25. ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ЕРМАКА ТАТАРАМИ И ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ КОНЯ КОРТЕСА ИНДЕЙЦАМИ. ПОСЛЕДОВАВШЕЕ ЗА ЭТИМ РАЗРУШЕНИЕ "ЯЗЫЧЕСКОГО ИДОЛА" ОПИСАНО КАК РУССКИМИ, ТАК И ИСПАНСКИМИ ЛЕТОПИСЯМИ.
.
Теперь становится также понятно, почему Кунгурская Летопись сообщает об ОБОЖЕСТВЛЕНИИ ЕРМАКА местными жителями, похоронившими его. "И НАРЕКОША ЕГО БОГОМ, и погребоша по своему закону на Башлевском кладбище под кудрявою сосну, и пансыри его разделиша на двое" [730:1], с.128.
.
Такое обожествление выглядит странно. В самом деле, ведь Ермак был завоевателем. Однако если учесть, что его похоронили в Мешико рядом с вулканом, и что время от времени над его могилой вздымались столбы подземного огня, достигавшие небес, то почтительное отношение местных мексиканских жителей к памяти Ермака становится ясным. Могущественность погребенного здесь вождя подтверждалась страшными стихийными силами, время от времени сотрясавшими окрестности.
.
Итак, запомним, что местные жители объявили Ермака богом. И стали поклоняться ему на свой манер.
.
Интересно посмотреть - сохранились ли испанские свидетельства, что индейцы обожествили погибшего Кортеса? Прямых указаний мы не нашли. Однако обнаружили любопытнейшее сообщение, что МЕШИКАМИ БЫЛ ОБОЖЕСТВЛЕН КОНЬ КОРТЕСА! Если уж даже боевого коня великого полководца стали считать божественным созданием, то, скорее всего, и самого Кортеса причислили к лику богов.
.
Вот что известно. В 1618 году из Мериды, столицы испанских владений на Юкатане, отправились с миссионерской миссией два монаха-францисканца: Бартоломе де Фуэнсалида и Хуан де Орбита, хорошо знавшие язык майя. Правитель Тайясаля Канек даже позволил монахам начать среди жителей столицы пропаганду христианства.
.
<<Их замысел - сделать христианами язычников-ицев, - казалось, был близок к осуществлению. Но здесь произошло событие, резко нарушившее эту идиллическую картину.
.
После окончания проповеди преподобные отцы отправились посмотреть "многочисленные храмы и святилища ЗЛОВРЕДНЫХ И МНИМЫХ ИНДЕЙСКИХ БОГОВ...
.
И, войдя в один из храмов, - продолжает свой рассказ Вильягутьерре, - они увидели, что посреди него стоит огромный идол... сделанный из камня и притом весьма любопытный".
.
Монахи от изумления потеряли дар речи. Таинственное "божество" майя-ицев оказалось не чем иным, как СТАТУЕЙ ЛОШАДИ ПОЧТИ В НАТУРАЛЬНУЮ ВЕЛИЧИНУ. "И они, как варвары, поклонялись ему (идолу...), как БОГУ ГРОМА И МОЛНИИ, называя его Циминчак.
.
Далее Вильягутьерре сообщает, что "преисполненный религиозного рвения" отец Орбита СХВАТИЛ УВЕСИСТЫЙ КАМЕНЬ И В ЯРОСТИ РАЗБИЛ ИДОЛА НА КУСКИ. Индейцы пришли в ужас. На их глазах совершилось неслыханное кощунство: чужеземцы осмелились поднять руку на одного из главных богов Тайясаля! Только смерть осквернителей святыни могла искупить столь тяжкий грех. Разгневанные майя плотным кольцом окружили перепуганных миссионеров. И тогда отец Фуэнсалида... решился на отчаянный шаг. Встав на пьедестал только что РАЗБИТОЙ СТАТУИ, он обратился к бушующей толпе со страстной проповедью о вреде язычества... Индейцы несколько успокоились и позволили францисканцам вернуться во дворец Канека. Так проповедники и узнали удивительную историю о "лошадином боге" ица. Виной всему оказался вороной конь Кортеса, которого тот во время похода в Гондурас весной (якобы - Авт.) 1525 года оставил на попечение майя. Индейцы поместили раненое животное в храм и принесли ему мясо, букеты цветов... Подобные "угощения" пришлись бедной лошади не по душе, и она вскоре подохла от голода. Перепуганный Канек, страшаясь мести Кортеса, приказал изготовить из камня точную копию коня и установить ее в том же самом храме. Нового бога индейцы нарекли пышным именем "Циминчак", т.е. "ГРОМОВОЙ Тапир" ("Цимин" - тапир, "чак" - гром, дождь, гроза). В иерархии местных богов Циминчак занял ВТОРОЕ МЕСТО после бога дождя Чака.
.
Оправившись от потрясения, испытанного в храме Циминчака, преподобные отцы напомнили Канеку о том, что прежний правитель Тайясаля обещал Кортесу принять католическую веру и сжечь всех идолов. Ответ Канека... был тверд и нелицеприятен. Он заявил монахам, что сейчас, по предсказаниям жрецов, неудобно отказаться от старых богов и принять новых, а посему святым отцам следует прекратить здесь дальнейшие проповеди и вернуться на Юкатан>> [210:1], с.132-133.
.
Итак, боевой конь Кортеса был объявлен божеством, причем ВТОРЫМ после бога дождя Чака. Отсюда, скорее всего следует, что и самого Кортеса индейцы обожествили. То же самое мы уже знаем по поводу Ермака.
.
Кстати, название "ГРОМОВОЙ Тапир", по-видимому, указывало на ГРОМ пушек, неразрывно связанных в памяти индейцев с вождем Кортесом-Ермаком.
.
