [76]. Получается, что хронологический сдвиг между реальной историей и фантомной скалигеровской составляет для Царского Рима примерно 1720 лет, поскольку 1185 + 535 = 1720. После распятия Христа в 1185 году н.э. начинается Крестоносная война. В частности, Четвертый Крестовый поход 1204 года. Эту же войну именовали Троянской, а также Тарквинийской и Готской войнами, рис.2.121.
.
Повторим, что в начале и конце Царского Рима XIII-XIV веков н.э., длительность которого составляет около 200 лет, произошли два события, которые сильно путали позднейших хронологов. ПЕРВОЕ СОБЫТИЕ: крещение Руси-Орды самим Андроником-Христом в конце XII века. ВТОРОЕ СОБЫТИЕ: крещение Великой = "Монгольской" Империи в конце XIV века Дмитрием Донским = Константином Великим. Именно здесь кроется причина того, что Тит Ливий и другие римские историки два раза описали императора Андроника-Христа. ПЕРВЫЙ РАЗ - как царя "Ромула", а ВТОРОЙ РАЗ - как царя "Сервия Туллия". Расстояние во времени между этими дубликатами как раз и составляет примерно двести лет, рис.2.121.
.
Поэтому позднейшие хронологи, как мы видим, ошибочно смещали Царский Рим "вниз" - либо в эпоху 753-535 годов до н.э., либо в эпоху 535-340 годов до н.э. Механизм ошибки становится вполне понятным.
Поделиться6802014-05-11 15:10:10
30. В ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ ИЗВЕСТНО, ЧТО ПЛАНЫ "АНТИЧНОГО" РИМА ЭПОХИ СЕРВИЯ ТУЛЛИЯ "ПОЧЕМУ-ТО" УДИВИТЕЛЬНО ПОХОЖИ НА ПЛАНЫ МОСКОВСКОГО БЕЛОГО ГОРОДА И МОСКОВСКОГО СКОРОДОМА.
.
Оказывается, историки архитектуры давно обратили внимание на любопытное обстоятельство. Оказывается, старые планы города Москвы достаточно похожи на планы "античного" Рима эпохи первых царей. Конечно, архитекторы, воспитанные на скалигеровской хронологии, "объясняют" этот факт тем, что московские цари неуклюже пытались воспроизвести у себя, на Руси, величие "Древнего" Рима. Более того, русско-ордынские цари, как выясняется, настаивали на своем прямом происхождении именно от первых римских императоров. Над этими заявлениями современные историки посмеиваются. Дескать, не очень образованные и, в общем-то, примитивно-варварские средневековые правители Руси, подпрыгивая на цыпочках, безуспешно пытались встать вровень с просвещенными западноевропейскими наследниками "античной" Римской Империи. Наши результаты показывают, что картина была прямо обратной. Скорее всего, русские цари-ханы были правы, возводя свою родословную к императорам "античного" Рима, то есть Руси-Орды. Как мы показываем, "античный" Рим был основан Энеем-Рюриком в Междуречье Оки и Волги. Именно поэтому дошедшие до нашего времени старинные планы "античного" Рима удивительно напоминают, по мнению самих историков, планы Белого Города и Скородома в Москве. То есть старой части русской средневековой столицы.
.
Вытекающая из новой хронологии такая замена направления заимствования НА ОБРАТНОЕ, - не с запада на восток, а с востока на запад, - психологически трудно усваивается нашими современниками. Все мы были воспитаны на ошибочной хронологии. На которой основаны и глубоко укоренившиеся предрассудки о превосходстве Запада над Востоком. Однако такое мнение возникло лишь в XVIII-XIX веках. Современные западные европейцы часто достаточно раздраженно реагируют на пересмотр подобных версий. А некоторые российские читатели испуганно смущаются и даже, образно выражаясь, заливаются жгучей краской стыда, услышав гипотезу о том, что "античный" Рим был основан на Руси в XIII веке н.э., а вовсе не в современной Италии якобы в VIII веке до н.э. Становится как бы неудобно перед западноевропейскими коллегами. Однако, по-видимому, следует спокойно отвлечься от сложившихся стереотипов и терпимее относиться к предлагаемому пересмотру устоявшихся воззрений. Тем более, что обнаруженное нами изменение хронологии основано на независимых датировках, установленных математическими и астрономическими методами, см. "Основания истории", "Методы" и "Звезды".
