Magic Clay: необычная stop-motion анимация
Творческое объединение Guldies записало на первый взгляд простую, но занимательную stop-motion анимацию под названием «Волшебная глина». Удивительно, но благодаря кропотливому труду аниматорам удалось создать по-настоящему плавный и непрерывный визуальный ряд, не используя компьютерную графику.
Мы уже неоднократно писали об искусстве покадровой анимации, более известной как техника съемки stop-motion. Никому и в голову не могло прийти, что технология, при которой визуальный ряд создается благодаря 1800 отдельным статичным кадрам, может быть по-настоящему плавной и создавать полноценную иллюзию движения. Но после просмотра короткометражки от Guldies вы поймете, что нет предела совершенству. И да, здесь нет ни капли компьютерной графики — все, включая даже звуки, было записано вручную.
Поп-Германия отказывается от угля, Европа — от газа
Сообщений 901 страница 930 из 1001
Поделиться9012022-07-24 08:11:19
Поделиться9022022-07-24 08:13:18
Novae: взрыв сверхновой в стеклянном аквариуме
Novae — короткометражка режиссера Томаса Ванса, рассказывающая о взрыве сверхновой звезды. Примечательно, что во всем этом визуальном великолепии нет ни капли компьютерной графики — происшествие колоссального масштаба уместилось в обычном аквариуме.
Вместо того, чтобы всматриваться в ночное небо с помощью мощного телескопа, режиссер Томас Ванс снял потрясающей красоты кадры того, как гигантская звезда превращается в сверхновую. Многие подумают, что для этого ему пришлось прибегнуть к сложнейшей вычислительной технике или компьютерной графике, но на самом деле космическое действо развернулось в... аквариуме.
С помощью обычных красок и стеклянного резервуара, наполненного водой, Ватсу удалось снять кадры, которые не уступают современным виртуальным сценам, создаваемым в результате кропотливого труда множества дизайнеров и художников. Звуки, которые режиссер использовал в короткометражке, тоже взяты из сторонних источников, а не созданы с помощью синтезатора (хотя всем известно, что в открытом космосе не бывает звуков, но спишем это на художественную условность).
Поделиться9032022-07-24 08:15:52
Медведи — прирожденные танцоры: видео
Документальный фильм BBC «Planet Earth II» недавно поразил всех своим эпизодом с ящерицей, убегающей от змей. Теперь же команда операторов совершенно случайно засняла, как медведи чешут спину о дерево. И делают они это крайне ритмично.
Камеры были установлены в канадской части Скалистых гор, и изначально цель создателей фильма была всего лишь понаблюдать за животными в их естественной среде обитания без людей поблизости. Когда же операторы получили материалы, то выяснили, что засняли целое танцевальное шоу. Конечно, поведение медведей совершенно естественно, так они помечают территорию, дают знак самкам и общаются с другими представителями своего вида.
Поделиться9042022-07-24 08:18:32
Почему вам обязательно нужно посмотреть новый сериал BBC о живой природе
Новый фильм BBC Earth II должен, кроме шуток, стать лучшим фильмом о живой природе за всю историю кинематографа. BBC продолжает дразнить аудиторию фрагментами и трейлерами, снятыми великим натуралистом Дэвидом Аттенборо.
С момента выхода последнего масштабного фильма BBC прошло десять лет: Planet Earth («Планета Земля: портрет планеты») вышел в 2006 году. Тогда Дэвида Аттенборо пригласили не снимать, а только озвучивать фильм: для англоязычного зрителя его голос — все равно что голос Николая Дроздова для тех, кто говорит по-русски.
В «Планете Земля» хватало захватывающих и редких кадров, но минисериал «Планета Земля 2» обещает быть еще лучше — хотя бы потому, что современная техника позволяет операторам гораздо больше, чем раньше. В 2016 году у операторов есть дроны — а значит, чтобы снять птицу в полете, не нужно поднимать самолет, и кто-то должен был этим воспользоваться, чтобы снять лучший в истории документальный фильм о жизни на Земле. К тому же «Планета Земля 2» —это первый документальный фильм о природе, полностью снятый в HD. Трейлер под музыку Ханса Циммера и Sigur Rós сам по себе и драматический фильм, и произведение операторского искусства.
Многие явления, попавшие в кадр операторской группы Аттенборо, сняты впервые — как, например, погоня змей за новорожденной игуаной на Галапагосских островах. Операторы BBC работали в сорока странах: устанавливали камеры высоко в горах на тропах скрытных снежных барсов, ловили в кадр ленивцев в минуты их самых стремительных перемещений и заглядывали в глаза хищникам. Добрая треть сериала посвящена городам и тому, как животные осваивают созданные человеком пространства. Вот, например, недавно опубликованный фрагмент о ленивце, который пустился в плавание, чтобы найти себе подругу.
Минисериал уже начали показывать в США и Великобритании. Даты релизов в России пока неизвестны.
Поделиться9052022-07-24 08:25:21
Gallery Invasion: оживающие произведения искусства
Gallery Invasion — необычный художественный проект, в котором скучная выставка произведений изобразительного искусства в буквальном смысле слова оживает благодаря технологиям лазерной проекции и трехмерного моделирования.
Gallery Invasion — это необычный проект Филиппа Стеркса, в котором обычные экспонаты художественной выставки оживают и начинают разыгрывать перед зрителями забавное представление. Все это стало возможным благодаря талантливому дизайну и современным технологиям, способным создавать правдоподобные проекции. Больше всего происходящее напоминает известную комедию «Ночь в музее».
Поделиться9062022-07-24 08:26:40
Грозовые облака на пике Тамалпаис: зрелищный таймлапс
Дэнни Маккрости создал феноменально красивый таймлапс того, как густые облака плавно обтекают хребты горы Тамалпаис — самого высокого пика в Марин Хилл. Это зрелище никого не оставит равнодушным!
Если в результате глобального потепления весь лед на полюсах Земли растает, то, вопреки мнению многих, это не приведет к затоплению всей планеты. Но уровень воды продолжит подниматься, и эта мысль вдохновила Дэнни Маккрости на создание феноменально красивого таймлапса того, как густые облака плавно обтекают хребты горы Тамалпаис — самого высокого пика в Марин Хилл, являющихся частью Северного Калифорнийского побережья. Эта картина напоминает воды бурного океана, поглотившего большую часть планеты, и никого не оставит равнодушным.
Для создания этого видео автору потребовалось целых 18 месяцев, на протяжении которых он регулярно вставал засветло и добирался из дома на верхние склоны горы, чтобы осуществить съемки.
Поделиться9072022-07-24 08:27:55
Рождение и смерть грозовых фронтов: видео
Как известно, существует такое крайне интересное и опасное занятие как охота на торнадо. Для кого-то это профессия, для кого-то хобби. Но у охотников на торнадо есть менее экстремальные коллеги, охотники за грозовыми фронтами, и с помощью современной техники мы теперь можем увидеть в подробностях рождение, жизнь и смерть настоящей грозы.
Майк Олбински — это один из таких охотников за грозами. Его эффектные фильмы, сделанные с помощью камеры Canon 5DSR, показывают с безопасного расстояния все красоту, мощь, масштаб и на удивление скромный охват территории, которые свойственны грозовым фронтам. Настоящие ливни, грозовые облака, молнии, пылевые бури — все это есть в этом впечатляющем фильме, позволяющем увидеть красоту грозы во всех деталях.
Поделиться9082022-07-24 08:29:21
Поющая статуя: stop-motion и 3D-печать творят чудеса
Великолепное видео, созданное с помощью технологий 3D-печати и stop-motion анимации, в очередной раз доказывает, что при большом желании даже статую можно заставить петь. Здесь нет никакой компьютерной графики — только покадровая съемка и тяжелый труд дизайнеров.
Для создания этого ролика потребовалось полных два месяца, 60 скульптур и 2700 фотографий, из которых потом и склеили непрерывный видеоряд. В современном мире stop-motion анимация остается уделом скорее редких энтузиастов, чем профессионалов, ведь такой ролик куда быстрее создать с помощью 3D-моделирования виртуальных сцен. Но именно это и выделяет ее из общего ряда. Немного жутковатый, но очень веселый и задорный ролик с поющим бюстом в главной роли под бодрую музыку за авторством Dan Sultan доставят вам массу удовольствия и зарядят позитивом на весь оставшийся день!
Stop-motion — это самая ранняя из всех видов анимации, которая применялась в кинопроизводстве. Суть ее метода заключается в том, чтобы создать иллюзию движения при помощи съемки статичных моделей, изменяя их позы за кадром, что при склейке фотографий в видеоряд создает иллюзию движения. Иногда в качестве актеров используют не только куклы из твердых материалов, но и пластилиновые фигурки — такая анимация называется clay-motion.