И тут мы неожиданно обнаруживаем, что натолкнулись на еще одно соответствие между русской и испанской = османской версией событий. Как мы только что узнали, монах-францисканец Хуан де Орбита - Хан Орды? - схватил "увесистый камень и в ярости разбил идола на куски". Во всей дошедшей до нас письменной истории конкисты такое яркое событие было, насколько нам известно, единственным. В то же время, выше мы уже подробно обсуждали историю разрушения остяцкого = ацтекского идола атаманом Иваном Мансуровым. Дело было уже после гибели Ермака. В Сибирь из Москвы пришел атаман Мансуров с сотней казаков, чтобы завершить завоевание Ермака. Остяки окружили ордынский отряд, заперши его в крепости. Началась осада и тяжелые бои. Остяки притащили большой идол и стали совершать перед ним жертвоприношения, дабы получить помощь в войне. И тут Мансуров приказал тщательно навести пушку и выстрелить по идолу. Надо полагать, достаточно тяжелым ядром. Выстрел оказался настолько точным, что разнес в щепки не только идола, но и дерево, к которому его поставили, см. рис.8.114
ЗАВОЕВАНИЕ АМЕРИКИ Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами "древн
Сообщений 781 страница 810 из 1001
Поделиться7812014-05-19 08:27:15
Поделиться7822014-05-19 08:28:38
и рис.8.166. Во всей истории походов Ермака и его преемников такой сюжет - орудийная и удачная стрельба по идолу - является единственным. Во всяком случае, в Кунгурской Летописи более ни о чем подобном не сообщается.
.
Скорее всего, это яркое событие отразилось и в индейских, и в испанских = османских источниках. Там тоже говорится, что разрушение идола произошло уже после смерти Кортеса. Тоже сообщается, что монах разбил идола при помощи увесистого камня. Скорее всего, речь шла о пушечном казацком ядре, разрушившем остякского идола и березу.
.
Далее, подчеркивается, что два монаха оказались в меньшинстве, будучи окруженными враждебно настроенными индейцами майя. Атаман Мансуров и его немногочисленные казаки тоже были окружены превосходящими силами остяков = ацтеков.
.
В обеих версиях говорится, что в конце концов пришельцы победили. Монахи "уговорили индейцев", "объяснили им их неправоту" и те пристыженно отпустили их. А казак Мансуров победил остяков силой. После чего продолжил поход. Конечно, испанская версия уверяет нас, будто два бесстрашных монаха, окруженные озверевшей толпой индейцов, возмутившихся разрушением их святыни, всего лишь "силой слова" сломили ярость толпы. Однако, сравнивая теперь с русской версией, мы понимаем, что вместо "силы слова" была применена "сила пушек". Атаман Иван Мансуров - "монах по имени Хан" - убедил остяков = ацтеков не витиеватым разговором, а пушечным огнем. После чего перепуганные остяки-индейцы "отпустили" завоевателей.
.
С одной стороны, русская Летопись оказывается в данном случае более точной. Рисуемая ей картина конфликта выглядит естественнее, чем испанская = османская. С другой стороны, последняя сообщает деталь, явно забытую русским летописцем. А именно, что разрушенный идол, названный в Кунгурской Летописи "белогорским болваном", был как-то связан с памятью о Ермаке-Кортесе.
.
В заключение, полностью приведем соответствующий фрагмент Кунгурской Летописи.
Поделиться7832014-05-19 08:30:03
"Во второе лето по смерти (Ермака - Авт.), посланы воеводы с Москвы, Иван Мансуров с товарыщи, с ним 100 человек ратных. Егда плыша по Иртышу и видеша по Иртышу по брегу яко песка поганскаго войска, ждуще на побиение, по ведомости, яко в малости посланного войска (казаков - Авт.); и стужившеся и проплыша за страх и до Оби реки. Видев же смерзение лда, поставиша град над Обью, против устья реки, и седоша зимовати (рис.8.167 - Авт.).
Собрашася с Иртыша и с Оби множество Остяков и оступиша городок, и бишася день, в он же поганий в вечер отступиша. В утрии же ПРИНЕСОША С СОБОЮ БОЛШЕГО БЕЛОГОРСКАГО БОЛВАНА, и поставиша под древо березу, и молясь и жряху, да возмут град. И во время жрения их стрелиша из города в цель из пушки, и КУМИРА ИХ С ДРЕВОМ НА МНОГИЕ ЧАСТИ РАЗДРОБИША. Погани же зело устрашишася, не знаше, мня же, что из лука такой человек розбил, и вси разыдеся по своим. И посем ясак принесоша и в весне чрез Камень пройдоша" [730:1], с.134,136.
Поделиться7842014-05-19 08:31:12
На рис.8.168 приведена карта походов Ермака-Кортеса и его последователей. Как мы уже понимаем, датировки, поставленные здесь историками, ошибочны. Эти события происходили примерно шестьюдесятью годами позднее - в самом конце XVI века, а вовсе не в его начале, как нас уверяют.
Поделиться7852014-05-19 08:34:30
26. ИНДИАНКА МАЛИНЧЕ, ПЕРЕВОДЧИЦА, ЛЮБОВНИЦА КОРТЕСА И ХАНСКАЯ ДОЧЬ, ОТДАННАЯ ЕРМАКУ ТАТАРАМИ.
.
26.1. ИСТОРИЯ ПРЕДАТЕЛЬНИЦЫ МАЛИНЧЕ-МАРИНЫ.
.
В истории Кортеса видное место занимает молодая индианка Малинче, попавшая к конкистадорам при их вторжении в Мексику. Она стала любовницей Кортеса, постоянно сопровождала его, была переводчицей. Более того, она оказалась предательницей интересов индейцев. Отношение к ней в Мексике было негативное. Ее имя стало символом предательства. <<В политическом языке современной Мексики, - пишет советский историк М.Былинкина, - широко распространен термин "малинчизм", то есть "предательство национальных интересов". Попавшая в рабство к испанским конкистадорам молодая индианка Маличе, или Малинцин, получившая после крещения имя Марина, стала возлюбленной Кортеса и содействовала успехам испанцев, выступая против индейских народов. Имя ее стало нарицательным для обозначения предательства" ... Часто в индейских хрониках колониального периода КОРТЕСА НАЗЫВАЮТ ПО ИМЕНИ ЕГО ВОЗЛЮБЛЕННОЙ ТОЖЕ МАЛИНЧЕ И МАЛИНЦИН>> [210:1], с.146.
