Теория коренных рас в творчестве Блаватской
Одной из спорных и противоречивых в наше время идей в творчестве Блаватской является концепция об эволюционном цикле рас, часть которой изложена во втором томе «Тайной доктрины».
По мнению некоторых исследователей Е.П. Блаватская называла расами не антропологические типы, а ступени развития, через которые проходят все человеческие души, эволюционируя посредством повторяющихся воплощений (инкарнаций). Эволюционная теория теософии предполагает развитие человечества до практически безграничного духовного раскрытия по примеру таких фигур как Будда, Христос, Моисей и Лао Цзы, которые являются идеалами человеческого устремления. В качестве иллюстрирующего примера можно привести следующую цитату Е. П. Блаватской:
″Через миллионы и миллионы лет наши современные расы или, вернее, их ископаемые останки учёным конца Шестой Коренной Расы покажутся останками незначительных мелких обезьян – одного из выродившихся видов рода человеческого." Blavatsky H. P. The Secret Doctrine. Vol. 1. P. 184.
NZ-комментарий. Это высказывание просто эмоционально. Люди – существа, которые могут совершенствоваться духовно, а, в скором времени, смогут осознанно вершить свою биологическую эволюцию. И это уже никак не обезьяны. //
Некоторые исследователи указывают на наличие в работах Блаватской (в частности, в «Тайной доктрине») так называемых «расовых теорий» (о существовании высших и низших рас). Например, об этом пишут Я. Спейлвогел и Д. Редлс в работе «Расовая идеология Гитлера: содержание и оккультные корни».
Некоторые авторы, например Д. А. Херрик, полагают, что Блаватская считала, что эволюционные механизмы способствуют вымиранию низших и деградировавших рас и ведут к формированию единственной совершенной и однородной расы. В качестве примера, можно привести следующую цитату Е. П. Блаватской:
″Человечество ясно делится на Богом-вдохновленных людей и на низшие существа. Разница в умственных способностях между арийскими и другими цивилизованными народами и такими дикарями, как например, островитяне Южного Моря, необъяснима никакими другими причинами. Никакое количество культуры, никакое число поколений, воспитанных среди цивилизации, не могло бы поднять такие человеческие образцы, как бушмены и веддха с Цейлона и некоторые племена Африки, на тот умственный уровень, на котором стоят арийцы, семиты и, так называемые, туранцы. «Священная Искра» отсутствует в них, и лишь они являются сейчас единственными низшими расами на этой Планете, и по счастью, — благодаря мудрому уравновесию Природы, которая постоянно работает в этом направлении — они быстро вымирают." Blavatsky H. P. The Secret Doctrine. Vol. 2. P. 421.
NZ-комментарий. Умозрительные выводы. Если воспитать ребенка ″отсталой расы″ в культурной семье, то он, скорее всего, ничем не будет отличаться от своих ″продвинутых″ сверстников. В то же время, если даже было бы доказано обратное, то это лишь указало бы на биологическую эволюцию человечества – не более. Многие малочисленные народы, вместе со своей культурой и языком, действительно вымирают. Но это ассимиляция в более конкурентоспособном обществе и больших народах. //
Или, например, отдельные расы людей Е. П. Блаватская называет «полуживотными» (или «полулюдьми»): например, некоторые аборигены Австралии и Тасмании.
Д. А. Херрик также полагает, что, Блаватская поддерживала идею «духовного расизма», согласно которой некоторые расы духовно превосходят остальные. Так, семитскую расу (особенно арабов, но также и евреев), она называет духовно деградировавшей, хотя и достигшей совершенства в материальном аспекте.
Существует также теория, согласно которой оккультные идеи Блаватской, особенно связанные с её учением о расах, легли в основу оформившихся в начале XX века оккультных учений германских авторов (в частности, ариософии Гвидо фон Листа и Ланца фон Либенфельса), которые, в свою очередь, оказали влияние на формирование идеологии Третьего рейха. Соответствующие указания можно найти в работах многих авторов, занимавшихся исследованием нацистских оккультных учений.
Следует отметить, что данная теория не подразумевает, что идеи Блаватской сами по себе были нацистскими или что они непосредственно определили мировоззрение Гитлера и его идеологов. Поддерживающие данную теорию авторы считают, что получившие широкое распространение в Германии начала XX века теософские идеи (в первую очередь о расах и мистике природы), были соединены в ариософских учениях с националистическими, фашистскими, расистскими и антисемитскими воззрениями немецких авторов, и именно этот сплав идей, а не сами по себе теософские теории, лёг в основу идеологии Гитлера.
Авторы, поддерживающие данную теорию, отмечают существенные различия во взглядах на расы между националистическими идеями Гитлера и теософской концепцией Блаватской. В частности они пишут, что у Блаватской арийская раса не идентифицируется с германскими народами; она также не выступала за использование силы и считала, что расовая эволюция — это естественный и неизбежный процесс, протекающий по духовным законам.
В качестве аргумента, что идеи о расах в трудах Е. П. Блаватской и в фашистской идеологии имеют разный смысл можно привести также тот факт, что в «Тайной Доктрине» есть фраза, которая, как утверждает Сильвия Крэнстон, привела бы в ярость любого нацистского идеолога: «…арийцы и их семитская ветвь принадлежат к пятой расе».
Также Сильвия Крэнстон отмечает, что цель Теософского общества «образовать ядро Всемирного Братства без различия расы, цвета кожи, пола, касты и вероисповедания» не согласовывалась с замыслами Гитлера по утверждению господства посредством геноцида, за счёт истребления целых рас и этнических групп. Поэтому, к примеру, по личному распоряжению S-PP (II B) Nr. 1249/36 рейхсфюрера СС Г. Гиммлера и шефа германской полиции Министерства внутренних дел Р. Гейдриха от 20 июля 1937 года Теософские общества были закрыты, а их имущества конфискованы.