Поделиться9092022-07-24 08:32:40
Как выглядит «Безумный Макс: Дорога ярости» без спецэффектов
Постапокалиптический боевик Джорджа Миллера «Безумный Макс: Дорога ярости» собрал 6 «Оскаров» из 10 номинаций, и вполне заслуженно: фильм удивил огромным количеством трюков, снятых с участием каскадеров и минимальным использованием компьютерной графики. Теперь мы можем посмотреть, как выглядели некоторые его сцены на съёмочной площадке!
«Безумный Макс: Дорога ярости» получил «Оскары» за лучший монтаж, работу художника-постановщика, костюмы, грим, звук и звуковой монтаж. Отбором водителей-каскадёров руководил именитый американец русского происхождения Мартин Иванов, а постановку 300 невероятных трюков, вошедших в кино, выполнял австралиец Гай Норрис.
Для съёмок было спроектировано и построено более 100 уникальных автомобилей, дизайн которых разработал художник Питер Паунд. В качестве основы использовались модифицированные шасси и агрегаты серийных машин.
Из 2700 монтажных кадров фильма более двух тысяч содержат некоторую часть, созданную средствами компьютерной графики, но от полного воссоздания изображения с помощью компьютера создатели отказались, принципиально решив снять все сцены на реальной площадке. И вот как это выглядело до обработки на компьютере!
Поделиться9102022-07-24 08:34:44
Непривычный взгляд на корабельное кладбище с высоты птичьего полета
Корабельное кладбище «Артур Киллс» — это одно из самых огромных мест последнего пристанища списанных кораблей в Америке, история которого восходит еще к 40-м годам XX века. Это мрачное место неожиданно обрело странную красоту с помощью съемки, сделанной с дрона.
На этом кладбище гниют сотни кораблей, и с земли оно производит скорее удручающее впечатление. Но с высоты птичьего полета, с камеры дрона Phantom 3 скопление ржавого металла и токсичных химических веществ, льющихся в воду, неожиданно смотрится по-другому. Ролик создан видеографом Джорджем Ивановым.
Поделиться9112022-07-24 08:36:14
Как выглядит мир, когда время идет вспять: забавное видео
Вам когда-нибудь хотели получить способность оборачивать время вспять? MarkHacks покажет вам то, как выглядит мир глазами человека, для которого время идет в обратную сторону. Это очень странное, но завораживающее зрелище!
Конечно, Марк не обладает сверхъестественными способностями, разве что его можно назвать кудесником видеомонтажа. Благодаря видеозаписи, которая проигрывается в обратном направлении, привычные нам действия и бытовые происшествия предстают в совершенно новом свете. Трудно найти этому какое-то полезное применение, но давайте признаем — это странно, но чертовски весело!
Поделиться9122022-07-24 08:37:55
В трейлере новых «Звёздных войн» показали Дарта Вейдера
В сети появился новый трейлер фильма «Звёздные войны: Изгой» — спин-оффа космической саги.
В ролике на пару секунд появляется главный антагонист оригинальной трилогии Дарт Вейдер. Премьера картины состоится в декабре 2016 года.
Действие в ней развернётся между событиями третьего и четвёртого эпизодов киноэпопеи. Главные роли в ленте исполнили Фелисити Джонс, Диего Луна, Бен Мендельсон и Риз Ахмед.
Поделиться9132022-07-24 08:40:43
Молнии бьют под музыку: эффектное видео
Наблюдать за молниями всегда интересно, но ещё лучше делать это с подходящим саундтреком!
Американскому фотографу Рону Ризману удалось запечатлеть невероятную грозу в городе Хокси штата Канзас и подобрать под 2,5-минутное видео с ослепительными вспышками молний энергичное звуковое сопровождение!
Поделиться9142022-07-24 08:42:43
«Стартреку» 50
Если правы те, кто утверждает, что мудрость приходит с годами, то сериал и фильмы Star Trek, с 1966 года взрастившие не одно поколение зрителей на принципах дипломатии, морали и высочайшего уровня ответственности, с нынешним юбилеем уже приближаются к уровню великих философов.
В июле вышел тринадцатый фильм киноэпопеи — «Стартрек: Бесконечность». Помимо обновленного звездолета «Энтерпрайз» в фильме появились два новых класса кораблей: целая группировка штурмовиков Кралла и звездолет «Франклин» — корабль, на котором впервые удалось достичь скорости 4 варпа (это в 256 раз быстрее скорости света).
Об авторе иллюстрации
Кемп Ремилард — дизайнер, разработал графическую концепцию для множества игр и фильмов, среди которых Skyrim, G.I. Joe, первая и вторая части «Трансформеров». При работе над изображениями, которые вы здесь видите, Кемп просмотрел множество фрагментов нового фильма и создал детализированную «картинку» на основе трехмерных моделей. Иллюстрация создана специально для «TechInsider» в сотрудничестве с компанией Bad Robot.
Поделиться9152022-07-24 08:44:42
Как снимают автомобильные погони: захватывающее видео
Тот самый момент, когда видео со съёмок намного интереснее, чем сам фильм!
В наш век вездесущей компьютерной графики остались ещё «олдскульные» фильмы, которые снимают по старинке! Один из таких — «Джейсон Борн», который осенью выйдет в прокат. Но опубликованное видео со съёмок этого блокбастера, несомненно, гораздо зрелищнее самого фильма. Только посмотрите, что приходится вытворять автомобилю с оператором ради эффектных кадров и нужного ракурса!
Поделиться9162022-07-24 08:49:49
Зеркальный Гонконг: завораживающий городской таймлэпс
Современным операторам и режиссерам сейчас доступно огромное количество возможностей. Например, прекратить самую обычную таймлэпс-панораму города в настоящее визуальное высказывание
Автор ролика под ником Visual Suspect пишет следующее: «Это видео вдохновлено аллегорией пещеры из трудов Платона, а также современной квантовой физикой и теорией о мультивселенных В результате, получилось визуальное эссе о восприятии и знании как отражениях реальности».
Поделиться9172022-07-24 08:54:11
Невероятные свойства ферромагнитной жидкости: завораживающее видео
Испанская студия дизайна Norte использовала магнитную жидкость, чтобы создать эффектный и совершенно необычный видеоролик.
Ферромагнитная жидкость представляет собой коллоидные системы, состоящие из ферромагнитных частиц нанометровых размеров, находящихся во взвешенном состоянии в несущей жидкости, в качестве которой обычно выступает органический растворитель или вода. Она способна сильно поляризоваться в присутствии магнитного поля, а для обеспечения устойчивости такой жидкости ферромагнитные частицы связываются с поверхностно-активным веществом, образующим защитную оболочку вокруг частиц и препятствующим их слипанию.
Феррофлюиды выглядят довольно необычно, словно странная чужеродная субстанция, поэтому испанские дизайнеры решили приспособить её для создания спецэффектов. В объективе видеокамеры и с небольшим добавлением компьютерной графики магнитная жидкость превращается в невероятный скандинавский пейзаж, в котором из крошечных частиц вырастают лес, лодка, дом, лось и многое другое.
Поделиться9182022-07-24 08:57:57
Аниматроника: живые головы и настоящие динозавры в кино
Одно слово: аниматроника. Это – набор технологий и методов создания спецэффектов, подвижных частей тела человека или животного, инопланетянина или зомби – всего, что может быть живым в кино. Как работает аниматроника — в нашем еженедельном видеообзоре.
Аниматроника стала появляться в первые же годы развития кинематографа, и первый, черно-белый «Кинг-Конг» (1933 г.) уже представил потрясенной публике эффектные результаты применения такой методики.
Впрочем, предысторию ее можно проследить еще на столетия в прошлое, связав с автоматонами и механическими куклами, невероятно модными в эпоху Возрождения. А вершины искусство аниматроники достигло в наши дни — достаточно взглянуть на реалистичную аниматронную голову, изготовленную для фильма «Армагеддец» (2013 г.). Движения ее лица создают 12 точных сервоприводов, из которых 10 управляют глазами, веками и бровями, а два — нижней челюстью. Голова полностью самодостаточна: питание ей обеспечивает встроенный аккумулятор.
Еще более впечатляющая аниматронная голова была изготовлена студией спецэффектов Legacy Effects для продвижения медицинской системы Siemens Biograph mMR.
Мастера Legacy Effects занимались разработкой аниматронных существ для множества хитов киноэкрана, включая динозавров для научно-фантастического фильма 2015 года «Мир Юрского периода». Последний ролик показывает работу над движущейся фигурой апатозавра — стоит сказать, довольно умеренных размеров. Жившие около 150 млн лет назад, они достигали массы порядка 20 тонн, на порядки больше сложной системы, изготовленной в Legacy Effects, которая в остальном отличается потрясающей реалистичностью.