.
Берналь Диас много и весьма положительно говорит о Малинче-Марине. Она появилась в войске конкистадоров сразу после того, как Кортес продемонстрировал мешикам силу огнестрельного оружия. Перепуганные индейцы, желая задобрить Кортеса, прислали ему подарки и 20 женщин. Среди них и была Малинче-Марина.
"Привели они с собой 20 молодых женщин (рис.8.169 - Авт.) и среди них исключительную красавицу, дочь могущественного касика (казака ? - Авт.) Пайнады, претерпевшую много бед, ту самую, которая по принятии христианства получила имя донья Марина...
.
После чего все 20 подаренных нам женщин и были крещены. Это были ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ в самой Новой Испании, и Кортес разделил их между капитанами. Донья Марина, самая красивая, умная и расторопная из всех, досталась Алонсо Эрнандесу Пуэрто Карреро... когда же впоследствии он отбыл в Испанию, САМ КОРТЕС ВЗЯЛ ЕЕ К СЕБЕ, и их сын, дон Мартин Кортес, был потом командором Сантьяго" [64:3], с.59.
.
Таким образом, по ходу дела мы неожиданно узнае'м, что у атамана Ермака-Кортеса был сын. Мать - индианка Малинче-Марина. Романовская версия истории ничего о сыне Ермака не сообщает.
.
Далее Берналь Диас говорит: "Но и до того Кортес всюду брал ее (Марину - Авт.) с собой в качестве удивительной переводчицы, и была она нам верным товарищем во всех войнах и походах, настоящим даром Бога в нашем тяжелом деле; многое удалось нам совершить только при ее помощи. Понятно, что ОНА ИМЕЛА ОГРОМНОЕ ВЛИЯНИЕ, САМОЕ ГРОМАДНОЕ ВО ВСЕЙ НОВОЙ ИСПАНИИ, и с индейцами могла делать, что хотела...
.
Следует еще сказать о донье Марине. Ее отец и мать были сеньорами и КАСИКАМИ поселения, которое называлось Пайнала... Но отец ее умер, когда она была маленькой, а мать ее жила с другим касиком-сожителем и родила сына, и, желая, чтобы ее сын унаследовал то, что по отцу принадлежало донье Марине, она ночью отдала нескольким индейцам из Шикаланко МАЛЕНЬКУЮ ДОНЬЮ МАРИНУ, но этого никто не знал, так как в эту ночь умерла дочка одной индеанки-рабыни, а мать доньи Марины распустила слух, что умерла ее дочь...
.
Донья Марина знала язык Коацакоалькоса, который был мешикским, и знала другой язык - табаскский... она переводила Агиляру, а тот Кортесу, и обратно" [64:3], с.59-60.
.
Малинче-Марина не останавливалась и перед прямым предательством своих соплеменников. При движении конкистадоров к столице Мешико произошел, например, следующий эпизод. Прошел слух, что <<какие-то злодеи в Чолуле замышляют коварство и измену... Всю ночь мы (говорит Берналь Диас - Авт.) были начеку, так как предполагали именно ночное нападение. Наибольшую уверенность получили мы еще со слов старухи-индеанки, жены одного касика, которой донья Марина, молодая, красивая и богатая настолько приглянулась, что она уговаривала ее бросить нас и перебраться к ней, ибо ночью нас всех перебьют по приказу Мотекусомы...
.
Умная донья Марина горячо поблагодарила старуху, но сказала, что сейчас не может к ней пойти, так как ей одной не снести всех своих вещей... Марина завела с ней длинные разговоры, ПОНЕМНОГУ ВЫТЯГИВАЯ ИЗ НЕЕ ВСЕ, ЧТО ТА ЗНАЛА. Оказывается... войско Мотекусомы прибыло и искусно спрятано...
.
Донья Марина и глазом не моргнула при этих рассказах, а ОБНИМАЛА И ГЛАДИЛА СТАРУХУ; затем встала, говоря, что теперь пойдет собирать свои вещи. Сама же, конечно, пошла к Кортесу и все от слова до слова пересказала ему. Кортес велел привести старуху И ИЗВЛЕК ИЗ НЕЕ ЕЩЕ НЕМАЛО ЦЕННЫХ СВЕДЕНИЙ (надо полагать, не столько "силой слова", сколько другими методами - Авт.). Так прошла ночь.
.
С наступлением же дня в наши квартиры привалила великая сила индейцев...
.
Тогда Кортес, сидя высоко на коне, а донья Марина была около него, гневно обратился к касикам и остальным жрецам, подробно изложил им всю их измену, все предательские приготовления...
.
Множество индейцев было перебито нами, другие были сожжены заживо. Не помогли им лживые обещания из лживых идолов>> [64:3], с.101-102.
.
Ясно, что индейцы имели все основания ненавидеть Малинче-Марину за ее предательство. Многозначителен тот факт, что память об этом предательстве оказалась столь живучей, что сохранилась в Мексике вплоть до XX века.
Поделиться7862014-05-19 08:36:08
На рис.8.170 приведено старинное изображение Кортеса - сидит на троне - и стоящей рядом с ним подруги и переводчицы доньи Марины. Индейцы преподносят им дары.
.