NZ-комментарий. Обвинять Блаватскую в идеях, породивших нацизм, то же самое, что обвинять Христа в жестокой деятельности святой инквизиции. Часть умозаключений Блаватской ложны, что нормально для исследователя. А вот прикрывание своего учения авторитетом Махатм – элемент догматизма, указывающий, что эзотерика Блаватской еще недалеко ушла от религии. Хотя понять Блаватскую можно: ей надо было как-то обосновать истинность своих концепций и за неимением достаточных логических и экспериментальных доказательств, она использовала вполне традиционный для тех времен прием. //
Сочинения Блаватской содержат учение об эволюционном цикле рас, сменяющих друг друга. По Блаватской, на Земле должны одна за другой сменить друг друга семь коренных человеческих рас. Первая коренная раса Земли, по её мнению, состояла из студенистых аморфных существ, вторая обладала «более определённым составом тела» и т. д. Существующие в настоящее время люди представляют собой пятую по счёту коренную расу. По мнению Блаватской, духовные силы человечества в ходе этой эволюции уменьшались, пока не достигли минимума у четвёртой расы, но в настоящий момент они снова увеличиваются по мере движения нашей пятой расы к перерождению в шестую, и далее в состоящую из богоподобных людей седьмую.
http://www.neoesoterik.org/metateoria/blavatskaa
7. Инволюция и эволюция
Эти два понятия включают в себя, по сути, то неимоверно длительное, протяженностью в миллионы лет, странствие по вселенским мирам, которое должна совершить каждая монада, прежде чем она окончательно реализует весь свой потенциал, то есть изначально заложенные в ней «генетические» возможности, и разовьется в существо, во всем равное своему Творцу — Планетарному, а в конечной инстанции и Солнечному Логосу.
Чтобы составить хотя бы приблизительное представление об этом грандиозном, не имеющем себе равных процессе развития, нам придется уподобиться малым детям, как о том сказано в Библии. Дело в том, что эта разновидность эзотерического знания представляет собой некую область чисто умозрительных, абстрактных представлений и понятий, настолько далекую от уровня мышления среднего человека, что ее практически невозможно постичь разумом во всей полноте. Поэтому все приводимые здесь утверждения на нынешнем отрезке развития пока что являются совершенно недоказуемыми и необоснованными с точки зрения господствующих научных теорий, но их вполне можно взять за основу в качестве предварительной рабочей гипотезы, чтобы на ее основе добиться более глубокого понимания собственной человеческой природы.
Когда-то на заре веков, миллиарды и миллиарды лет назад, следуя великому плану Сотворения мира и подчиняясь высшему волевому импульсу, живые монады «отделились» от изначальной Божественной Сущности 1 и «снизошли» на первичный, «самый верхний» план системы, который так и называется — монадический план. Это состояние первичного существования монады вряд ли поддается какому-либо разумному словесному описанию; о нем можно сказать только то, что это состояние блаженного неведения о чем-либо, кроме собственного внутреннего бытия. Однако, будучи созданными «по образу Божию», монады на этом этапе уже обладают всей божественной мощью породившего их Творца.
1 В силу какой причины монады «отделились» от Божественной Сущности и как происходил этот процесс — это знание пока закрыто для человечества, но будет дано ему на других, более высоких стадиях развития.
Для большей ясности воспользуемся земной аналогией, например желудем. Подобно тому как желудь изначально содержит в себе весь «генетический код», или программу развития, под действием которой он превращается в могучее дерево — дуб, точно так же и монада содержит внутри себя все необходимое («генетический код», или программу развития), благодаря чему она способна «возвыситься» до уровня своего Творца. Начало этого процесса очень напоминает процесс развития желудя, который попадает в плодородную почву, пускает в ней корни и начинает «питаться» водой и минералами.
Таким же образом и монада, попав в «почву», в роли которой выступают пять мировых планов, находящихся «ниже» монадического плана, пускает в ней «корневые ответвления», то есть поток чистой жизненной энергии, называемый также «сутратмой» (в переводе с санскрита — «нить жизни»). По мере того как сутратма (или «корень») прорастает все глубже и глубже «вниз», пронизывая «нижележащие» миры, она от каждого из миров берет и присоединяет к себе «атом» составляющей его материи, то есть частицу высшего подплана каждого плана, а также «молекулу» четвертого подплана ментального плана — всего шесть частиц. Эти частицы, или «атомы», связаны с монадой на протяжении всего цикла ее развития, в силу чего их называют перманентными, то есть постоянными, атомами.
Эти перманентные атомы являются своего рода «первичными корнями» монады на каждом из планов: именно через них она начинает «питаться», правда, не водой и не минералами, а вибрациями частиц и субстанций вещества, составляющих каждый такой план. Эти вибрации, которые, конечно же, на каждом плане различны, «записываются» перманентными атомами и сохраняются в них примерно так же, как мы сегодня записываем и сохраняем (в компьютерах или на лазерных дисках) различные электромагнитные импульсы.
Такое поступательное движение «вниз» называется инволюцией, то есть нисхождением монады во все более плотные, с точки зрения субстанции и формы, «материальные» планы. Иначе говоря, монада, или чистый дух, «ошвартовывается» в каждом из пяти «материальных» миров и начинает понемногу осваивать и изучать их через те колебания, которые она хранит в своем «архиве» — перманентных атомах.
Этот процесс занимает колоссальное количество времени — десятки миллиардов лет, однако, как известно, все приходит к своему завершению, и наступает такой момент, когда монада наконец «пускает корни» на всех пяти планах, то есть, по сути дела, достигает «дна» — физического мира. Физический мир — это своего рода «конечный пункт», откуда процесс начинает идти в противоположном направлении — к высшим духовным инстанциям. Этот возвратный процесс называется эволюцией, то есть восхождением от более плотных, или тяжелых, материальных миров к начальной точке развития — монадическому плану.
Инволюция монады
Как уже было сказано в предыдущей главе, каждое живое существо включает в себя три первичных аспекта. В отношении земного человека эти три аспекта можно выразить библейскими словами «дух, душа и тело» или, используя научную терминологию, — жизнь, сознание и форма.
Эти три аспекта находятся между собой во взаимоотношениях, которые нагляднее всего можно выразить путем сравнения с процессами в мире электричества. Так, жизнь вполне можно сравнить с электрическим током, а форму — с проводником. Согласно законам физики, если через проводник пропустить ток, вокруг проводника образуется магнитное поле; это поле мы вполне можем рассматривать как третий аспект — сознание. Согласно тем же законам физики, если проводник прямой, то магнитное поле не очень велико, а если проводник (провод) намотать на катушку, то поле значительно увеличивается. Чем больше витков на катушке, тем сильнее магнитное поле.