Поделиться9192022-07-24 09:03:40
Как режиссёры тайно манипулируют зрителями
Не секрет, что зрительные рецепторы играют важнейшую роль в жизни человека. Каждый увиденный цвет вызывает определённые ощущения и бессознательные эмоции, то есть с помощью цвета возбуждаются другие органы чувств. Грех не воспользоваться такой возможностью в кино, не так ли?
Путь образования цветовых ассоциаций подобен условным рефлексам. Ощущения и эмоции, вызываемые каким-либо цветом, аналогичны ощущениям, связанным с предметом или явлением, постоянно окрашенным в данный цвет, но есть и врождённые ассоциации. Например, светлые цвета кажутся лёгкими, а тёмные — тяжёлыми. Или, скажем, красный цвет считается агрессивным и страстным, а розовый — нежным и женственным. Видеоролик прекрасно иллюстрирует, как используют цветовые ассоциации режиссёры, чтобы с помощью цвета задать нужное настроение зрителям.
Поделиться9202022-07-24 09:05:18
Mercedes-Benz сжёг новый автомобиль для рекламы
Компания Mercedes-Benz опубликовала рекламный ролик рестайлинговой модели CLA, в котором стильный седан серого цвета был... сожжён.
Обновлённый седан CLA станет участником мероприятия Mercedes-Benz Fashion Campaign Spring/Summer 2017, посвящённому высокой моде. «Огненный» клип сделан шведским режиссёром Кристианом Ларсоном, а в главных ролях снялись британская певица (и дочь знаменитого Стинга!) Элиот Самнер и немецкая модель Люси фон Альтен.
Поделиться9212022-07-25 07:33:06
Смотрим диафильм «Звездный спасатель»!
Многие, кто рос в 70-х – 80-х, помнят, как гасился свет, и включался диапроектор. В отчасти примитивном, но зато по-настоящему популярном жанре было создано очень много интересного для своего времени, а какие-то диафильмы с удовольствием смотрятся и сегодня. Предлагаем вашему вниманию оцифрованный научно-фантастический диафильм «Звездный спасатель». Для его автоматического воспроизведения достаточно нажать кнопку внизу плеера. Желаем приятного просмотра!
Поделиться9222022-07-25 07:36:21
Cinematech: лучшие технические элементы в кино
У премии Cinematech нет ни статуэток, ни даже церемонии награждения – просто группа кинофанатов во главе с Адамом Сэвиджем выбирает лучшие технические элементы в фильмах прошедшего года.
«Гравитация» (Gravity)
Лучший научно-технический фильм, лучшие цифровые эффекты и премия режиссеру за революционное мышление
Альфонсо Куарон создал потрясающую историю о двух астронавтах, борющихся за свою жизнь в 350 км от Земли, — и она наполнена такой силой, свежестью, напряжением, что трудно назвать еще хоть один фильм, сравнимый по силе воздействия. Сюжет — простой, но безупречно выстроенный, и сногсшибательные спецэффекты ничуть не заслоняют собой его драматизм, поскольку «Гравитация» — это редкий случай, когда компьютерные эффекты используются исключительно там, где этого требует развитие сюжета. Впрочем, главное, что остается в памяти после фильма, — прекрасная игра Сандры Буллок. Для того чтобы не упустить нюансов актерской работы, Куарон разработал оригинальный подход, гармонично сочетающий реальность и цифровые фантазии. Например, на съемочной площадке был установлен куб с гранями длиной по 3 м, облицованный изнутри дисплеями. Сандра Буллок работала внутри, а на экран выводились сгенерированные на компьютере кадры космоса. Таким образом, свет, падающий на лицо актрисы, идеально соответствовал ее компьютерному окружению.
«Обливион» (Oblivion)
Лучшая альтернативная вселенная
Сюжет «Обливиона» не выдерживает серьезной критики — фильм насыщен неправдоподобными совпадениями и странными действиями героев. Джек Харпер, герой Тома Круза, обитает на слишком прекрасной для постапокалипсиса планете Земля. Для создания этой красоты режиссер Джозеф Косински обратился к традиционным кинематографическим приемам. Большую часть времени Круз со своей женщиной проводит в стеклянном доме, парящем над облаками, — все это снималось без вмешательства компьютерной графики с вершины вулкана Халеакала на Гавайях. Хромакеем Косински практически не пользовался — эти же пейзажи проецировались на заднюю стенку декораций, что не только существенно дешевле компьютерной графики, но и красивее выглядит.
«Элизиум» (Elysium)
Лучшие гаджеты
С задачей сконструировать чужой, но правдоподобный мир никто не справится лучше Нила Бломкампа. Его «Район № 9» так реалистично воспроизводит дух времени и места, что зрителю кажется, будто он видит документальные кадры, снятые в будущем. «Элизиум» — это анализ современной политической ситуации в мире и грядущих за ней социальных потрясений. Фильм «собран» из сверхправдоподобных деталей: тут и военно-транспортный экипаж, верхом на котором злодей Крюгер охотится за Мэттом Дэймоном (который, в свою очередь, оснащен усиливающим экзоскелетом), и дроны-разведчики, и шедевральная фантазия на тему машин будущего — космический корабль «Бугатти» с кожаным салоном.
«Европа» (Europa Report)
Самый экономный бюджет
Первый англоязычный фильм Себастьяна Кордеро сделан в жанре «найденной пленки»: он представляет собой видеофайл, отправленный с гибнущего близ одного из спутников Юпитера космического корабля. Фильм отличается прекрасной игрой актеров, убедительными декорациями и спецэффектами, и при этом «Европа» — образец того, сколь рачительным может быть режиссер в обращении с выделенными на съемку деньгами.
«Капитан Филлипс» (Captain Phillips)
Лучшие трюки
Фильм выделяется даже на современном уровне, когда кино буквально набито блестящими трюками. Режиссер Пол Гринграсс нанял американцев сомалийского происхождения для сцены, в которой пираты берут на абордаж 182-метровый контейнеровоз, догнав его на четырехметровой моторке. Руководитель группы каскадеров Роб Инч лично подготовил сомалийцев к выполнению почти всех трюков: неплохо, особенно если учесть, что ни один из них никогда не учился актерскому мастерству.
«Железный человек 3» (Iron Man 3)
Лучший взрыв
В третьей серии «Железного человека» особняк Тони Старка разлетается на части так красиво, что у зрителей захватывает дух. Камера оператора при этом движется без остановки, позволяя зрителю насладиться взрывом во всех мыслимых ракурсах, а тем временем Тони спасает свою подружку Пеппер, не забывая и про самого себя. Конечно, в конце концов он выходит сухим из воды, хотя его знаменитый костюм выглядит к концу переделки уже несколько потрепанным. Впрочем, все равно костюму досталось меньше, чем взорванному дому.
«Тихоокеанский рубеж» (Pacific Rim)
Лучшие транспортные средства
Победитель в этой номинации имеет руки и ноги, а по высоте не уступает 25-этажному дому. Где-то в глубоком разломе на дне Тихого океана зародилось племя чудовищ кайдзю, пришедших из другого измерения и одержимых стремлением уничтожить человечество. Для противодействия кайдзю люди создают мегароботов, способных сражаться с монстрами врукопашную. Знаменитый режиссер Гильермо дель Торо с любовью воскрешает давно забытый жанр фантастики, в котором основными действующими фигурами являются гигантские боевые роботы; он сумел мастерски отдать дань уважения фильмам, которые смотрел в раннем детстве, — теперь железные чудовища сражаются на экране в новом качестве.
«Гонка» (Rush)
Лучший грим
Рон Ховард предложил зрителю захватывающий рассказ об отчаянном соперничестве на гоночной трассе между высокомерным австрийцем Ники Лаудой (его играет Дэниел Брюль) и английским плейбоем Джеймсом Хантом (Крис Хемсворт). В результате аварии Лауда получает страшнейшие ожоги. Гример-виртуоз Марк Кулье создал четыре варианта лицевых протезов — для четырех стадий выздоровления гонщика. В конце фильма на обожженное, изуродованное лицо Лауды смотреть довольно неприятно, но зато мы гораздо глубже понимаем человеческую сущность пилота.
Поделиться9232022-07-25 07:38:33
Moments Lost: A Blade Runner Tribute
Художник, писатель и музыкант из Швеции работают над арт-проектом по мотивам культового фильма.
Никто, пожалуй, не станет отрицать значение «Бегущего по лезвию» в формировании таких жанров, как киберпанк и future noir. Снятый в 1982 году по книге Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах», он очень быстро получил статус культового. Немалую роль в этом сыграл великолепнейший саундтрек, написанный Vangelis и общая визуальная стилистика. Не стоит забывать и одноименную приключенческую игру, выпущенную в конце девяностых. Спустя тридцать лет фильм продолжает вдохновлять старых и новых поклонников.