.
Перейдем теперь к конкретному анализу старых планов Москвы и Рима. Историки сами пишут: <<Можно предположить, что кругообразная форма плана Москвы служила средством определенного УПОДОБЛЕНИЯ МОСКВЫ КОНЦА XVI В. ИДЕАЛИЗИРОВАННОМУ АНТИЧНОМУ РИМУ (ИМЕННО "ПЕРВОМУ" РИМУ, ОТ ПЕРВОГО ИМПЕРАТОРА КОТОРОГО МОСКОВСКИЕ ГОСУДАРИ ПЫТАЛИСЬ ВЕСТИ СВОЮ ГЕНЕАЛОГИЮ). Круг часто служил символической схемой Рима, как об этом свидетельствуют средневековые гравюры и карты мира. Существенно, что в XVI в. в Италии появилась целая серия аксонометрических планов-схем, "возрождающих" образ античного Рима. Не исключено, что такого рода гравюры могли в свое время попасть и в Россию. Одна из гравюр этой серии, изданная в 1527 г., изображает Рим ВРЕМЕН СЕРВИЯ ТУЛЛИЯ в виде октогона, заключающего в себе семь холмов (см. рис.2.122 - Авт.).
Поделиться6812014-05-11 15:12:08
НАПРАШИВАЕТСЯ СООТНЕСЕНИЕ ЭТОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ С "МНОГОГРАННЫМ" БЕЛЫМ ГОРОДОМ (рис.2.123 - Авт.).
Поделиться6822014-05-11 15:17:55
АНАЛОГИЮ МОСКВЫ В ПРЕДЕЛАХ СКОРОДОМА (рис.2.124 - Авт.)
Поделиться6832014-05-11 15:23:08
МОЖНО ВИДЕТЬ В КРУГООБРАЗНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЯХ РИМА ПЕРВЫХ ИМПЕРАТОРОВ (см. рис.2.125 - Авт.). В центре условно переданного города авторы изображений (Рима - Авт.) помещали высокий восьмигранный столп-миллиарий, от которого в древности производился отсчет расстояний по всем радиальным направлениям и который интепретировался как "пуп земли".
Поделиться6842014-05-11 15:24:56
СХОДНУЮ В СВОЕЙ СХЕМЕ СТРУКТУРУ ПРИОБРЕЛА И МОСКВА, ГДЕ ЦЕНТРАЛЬНЫМ СТОЛПОМ СТАЛ СЛУЖИТЬ ХРАМ-КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО (рис.2.126
Поделиться6852014-05-11 15:26:54
и рис.2.127 - Авт.). МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ КАК ЯДРО ГОРОДА НАХОДИЛ АНАЛОГ В РИМСКОМ КАПИТОЛИИ, на котором и помещался геометрический центр античного Рима (недаром Л.-Б.Альберти при составлении своего инструментального плана Рима устанавливал центральную точку именно здесь). Одновременно КРЕМЛЬ БЫЛ И ПОДОБИЕМ ПАЛАТИНА - холма, занятого императорской резиденцией. Быть может двучастность московского центра (Кремль и Китай-город) ассоциативно отвечала факту наличия двух центров в древнем Риме>> [40:-1], с.96.
.