Если мы перенесем эту аналогию на три человеческих аспекта, то получим такую картину: когда жизнь (ток) проникает в материальную форму (проводник), в последней возникает сознание (магнитное поле), и, чем совершенней и компактней форма (число витков на катушке), тем выше уровень развития этого сознания (сила магнитного поля).
В ходе эволюционного процесса происходит примерно следующее: перманентные атомы, обосновавшись на каком-либо из планов, как бы обволакиваются формой, то есть веществом или субстанцией этого плана, и под воздействием жизненной силы, текущей подобно току через «нить жизни», там возникает сознание, с помощью которого живые существа начинают познавать окружающие их материальные миры.
Вначале материальные формы, одухотворенные жизнью и сознанием, предстают как достаточно несложные, ибо инволюция заканчивается в физическом мире, являющемся «поворотным пунктом» развития монад, и первые формы жизни, в которые они здесь облекаются (инкарнируются), — это минеральные формы.
Эти формы весьма различны по условиям жизни, поэтому и сами, монады, соответственно, попадают в различные условия или среду обитания: одни «живут» в раскаленной лаве, другие — в материковом льду или глубоко залегающих в недрах земли металлах и рудах, третьи «кочуют» вместе с морскими волнами или перемещаются в атмосфере вместе с облачными и воздушными массами. Все эти весьма различные по своей природе и своему характеру импульсы регистрируются в физическом перманентном атоме и передаются через «нить жизни» в формирующееся монадическое сознание, которое таким образом получает первое представление о действующих на Земле внешних физических силах — температурных колебаниях, давлении, трении и так далее.
Эти внешние воздействия налагают сильный отпечаток на внутреннюю жизнь, таящуюся в минеральных формах, в результате чего там развивается минеральное сознание, которое проще всего выразить как химическое сродство, то есть способность одних веществ различать другие вещества и вступать в более стабильные «химические браки» с теми из них, которые им более «любы», и в менее стабильные с теми из них, которые им менее «любы».
С помощью этого очень и очень примитивного минерального сознания монада получает первые, самые элементарные впечатления о материальном мире. Собственно говоря, это первичное накопление вибрационных параметров в перманентных атомах можно рассматривать лишь как подступ к сознательной жизни. Кульминационным завершением всей этой фазы являются благородные металлы и кристаллы, которые знаменуют конец «обучения» монады в минеральном царстве, после чего она поднимается на более высокую ступень и переходит в следующее царство — растительное.
Гораздо более тонкие несложные по своей структуре растительные формы жизни дают возможность обитающим в них монадам познавать различные природные контрасты, такие, как свет и тьма, дождь и засуха, жара и холод, ветер и затишье. Растения развивают большую чувствительность к этим изменениям, и эта чувствительность служит выражением другого уровня сознания, где чувственно-осязательный фактор «удовольствия и боли» представлен в гораздо более выраженной форме, чем в «закоснелом» минеральном сознании.
Кульминационным завершением этой фазы являются лесные деревья-гиганты, чье сознание развито уже настолько, что у них можно наблюдать первичные атрибуты такого ментального свойства, как память, проявляющегося в виде «воспоминаний» о смене времен года. На этом этапе обитающие в растениях монады уже усвоили все, что может им предложить растительное царство, и потому готовы подняться на следующую ступеньку — животное царство.
Населяющие животное царство формы жизни впервые в ходе эволюции оказываются способны передвигаться за счет собственных усилий, а поскольку клеточные структуры здесь еще более сложны и тоньше устроены, чем в растительном царстве, то животные на последнем этапе оказываются наделены сознанием, которое во многих отношениях можно рассматривать как преддверие более развитого человеческого сознания.
Через познание и переживание таких контрастов, как голод и насыщение, удобство и неудобство, удовлетворение и разочарование, радость и горе, доверие и страх, они развивают такие основополагающие факторы сознания (где присутствуют чувственный и мысленный аспекты), как инстинкт самосохранения, половой инстинкт, родительский инстинкт, стадное чувство и прочие.
Кульминацией этой животной фазы являются высшие млекопитающие, сознание которых достигает такого уровня, где оно по многим параметрам соотносится с чисто человеческим сознанием, а формы жизни готовы вступить в пределы собственно человеческого царства. Этот переход из животного царства в человеческое осуществляется благодаря процессу, который называется индивидуализацией.
На основе сказанного у читателя, несомненно, может сложиться убеждение, что все формы жизни неотвратимо и слепо, как покорные рабы, проходят каждое из природных царств от начала и до конца, прежде чем получают возможность вступить в следующее. Однако это далеко не так. В действительности между царствами существуют так называемые «перехлесты», которые наиболее ярко прослеживаются как раз между растительным и животным царствами. Сознание амеб или простейших одноклеточных организмов ничем не отличается от сознания наиболее развитых растений. Это значит, что сознание некоторых видов живых организмов и в том и в другом царстве характеризуется строго определенной и, по сути, совершенно адекватной степенью развития. Иначе говоря, некая форма жизни вполне может «перекочевать» из растительного царства в животное, так сказать, досрочно, до того как пройдет растительное царство До крнца, и в этом случае она начинает свое развитие в животном царстве несколько раньше своих «собратьев», других растительных форм, которые волей-неволей вынуждены пройти свое развитие в этом царстве до конца, в силу чего они, соответственно, начинают цикл развития в животном царстве гораздо позже.
Несомненно, что на уровне нынешних знаний пока что невозможно логически разумно и здраво объяснить, в силу каких причин и обстоятельств это происходит, поскольку вся эта область эзотерического знания еще очень мало освещена, а потому сложна для понимания.
Хочется завершить сказанное словами суфийского мистика XIII века Джалаля ад-Дин Руми, который выразил ту же тему со свойственной народам Востока поэтической метафоричностью:
«Я умер камнем и стал растением, умер растением и стал животным, а теперь стал человеком. Зачем же бояться смерти? Разве стал я ничтожнее или меньше оттого, что умер? Однажды я умру человеком и стану существом Света, Ангелом из снов. Но Путь поведет меня дальше. Все исчезнет, кроме Бога. Я стану чем-то невиданным и неслыханным — стану звездою звезд, вечно сияющей над рождением и смертью».