Шведская команда из художника, писателя и музыканта работает над проектом Moments Lost: A Blade Runner Tribute, который будет состоять из девяти историй «по мотивам», девяти графических работ и, соответственно, девяти музыкальных композиций, выдержанных в стиле оригинального саундтрека.
В работе над проектом используется такое же оборудование, как и при производстве фильма, например, музыка пишется с использованием оригинального синтезатора Yamaha CS-80, который активно применялся Вангелисом не только для саундтрека, но и для многих эффектов, используемых в фильме. Завершить работу над Moments Lost планируется в мае 2014 года.
Поделиться9242022-07-25 07:39:44
Найдены утерянные кадры «Возвращения Джедая»
Покупатель старого диска, использовавшегося в качестве демонстрации новой системы видеомонтажа был немало удивлен его содержанием – там оказались ранее не публиковавшиеся и считавшиеся потерянными кадры «Звездных Войн».
Происхождение диска не совсем ясно. Он был куплен на интернет-аукционе eBay за 699 долларов и, по-видимому, предназначался для одной из первых цифровых монтажных станций EditDroid. По иронии судьбы Джордж Лукас так и не использовал эту систему в работе, она была продана, а материалы, вероятно, были загружены туда для тестирования или демонстрации возможностей потенциальным покупателям.
Большинство материалов — необработанные «сырые» кадры визита Люка Скайуокера на планету Дагоба, однако наибольший интерес представляет собой 59-секундный отрывок, в котором R2-D2 ремонтирует поврежденный X-Wing. Эти кадры ранее нигде не встречались и представляют большую коллекционную ценность.
Компания Lucas Films известна своей суровой борьбой за авторские права, так что видео, скорее всего, будет удалено из публичных источников, но, стоит надеяться, послужит хорошим дополнением для будущих коллекционных изданий.
Поделиться9252022-07-25 07:43:35
Как снимается фильм «Главный конструктор»
Обгоревший спускаемый аппарат коснулся земли в глухой пермской тайге, оставив на крепких стройных соснах рыже-белые лохмотья парашюта. С одной стороны, чтобы выбраться отсюда, придется ждать спасателей, а потом еще километры идти по заснеженному дикому лесу. А с другой – куда тут выбираться? Кругом высокие заборы и жилье небедных граждан. Рублевка...
Пермская тайга оказалась вдруг рядом с элитной Барвихой по прихоти съемочной группы фильма «Главный конструктор», возможно, потому, что такой стройный сосновый лес, как в окрестностях дачного поселка, встретишь в Подмосковье далеко не везде. Да и для съемки место удобное. «Главный конструктор» — это второй фильм биографического киноцикла режиссера Юрия Кары о жизни Сергея Павловича Королёва — человека, чьи инициалы расшифровывали как «стартовая площадка». Март 1965 года. Первый в истории выход человека в открытый космос. И последнее великое свершение Королёва. Меньше чем через год великий конструктор умрет на операционном столе. А пока триумфаторы из корабля «Восход-2» — Павел Беляев и Алексей Леонов — возвращаются на Землю. Неполадки с автоматикой. Ручное управление включено поздно. Приземление в нерасчетной точке. Борьба за жизнь.
Космонавты Алексей Леонов (актер Федор Лавров) и Павел Беляев (роль Николая Бурлака) приветствуют землян. В роли главного конструктора снялся актер и режиссер Валерий Гришко, известный ролями патриарха Никона в «Расколе» и Георгия Жукова в «Белом тигре».
Все как было...
Борьбу за жизнь в пермской тайге сейчас будут играть современные молодые актеры. И пока исполняющий роль Леонова Федор Лавров позирует фотографам и телевизионщикам в белоснежном скафандре и шлеме с крупной надписью «СССР», Юрий Кара, а также главный оператор фильма Владимир Климов и художник-постановщик Юрий Устинов общаются в автобусе с журналистами.
Оказывается, инициаторами «королёвского цикла» стали ветераны космонавтики во главе с Алексеем Леоновым. В 2007-м у Королёва был столетний юбилей, и как раз к этому событию решили сделать первый фильм, посвященный «докосмическим» годам жизни конструктора. Теперь пришло время второй картины, которая расскажет о главных триумфах: первый спутник, Белка и Стрелка, Гагарин и, наконец, Леонов в открытом космосе.
Спрашиваю у Юрия Кары и его коллег, насколько важна для создателей фильма техническая и историческая достоверность происходящего на экране. Да, отвечает режиссер, историческую правду старались соблюсти по максимуму. Это фильм именно о Королёве, а не о собирательном Башкирцеве из «Укрощения огня» — знаменитого советского фильма с великой музыкой Андрея Петрова. Например, пришлось отказаться от съемок в ЦУПе. Это было бы зрелищно, но во времена Сергея Павловича ЦУПа не было, и главный конструктор руководил полетами из мрачного бункера.
Для достижения исторической достоверности создатели фильма старались поместить в кадр аутентичные предметы эпохи. Парашют спускаемого аппарата – настоящий, космический. А вот предоставить спускаемый аппарат космические ведомства отказались. На вопрос «ПМ» о том, из чего его в итоге пришлось сделать, создатели фильма подробно отвечать отказались, отметив лишь, что «из подручных средств». Зато РАО РЖД дало настоящий паровоз.
...И о чем мечталось
Бюджет фильма создатели держат в тайне, но вряд ли потому, что он слишком велик: высокобюджетные байопики типа скорсезевского «Авиатора» нашему кино пока не под силу. Вместе с тем предусмотрено использование значительного количества компьютерной графики. По словам Владимира Климова, главная задача компьютерной графики в фильме — создание иллюзии реальности. «Сказку сделать легче всего», — говорит Климов и тут же замечает, что будут в фильме и фантастические видения: конструктор, строящий свою ракетную технику под колоссальным давлением военных, которых интересует прежде всего ядерный меч, грезит о межпланетных полетах и далеких космических мирах.
Посещение журналистов доставило киношникам немало хлопот. Люди с фотокамерами пытались как можно ближе подобраться к декорациям и отснять их со всех ракурсов. А в «глухой пермской тайге» на снегу появлялось множество следов, которые пришлось присыпать свежим снегом.
Фильмы Юрия Кары о Сергее Королёве выходят в противоречивое время. С одной стороны, сейчас об эпохе освоения космоса можно говорить откровенно, без свойственного советской эпохе пафоса, с историческими подробностями, о которых в эпоху «Укрощения огня» принято было молчать. С другой стороны, и столь массового интереса к космической тематике нет, как нет давно каких-то ярких прорывов в этой области.
Однако Юрий Кара считает, что история жизни героев космоса есть пример великого человеческого свершения на все времена, и потому сегодняшним поколениям обязательно нужно напоминать и о романтике космической эпохи и о ее, эпохи, главных творцах. Ради этого он снимает свои фильмы.
Поделиться9262022-07-25 08:40:13
В одной далекой, далекой галактике...
«Переход на скорость света» — культовые кадры киноэпопеи «Звездные войны». Но если бы Millennium Falcon действительно мог разогнаться до околосветовой скорости и при этом сохранить жизнь и здоровье пассажиров, Люк, Хан и Лея не увидели бы протянувшихся вдоль курса звездных полос. Картину, которая представилась бы глазам галактических путешественников, попытались воссоздать студенты из Университета Лестера.
«Вид из окна» на околосветовой скорости в видении Джорджа Лукаса...
... и молодых ученых из Лестера.
Студенты последнего года обучения, готовящиеся получить степень магистра физики, опубликовали теоретическую работу, посвященную гипотетическому виду из иллюминатора звездолета, приближающегося к световой скорости. Авторы утверждают, что эффект Доплера не позволит наблюдателям увидеть звездные «полосы»: их излучение сместится из видимого спектра в рентгеновский диапазон.
С другой стороны, реликтовое излучение, также претерпевшее синее смещение, перейдет в видимую область, и глазам астронавтов предстанет размытое светлое пятно.
Но, разумеется, развитые технологии «далекой-далекой галактики» позволят героям преодолеть и сопротивление рентгеновского излучения, и его вредное воздействие на путешественников, не говоря уж о чудовищных перегрузках и затратах энергии на достижение околосветовой скорости.
Поделиться9272022-07-25 08:46:49
Фашисты с луны: как снимали «Железное небо»
В 1945 году нацисты не погибли – c секретного космодрома в Антарктиде они бежали на обратную сторону Луны. 70 лет они копили силы, создавая могучий космический флот в своей лунной крепости, чтобы в 2018 году нанести сокрушительный ответный удар.