Кстати, имя МАЛИНЧЕ близко к имени МАРИНА по той простой причине, что звуки Л и Р могли переходить друг в друга: Малинче ---> Маринче = Марина. Так что в данном случае никакой смены имени после крещения, скорее всего, не было. Девушку с самого начала звали Мариной. И была она, как и все остальные мешики, христианкой первичного толка. То есть все они придерживались христианства, проникшего в Америку в XIII-XIV веках при великом = "монгольском" завоевании. Так что крещения на самом деле не требовалось. Правда, конкистадоры расценили увиденное ими христианство индейцев как "язычество", а потому вполне могли заново крестить людей уже по новому канону, установившемуся к концу XVI века. Тоже христианскому, но отличающемуся от старинного, восходящего к XII-XIII векам.
Поделиться7872014-05-19 08:38:39
На рис.8.171 приведено старинное изображение высадки Кортеса якобы в 1519 году на побережье Мексики. Справа показана Малинче-Марина, а рядом - пишущий испанец. Вероятно, это Берналь Диас, летописец похода Кортеса.
.
Между прочим, здесь уместно напомнить наши соображения на тему ИДОЛОПОКЛОНСТВА, сформулированные в книге "Реконструкция", в Приложении 5: "Следы Великой = "Монгольской" Империи в латинском и европейских языках. Краткий Словарь Параллелизмов". Словарь составлен А.Т.Фоменко, Т.Н.Фоменко, Г.В.Носовским.
.
Слова ДОЛ, ДОЛУ означают: низ, низменность, долина, подол у платья. По В.Далю: ДОЛУ - внизу, на земле, книзу. Вспомним также церковное выражение: ДОЛУ - внизу, низко, низменно, например ПОКЛОНИТЬСЯ ДОЛУ. Вероятно, отсюда произошло слово ИДОЛОПОКЛОННИКИ, то есть те, кто "низко кланяется", ДОЛУ+ПОКЛОННИКИ, ДОЛУ ПОКЛОНИТЬСЯ. Первоначально таким словом обозначали попросту всех верующих, глубоко кланяющихся при молитвах, касающихся пола рукой или даже головой, лбом. Да и сегодня мусульмане, становясь на колени, по-прежнему, как в первоначальном христианстве XII-XV веков, при поклонах дотрагиваются головой, лбом до земли. Такие же глубокие поклоны, но слегка в иной форме, до сих пор сохранились и в православной церкви. Но в XVI-XVII веках, вероятно, после религиозных расколов, в первую очередь в романовской России и в Западной Европе, - где пока еще был в ходу славянский язык, хотя его уже активно вытесняли ново-введенными языками вроде латыни, - прежде нейтральному слову ИДОЛОПОКЛОННИКИ придали отрицательный, осуждающий смысл. Романовы сменили в России стиль храмов, весь стиль церковной жизни, см. "Новая хронология Руси", гл.14:47. А в отколовшихся частях Великой Империи некоторые исходные православные религиозные обычаи тоже изменили, дабы отделиться от метрополии и в религиозном смысле. Например, сегодня западно-европейские католики обычно уже не совершают глубоких, земных поклонов. В западно-европейских храмах исчез обычай становиться на колени во время службы. Вместо этого сделаны длинные скамьи-сидения, перед которыми помещается доска-приступка, вроде ступеньки. В определенные моменты молитв ее нужно лишь слегка коснуться коленом, оставаясь по-прежнему в сидячем положении на скамье. Отделившись в религиозном смысле, западно-европейские пастыри постарались осудить и заменить некоторые прежние православные кафолические ритуалы. В том числе, изменили направление крестного знамения. А в мусульманстве, тоже отколовшемся от первоначального христианства, крестное знамение отменили вообще. Европейские и романовские реформаторы воспользовались тем, что русское слово ДОЛУ означало также "низменно", "низкий", и тенденциозно проинтерпретировали его в данном контексте как "низменно" в ОТРИЦАТЕЛЬНОМ, ПЛОХОМ смысле. В результате в XVII-XVIII веках слово ИДОЛОПОКЛОННИКИ в некоторых церковных кругах стало восприниматься осуждающе: мол, те, кто поклоняется плохим, неправильным богам. То же самое, вероятно, проделали и со словом ИДОЛ, то есть фактически ДОЛУ, которое сегодня расценивается в основном как указание на нечто примитивное, на какое-то "неправильное" божество. Так реформаторы заменяли белое на черное и наоборот.
.
Между прочим, индейцы называли своих ИДОЛОВ словом TEULES [64:3], с.113. Но ведь TEULES и ИДОЛ - практически одно то же слово, поскольку Т и Д могли переходить друг в друга. Причем слово teules обозначало у мешиков БОЖЕСТВА, то есть было весьма уважительным. Как мы уже отмечали ранее, слово ИДОЛ принадлежит тому же смысловому кусту, что и слово ДОЛУ, поклониться ДОЛУ, склониться в глубоком христианском поклоне.
.
Вернемся к Берналю Диасу. Оказывается, индейцы затем, через некоторое время, предложили Кортесу еще и другую женщину. Берналь Диас сообщает: "Во всяком случае, они сделали все, чтобы слиться с нами, а именно: они привели восемь своих девушек, все дочери КАСИКОВ, в богатых уборах и с множеством украшений, и передали их нам в жены. Одна из них, племянница толстого КАСИКА, богатая наследница, была предназначена самому Кортесу, который принял ее с радостью, но заявил, что прежде всего и девушки, и весь народ должны отказаться от идолов и стать христианами. Все их мерзости, сказал Кортес, должны быть немедленно прекращены; тогда только мы с ними породнимся" [64:3], с.73.
.
Индейцы возмутились и отказались расставаться со своей верой. Тогда, повинуясь приказу Кортеса, его солдаты взобрались на вершину храма, где стояли идолы, и свалили их вниз. Изваяния разбились. Индейцы попытались напасть на Кортеса, однако конкистадоры быстро "переубедили" их. Надо полагать, пушечными залпами. Индейцы "согласились".
.
"На следующий день была торжественная месса, при которой присутствовали все индейцы ВО ГЛАВЕ С КАСИКАМИ и восемью девушками, которые тут же были окрещены, а затем и распределены между нами. Племянница касика, ныне донья Каталина, была очень некрасива, но Кортес принял ее, не морщась; зато другая, донья Франциска, была очень хороша, и ее получил Алонсо Эрнандес Пуэрто Карреро" [64:3], с.74.