8. Коллективная душа и индивидуализация
В этой главе мы рассмотрим один из важнейших вопросов эзотерической науки — вопрос о душе. В литературе можно найти множество самых разных определений этого понятия, но в сущности все они сводятся к одному: душа есть некая наличествующая в каждом существе внутренняя жизнь, которая воплощается в материальной форме и выражает себя через эту форму.
В эзотерике различают две категории души:
1. Коллективную, или собирательную, душу, проявляющую себя в минеральном, растительном и животном царствах.
2,Индивидуальную душу, проявляющую себя в человеческих формах.
Согласно эзотерическому учению, в пространстве обитают миллиарды монад, каждая со своей «нитью жизни» и своими перманентными атомами, которые объединяются в семь первичных сообществ, наделенных коллективной душой, — по количеству мощных космических энергопотоков, называемых лучами.
Эти коллективные души отделены друг от друга своего рода стенами, в качестве которых выступают различные вибрационные энергопотоки, и монады в каждой из таких групп в ходе эволюции постепенно накапливают обобщенный и специфический для каждой группы опыт, в результате чего внутри каждого «коридора» появляются как бы разграничивающие перегородки, делящие отдельно взятую коллективную душу на виды, роды и семейства.
Это означает, что первичная коллективная душа подразделяется на более мелкие части с определенным и все более уменьшающимся количеством живых существ, и, когда эволюция особей в каждой коллективной душе достигает последней стадии развития в границах животного царства, из нее выделяются единичные особи, каждая из которых наделена своей душой.
Таким образом, развитие в природных царствах ведет к тому, что отдельная жизнь, прежде выступавшая как совокупность множества монад, теперь стремится к индивидуальному, или единичному, выражению, и по мере индивидуализации ее сознание наделяется особыми, только ей присущими нюансами, а личные свойства приобретают индивидуальную окраску.
Для того чтобы проиллюстрировать, как именно действует принцип коллективной души, приведем простое сравнение — с ведром воды. Предположим, что десятилитровое ведро воды олицетворяет принцип коллективной души десяти особей, скажем собак. Итак, десять литров воды — это десять душ живых существ (собак), слитых в единую коллективную душу. Если мы разольем часть воды в пять литровых стаканов, это будет соответствовать тому, что из общей коллективной души выделились и обрели плоть пять собак. До тех пор пока вода остается в стаканах, эти собаки являются индивидуальными существами, но когда они умирают (то есть когда мы выливаем воду обратно в ведро), они вновь становятся неделимой частью общей коллективной души. Если мы попытаемся вновь разлить воду в пять стаканов, то получим пять новых индивидуальных существ, не похожих на предыдущих, ибо это будет уже совершенно другая вода, хотя и взятая из того же ведра (из той же коллективной души). Из этого видно, что невозможно с абсолютной точностью вновь получить одну и ту же особь.
Для наглядности опыт, который приобретает индивидуальная особь в течение жизни, можно проиллюстрировать с помощью краски. Добавив краску в какой-либо из стаканов, символизирующих отдельно взятую собаку, мы как бы придаем ей определенный жизненный опыт. Но вот животное умирает, то есть вода выливается обратно в ведро, и краска из стакана растворяется в общей массе воды, которая окрашивается в тот же цвет, хотя он, возможно, настолько слаб, что практически невидим.
Это следует понимать так, что опыт отдельно взятой собаки вливается в коллективную душу — массу воды, откуда он в дальнейшем будет черпаться и использоваться всеми особями, объединенными этой душой, так что все животные, которые появятся на свет в будущем, будут уже с рождения иметь его в наличии в качестве инстинктивного знания.
Таким образом, общее сознание в коллективных душах выражает себя прежде всего в форме инстинктов — например, в способности утят плавать, едва только они попадают в воду, или в умении ласточек вить гнезда, в точности напоминающие те, которые вили до них многие поколения ласточек, или в способности перелетных птиц улетать осенью в южные страны, а весной возвращаться в родные края, преодолевая огромные расстояния.
Эти инстинкты являются некой итоговой суммой, или выражением совокупного опыта, который все особи, связанные коллективной душой, накопили на протяжении тысячелетий: благодаря этой единой взаимосвязи сознаний коллективная душа ведет и направляет отдельных особей, воплощенных в физическую материю.
Известный американский биолог Руперт Шелдрейк, занимающийся исследованиями на стыке материальной и духовной наук, в своей книге «Новая наука жизни» (A New Science of Life) называет эту массу коллективного опыта морфогенетическими полями. В ходе проведенных им исследований было, например, установлено, что если крысы в одной части света научились чему-то, то другие крысы, обитающие в совершенно противоположной части света, то же самое усваивают без особых трудов. На основании этих опытов исследователь пришел к выводу, что, видимо, все крысиные особи связаны между собой единым энергетическим полем сознания, благодаря которому все животные, принадлежащие к тому же виду, извлекают выгоду из усилий нескольких собратьев.
В целом, чем примитивней вид, тем больше воплощенные в физическую материю особи по характеру и повадкам походят одна на другую; и наоборот, чем более высокоразвиты особи в роде, тем более индивидуальны они по своим признакам как отдельные существа. Другими словами, они все больше и больше приближаются к тому состоянию, когда коллективные признаки трансформируются и приобретают резко индивидуальные черты.
Окончательный переход от коллективного сознания к сознанию индивидуальному (так называемый процесс индивидуализации), наиболее ярким выразителем которого на данном этапе является человек, совершается на последних стадиях животного царства и затрагивает таких животных, как собаки, кошки, слоны, лошади, обезьяны, дельфины и другие виды высокоорганизованных животных.
Изначально процесс индивидуализации в данном планетарном цикле начался после высадки на Землю «десанта» высокоразвитых сущностей. Когда в результате такого «пришествия» возникло четвертое природное царство — человеческое, решающим фактором дальнейшего развития стал контакт высокоразвитых животных с человеком. Сегодня известны многочисленные примеры того, сколь удивительные по своим качествам разумные свойства демонстрируют животные, находящиеся в длительном контакте с человеком. Несомненно, что дальнейшая стимуляция этого контакта является определяющей для выделения отдельных высокоорганизованных животных из рамок коллективной души, поскольку животная форма на определенном отрезке времени становится помехой для поступательного развития сознания.