Примерно такими словами еще год назад коллега описал мне сюжет будущего фильма «Железное небо». И я тут же захотел его посмотреть. Вечером того же дня я пересказывал сюжет своим домашним, и они также мгновенно превратились в заранее благодарных зрителей. На следующее утро только благодаря усилиям моих близких и их близких у «Железного неба» было уже на несколько десятков больше фанатов. Всего два предложения, которые с невероятной скоростью передавались из уст в уста, на глазах делали еще не существующему фильму кассу. Это заклинание не просто удачная фишка, маркетинговый ход или внезапное подспорье в продажах. Этим двум предложениям весь фильм целиком и полностью обязан своим существованием.
Дизайн летающих тарелок Четвертого рейха принадлежит перу концепт-дизайнера Юсси Лентиниеми. Юсси – очень талантливый художник. Образы будущих боевых машин рождаются у него в голове практически мгновенно, эффектные карандашные скетчи он рисует прямо на глазах у режиссера, а фотореалистичную иллюстрацию (фактически, кадр будущего фильма) Юсси может создать за несколько часов.
Много ли финских фильмов вы видели в массовом прокате? Много ли вообще фильмов, снятых не в Голливуде, вышло за рамки фестивального кино и попало в обычные кинотеатры? «Железное небо» обошлось создателям в $7,5 млн. По меркам кинематографа это вообще не деньги. Для сравнения: «Особо опасен» Бекмамбетова обошелся в десять раз дороже, а"Аватар» Джеймса Кэмерона стоил $237 млн. Между тем «Железное небо» — это вовсе не минималистичный арт-хаус, а космический боевик, ключевую роль в котором играют спецэффекты.
Если присмотреться, стремительные очертания флагманского корабля американской армии напоминают… орбитальный телескоп. «Мирный» дизайн космического флота Земли намекает зрителю: космос – это, прежде всего, площадка для всеобщего вооружения. У каждой, даже самой мирной нации всегда наготове целый арсенал секретного оружия, и даже самые безобидные аппараты на самом деле вооружены до зубов
Секрет «Железного неба» заключается в принципиально новой технологии производства кино. Его можно назвать величайшей бизнес-авантюрой или же первым вестником новой эпохи независимого кинематографа. Так или иначе, это первый фильм, профинансированный с помощью краудфандинга.
Несмотря на то, что космический дирижабль – это далекая от науки фантастика, создатели «Железного неба» могут похвастаться самыми настоящими чертежами нацистских боевых машин, спроектированных в мельчайших подробностях. Такая точность жизненно необходима для 3D-моделей. Процесс создания такой модели очень близок к изготовлению машины в реальной жизни.
С миру по нитке
«Крауд» (англ. «толпа») — ключевое слово в кинопроизводстве будущего. Знакомьтесь, три столпа современного творчества: краудфандинг, краудинвестмент, краудсорсинг. Краудфандинг означает, что создатели фильма не ждут милости от крупных киностудий или спонсоров, а получают средства от множества фанатов, пожелавших стать частью проекта. Вместо того чтобы продавать фанатскую атрибутику после выхода фильма и собирать дополнительный доход, авторы начинают делать это заранее, чтобы всю выручку вкладывать в производство. Речь идет о футболках, постерах, комиксах, предзаказах DVD-дисков.
Краудинвестмент подразумевает, что опять же вместо крупных спонсоров и киностудий в проект вкладываются фанаты. Есть немало людей, которым не нужны футболки и диски, но они располагают некоторыми средствами, верят в проект и хотят получить с него прибыль. Не обязательно встречаться с каждым из них и согласовывать контракты. Достаточно создать удобную социальную сеть в интернете и выходить на связь со всеми сразу.
Внимание: на время просмотра «Железного неба» любителем строгой научной фантастики настоятельно рекомендуется крепко-накрепко заклеить рот. Да, дирижабли бесполезны в космосе, луна – не место для мотоциклов с коляской, а немецкие марши не могут раздаваться во вселенском вакууме. «Железное небо» - это комичная игра киношно-игровых образов и штампов. Не зря еще до выхода официального трейлера к фильму Тимо Вуоренсола и Самули Торссонен уже вовсю раздавали автографы на слетах любителей ролевых игр и фэнтези-вселенных. План съемок, главный документ режиссера, по формату очень напоминает комикс. Этим не преминули воспользоваться авторы, выпустив серию книг.
Краудсорсинг означает, что любой фанат, у которого есть специальные знания, навыки или просто идеи, способные помочь созданию фильма, может легко присоединиться к команде разработчиков. Вместо того чтобы связываться с именитыми специалистами и платить им большие деньги, создатели «Железного неба» искали талантливых людей, влюбленных в свое дело и жаждущих славы. Любой желающий мог задать авторам вопрос, отправить свой комментарий, показать свои работы. Лучшие влились в дружную команду создателей «Железного неба».
Итак, фанаты платят за фильм, фанаты создают фильм, фанаты рекламируют фильм. Очевидно, что в этой красивой концепции есть зияющая дыра: откуда взяться фанатам у фильма, которого еще нет в природе? Очаровать тысячи людей несуществующим кино помогли три слагаемых успеха. Во-первых, это гениальная фабула, то самое заклинание, вынесенное в подзаголовок статьи. Фашисты с Луны — это уже интересно.
Во-вторых, на «Железное небо» работал сам Адольф Гитлер, Третий рейх, гениальный дизайнер Карл Дибич и Hugo Boss, создавшие легендарную эсэсовскую форму, и древняя индская цивилизация, из которой, по ряду источников, распространился символ свастики. Кстати, музыкант Лемми Килмистер из группы «Моторхед» наряжается в нацистскую форму у себя дома, приговаривая: «Тот, кто назовет меня нацистом, пусть лучше покажет, где найти другую столь же красивую одежду».
Наконец, третье (и главное) слагаемое успеха — невероятное личное обаяние режиссера Тимо Вуоренсолы и продюсера Самули Торссонена, которые проделали невероятную работу, чтобы общаться с поклонниками, прислушиваться к их идеям и держать их в курсе происходящего на площадке.
Общее правило для съемки всех сцен «Железного неба» гласит: все объекты в радиусе 10 м от камеры снимаются в реальном мире, все от 10 м и далее рисуется на компьютере. Это правило позволяет авторам работать в павильоне весьма скромных размеров, однако предъявляет высочайшие требования к композитингу – сведению реального и виртуального изображений воедино.
Испортифильм за спасибо
Любой очкарик плюнет вам в лицо, если вы перепутаете фильмы Star Wars и Star Trek («Звездные войны» и «Звездный путь»). Торссонен и Вуоренсола прославились своей пародией Star Wreck («Звездная развалина»), снятой в двухкомнатной квартире, за которую восемь миллионов очкариков влюбились в них без памяти.
Кто-то из великих сказал, что жизнь вокруг фильма достойна отдельного фильма. В случае «Железного неба» такой фильм существует. Прирожденные шоумены, Тимо и Самули регулярно снимали и выкладывали в сеть «выпуски новостей» о создании «Железного неба» под названием Iron Sky Signal. Зрители могли увидеть, как Самули очаровывал потенциальных инвесторов в Каннах, как Тимо проводил кастинг актеров (в фильме снимается легенда хоррора Удо Кир), как 40 загруженных по максимуму компьютеров в студии цифровых эффектов разогревают помещение до 40° или как гениальный художник Юсси Лентиниеми за считанные часы рисует фотореалистичное изображение летающей тарелки, образ которой лишь утром того же дня родился у него в голове.
Роли главных нацистов в фильме исполнили звезда фильма «Полтора рыцаря» Юлия Дитце и опытный Гёц Отто, сотрудничающий с братьями Вачовски.
Юсси — один из многих специалистов, найденных с помощью интернет-платформы Wreckamovie.com («Испортифильм»). Это социальная сеть, созданная специально для обмена идеями и поиска талантов. Благодаря этому сайту над «Железным небом» работали художники и дизайнеры из Австралии, Великобритании, Франции, Канады, США и, конечно, Германии. Авторы специально подстегивали творческую фантазию зрителей. К примеру, трейлер к фильму был выложен в виде отдельных сцен с открытой лицензией, и любой желающий мог смонтировать его на свой вкус и поделиться своей работой с режиссером. «Держу пари, мы получим много роликов под музыку Rammstein», — шутит Самули Торссонен. Кстати, музыку для «Железного неба» написали легенды немецкого индастриала Laibach.
Сегодня с помощью отдельного интернет-проекта «Требуем "Железное небо"!» зрители могут голосовать за показ фильма в своей стране. Европейская премьера состоялась в феврале на Берлинском международном кинофестивале, а над Россией «Железное небо» разверзнется 28 июня. В последнем эпизоде Iron Sky Signal Тимо Вуоренсола лично поблагодарил всех, кто участвовал в краудфандинге. Каждого. Поименно. Беглое перечисление списка частных «инвесторов» заняло у благодарного режиссера 2 минуты 16 секунд.