Картина достаточно ясная. Скорее всего, нужно поменять направление аналогий, указанных историками, на ОБРАТНОЕ. Не Москву и Кремль строили по образу и подобию итальянского Рима, а наоборот. Итальянский Рим возводили в конце XIV века н.э., как один из центров "монгольского" наместничества в Западной Европе. Ясное дело, РИМ В ИТАЛИИ СТАРАЛИСЬ СТРОИТЬ И УКРАШАТЬ ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ СТОЛИЦЫ Великой = "Монгольской" Империи. Каковой в эпоху XIII-XV веков был Ярославль = Великий Новгород, а потом, в эпоху XV-XVII веков - Москва. Напомним, что Москву, новую столицу Русско-Ордынской Империи возводили по образу и подобию Великого Новгорода = Ярославля и Царь-Града, то есть евангельского Иерусалима, см. "Библейская Русь", гл.10. Понятно, что в отдаленных частях Империи старались всячески подражать ордынской метрополии. В первую очередь, в архитектуре, планировке и украшении важных городов. Одним из них был итальянский Рим. Ему было уделено особое внимание, так как сюда ханы поместили кафолический центр наместничества имперской церкви в Западной Европе. Не исключено, что приведенные выше два условных плана Рима, рис.2.122 и рис.2.125, предназначались как рекомендации для итальянских архитекторов, приступавших к возведению Рима на территории современной Италии. Ясное дело, что, получив из ордынской метрополии руководящие указания, итальянцы аккуратнейшим образом их исполнили. И почтительно доложили "наверх" о сделанном.
.
То обстоятельство, что, вероятно, от Московского Кремля, а точнее, от гигантской колокольни Ивана Великого - "милиария" - отсчитывали расстояния во все стороны, до узловых пунктов "Монгольской" Империи, вполне естественно. Здесь уместно вспомнить уже обсуждавшуюся нами в книге "Новая хронология Руси", гл.14:18.2, замечательную "Таблицу расстояний различных столиц от Москвы". Эта таблица связана с именем Андрея Андреевича Виниуса (1641-1717) и была, скорее всего, создана на основе старого утраченного имперско-ордынского оригинала Таблицы. Вот ее полное название: "ОПИСАНИЕ РАСТОЯНИЮ СТОЛИЦ НАРОЧИТЫХ ГРАДОВ СЛАВНЫХ ГОСУДАРСТВ И ЗЕМЕЛ такоже и знатных островов и проливов водным и сухим к тому путем по размере книги имянуемыя водных мер и иных принадлежащих описание российского государства от первопрестолнаго по арфавиту ЕГО ЦАРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГРАДА МОСКВЫ толко до которого града и проливы верст и тако и в предлежащем листе ниже сего предявяет" [90], с.166.
Поделиться6862014-05-11 15:28:33
В этой русской Таблице перечислены расстояния от Москвы до столиц и крупных городов Европы, Азии, Америки. Так что мы начинаем понимать, почему, по сообщениям историков, в центре "античного" Рима стоял высокий "столп", от которого отсчитывались расстояния до городов Римской Империи. То есть Великой = "Монгольской" Империи XIV-XVI веков. Получается, что "римским столпом" - милиарием - была московская колокольня Ивана Великого, рис.2.128,
Поделиться6872014-05-11 15:30:34
рис.2.129,
Поделиться6882014-05-11 15:37:42
рис.2.130, рис.2.131,
Поделиться6892014-05-11 15:43:55
рис.2.132. А дошедшая до нас поздняя копия старой русской "Таблицы Расстояний" и есть "римская античная" таблица, перечислявшая расстояния городов от центрального РИМСКОГО СТОЛПА = колокольни Ивана Великого. <<Это был "одушевленный" монумент - Иван святой или Великий - страж города и всего государства, "ЦАРЬ СЛАВЫ", как начертано на его кресте. Признаки одушевленности и антропоморфизма столпа наполняли особым "живым" смыслом и декор венчающей части, выполненной как некое подобие "ТЕРНОВОГО ВЕНЦА">> [40:-1], с.99. См. рис.2.133
Поделиться6902014-05-11 15:46:55
и рис.2.134.
Кстати, становится понятно, почему известный "античный" дворец ПАЛАТИН в итальянском Риме получил именно такое название. По-видимому, от русского слова ПАЛАТЫ, царские ПАЛАТЫ, дворец. Русско-ордынский царь-хан правил в Ярославле, а потом в Москве, живя в ЦАРСКИХ ПАЛАТАХ. Поэтому и дворцы его наместников, в том числе и в Западной Европе, стали подражательно именоваться ПАЛАТАМИ, ПАЛАТИНАМИ, PALACE и т.п. Славянское слово ПАЛАТЫ слегка искажалось, но оставалось очевидно узнаваемым.