Когда сознание достигает пика своего развития в границах животного царства, от монады через «нить жизни» исходит мощный энергетический импульс, который вызывает в перманентном ментальном атоме мощные вибрации, заставляющие его колебаться с такой силой, что он начинает концентрировать вокруг себя «сгусток» материи с более высокого ментального плана, в результате чего возникает каузальное тело — обитель индивидуализированной человеческой души. В это время «стена», ограждавшая коллективную душу, разрушается, в каузальное тело переводится квинтэссенция совокупного эволюционного опыта, накопленного особями данного сообщества в природных царствах, и этот опыт как раз и проявляется в виде латентных инстинктивных свойств, которые являются общими и у людей, и у животных.
В итоге природа «рождает на свет» новое существо — человека, наделенного способностью к перевоплощениям, и каузальное тело с этих пор действует как некая инстанция, которая накапливает опыт отдельных жизней и преобразует его в свойства, которые человек может развивать в соответствии с планом эволюции, предначертанным Планетарным Логосом.
Поскольку в наше время движущей силой индивидуализации является именно контакт человека с животными, многие из домашних животных, веками живущие бок о бок с человеком, понемногу накапливают свой жизненный опыт до того предела, когда они смогут перейти в человеческое царство, чтобы начать там цикл воплощений в качестве индивидуальных существ. Правда, на данном этапе эволюции такой переход пока невозможен, ибо миллионы лет назад «дверь» в человеческое царство была, образно говоря, закрыта для животных, дабы форсировать за счет этого непосредственное развитие самого человечества. Следует понимать, что эта мера была продиктована эволюционной необходимостью и будет действовать еще несколько миллионов лет, пока человечество не сдаст «выпускной экзамен». Однако в конце концов «дверь» в человеческое царство будет вновь открыта, и тогда все животные, которые за это время Достигли высокой степени индивидуальности, вступят в цикл человеческого существования.
На нашей планете процесс индивидуализации начался примерно 18 с половиной миллионов лет назад, в эпоху так называемой лемурийской коренной расы, и осуществлялся примерно до середины следующего эпохального периода — атлантического. Именно тогда была закрыта «дверь» между животным и человеческим царствами. Указанный период длился несколько десятков миллионов лет, а это значит, что в эволюционно-возрастном отношении человеческие души совершенно не равны, то есть не одинаково «стары». Они отличаются друг от друга по своему опыту и развитию, причем весьма существенно, чем и объясняются те различия в природных свойствах, которыми характеризуются земные нации и народы.
Таким образом, первый импульс для процесса индивидуализации был привнесен извне. В «Тайной Доктрине» Е. П. Блаватской говорится о том, что в указанный период земная эволюция получила существенную помощь от высокоразвитых существ, прибывших на Землю с других концов Солнечной системы. Это событие в эзотерической литературе называют «пришествием Огненных Владык» или «сошествием Пламенных Ангелов», ибо взору ясновидящих, наделенных способностью проникать за завесу веков, оно предстает в виде «мощных языков пламени, нисходящих с небес на Землю».
В этих «языках пламени» на нашу планету прибыли 105 просветленных сущностей (Высших Адептов), образовавших на Земле Внутреннее мировое правительство. Это был невероятно мощный импульс в эволюции планеты, благодаря которому был приведен в действие процесс индивидуализации наиболее развитых из зверолюдей.
9. Жизнь души, реинкарнация и карма
Как мы видим, человеческая душа есть результат миллионнолетнего развития в царствах природы, а это значит, что с самого начала своей деятельности душа оснащена рядом тел и свойств, которые она призвана развивать в соответствии с планом эволюции.
Мы не должны забывать, что человеческая стадия развития не является конечным этапом эволюции человека в целом, это лишь некая промежуточная фаза, цель которой — развитие качества, называемого самосознанием, тогда как в других царствах природы человеческое сознание развивает физические, эмоциональные и ментальные свойства, являющиеся основой для самосознания.
С того момента как монада заканчивает развивать свой душевный принцип, последний берет на себя бразды правления эволюцией человека и выступает с этого времени как некий «внутренний бог», как некая высшая инстанция, из которой отныне исходят все основополагающие импульсы, необходимые для его эволюции.
Душа — это, по сути дела, та фиксированная точка или «центр управления», откуда планируется и направляется наша земная жизнь. Именно душа решает, когда и в каком месте мы должны инкарнироваться (воплотиться в материю) и какие задачи должны решить в процессе каждой отдельной инкарнации.
Тот метод эволюции, который действует в человеческом царстве, называется реинкарнацией. Именно в таком виде этот закон периодичности проявляется в мире людей. Его суть в том, что в процессе длинного ряда инкарнаций в физическом теле мы развиваем те самые свойства, которые требуются нам на этой стадии человеческого развития в соответствии с эволюционным планом. Именно на этом фундаменте, заложенном в природных царствах, предшествующих царству человека, мы камень за камнем возводим собственный «храм Соломона», как поэтически названа в Библии душа.
В этом смысле вполне можно говорить о Божественном круговороте материи, ибо в природе ничто не пропадает впустую. После каждой инкарнации человек передает частицы физического, эмоционального и ментального тел обратно в великую сокровищницу природы, но жизнь этих частиц, после того как человек их позаимствовал, использовал и вернул обратно, существенно обогащается и облагораживается, и, в сущности, именно это облагораживание и является первостепенной эволюционной задачей человека — по оставлении физического плана он «высвобождает» вещество, из которого слагаются тела, чтобы придать им более высокие и тонкие вибрации, нежели те, какими он пользовался, будучи в человеческом теле.
В период между инкарнациями душа аккумулирует те жизненные вибрации, которые различные впечатления и переживания, накопленные в процессе физической жизни, отложили в веществе тел, сортирует их и затем преобразует в постоянные свойства. Таким образом, с каждой прожитой жизнью общая сумма душевных качеств все более и более возрастает, а это значит, что в каждой последующей инкарнации душа чуть лучше оснащена для приобретения опыта и познания в трех мирах, чем в прошлой инкарнации.
Чисто схематично эволюция человека представляет собой не равномерно восходящую вверх линию, а плавную кривую, которая в самой последней фазе резко идет вверх. Эта фаза называется посвящением, и мы ее рассмотрим а одной из следующих глав.