«Железное небо» — это не просто фильм. Это технологический и социальный прецедент, возможно, знаменующий новый поворот в истории кино. Поэтому очень советуем: посмотрев фильм в кинотеатре, посмотрите и Iron Sky Signal. И вы полюбите «Железное небо» еще больше.
Поделиться9282022-07-25 08:56:11
Есть ли жизнь на Барсуме?
В 1911 году Эдгар Райс Берроуз написал один из самых известных своих романов – «Принцесса Марса». В марте 2012-го на экраны выходит его экранизация – фильм Эндрю Стэнтона «Джон Картер». Берроуз основывался на теории жизни на Марсе, разработанной астрономом-любителем Персивалем Лоуэллом, и создал отличную приключенческую научную фантастику. Насколько научную – вот в чем вопрос...
Безусловно, марсианский цикл Берроуза — это художественный вымысел, задачей которого было в первую очередь развлечение читателя (собственно, это классический пример pulp fiction, «бульварного чтива»). Но при работе над циклом писатель черпал вдохновение не только в глубинах собственного сознания, но и в научных (точнее, считавшихся научными на тот момент, а теперь целиком и полностью опровергнутых) исследованиях. Американский бизнесмен, дипломат и астроном Персиваль Лоуэлл, изучая в 1890-х годах мифические марсианские каналы, сделал логичный на тот момент вывод об их рукотворности. Посвятив исследованию Красной планеты много лет и не наблюдая на ней активности животных и тем более разумных существ (периодические изменения цвета поверхности можно было считать признаком наличия растительности), Лоуэлл предположил, что цивилизация на Марсе существовала задолго до человеческой. Правда, с развитием космических исследований эта теория перешла в раздел паранауки и превратилась в исторический курьез.
Вплоть до середины 1960-х годов всевозможные предположения о наличии на Марсе жизни базировались на наблюдаемых через телескопы «марсианских каналах». Проблемой было то, что каждый астроном видел «свои» каналы, и многочисленные карты серьезно отличались одна от другой. На одной каналы были прямолинейными, на другой – изогнутыми, на третьей они сливались в «моря» и «бассейны». Предположения о том, что каналы являются оптической иллюзией, высказывались еще в начале XX века, но лишь фотографии, полученные «Маринером-4» в 1965 году, доказали: никаких структур, даже отдаленно напоминающих «каналы», на Марсе не существует.
В настоящее время ученые склоняются к тому, что примерно 3 млрд лет назад жизнь на Марсе и в самом деле существовала, но лишь в форме бактерий. Тому есть косвенные доказательства: карбонаты из метеорита марсианского происхождения Allan Hills 84001 образовались, если верить изотопным исследованиям, при температуре около 18 °C, да еще в присутствии воды в жидкой фазе; кроме того, на Марсе обнаружены диоксид углерода, метан и т. д. То есть жизнь могла быть — теоретически. Но вовсе не такая, какую представлял себе Берроуз.
Биология тарков
По Берроузу, на Марсе сосуществует несколько разумных рас. Большинство из них человекоподобны (красная, желтая, белая, черная расы), отличаются они друг от друга так же, как, например, африканские бушмены от индоевропейцев. Но зеленые марсиане, или тарки, имеют серьезные внешние отличия от остальных рас. В частности, они характеризуются огромным ростом (до 4 м), расположенными по бокам головы глазами и, что характерно, наличием третьей пары конечностей, растущей из торса.
Слева – Джон Картер, землянин. Справа – Дея Торис, представительница красных марсиан. Внешне они никак друг от друга не отличаются, что с точки зрения науки никак не возможно.
Сила тяжести на Марсе значительно меньше земной (0,38 g). Это может объяснить высокий рост тарков: судя по всему, Берроуз составил пропорцию и вывел этот показатель из среднестатистического роста землянина (около 160 см на начало XX века). При пониженной силе тяжести живые организмы и в самом деле «стремятся вверх». Конечно, пропорция не столь проста, но Берроузу можно подобную погрешность простить.
Ввиду наличия на Марсе (точнее, Барсуме) человекоподобных рас, можно предположить, что атмосфера там некогда была близка к земной, то есть имела в своем составе значительный процент кислорода. Если мерить по объему, то в атмосфере Земли содержится 20,946% кислорода, а в атмосфере современного Марса — всего 0,13%. Но есть несколько факторов, которые позволяют «разместить» на Барсуме тарков.
Марсианские животные и по Берроузу, и по Стэнтона имеют чаще всего более четырёх конечностей. Это помогает им быстро передвигаться в условиях пониженной силы тяжести.
Во-первых, миллионы лет назад процент кислорода мог быть значительно больше, а углекислого газа — меньше; более того, наличие воды могло привести к появлению растительности и созданию более пригодной для жизни атмосферы. Во-вторых, шерпы на Тибете и индейцы в южноамериканских Андах живут на высоте более 4000 м, где кислорода в разреженном холодном воздухе почти в два раза меньше, чем на уровне моря, и где обычному человеку без многодневной адаптации гарантирована «горная болезнь». При необходимости человек может приспособиться даже к атмосфере с 13−14% кислорода — в одном поколении, без генетических изменений. Если же из поколения в поколение некий животный вид существует в условиях постепенно разрежающейся атмосферы, он приспособится к ней на генетическом уровне. Возрастет объем грудной клетки, да и эффективность усвоения кислорода значительно увеличится. А если верить описанию Берроуза, размер грудной клетки тарка позволял вместить весьма объемистые легкие.
Естественный враг
У человека как биологического вида никогда не было полноценного естественного врага. Неизвестно, как развивалась бы цивилизация, если бы на стадии зарождения разумных видов появился хищник, основной добычей которого были бы именно приматы. В условиях Барсума такая ситуация имела место. Тарки по отношению к человекообразным расам Марса явно представляли собой враждебный вид. Ввиду того, что именно гоминиды сумели «победить» (раса тарков на момент действия романа и фильма вымирает), можно сделать вывод, что атмосфера и климат Барсума менялись с течением веков. То есть за несколько десятков тысяч лет до описываемых событий тарки чувствовали себя достаточно комфортно, но со временем атмосфера перенасытилась кислородом, а сила тяжести возросла. Это противоречит реальности: марсианская атмосфера, наоборот, всё больше и больше отдаляется по своему составу от земной.
Следующий элемент биологии тарков — это их приспособленность к враждебной окружающей среде. Физическая сила, ловкость, глаза, способные на практически круговой обзор, — все это является естественным результатом эволюции и не вызывает каких-либо вопросов.
Тарки тарками, но летом 2010 г. журнал Science опубликовал статью международной группы ученых, которые нашли в геномах коренных тибетцев более 30 мутаций, не встречающихся у жителей равнин. Около половины из них повышают адаптацию к гипоксии. В частности, гемоглобин у горцев похож на ту его форму, которая характерна для человеческих зародышей и обеспечивает захват большего количества кислорода.
Наконец, есть в биологии тарков один элемент, явно придуманный Берроузом для красоты, без всякого научного обоснования. Это дополнительная пара рук. Остальные расы Барсума человекоподобны, у них по четыре конечности. Могло ли в процессе эволюции возникнуть ответвление, обладающее «лишними» руками? Одна гипотеза на этот счет существует. В человеческом предплечье имеется две параллельные кости — локтевая и лучевая. Если предположить, что в процессе эволюции эти кости дали начало двум независимым конечностям, а плечевая кость сократилась таким образом, что локтевой сустав расположился «в упор» к ключице, то тарки в описанном Берроузе варианте вполне могли существовать. Сложно сказать, что вызвало подобную мутацию. Но, по крайней мере, науке это противоречит не самым страшным образом.
Матаи Шан – правитель вырождающейся расы тарнов, белых марсиан. Отсутствие волос у тарнов – от природы, бриться каждый день им не приходится.
К слову, в экранизации романа Берроуза тарки выглядят вполне правдоподобно — высокие, худые, разве что грудную клетку стоило сделать шире раза в два. Но, может быть, у кинематографических марсиан просто улучшены способности к переработке кислорода...
Саб Тан – правитель (джеддак) Зоданги, государства красных марсиан. В идеале (по Берроузу) его кожа должна быть цвета меди (впрочем, как и Деи Торис, изображённой выше).
Расовые различия
Собственно, тарки — это лишь одно из племен зеленой расы: мы использовали это название для простоты. Но Берроуз «населил» Барсум целым рядом рас, порой совершенно невозможных в описанных условиях. Одни и те же условия окружающей среды не могли стать причиной параллельного развития столь разных гуманоидов, как тарки и люди. Человеку будет слишком тяжело дышать в разреженном воздухе, да и пониженная сила тяжести должна наложить отпечаток на его мышцы (сделать их гораздо более слабыми, чем у землян).
