Вездеходы Алексея Гарагашьяна: новый Кулибин
Машина остановилась прямо у края заснеженного обрыва. Внизу, под высоким берегом течет речка. Мышцы непроизвольно напряглись, а голову посетила шальная мысль: «Неужели он хочет нырнуть с обрыва?» Нет, вроде отъезжаем, и смертельного трюка не будет. Слегка попятившись, машина снова приближается к берегу. Вид сверху точно такой же – головокружительный. Пауза. Затем водитель дает газ, и мы все-таки срываемся вниз...
Однако ничего такого, что рисовало воображение, не произошло. Спуск прошел мягко, плавно, мы не перевернулись и не сломали себе шеи. Машина-то необычная. И с необычным именем — «чебуратор». А за рулем, то есть, нет, за рычагами «чебуратора» Алексей Гарагашьян — настоящий гуру среди энтузиастов снегоболотоходостроения в Санкт-Петербурге и других частях нашей большой страны.
Что представляет собой «чебуратор», можно понять, лишь прокатившись на этом вездеходе. С виду — ничего особенного: простой коробчатый кузов незатейливого дизайна, небольшая кабина со спартанским комфортом и очень, очень большие колеса. Мы едем по заснеженному полю, где-то неподалеку от питерской Кольцевой автодороги. Машина весом в тонну катит мягко и плавно, оставляя на снегу едва заметный неглубокий след. Но лишь только мы решили спешиться, как провалились в снег едва ли не по пояс. Вот это действительно — вездеход!
Бортоповоротный снегоболотоход («Чебуратор»)
Конструктор – Алексей Гарагашьян. Универсальный высокоманевренный вездеход для путешествий и экспедиций. Может также использоваться для мониторинга ЛЭП в труднодоступных районах и очистки от мусора льда рек и озер. Увлечение Алексея Гарагашьяна колесной техникой началось еще в детстве – с самостоятельного конструирования велосипедов. Потом пришло увлечение мототуризмом и, наконец, Алексей занялся конструированием вездеходов на шинах низкого давления. Более 100 дней в году он проводит в поездках на вездеходе, путешествуя и прокладывая трассы для Чемпионата и Кубка России по трофи-рейду.
Чем зацепиться за лед?
Чтобы познакомиться со снегоболотоходами из Санкт-Петербурга, мы приезжали в Северную столицу дважды — оба раза весной, наставшей после всем памятной снежной зимы. Хотели застать самую «вездеходную» натуру с грязью, глубоким снегом, тонким, крошащимся льдом. Теперь, когда натура эта снова приближается к нам вместе с осенью, пришло время рассказать, как выглядят и из чего сделаны машины, которым все равно где ехать. Ну, или почти все равно.
«Главная особенность таких машин — это колеса, — объясняет Алексей Гарагашьян. — Вездеход в первую очередь состоит из колес, а потом уже можно говорить о двигателе, трансмиссии и ходовой части. Чем больше колеса, тем больше проходимость вездехода, тем лучше он плавает. С большими шинами он обретает свойства, недоступные другим транспортным средствам. Например, может выйти из воды на лед. Мне не известны гусеничные машины, которые умеют это делать».
Таежный корабль с комфортом
Машина оснащена японским турбодизелем Kubota объемом 1,5 л. Мотор обладает низкой массой (114 кг), мощностью около 44 л.с. крутящим моментом 120 Нм. Отдельная важная деталь – отсутствие электронного блока управления, что повышает надежность и двигателя при эксплуатации в окружении воды. В машине два спальных места, багажник на 600 л. Расход топлива в походе – 30 л. на 100 км.
Трюк с выходом из воды на кромку льда (впрочем, довольно практичный) относится к самым впечатляющим возможностям «чебуратора», о чем не в последнюю очередь говорит количество просмотров на YouTube соответствующего видеоролика. В этом ролике Гарагашьян то проваливается на своем вездеходе в полынью, то, проплыв какое-то расстояние по открытой воде, вновь взбирается на лед и катит как ни в чем не бывало.