Механизм, который следит за тем, чтобы человек учился на основе приобретенного опыта и не совершал до бесконечности одни и те же ошибки, называется законом кармы. Карма — санскритское слово, означающее «действие», поэтому закон кармы — это, по сути, закон действия. Однако понятие действия следует понимать в гораздо более широком смысле, чем обычно, ибо оно включает в себя абсолютно все виды деятельности во всех мирах. Другими словами, все чувства и мысли, которые мы переживаем и испускаем как в эмоциональном так и в ментальном мирах, должны восприниматься именно как действия.
Карма — это закон причины и следствия, действия и противодействия, который выражен в таких библейских фразах, как «Что посеешь, то и пожнешь», «Как постелешь, так и ляжешь» и других. Именно поэтому закон кармы называют также «законом Немезиды» — законом возмездия и справедливости.
Все, что мы делаем, говорим, чувствуем или думаем, выступает в качестве действующих сил по отношению и к нам самим, и к другим людям. Все эти энергии вливаются в мироздание, создавая конфликты, напряжения или, наоборот, дружеские и любовные связи между людьми, и, таким образом, действуют как причины, неизбежно порождающие следствия. Именно закон кармы следит за тем, чтобы все межличностные взаимоотношения завязывались так, чтобы в совокупности своей они могли способствовать эволюции.
Поэтому нужно воспринимать эти кармические следствия не как наказание со стороны Бога, а лишь как «назидание свыше», как возможность усвоить те уроки, которые входят в объем «учебной программы» на человеческой стадии развития. Ибо, как уже говорилось, смысл эволюции в том, чтобы дать нам возможность усвоить все имеющееся на планете знание и развить все свойства и состояния сознания, дабы в далеком будущем мы сами смогли стать «Солнечными ангелами» и выступать в качестве охранителей планет и солнечных миров.
Персональная карма человека закладывается на уровне перманентных атомов, которые выполняют также функцию памяти, необходимую как при переносе кармических причин из одной жизни в другую, так и для их преобразования в следствия. Но перед каждой очередной инкарнацией именно душа планирует, какие свойства она будет развивать или улучшать и какие кармические причины постарается искоренить и преобразовать в жизненный опыт.
В прекрасной книге «Жизнь внутри жизни» американский психолог Хелен Уэмбах описывает, как души, готовящиеся к воплощению, в содружестве с другими душами планируют свой земной путь и договариваются между собой о завязывании дружеских отношений. Именно в этот момент чаще всего планируются будущие семейные и родственные отношения, будь то браки, отношения между братьями и сестрами или самая элементарная дружба.
Давайте попробуем представить, как происходит весь процесс инкарнации и как кармические причины перерастают в следствия. Вначале, в полном соответствии с Евангелием от Иоанна, душа «изрекает творящее слово», то есть посылает по «нити жизни», как по телефонному кабелю, импульс, и тот прежде всего активизирует ментальный перманентный атом, который вместе с физическим и астральным перманентными атомами «дремлет» в каузальном теле с того момента, как душа сбросила свои прежние тела.
Ментальный атом начинает вибрировать и передает свои вибрации части окружающей материи, той, которая вибрирует с той же частотой, что и сам атом. Эта часть вибрирующей материи притягивается к атому и становится строительным материалом для ментального тела, которое слагается из материи того же самого типа, что и в предыдущей инкарнации, ибо колебания, производимые теперешним ментальным телом, по своим свойствам и качеству абсолютно те же, что были характерны для ментального тела в прошлой инкарнации.
Для ясности приведем пример. Предположим, что человек наделен таким ментальным свойством, как гордость. Это означает, что в его ментальном теле имеется определенное количество вещества, которое вибрирует с частотой гордости. Это вещество и его частота регистрируются ментальным перманентным атомом, поэтому в следующей инкарнации этот атом вновь испускает ту же самую вибрацию и привлекает такое же количество вещества того же типа. Тем самым для инкарнированного человека создается «путь наименьшего сопротивления», что позволяет ему в новой жизни демонстрировать ту же степень гордости. Другими словами, эта ментальная характеристика человеческого характера выступает в данной инкарнации как некая кармическая причина, под действием которой он продолжает развитие своего характера с той точки, которой он достиг в предыдущей жизни.
Когда сформировалась примерно треть ментального тела, импульс по «нити жизни» передается дальше и активизирует астральный перманентный атом. Здесь процесс повторяется, в результате чего формируется астральное тело абсолютно с теми же самыми чувственными характеристиками и тенденциями, что и в предыдущей инкарнации, выступающими теперь в качестве кармических причин для развития чувственных привычек, наработанных в прошлой жизни.
Когда сформирована примерно треть астрального тела (а стало быть, и две трети ментального), начинает активизироваться физический (точнее — эфирный) перманентный атом, а астральное тело в это время продолжает формироваться с теми же общими характеристиками жизненности и здоровья, которые были характерны для этого тела в прошлой жизни.
Когда сформирована треть эфирного тела (а с ним две трети астрального и все ментальное тело), душевный импульс через «нить жизни» соединяется с оплодотворенной яйцеклеткой, и с этого момента процессом развития клеток начинает управлять эфирное тело, поскольку оно уже частично сформировано.
В этот момент душа предпринимает очень важный шаг, а именно — выбор родителей. Тем самым на этом этапе задаются два важнейших физических фактора развития ребенка: наследственность и среда. Родители отвечают за передачу эмбриону его будущего генетического фонда, а заодно решают, как будет воспитываться их ребенок и кто его будет окружать.
Таким образом, из жизни в жизнь закон кармы влияет на формирование общих тенденций и возможностей человека. Правда, действие кармы этим не исчерпывается, и по завершении процесса инкарнации вступает в силу еще ряд факторов, влияющих непосредственно на сам ход земной жизни, — карма конкретных мыслей, чувств и поступков человека.
Все чувства и мысли, которые мы испытываем и которыми делимся с другими людьми, не важно, позитивные они или негативные, формируют нашу кармическую взаимосвязь с окружающими. Квинтэссенция этих внутренних состояний в период между инкарнациями накапливается в каузальном теле и воспроизводится затем в новых ментальном и астральном телах. Эти состояния проявляются в виде, казалось бы, ничем не объяснимых симпатий и антипатий по отношению к тем людям, которых мы встречаем, или же в виде неодолимого желания совершать определённые поступки по отношению к ним.