Тардос Морс – правитель (джеддак) Гелиума, крупнейшего государства красных марсиан, дед Деи Торис.
В принципе, последний фактор Берроуз учел: уроженец Земли Джон Картер сильнее марсиан. Но во всем остальном имеет место лишь писательская фантазия. Нужно же было Берроузу ввести в повествование любовную линию и сопереживание героям (ведь сопереживать враждебным «зеленым» среднестатистический читатель 1910-х годов явно не стал бы).
Тарки в фильме «Джон Картер» моделировались с помощью технологии захвата движения. Ввиду их огромного роста актёрам-моделям приходилось работать на ходулях. Вторую пару рук тарки чаще всего прячут за спиной – это сделано для упрощения моделирования.
Остальные обитатели Барсума — как разумные (калданы и рикоры, гули), так и неразумные — описаны Берроузом и сняты Стэнтоном в основном в угоду публике. У некоторых видов сохранены шесть конечностей для демонстрации родства с тарками, но иные явно выделяются из биосферы Марса, например, неестественной для пониженной силы тяжести приземистостью. К слову, один из «героев» фильма, калот по имени Вула — десятиногое барсумское животное, признавшее Джона Картера своим хозяином, — более или менее соответствует биоценозу тарков: во-первых, строением тела, рассчитанным на враждебную среду, а во-вторых, увеличенным количеством конечностей. Следует ожидать, что при низкой силе тяжести это и в самом деле значительно ускорит передвижение, в частности, за счет лучшего сцепления с поверхностью — если передвигаться, не отрываясь от поверхности. Прыгучие существа вроде кенгуру или тушканчиков при низком тяготении тоже получили бы массу преимуществ по сравнению с «пешеходами».
Подводя итог, можно сказать, что как автор бульварного фантастического романа начала XX века Берроуз практически не погрешил против науки. Во всяком случае, он сделал все, что мог, чтобы создать увлекательный сюжет и при этом не дойти до откровенно антинаучной фантастики. Другое дело, что на тот момент астрофотография была в зачаточном состоянии, каналы Марса считались реальностью (сегодня доказано, что они лишь оптическая иллюзия), а теория Персиваля Лоуэлла, хотя и не признавалась профессиональными учеными, была близка к научной. Возможно, если бы писатель работал сегодня, его Барсум выглядел бы совсем иначе.
Поделиться9292022-07-25 09:03:53
Интервью с Джеймсом Кэмероном
При имени Джеймса Кэмерона люди обычно вспоминают о его фильмах – «Чужие», «Титаник», «Аватар», «Терминатор», ставших проводниками самых передовых технических достижений в индустрию развлечений. Это и виртуозно построенные спецэффекты типа водяных щупалец в «Бездне», и система SimulCam, использованная при съемках фильма «Аватар». Впрочем, сам Кэмерон считает свою работу в Голливуде всего лишь началом.
Новаторство Кэмерона нацелено на освоение новых горизонтов и продвижение человеческого знания за их пределы. «Исследования можно назвать моей главной страстью», — говорит знаменитый режиссер. Он руководил экспедицией, отправившейся на обследование лежащих на дне моря останков немецкого линкора «Бисмарк», участвовал в разработке стереокамер для будущего марсианского ровера, который сейчас конструируют в NASA. «Пусть Джим снимает свое кино нашими камерами на марсианской орбите, — говорит Макл Рэвайн, заведующий перспективными проектами в компании Malin Space Science Systems. — Когда я принес ему распечатки четырехметровой длины, он прервал совещание и расчистил пол, чтобы их раскатать. Он расспрашивал меня о застывших лавовых потоках, а вокруг толпились киношники, не понимая, что происходит». Кэмерона нельзя считать ученым. Сам он называет себя фанатом науки. При этом трудно оценить во всей полноте, сколь многим наука обязана его инициативам. Корреспондент Popular Mechanics поговорил с Кэмероном о его планах погружения во впадину Челленджера, о том, что же на самом деле препятствует колонизации Марса, и о том, как человечество должно решить глобальные проблемы, с которыми столкнется в ближайшем будущем.
2010 год. Вместе с другими членами комитета, управляющего фондом X Prize, в момент искусственной невесомости на самолете G-Force One (модифицированный Boeing 727-200).
PM: Известно, что в этом году вы собираетесь погрузиться на дно самой глубокой океанской впадины, причем на аппарате, в создании которого принимаете собственноручное участие. Что вас толкает на этот подвиг?
Дж.К.: Я верю в необходимость научных исследований. Все эти глубоководные желоба, пролегающие на глубинах более 6 км, никем никогда не были изучены. Мы даже не представляем, что там творится. Если же говорить о космических исследованиях, то это, по сути, сфера деятельности тех или иных правительств. Частным лицам, как правило, они не по карману, так что для личной инициативы нам пока что оставили исключительно Землю, и одним из самых последних великих рубежей можно считать эти самые абиссальные желоба.
Кадры для «Титаника» и для документального фильма «Призраки Бездны» были получены с помощью дистанционно управляемых подводных аппаратов. Как за последнее время видоизменялась ваша глубоководная техника?
В 1998 году мы приступили к разработке небольших подводных роботов, которые могли бы заплывать прямо во чрева затонувших кораблей. Для их изготовления мы выбрали новый композит — «синтактическую пену» («сферопластик», пластик с наполнителями из полых сферических частиц). Это единственный материал с положительной плавучестью, способный выдерживать давление на предельных глубинах. Такие конструкции до нас никто не строил.
Сейчас мы полностью из одного только сферопластика строим семиметровую глубинную пилотируемую подводную лодку Deep Challenger. Только внутренняя скорлупа, сфера, в которой будет сидеть экипаж, должна изготавливаться из другого материала.
1988 год. Кэмерон на съемках фильма «Бездна» в бассейне неиспользуемой атомной электростанции (в него было залито 30 тысяч тонн воды).
Какие специфические инженерные задачи приходится решать при создании аппарата для океанских глубин?
На 11-километровой глубине вы оказываетесь под воздействием давления более 1000 атм, то есть более 1000 кгс на каждый квадратный сантиметр. А ведь это должно пересчитываться в сотни тысяч тонн, распределенных по всей поверхности внутренней жесткой сферы. Если хоть чуть-чуть поддастся какой-либо из люков, вся сфера будет просто сплющена. Если же не выдержит один из кабельных уплотнителей, то ворвавшаяся внутрь сферы водяная струя буквально порежет нас всех на куски. Все эти опасности необходимо предусмотреть еще на стадии проектирования. Впрочем, это обычная практика при разработке любого проекта.
Случалось ли во время ваших погружений, чтобы вам угрожала реальная опасность?
Конечно, бывали очень напряженные моменты. Однажды отказали все электросистемы, и для того, чтобы выбраться на поверхность, нам пришлось задействовать аварийный сброс балласта. Только так можно по достоинству оценить, сколько же технических ухищрений реализовано в одном этом механизме, чтобы он стал достаточно безопасным. Начиная с 1995 года я совершил 75 погружений и могу с уверенностью сказать, что каждый раз, вступая в этот недружелюбный мир, ты подвергаешь свою жизнь определенной опасности. Впрочем, работа наших инженеров заслуживает доверия.
1991 год. Вместе с Арнольдом Шварцнеггером на съемочной площадке при работе в 1991 году над фильмом «Терминатор 2 – Судный день»
Кроме всего прочего вы вплотную занимались разработкой стереокамеры для марсианского ровера. Правда, на пути этого проекта встали финансовые проблемы, с которыми столкнулось NASA.
Не следует преувеличивать мою роль в разработке Mastcam, «глаз» для спускаемого аппарата, который отправился в космос в конце прошлого году. Изначально предполагалось, что это будет стереокамера с двумя зуммируемыми объективами, однако NASA решило обойтись всего лишь объективами с постоянным фокусным расстоянием, причем так, чтобы у каждого объектива оно было свое. При такой концепции никакого разговора о стереосъемке быть уже не может.
Снимая «Аватар», вы использовали возможности 3D (стереосъемки) для создания завораживающей картинки. Но какой смысл отправлять стереокамеры в космические дали или океанские глубины?
В результате эволюции жизни на Земле стереоскопическое зрение стало основным методом восприятия окружающего мира для человека. Именно 3D дает обостренное чувство физического присутствия, так что у зрителя должно возникнуть более глубокое уважение к научным исследованиям вообще и к объекту исследования в частности — будь он на поверхности Марса или на океанском дне.
Испытания стереоаппарата Mastcom, который разрабатывался с участием Кэмерона для установки на марсианском ровере Curiosity.