.
Повторим, что в свою очередь при строительстве Москвы учитывались, вероятно, планы Царь-Града, то есть евангельского Иерусалима. Москву строили как второй, возрожденный Иерусалим. Именно превращение Москвы в столицу Великой Империи описано в Библии, в Ветхом Завете, как возведение "второго Иерусалима" при Ездре. См. подробности в книге "Библейская Русь", гл.10. Кстати, "М.П.Кудрявцев неоднократно писал о воплощении образа горнего Иерусалима в плане Москвы XVII века... Необходимо еще раз подчеркнуть, что возможные уподобления Москвы конца XVI в. одновременно и Риму, и Константинополю, и Иерусалиму не противоречили друг другу" [40:-1], с.95-96.
.
31. ПОЧЕМУ НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО И НА НОВЫЙ ГОД СТАВЯТ И УКРАШАЮТ ЕЛКУ?
.
Сегодня в Западной Европе и в России на Новый Год и на Рождество Христово в домах и в церквях ставят елки. Их украшают игрушками и считают, что эта традиция очень древняя. Зададимся вопросом - когда она возникла? Где впервые и почему начали ставить рождественские елки? Энциклопедия Брокгауза и Ефрона четко сообщает: "Елка - ОБЫЧАЙ СЕВЕРНЫХ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ, РАСПРОСТРАНИВШИЙСЯ И В РОССИЮ. Помещаемая в жилье, во время рождественских праздников, небольших размеров ель изображает собой неувядающую благостыню Божию. Елка... освещенная сверху донизу множеством восковых свечей, увешанная разными лакомствами и подарками... для детей; составляет существенную принадлежность семейного праздника" [988:00]. Известно, - это, собственно, говорит и Энциклопедия, - что раньше на Руси рождественскую елку не ставили. Обычай пришел в Россию из Западной Европы уже при Романовых.
.
Итак, обнаруживается следующая картина.
.
## Поскольку, согласно нашей реконструкции, Христос родился в 1152 году, то праздник Рождества сложился уже после XII века.
.
## На Руси длительное время, несколько столетий, вплоть до Романовых, на Рождество елку в домах и в храмах НЕ СТАВИЛИ.
.
## На Западе напротив возник обычай СТАВИТЬ рождественскую елку не только в жилищах, но и в церквах. Широко известен западноевропейский образ Санта Клауса = деда Мороза, несущего на плече рождественскую елку.
.
Откуда возникло столь заметное различие между западноевропейскими и русско-ордынскими рождественскими и новогодними традициями?
.
Наши результаты по хронологии позволяют высказать следующую мысль. Андроник-Христос был императором в Царь-Граде и много лет провел на Руси. Где, вероятно, и родился. В русских летописях Андроник-Христос описан как великий князь Андрей Боголюбский. Он же апостол Андрей Первозванный. Русь-Орда была самым крупным царством XIII века, крещеная самим Андроником-Христом и первая, или одной из первых, принявшая христианство.
.
Русь-Орда возглавляла Крестовые походы на Царь-Град, целью которых было отмщение за казнь в 1185 году императора Андроника-Христа. Поэтому неудивительно, что, вероятно, именно на Руси возник праздник Рождества Христова, связанный затем с Новым Годом. Надо полагать, праздник был торжественным и основным. Он происходил зимой и, ясное дело, должен был впитать в себя элементы русской зимней жизни. Праздник был не столько домашним, сколько общинным. Люди собирались в храмах и на площадях. Типичной чертой русского зимнего пейзажа является ель. На Руси много елей. В некоторых местах средней полосы, не говоря о северной, ель является наиболее распространенным деревом. Зимой лиственные деревья стоят с голыми ветвями, а красавицы ели - целиком зеленые, красиво обсыпанные снегом. Поэтому, рождественские и новогодние ордынские гулянья происходили на фоне роскошных зеленых елок. Вероятно, иногда их украшали, вокруг них разворачивался праздник. Понятно, что на Руси внутрь жилищ и соборов ели не ставили. Зачем? - когда их много вокруг. На улице люди гуляли среди елей. А дома собирались вокруг праздничного стола. Странная мысль - СРУБАТЬ ель, стоящую прямо у порога дома и перетаскивать ее в жилище, - вряд ли могла возникнуть у русских людей. Для них ель была самым обычным и широко распространенным деревом. Никакого особого "праздничного" значения ей не придавалось.