Действия и поступки являются решающими и даже судьбоносными для условий и обстоятельств, не связанных с человеческим фактором, таких, например, как богатство и бедность, хорошее и плохое воспитание, однако в некоторых случаях они обусловливают также и отдельные физические изъяны — например инвалидность, если человек в прошлой инкарнации был неимоверно жесток по отношению к окружающим.
В ходе всего этого процесса душа бодрствует в своих новых ментальном и астральном телах вплоть до завершающей стадии эмбрионального развития. Непосредственно перед рождением она посылает через «нить жизни» мощный энергетический импульс, который заставляет все эфирное тело с его центрами светиться, и под действием этого импульса оно соединяется с энергией грубых материальных или физических частиц, что и вызывает роды. На этом творческий акт души завершается, и начинается физическая инкарнация новорожденного человека.
10. Смерть и последующая жизнь
Для большинства людей смерть — это мрачное и неприятное явление, разговоров о котором они стараются всячески избегать, хотя во всех других отношениях считают себя свободными от предрассудков людьми. То, что смерть является табуированной темой, вызвано в первую очередь тем, что мы боимся неизвестности и с трудом признаем, что наше физическое существование со всем, что мы любим и к чему так привязаны, однажды прекратится.
Как сказал тибетский учитель Джуал Кул: «Смерть для многих из нас подобна тому, как если бы мы покинули светлую, теплую, знакомую и уютную комнату, где собрались все близкие нам люди, и вышли в холодную темную ночь, одинокие и напуганные, надеясь на лучшее, но совершенно ни в чем не уверенные».
Кроме того, на нас так или иначе давят традиционные христианские догмы, преследующие нас на протяжении веков подобно грозовым тучам. Эти догмы гораздо сильнее, нежели мы думаем, и перспектива оказаться перед альтернативой «рай» или «ад» по-прежнему подсознательно маячит перед нами, внушая страх, когда мы начинаем серьезно задумываться над проблемой собственной смерти.
В отличие от христианства эзотерическое учение открыто и ясно возглашает: смерть — это великий процесс освобождения, это лишь переход жизни и сознания на другой уровень, в царство души и духа, после очередной инкарнации в физическом мире.
Психология и медицина, интенсивно изучающие в последние годы так называемые предсмертные состояния, тоже постепенно становятся на иную, нематериалистическую позицию. И хотя пионеров в этой области не так уж много (среди них Раймонд Моуди, Элизабет Кюблер-Росс, Станислав Гроф и некоторые другие, чьи работы в последние десятилетия привлекли к себе внимание общественности), тем не менее в ближайшее время стоит ожидать еще более революционных исследований в этой области.
Как и процесс рождения, процесс смерти тоже начинается с импульса души. Она, так сказать, дает приказ возвратиться в духовный мир, как его называют в эзотерике. Этот импульс затрагивает сердце, через которое проходит «нить жизни» с укорененным там перманентным физическим атомом, и головной мозг, через который проходит «нить сознания», вызывая в энергетических связках (нади) эфирного тела столь мощную вибрацию, что они как бы отрываются от нервов.
После паузы эфирное тело начинает высвобождаться из других тел через одно из отверстий, через которые душа обычно покидает физическое тело, — через солнечное сплетение, сердце или макушку. Затем наступает еще одна пауза, называемая комой или коматозным состоянием, после чего «нить жизни» обрывается, душа выходит через выбранное отверстие и на короткое время «застревает» в ауре человека (части его эфирного тела), которая окружает физическое тело подобно светлому нимбу. Столь мощная энергетическая концентрация в этом относительно тонком эфирном слое до такой степени усиливает силу его свечения, что в некоторых случаях его можно даже сфотографировать.
Затем эфирное тело полностью покидает тело физическое и сразу же принимает его форму под влиянием тех мощных мыслеформ, которые создают люди в поле своего сознания на протяжении земной жизни. Но поскольку эфирное и физическое тела нерасторжимо связаны друг с другом, составляя вместе единое тело сознания, то эфирное тело остается магнетически связанным с телом физическим и находится рядом с ним до тех пор, пока последнее не сгорает или частично не разлагается. Этим и объясняются те серо-голубые туманности, которые реют над свежими могилами на кладбище и которые многие люди принимают за призраки, ибо по форме они действительно напоминают тело усопшего человека.
Однако перед тем как покинуть физическое тело, душа испускает через «нить жизни» последний мощный импульс, который вызывает в угасающем сознании человека своего рода калейдоскоп картин и образов, навеянных земной жизнью, и с этого момента картина угасания и вхождения в смерть выглядит примерно следующим образом.
Если верить описаниям людей, переживших состояние клинической смерти, человек слышит вначале некий звон или гул и проходит через некое пространство, напоминающее темный длинный туннель, в конце которого сияет мощный источник света. Пройдя туннель и погрузившись в этот свет, который служит своего рода энергетическим барьером между физическим и духовным мирами, умирающий, так сказать, попадает в объятия своих ранее умерших родственников, друзей или знакомых, которые радостно его встречают и сообщают ему, что его земная жизнь закончена и теперь ему нечего бояться.
Как правило, в этот момент появляется некое светлое существо — «ангел небесный», излучающий сердечные тепло и любовь, и начинает задавать вновь прибывшему вопросы, касающиеся только что завершенной земной жизни. Одновременно с этим оно показывает ему панораму важнейших событий его жизни — жизненный калейдоскоп, который сцена за сценой живо разворачивается перед его глазами. Умерший видит все свои дела и поступки, но так, словно смотрит на них со стороны, так, как их воспринимали окружающие. Другими словами, перспектива развернута таким образом, что человек получает возможность посмотреть на себя глазами других людей.
Благодаря такой перспективе умершему сразу становятся видны те ошибки и просчеты, которые он совершил в земной жизни, и многими в этот момент овладевает сильное желание вернуться на Землю, чтобы постараться их исправить. С другой стороны, ему открывается и все то хорошее, что он совершил в жизни, и те благотворные последствия, которые это хорошее вызвало в жизни окружающих. Иначе говоря, для человека в эту минуту наступает момент истины, но поскольку это видение вызвано импульсом души, то человек его переживает спокойно, с сердечной теплотой, не испытывая при этом ни страха, ни чувства вины, а лишь благосклонную решимость.