За последнее десятилетие мы узнали о Марсе немало нового. Какие средства потребуются, чтобы сказать, что нам уже известно о нем почти все?
Полагаю, что, как и в океанологических исследованиях, это будет тесное сотрудничество роботов и людей. Можно послать на Марс роботизированную тележку, начиненную приборами, однако не забывайте о сорокаминутном запаздывании сигналов между Марсом и Землей. Вот, к примеру, ровер оказывается на скале над обрывом, мы подаем ему сигнал резко затормозить, но этот сигнал дойдет до него лишь через 40 минут после того, как его обломки будут лежать под этой скалой. Если вы планируете заняться на Марсе серьезной работой, вам все равно придется посылать туда людей.
Так что же мешает действительно послать туда людей?
Решение лежит прямо на поверхности. Для этого вполне можно воспользоваться привычными ракетами на химическом принципе. Сложность не в этом, а в длительном проживании на поверхности Марса. Но единственный способ решить проблему — заняться ее решением, а не болтать о ней с утра до вечера. Наша страна достигла столь многого, что может позволить себе почивать на лаврах... до тех пор, пока мы не разучимся делать то, что давало нам основания для гордости. 40 лет подряд ни один человек не выбирался за пределы околоземной орбиты. Это же позор!
Каким образом съемка научно-фантастических фильмов способна подтолкнуть людей к более смелому, более раскованному мышлению?
Съемочный процесс движется вперед благодаря фантазии и воображению. Они же лежат в основе технического прогресса. Поварившись в научных сферах — особенно в области астрономии и космических исследований, — могу с уверенностью сказать, что все эти ученые в детстве были фанатами научной фантастики. Это давало выход воображению и поводы для постоянной проверки чувства реального.
1995 год. Перед погружением к затонувшему «Титанику» на подводном аппарате «Мир».
В наступившем году журналу Popular Mechanics стукнет 110 лет. А с чем столкнется человечество в следующие 110 лет?
Я думаю, что мы вступили в самое проблемное столетие в человеческой истории. Для того чтобы решить проблемы глобального масштаба, мы должны научиться сотрудничеству, эффективным межнациональным отношениям. Сейчас мы стоим на перепутье, когда уже исчерпались или вот-вот исчерпаются возможности планеты поддерживать нашу цивилизацию. Пришло время менять образ мыслей. Пора вспомнить о самопожертвовании, позаботиться о самоорганизации, отказаться от бессмысленных споров — иначе нам не выдержать.
Как вы считаете, что же следует для этого сделать?
Необходимо относиться к науке с несравненно большим уважением. Нам нравится, когда наука преподносит нам всякие приятные штучки — к примеру, все эти полупроводники в новеньких гаджетах типа iPad. Однако доверие к науке куда-то пропадает, когда она выступает с заявлениями, которые слушать неприятно, к примеру, когда она настаивает на экономии ресурсов. Научная фантастика — а ее цель состоит именно в строительстве воображаемого будущего, будь это сияющие технические высоты либо же мрачные антиутопии — нас уже предупреждала, и не раз. Теперь слово берет все научное сообщество, но мы не желаем всерьез прислушиваться к его голосу. Опасность вполне реальна. Откинув тент нашего кабриолета и включив музыку на всю катушку, мы мчимся к обрыву на полной скорости. Не пора ли уже проснуться?
Поделиться9302022-07-25 09:10:14
Нутро танка: бутафор
В знаменитом фильме «Четыре танкиста и собака» есть ряд сцен, снятых внутри танка. Создавались они просто: в боку Т-34 просверлили технологические отверстия, через которые и велась съемка. Но при наличии «правосторонних» дыр съемка слева невозможна: танк будет «просвечивать».
Специально для съемок нового фильма Карена Шахназарова «Белый тигр» в «Кузовной мануфактуре Александра Бушуева» построили оригинальный кинематографический макет. Сам режиссер называет картину «фантастикой в реалиях Великой Отечественной»: советские танкисты сражаются в фильме против таинственного немецкого танка-призрака. Естественно, многие сцены происходят внутри боевой машины. Hужны и крупные планы, и демонстрация работы танкистов, причем снимать надо с различных ракурсов, обеспечивая должное освещение и пространство для оператора. Реальный танк не может стать хорошей съемочной площадкой — слишком он тесен и неудобен. Поэтому известный реставратор и макетчик Александр Бушуев получил заказ: изготовить полноразмерный макет внутреннего интерьера Т-34/85.
Немного статики
Снаружи макет напоминает танк весьма отдаленно — это просто ящик из металлических балок и листов, несущий на себе эмблему мануфактуры Бушуева. Cамое главное — внутри.
Интерьер Т-34 воссоздан по чертежам известного специалиста Виктора Мальгинова с точностью до миллиметра. Причем использованы как новосозданные детали, так и самые настоящие, от реальных «тридцатьчетверок». Отличить невозможно. Например, держатель для проводки, ведущей из корпуса в башню, — настоящий, исторический, а ящики со снарядами — искусственно состаренный новодел. Правда, непосредственно перед съемками над танком предстоит поработать бутафорам. С помощью специальных покрытий они придадут стальным листам измятый, выщербленный вид, как бывало на реальных боевых машинах.
Немецкие танки были высокотехнологичными машинами — вплоть до наличия в некоторых «Тиграх» кондиционера. Советская психология работала иначе. Т-34 был исключительно боевой машиной, а интерьер его иначе как аскетичным не назовешь. Минимум удобств, духота, теснота, и даже на сиденьях — никакого покрытия, танкисты подстилали телогрейки, чтобы обеспечить хоть какой-либо комфорт. Изготовлялись «тридцатьчетверки» с огромной скоростью и в огромных количествах, поэтому перекос брони справа и слева достигал порой нескольких сантиметров, а грубые сварные швы шли «лесенкой» — на макете Бушуева повторены даже подобные мелочи.
Отделение управления
Немного динамики
Макет предназначен для павильона. Он устанавливается на гидравлическую платформу, способную наклоняться вперед, назад, влево и вправо. Гидравлика обеспечивает имитацию резких движений танка — при попадании на кочку или преодолении кювета. Платформа способна мелко неровно вибрировать, копируя движение танка по ровной поверхности.
Другой важный элемент макета — пушка. Это не статичная деталь: в нее подается снаряд, затем следует «выстрел», гильза выскакивает, происходит откат. В обычном орудии все эти действия совершаются сами по себе, но как создать такую же динамику в нестреляющем макете? Было много идей, в том числе — оборудовать механизм гидравликой или пневматикой, но Бушуев остановился на самом простом, механическом варианте. Откат обеспечивают два человека, тянущих снаружи пушку на себя синхронно с действиями актера-стрелка. А вот с гильзой пришлось попотеть. В итоге дуло состоит аж из пяти труб: две — бутафорские, для визуальной схожести с реальной пушкой, остальные — технологические. Одна обеспечивает возможность отката, на другой установлены крючки-распорки, которые удерживают снаряд в стволе, в то время как гильза вываливается после выстрела. Чтобы она гарантированно выпадала под действием собственного веса, вся машина для съемок некоторых эпизодов наклоняется на 15−18 градусов, «задирая» пушку вверх.
Кузовная мануфактура Александра Бушуева
Александр Бушуев – известный специалист по реставрации и воссозданию автомобилей. Самый известный проект его кузовной мануфактуры – легендарный гоночный автомобиль ГАЗ-ГЛ1, многократно показанный на различных автосалонах. Продолжением проекта стали ГАЗ-ГЛ2 и мотоциклы ГАЗ-ГЛ1м и ГАЗ-ГЛ2м. Последние – плод фантазии Бушуева и художника Михаила Смолянова, они никогда не существовали в реальности.
Среди работ Бушуева для кинематографа – многочисленные макеты подбитых танков (Т-IV, «Матильда» MK-II, БТ-5 и других), причем сделаны они из металла, вполне реалистично. Это позволяет спокойно работать пиротехникам, заставляя обломки танков дымиться; кроме того, танки могут сниматься в нескольких фильмах, это не одноразовые поделки. Просто бутафорам придется немного поработать кисточками.
Такая простота вовсе не от отсутствия средств или технологий. Дело в том, что если в разгар съемочного дня откажет гидравлика, то время будет потеряно, а оно стоит дорого. Съемка будет производиться через технологические люки, пронизывающие танк со всех сторон. Например, можно целиком снять правый борт. Или левый. Или крупным планом снимать лицо водителя через люки в передней броне. Или показать весь интерьер танка, ведя съемку сквозь задний люк. Или через верхний. В общем и целом, это первый макет подобного уровня в России, и немалую роль в его создании сыграл высокопрофессиональный подход режиссера, Карена Шахназарова, к производству картины. Осталось только дождаться премьеры.