.
Иное дело на Западе. Будучи в ту эпоху провинцией Великой = "Монгольской" Империи, Западная Европа отмечала праздники по образцу метрополии, то есть Владимиро-Суздальской Руси. Надо полагать, многие иностранцы - посольства, делегации и т.п. - прибывали на Русь и в столицу Империи, чтобы принять участие в государственном празднестве Рождества Христова и Нового Года. С восхищением смотрели на богатые торжества с участием ордынского царя-хана и его роскошного двора. И на усыпанные снегом, иногда украшенные игрушками, великолепные зеленые елки, окружавшие дома и храмы ордынцев.
.
Вернувшись домой, западные европейцы начали и у себя устраивать праздники по образцу далекой метрополии Империи. В частности, они помнили, что на Руси празднества происходят на фоне елей. Поэтому празднование Рождества тесно слилось в их сознании с образом елки. Итак, "была нужна ель". Но в Европе елей было заметно меньше, чем на Руси. Особенно это касается теплых стран Запада. Елей тут практически нет. По-видимому, выход из положения нашли такой. Решили покупать срубленные елки, ценившиеся ввиду их редкости, и ставить елки дома, в жилище, внутри храма. Санта Клаус стал символически приносить ели как ценный праздничный подарок. Так возник чисто западноевропейский рождественский и новогодний обычай СРУБАТЬ ЕЛКУ И ВНОСИТЬ ЕЕ В ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ. Здесь ее украшали, вокруг елки отмечали праздник. Старались, чтобы было как в метрополии, в Ярославле или Москве. Западноевропейское уважительное подражание всему "монгольскому", в том числе и имперскому празднованию Рождества, распространилось, скорее всего, в XV-XVI веках, когда Русь-Орда и вся Империя в целом достигли своего наибольшего расцвета. И когда подражание метрополии считалось правилом хорошего тона.
.
Потом, после раскола Империи в XVII веке, Русь была оккупирована западноевропейскими войсками. К власти пришла прозападная династия Романовых. Вместе с Романовыми были внедрены и западноевропейские обычаи. В том числе и ставить елку в доме на Рождество и на Новый Год. Более того, потом стали иногда помещать срубленные елки даже внутрь русских христианских соборов (чего раньше не было). Прежние ордынские традиции были затоптаны и забыты. Заодно у романовских пропагандистов появился еще один повод снисходительно обвинять население России в отсталости и дикости. Мол, лишь глядя на просвещенный Запад, научились, наконец-то, по-настоящему, правильно, праздновать Рождество и Новый Год. Что бы делала эта спотыкающаяся Россия без "прорубленного окна в Европу"?
.
При этом стараются предать забвению факты, ясно показывающие, что в эпоху XIII-XIV веков Западная Европа была еще весьма малонаселенным и неосвоенным краем - см. Иоанна Малалу и Мавро Орбини. Все эти земли были колонизированы и заселены Русью-Ордой во время Великого = "Монгольского" завоевания. Лишь после этого здесь начали развиваться ремесла, наука, культура, гигиена. См., в частности, в книге "Империя", гл.12:4.4, раздел под названием: "Когда в Западной Европе начали мыть руки перед едой?". Там мы приводим сведения разных историков на интересную тему: когда западные европейцы стали мыть руки перед едой. Оказывается, сравнительно недавно, с приходом "монголов". См. также [457:1], с.216-217.
Конец первой части