Все эти события являются лишь своеобразной увертюрой к посмертному существованию, которое по красоте и богатству впечатлений превосходит все, что мы только в состоянии вообразить в этой жизни.
Наконец, когда астральное тело полностью распадается, умерший «просыпается» в астральном мире в эмоциональном, или чувственном, теле. Его задача в этом мире — обработать и систематизировать свою чувственную жизнь, извлечь квинтэссенцию из своих мотивов и побуждений и удовлетворить те желания, которые не могут быть удовлетворены с помощью физического тела.
Переживания человека здесь во многом зависят от того, кем или чем он был в земной жизни. Если он был сильно привязан к чувственным наслаждениям и материальным благам, то ему предстоит провести достаточно долгое время в «нижних» подпланах астрального мира. А если он злоупотреблял алкоголем или наркотиками, то ему предстоит достаточно мучительный период, поскольку он больше не сможет удовлетворять обычным путем, с помощью физического тела и его органов чувств, это неестественное желание. Это же касается необузданных сексуальных и прочих чувственных желаний, а также сильных негативных чувств, таких, как ненависть, агрессия, горечь или депрессия, которые не на кого выплеснуть, а предстоит изжить с помощью нравственного самовоспитания.
На астральном плане человек живет в мире своих грез, фантазий и желаний и не может подняться выше, пока в достаточной степени не изживет свои страсти и не начнет сознавать, что все эти состояния мимолетны, преходящи и нереальны в сравнении с вечной реальностью души.
Сколь бы долго ни продолжался период такого самовоспитания, наступает момент, когда человек «сбрасывает» с себя «низшие» астральные формы, служившие проводниками этих состояний, и начинает подниматься к более светлым и радужным сферам, с их красочными картинами и образами, которые характерны для «высших» планов астрального мира. Те люди, которые жили на Земле творческой, конструктивной жизнью, движимые душевными импульсами, навсегда оставляют эти «низшие» подпланы и прямо переходят в ту область, которую спириты называют «Летней страной».
Здесь человек обнаруживает, что может формировать окружающую среду, да и свою внешность с помощью одних лишь мыслей, и начинает мысленно реализовывать свои мечты и творческие фантазии. Правда, он вскоре убеждается, что многие миллиарды людей до него делали то же самое, создав прекраснейшие природные ландшафты, сады, парки, храмы, дворцы и целые хрустальные города, как в фантастических романах. Но в астральном мире все это действительность, поэтому в большинстве случаев человек решает присоединиться к коллективным мыслеформам, созидающим эту красоту, чтобы привнести в нее что-то свое: нюансы, стиль, видение и тому подобное.
Здесь, в «Летней стране», находится «небесная обитель» всех земных религий. Каждый верующий, помимо общерелигиозных, имеет свои собственные представления о рае и загробной жизни, и все эти представления реализуются именно в «Летней стране», где люди блаженствуют как в раю, пока не начинают понимают, что весь этот мир соткан из чувств, мыслей и желаний и представляет собой лишь зеркальную картину внутренних процессов самого человека.
Когда это происходит, наступает «момент насыщения»: человеком овладевает томление по более ясным, разумным и рассудочным перспективам познания. На этом его пребывание в астральном мире заканчивается, и он покидает свое чувственное тело — процесс, называемый «второй смертью».
Затем человек «просыпается» в ментальном мире и уже в другом теле — ментальном, или теле разума. Здесь условия существования совершенно иные, нежели в астральном мире, ибо наша мысленная жизнь не настолько развита, как чувственная природа. Вся ментальная материя, которая была связана с желанием обладать какими-то конкретными вещами или с чувственными радостями земной жизни, высвобождается из ментального тела вместе с телом астральным и больше не играет никакой роли в мысленной жизни человека. Остается лишь материя, которую он использовал для бескорыстных, альтруистических и гуманных мыслей, и эти мыслеформы действуют теперь наподобие «окон», через которые он познает ментальный мир.
Задача человека в этом мире — переработать весь мысленный материал и извлечь из него квинтэссенцию опыта в виде глубокого анализа причинно-следственных связей и других важных соотношений.
Ментальный план настолько великолепен, а человек, пребывающий в нем, так преисполнен эйфорическим чувством счастья и радости, что те немногие оккультисты, которым посчастливилось видеть этот план, называют его «Божественными небесами». Здесь все предстает в необыкновенно ясном, не допускающем разночтений свете, со всеми мыслимыми последствиями, а кроме того, перед человеком открываются доселе неведомые возможности творческого приложения своих способностей в совершенно разных областях деятельности, будь то наука, искусство или философия.
Но как только человек выполнил свою задачу и извлек квинтэссенцию ментальной жизни, эта фаза посмертной жизни заканчивается, и наступает «третья смерть», в процессе которой он освобождается от ментального тела. Если человек прожил одухотворенную, творчески насыщенную и созидательную земную жизнь и накопил много материала для обработки, его пребывание в ментальном мире оказывается долгим и плодотворным, а если он был ярым материалистом и материализм наложил отпечаток на всю его мыследеятельность, время его пребывания в ментальном мире оказывается очень коротким и он проводит его в полубессознательном или даже в бессознательном состоянии.
После этого душа наконец вступает в свой собственный мир, где переводит квинтэссенцию земного опыта в каузальное тело, преобразуя ее в постоянные качества. Здесь она больше не ассоциирует себя с какой-либо формой (ибо каузальный мир из разряда миров арупа — миров, не имеющих формы), а вся эволюция, которую она прошла за бесконечное множество инкарнаций, предстает перед ней в виде единой непрерывной панорамы. Здесь она ясно сознает те групповые связи и отношения, в которые вовлечена, и ту работу, которую она осуществляет под руководством Высших Существ на благо человечества.
В этом мире душа начинает планировать свою следующую инкарнацию: вместе с «кармическими агентами», так называемыми липиками, она выбирает те свойства характера и сердечные качества, которые ей необходимо развить, отбирает ту часть оставшейся совокупной кармы, которую ей предстоит отработать, и решает, в каком направлении продолжить свою работу на благо человечества. Очерёдной виток на этом завершается, и отныне душа готова приступить к новому циклу земных воплощений.