.
На этом подарки Кортесу не закончились. Когда конкистадорами был вновь поднят вопрос о прекращении жертвоприношений и смене веры, произошло следующее. "Кортес... спросил падре Ольмедо: не пора ли теперь потребовать от них (от индейцев - Авт.) уничтожения идолов и кровавых жертв... Но тот советовал не спешить, пока не найдется предлога, например, когда они приведут к нам своих дочерей.
.
Впрочем, уже на следующий день приведены были пять девушек, очень красивых, богато одетых, все дочери или племянницы САМЫХ ГЛАВНЫХ КАСИКОВ. Кортес опять поблагодарил, НО ПРОСИЛ ПОКА ЧТО ОСТАВИТЬ ИХ ЕЩЕ В ОТЧЕМ ДОМЕ. На изумленный вопрос касиков Кортес ответил длинной, красивой речью, где указал, что сперва всей Тлашкале приедся отказаться от идолов и восславить Истинного Бога Нашего Сеньора и Его Матерь Нашу Сеньору Санта Марию" [64:3], с.94.
.
Потрясенные "красивой речью" Кортеса индейцы покорно согласились. Вероятно, оглядываясь на испанские = османские пушки, молчаливо маячившие на заднем плане. Берналь Диас пишет: "Касики охотно согласились, и... были окрещены индейские наши невесты" [64:3], с.95. После крещения девушки были розданы военачальникам Кортеса. Отметим, что в данном случае он отказался от новой жены и ни одной девушки себе не взял.
.
Таким образом, складывается следующая картина. При завоевании Мексики конкистадору Кортесу индейцы предложили несколько девушек в жены. Нескольких он взял. Но потом, в следующий раз, отклонил лестное предложение и передал всех невест своим подчиненным. Как мы ниже увидим, аналогичные сведения уцелели и про атамана Ермака.
Поделиться7882014-05-19 08:40:42
На рис.8.59
Поделиться7892014-05-19 08:41:46
и рис.8.172 приведено старинное изображение Кортеса и доньи Марины. Они показаны рядом друг с другом во время похода на Мешико.
Поделиться7902014-05-19 08:43:25
На рис.8.173 мы видим первую встречу конкистадоров-казаков с царем Мотекухсомой. В центре стоит переводчица донья Марина. Эти рисунки взяты нами из "Флорентийского Кодекса" якобы XVI века.
.
26.2. РУССКИЕ ИСТОЧНИКИ О ТАТАРСКОЙ КРАСАВИЦЕ, ПРЕДЛОЖЕННОЙ ЕРМАКУ В ЖЕНЫ.
.
Романовская версия тоже упоминает о татарской девушке, предложенной завоевателю Ермаку покоренными им татарами. Правда, в отличие от испанской = османской версии эти упоминания более краткие и не столь яркие. Причем тема женского предательства здесь явно затушевана.
.
Фишер сообщает: "Ермак, шествуя далее, проходил чрез некоторыя места, где Татара стерегли его опять, но с уроном отбиты... В другом месте, Тюпенда называемом... имел жилище свое Князец Иелигай, из потомков Ишимскаго Хана Саргачика. Сей услышав, что Ермак тем, кои добровольно поддавались, не делал никакой обиды, склонился без прекословия платить требованную дань, и сверх того принес еще знатные дары. Да доброхотство его столь далеко простиралось, что ОН ПРИВЕЛ ДОЧЬ СВОЮ, КРАСАВИЦУ ПО ТАТАРСКОМУ ВКУСУ, ЧТОБЫ ОТДАТЬ ЕЕ ЗА ЕРМАКА, НО СЕЙ НЕ ПРИНЯЛ СЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, да и всем своим людям накрепко заказал, чтоб никто ея не касался" [876:3], с.155.
.
Итак, в кратком изложении Фишера, атаману Ермаку, как и конкистадору Кортесу, привели в подарок местную красавицу-принцессу, дабы снискать расположение могущественного завоевателя. Однако тот отказывается жениться на ней. Мы видим здесь один из уже знакомых нам сюжетов испанской = османской версии. Завоеватель ОТКАЗАЛСЯ от роскошного подарка. В то же время Берналь Диас сообщает, что перед этим Кортес = Ермак благосклонно уже взял себе в жены другую красавицу, а именно, Малинче-Марину. От которой у него был сын, занявший потом видное положение.
.
Для полноты картины посмотрим, что говорит обо всем этом сибирская Кунгурская Летопись. Мы цитируем: "И оттоль до сего дня словет Нижной городок княжца Елыгая, и тут есаул в малолюдстве; и слыша и видя, что Ермак покорных не убивает, принесли дары и есак, что и прежде требовал что доброе в честь, И ПРИВЕЛ ЕМУ ПРЕКРАСНУЮ ДОЧЬ СВОЮ В ЧЕСТЬ И В ДАР. ЕРМАК ЖЕ НЕ ПРИЯЛ и оберег и прочим запретил, еяже доступал Кучюм за сына своего взяти: та бо девка роду ханска Саргачика царя, прекрасна" [730:1], с.116.
Поделиться7912014-05-19 08:44:53
Этот сюжет изображен в Кунгурской Летописи, рис.8.174. Слева внизу мы видим Ермака, сидящего на троне. Ему подводят девушку-принцессу, одетую в длинные одежды.
.
Очень интересно, что мотив измены и предательства женщины - с точки зрения ее соплеменников - ВСЕ-ТАКИ ВСПЛЫВАЕТ НА СТРАНИЦАХ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ. Хотя довольно глухо. Вот что мы обнаружили.
.