Разумеется, чтобы сделать такое, машина должна иметь ряд конструктивных особенностей. Первая из них — соотношение объема колес и массы машины. Если оказавшийся в воде вездеход держится на плаву, погрузившись где-то до линии осей, значит, шанс выбраться на лед у него есть. Для выпрыгивания на лед нужен определенный разгон. Но где его взять, если у вездехода нет гребного винта? Грести машина будет колесами, для чего ей необходим достаточно рельефный протектор. Такой протектор нужен и для того, чтобы зацепляться за кромку льда. И еще один важный момент: чтобы колесо не проскальзывало, давление в нем должно быть совсем низким, например 0,02 атм. Если давление будет высоким, а колесо твердым, несминаемым, то въехать на вездеходе на лед окажется столь же трудным делом, как и взобраться на бордюр тротуара вальцом асфальтового катка.
Вообще, колеса низкого давления — обязательное условие сверхпроходимости. Правда, у таких колес есть одна проблема: при деформации они легко разбортируются. Можно, конечно, применять бедлоки — специальные запорные устройства, которые используют, например, на машинах для джип-триала. Но в «чебураторе» есть своя изюминка.
Большие уши «чебуратора»
«Вместо бедлоков на машинах Гарагашьяна воплощено созданное конструктором ноу-хау — диски особой конструкции, — рассказывает Вячеслав Ермаков, еще один питерский энтузиаст, руководитель сайта lunohodov.net, посвященного снегоболотоходостроению. Эти диски очень легкие, с них сваливается грязь, и на них не намерзает лед, образующий порой на колесах вездеходов комки весом до 100 кг. Но главная особенность заключается в том, что тело диска завальцовывают на бортовое кольцо. Протектор крепится к диску жестко и не проворачивается, что исключает разбортирование. И в этом нет ничего нетехнологичного — ведь большое колесо в любом случае ставится на диск практически на весь срок службы, если только его не постигнет фатальное повреждение в результате взрыва или наезда на металлический штырь».
Качества и свойства шин тоже влияют на свойства вездехода. В России производятся шины для снегоболотоходов, однако Алексей Гарагашьян не считает их качество оптимальным. Резину необходимо дорабатывать: с нее срезают отдельные элементы протектора, что облегчает колесо, улучшает его самоочищаемость и делает его менее ломким. Кроме того, на поверхности колеса вырезают дополнительные канавки. «Чебуратор» взбирается на крутые склоны, а затем вновь устремляется вниз, лихо катит по насту, успешно борется с рыхлым снегом, а на пока еще прочном льду небольшого пруда устраивает настоящий танец с дрифтом. Как уже говорилось выше, руля в вездеходе нет: он управляется как танк — подтормаживанием одного из бортов.
Мирный танк
«Я использую бортовой привод по самой простейшей схеме, — говорит Алексей Гарагашьян, — с большим камазовским дифференциалом между бортами. Из дифференциала выходят валы, на которых установлены вентилируемые тормозные диски диаметром 315 мм. С валов — цепная передача к колесным ступицам. Управление осуществляется с помощью педали газа и сцепления, а также двух рычагов тормозов. Плюс такой конструкции — высокая маневренность (вездеходы с рулевым управлением имеют очень большой радиус поворота), относительно низкая масса, общая простота конструкции.
Недостаток — это то, что при управлении необходимо один борт притормаживать. При этом тратится энергия двигателя, греются тормоза. Соответственно, нужен очень тяговитый мотор, и даже с хорошим дизелем приходится переключаться на передачу-две ниже, чтобы повернуть достаточно круто». Одна из самых интересных особенностей этого бортоповоротного «чебуратора» — отсутствие подвески. Или, правильнее сказать, механической подвески. Вместо нее применена подвеска пневмоциркуляционная (это собственный термин конструктора). Суть ее в том, что все четыре колеса связаны воздушной магистралью большого сечения — 45 мм. Поэтому при наезде на препятствие воздух очень быстро перетекает внутри системы и давление во всех колесах выравнивается.