С местом гибели Ермака русские источники связывали Царский Холм, расположенный недалеко от "Ермакового перекопа". Карамзин сообщает: "Там же (около Ермакового перекопа - Авт.), к Югу от реки, среди низкаго луга, возвышается холм, насыпанный, по общему преданию, руками ДЕВИЧЬИМИ ДЛЯ ЖИЛИЩА ЦАРСКАГО. Между сими памятниками какого-то забытаго века надлежало погибнуть новому завоевателю Сибири" [362], т.9, гл.6, столбец 240.
.
В примечании номер 722 к этому месту Карамзин добавляет: "Сей бугор, вышиною в 10 сажен, Русские называют Царевым Городищем, а Татары ДЕВИЧЬИМ, или Кысым-Тура. Есть и другое место сего имени, на восточном берегу Иртыша, в двух верстах от Искера... и где погребена КАКАЯ-ТО ХАНСКАЯ ДОЧЬ, УВЕЗЕННАЯ ЛЮБОВНИКОМ И ВМЕСТЕ С НИМ УБИТАЯ ЛЮДЬМИ ОТЦА ЕЯ".
.
Очень может быть, что в таком виде на страницах русских летописей преломилась история Малинче-Марины, мужем или любовником которой был не кто иной, как сам атаман Кортес-Ермак. И который "погиб" - был тяжело ранен - в городе Мешико = "Царском Городище". Не исключено, что индианка Малинче-Марина действительно была потом похоронена вместе с Кортесом-Ермаком в столице Мексики. Замечание летописца, что она была убита СВОИМИ ЖЕ СОПЛЕМЕННИКАМИ - "людьми ее отца" - может являться глухим отражением резко отрицательного отношения индейцев к индианке Малинче-Марине, предавшей, по их мнению, свою отчизну в обмен на положение жены или любовницы завоевателя Ермака-Кортеса. Берналь Диас ничего не сообщает о судьбе Марины-Малинче. Может быть, ее действительно потом убили возмущенные индейцы.
Поделиться7922014-05-19 08:48:51
27. ИСЧЕЗНУВШЕЕ ЗОЛОТО АМЕРИКАНСКИХ АЦТЕКОВ И ИСЧЕЗНУВШЕЕ ЗОЛОТО СИБИРСКИХ ОСТЯКОВ.
.
27.1. ЗОЛОТО КОРТЕСА.
.
О пропавшем золоте и драгоценностях ацтеков сложено много легенд. До сего дня некоторые энтузиасты пытаются разыскать утраченное "золото Кортеса". Снимаются красочные кинофильмы, где восторженно повествуется о несметных сокровищах ацтеков, обнаруженных Кортесом, но потом потерянных и, вероятно, где-то надежно спрятанных ацтеками в дни временного отступления конкистадоров из Мешико. Об этой истории повествуют как Берналь Диас, так и другие авторы.
.
Началось с того, что местный касик - казак? - Олинтетль "рассказал об огромное количестве золота, серебра и драгоценных камней - chalchiuis и других богатствах, которые были у Мотекусомы. Немало мы дивились этим рассказам" [64:3], с.80.
.
Когда Кортес вошел в Мешико и пленил Мотекухсому, он потребовал <<отдать ему все золото из сокровищницы Теночтитлана. "И привел их Мотекухсома, - повествует безымянный индейский автор, - в зал, называемый Теухкалько, где находились пышные головные уборы из перьев и множество других вещей из золота, перьев и драгоценных камней.
.
Тогда начали испанцы вытаскивать золото из перьев, круглых щитов и иных украшений... а золото переплавили в слитки"...
.
Пока во дворце Мотекухсомы шел этот дикий грабеж, другие конкистадоры случайно обнаружили... тайник с сокровищами предыдущих правителей ацтеков, замурованный в стену. ЗОЛОТА В НЕМ ОКАЗАЛОСЬ ТАК МНОГО, что любой оборванец из армии Кортеса мог теперь чувствовать себя богачом. ТРИ ДНЯ И ТРИ НОЧИ, по словам Берналя Диаса, перетаскивали испанцы в центральный зал дворца Ашайякатли награбленные ценности. Непрерывно горели жаровни и костры... Тончайшие украшения, амулеты, фигурки людей и богов... превращались в безликие слитки металла (рис.8.175 - Авт.)...
Из одного только Тескоко предводителю конкистадоров доставили целый сундук золота... Он потребовал от жителей города собрать еще один сундук с драгоценностями...
.
Золота, добытого в виде дани в подвластных ацтекам провинциях и хранившегося в царских сокровищницах, ОКАЗАЛОСЬ ТАК МНОГО, что только пятая часть этих богатств, отчисляемая в пользу испанского короля, составила свыше 324000 золотых песо. Три большие груды золотых слитков возвышались посреди дворца Ашайякатля, возбуждая беспокойство и разжигая алчность конкистадоров... Начались споры о немедленном разделе награбленных сокровищ>> [210:1], с.42-43.
.
И далее: "Также Кортес сообщал Карлу V, что в Мешико-Теночтитлане ВО ДВОРЦАХ СКРЫТЫ ОГРОМНЫЕ СОКРОВИЩА, и что Мотекусоме II подчинены все местные племена и народы" [64:3], с.348.
.
Берналь Диас добавляет следующие штрихи к "золотой теме": <<Мотекусома пригласил к себе Кортеса, наших капитанов и кое-кого из нас, солдат... и держал... речь: "Сеньор Малинче. Я давно уже должник вашего великого короля... Примите посему сие ЗОЛОТО В КАЧЕСТВЕ ДАНИ, а недостаточность его извините кратковременностью сбора... Через какой-нибудь час началась уже сдача великого клада. СОКРОВИЩ БЫЛО ТАК МНОГО, ЧТО НА ИХ ИЗВЛЕЧЕНИЕ И ПРОСМОТР ПОНАДОБИЛОСЬ ТРИ ДНЯ! ... Клад этот, нагроможденный в три большие кучи, представлял ценность в 600000 с лишком песо, причем серебро и иные драгоценности - не золото, НЕ ПРИНИМАЛИСЬ ВО ВНИМАНИЕ. НЕ ВКЛЮЧЕНО БЫЛО ТАКЖЕ И ТО ЗОЛОТО, КОТОРОЕ ОКАЗАЛОСЬ НЕ В ИЗДЕЛИЯХ, А В ВИДЕ ЗОЛОТЫХ САМОРОДКОВ, СЛИТКОВ И ПЕСКА. Впрочем, вся масса целиком была перелита в золотые широкие бруски, величиной в три пальца... Замечательные самоцветы, роскошно украшенные луки, множество вышивок из жемчуга и перьев>> [64:3], с.164-165.
.
Мы видим, что казаки Ермака, пораженные богатством золотых кладовых ацтеков, на первых порах вообще игнорировали "вульгарное золото" в виде самородков и слитков. Их более привлекало золото, обработанное в виде роскошных украшений. Хотя потом, поразмыслив, перелили в слитки все, что нашли. Надо думать, в том числе и "некрасивые" самородки.
.
Однако вскоре в Мешико вспыхнуло восстание ацтеков, см. выше. Ермаку-Кортесу пришлось временно покинуть столицу. Отступление конкистадоров-казаков происходило в обстановке яростных стычек.
.
"Кортес решил, наконец, вырваться из города... Пронесся слух, что Кортес снова раздает сокровища Мотекухсомы, и конкистадоры устремились в центральные покои дворца. На этот раз слух оказался верным. ЗОЛОТА БЫЛО ТАК МНОГО, ЧТО ЕГО ПРОСТО НЕ ПРЕДСТАВЛЯЛОСЬ ВОЗМОЖНЫМ УНЕСТИ. Поэтому Кортес, погрузив вьюки со своей и королевской долей сокровищ на уцелевших лошадей, милостиво разрешил подчиненным брать из оставшегося кто сколько захочет. И вот в колеблющемся свете факелов у сверкающей груды золотых слитков началась настоящая схватка... Обвешивались золотыми цепями и ожерельями, запихивали золотые слитки за пазуху, в сумки и сапоги" [210:1], с.59-60.
.
ОДНАКО ВЗЯТЬ С СОБОЙ УДАЛОСЬ ЛИШЬ МАЛУЮ ЧАСТЬ СОКРОВИЩ АЦТЕКОВ. Основная часть золотых груд была брошена. Некоторые хронисты считали, что Кортесу удалось сохранить хотя бы ту часть сокровищ, которая была нагружена на вьючных животных и вывезена из царского дворца. <<Правда, впоследствии он написал королю, что в роковую "Ночь печали" В ВОДАХ ОЗЕРА ТЕСКОКО ПОГИБЛИ ВСЕ СОКРОВИЩА МОТЕКУХСОМЫ, ВКЛЮЧАЯ И КОРОЛЕВСКУЮ "ПЯТИНУ">> [210:1], с.62.
.
Слухи вокруг золота ацтеков роились и множились. <<По самым оптимистичным подсчетам общий объем добычи, захваченной в городе, составлял не более 130 тыс. золотых кастельянос. Это была примерно пятая часть того, что испанцы нашли в 1519 г. в тайниках дворца Мотекухсомы и растеряли затем во время своего панического бегства в роковую "Ночь печали". По договору, именно эту сумму Кортес должен был отослать в Мадрид Карлу V (как мы понимаем, не в Мадрид, а в Москву, хану Ивану Грозному = Карлу V - Авт.)... Но когда испанский КОРАБЛЬ, НАГРУЖЕННЫЙ ЗОЛОТОМ, приблизился к европейским берегам, на него напали французы. И обладателем диковинных заморских сокровищ неожиданно стал вместо Карла V Франциск I (рис.8.176 - Авт.). Золото и драгоценные камни... так и не попали тогда в руки САМОГО МОГУЩЕСТВЕННОГО МОНАРХА Европы>> [210:1], с.87.
Картина вполне ясна. Все эти события разворачивались уже в эпоху начавшейся Реформации, когда Западная Европа начала попытки освободиться из-под власти Руси-Орды и Османии-Атамании. Как мы видим, один из "монгольских" имперских наместников, именуемый сегодня "французом" Франциском I, нарушил ханский устав, подданические обязательства, фактически вышел из подчинения метрополии и демонстративно присвоил себе сокровища, предназначенные для императора-хана Ивана Грозного = Навуходоносора = Карла V. Кстати, любопытна реакция царя-хана на этот демарш "французского короля". Берналь Диас сообщает, что Карл V, "конечно, очень опечалился потерей золота, но утешился тем, что французский король таким образом узнал о великих доходах из колоний" [64:3], с.265.
.
Вернемся к Кортесу-Ермаку. Конкистадоры в Мексике, победив, наконец, мешиков-ацтеков, бросились на ПОИСКИ ЗОЛОТА. Но его нигде не было. <<Среди солдат Кортеса росло недовольство. Разочарованные и озлобленные конкистадоры ломали голову, куда могли деться те ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ГРУДЫ ЗОЛОТА, которые они не унесли из столичных дворцов в 1519 году. И вдруг кто-то вспомнил об угрозе молодого ацтекского правителя, высказанной им испанским послам в разгар осады Теночтитлана.
Поделиться7932014-05-19 08:50:24
"Передайте Кортесу, - заявил тогда Куаутемок (рис.8.177 - Авт.), - первое, что мы сделаем, - это БРОСИМ ВСЕ НАШИ СОКРОВИЩА В ВОДЫ ОЗЕРА, ГДЕ ВЫ ИХ НИКОГДА НЕ НАЙДЕТЕ, потому что мы не хотим, чтобы вы после нашей смерти наслаждались нашими богатствами".
.