При наезде на крупный камень или пень колесо деформируется почти до диска, но машина не теряет контакта с грунтом. А вот если бы избыток давления из сжатого колеса некуда было «стравить», машина просто вывесилась бы. Подвеска, состоящая, по сути, из колес и воздушной магистрали, обеспечивает мягкий, без толчков ход, но... на малых скоростях. При более быстрой езде отсутствие амортизаторов, конечно, сказывается. Кстати, широкая воздушная магистраль служит и для быстрой накачки или сдутия шин — этими процессами можно управлять из кабины. Накачка осуществляется с помощью выхлопа дизельного двигателя, который, вопреки бытующим мнениям, вовсе не разъедает резину.
Туристический снегоболотоход «Мымыкловоз»
Конструктор – Денис Глобин. Смешное название «мымыкловоз» произошло от интернет-ника Дениса Глобина. Машина может спокойно переехать человека, и тот останется цел и невредим: благодаря низкому давлению в шинах вес вездехода распределяется по огромным пятнам контакта колес.
Сохатый и шестеро охотников
Когда весна взяла свое и у берегов еще недавно намертво скованных льдом водоемов заплескалась вода, мы снова приехали в Санкт-Петербург, чтобы познакомиться с еще одной машиной, созданной питерскими энтузиастами, и испытать ее в деле. Снегоболотоход «мымыкловоз» смело ринулся в воду озера, большая часть которого была еще затянута полупрозрачной коркой. Для того чтобы понять, насколько крута эта машина, нам хватило бы и просто поездки к месту наших тестов.
Использован двигатель от Daewoo Matiz, но можно применять любой малолитражный двигатель. Раздаточная коробка от «Нивы», два моста от автомобиля УАЗ. Шины «Трэкол» защищены от разбортирования бедлоками. Рулевой механизм от Tiyota Land Cruiser. Технические решения, примененные в подобных вездеходах, иногда противоречат классическим принципам автомобилестроения. Могут дли тракторные колеса соседствовать с трансмиссионным тормозом от мопеда? В «мымыкловозе» - да.
Вездеход массой в тонну с двигателем мощностью около 50 л.с. шутя вез по разухабистой лесной тропинке сразу человек шесть. В кабине, в заднем багажном отсеке и в багажнике на крыше. Бывалые охотники рассказывали, что на охоте (а охота в далеких дебрях — одно из главных назначений «мымыкловоза») к такому же по численности экипажу добавляется объемистое снаряжение, а если повезет, и туша лося.
Хозяин и автор «мымыкловоза» — Денис Глобин, и его творение несколько отличается от бортоприводного «чебуратора» Алексея Гарагашьяна. «Та машина — профессиональный, сверхманевренный вездеход, — объясняет Вячеслав Ермаков. — А "мымыкловоз" — машина для активного отдыха. У нее обычное рулевое управление, она также обладает высокой проходимостью, умеет плавать, выезжает на крутые берега, имеет более высокую крейсерскую скорость и интереснее эстетически».
Пока мы смотрим на то, как «мымыкловоз» бодро взбивает протекторами свинцовую, под цвет неба, воду озера, штурмуя уже истончившуюся ледяную кромку, я вспоминаю, что эти машины созданы вовсе не для показательных выступлений. Их строят для дальних походов по лесам и болотам, например, на Кольском полуострове. Урча, машины шествуют над топями, а потом останавливаются. Чтобы пообщаться друг с другом, наметить дальнейший путь или организовать чаепитие, экипажи вылезают из кабин и встают на огромные колеса. Спускаться вниз ни в коем случае нельзя — можно изрядно вымокнуть, а то и погибнуть в болоте. Но машина все выдержит, ей можно полностью доверять.