Над головой Куаутемока стали сгущаться тучи. Раздавались возмущенные голоса и в адрес самого Кортеса... Наконец, наступил момент, когда королевский казначей Альдерете открыто обвинил Кортеса в том, что тот вступил в сговор с Куаутемоком и присвоил себе все СПРЯТАННЫЕ СОКРОВИЩА АЦТЕКОВ. Одновременно кто-то подбил раздраженную солдатскую массу схватить Куаутемока и хотя бы с помощью пытки вырвать у него ТАЙНУ ПРОПАВШЕГО КЛАДА>> [210:1], с.87-88.
Поделиться7942014-05-19 08:51:30
На рис.8.178,
Поделиться7952014-05-19 08:52:49
рис.8.179
Поделиться7962014-05-19 08:56:08
и рис.8.180 приведены старинные изображения пыток, при помощи которых конкистадоры безуспешно старались вырвать у пленных мешиков тайну спрятанного ими золотого клада. На рис.8.178 и рис.8.179 показаны истязания царя Куаутемока. Кстати, на рис.8.180 слева вверху изображены сам Кортес и донья Марина, наблюдающие за пытками индейцев.
.
"Куаутемок еще раз подтвердил, что бо'льшую часть золота незадолго до конца осады ацтеки утопили в водах озера Тескоко, но все попытки лучших испанских ныряльщиков найти этот клад ни к чему не привели. Зато поиски другой группы испанцев, несколько дней копавшихся в обгоревших развалинах дворца Куаутемока и в саду, частично увенчались успехом. Из-под земли был извлечен на поверхность огромный диск с изображением солнца, отлитый из червонного золота.
.
ОСНОВНАЯ ЖЕ ЧАСТЬ АЦТЕКСКИХ СОКРОВИЩ БЕССЛЕДНО ИСЧЕЗЛА, И ТАЙНА ИХ НЕ РАСКРЫТА ДО СИХ ПОР" [210:1], с.88-89.
.
В хронике Берналя Диаса есть целый раздел, названный позднейшими комментаторами "Охотой за золотом". Летописец, в частности, говорит: "Давно уж Кортес слышал, что страны Гондурас и Игуэрас преизобилуют золотом и серебром. Иногда моряки, побывавшие там, рассказывали прямо чудеса: например, что индейцы тамошних мест при рыбной ловле употребляют грузила из чистого золота! ...
.
Многих мы забрали в плен, но сокровищ никаких не нашли" [64:3], с.277,281.
.
Посмотрим теперь, что рассказывают обо этом громадном золотом кладе американских ацтеков=остяков русские источники.
Поделиться7972014-05-19 14:34:47
27.2. ЗОЛОТО ЕРМАКА И ЛЕГЕНДАРНАЯ ЗОЛОТАЯ БАБА.
.
Ермак двинулся по Иртышу. Карамзин сообщает: "Далее начинались Юрты Остяков и Кондинских Вогуличей: там, на высоком берегу Иртыша, Князь их Демьян, имея крепость и в ней две тысячи воинов, отвергнул все предложения Ермаковы. Летописец рассказывает, что в сем городке был ЗОЛОТОЙ КУМИР, БУДТО БЫ ВЫВЕЗЕННЫЙ ИЗ ДРЕВНЕЙ РОССИИ, ВО ВРЕМЯ ЕЕ КРЕЩЕНИЯ; что Остяки держали его в чаше, пили из нее воду и тем укреплялись в мужестве; что Атаманы, стрельбой изгнав осажденных, вступили в город, НО НЕ МОГЛИ НАЙТИ В НЕМ ДРАГОЦЕННАГО ИДОЛА. Далее, плывя Иртышом, завоеватели увидели толпу кудесников, приносящих жертву славному кумиру Раче, с молением, да спасет их от страшных пришельцев. Идол безмолствовал. РОССИЯНЕ ШЛИ СО СВОИМ ГРОМОМ, и кудесники бежали в темноту лесов" [362], т.9, гл.6, столбец 232.
.
И далее: "Брязга, видя жестокое сопротивление К. Демьяна, спрашивал о причине того у своих Сибирских подводчиков; что один из них... объявил ему о ЗЛАТОМ ИДОЛЕ, коему народ в древней России молился будто бы под именем Христа (а сказывают-де, привезен от Владимерова крещения), что сей Чувашанин хотел УКРАСТЬ ЕГО У ЖИТЕЛЕЙ... НО НЕ СМОГ ВЫПОЛНИТЬ СВОЕГО НАМЕРЕНИЯ...
.
Там же сказано, что близ устья Иртыша, в Белогорской волости, находилось мольбище ВЕЛИКОЙ БОГИНИ, которая сидела нагая на стуле, вместе с сыном, принимая дары от жителей" (там же, примечания 695, 698, столбцы 158-159).
.
Скорее всего, еще одним вариантом этих сказаний является известный рассказ о Сибирской ЗОЛОТОЙ БАБЕ.
.
"Золотая баба - главный идол народа пермского и обдорского, иссеченный из камня в виде старухи с двумя младенцами; в честь ее устраивались богатые капища и приносились в жертву лучшие олени. Все капища Золотой бабы уничтожены в 1389 г. Стефаном, проповедником христианства" [988:00], "Золотая баба".
.
Сама Золотая Баба, как считается, загадочно исчезла и некоторые энтузиасты ищут ее в Сибири до сих пор. Золотую Бабу или Золотой Идол часто изображали на старинных картах Сибири, см., например, рис.8.181, рис.8.182,
Поделиться7982014-05-19 14:37:20
рис.8.183,
Поделиться7992014-05-19 14:38:27
рис.8.184,
Поделиться8002014-05-19 14:40:01
рис.8.185,
Поделиться8012014-05-19 14:42:19
рис.8.186,
Поделиться8022014-05-19 14:43:46
рис.8.187. Кстати, на рис.8.184 и рис.8.187 рядом с Золотой Бабой помещены надписи, где прямо написано: "Золотая Баба". Фактически же на рис.8.187 мы видим Богоматерь с младенцем Христом на руках. Так что слова летописцев, что "Золотой Идол" был привезен из древней Руси после ее крещения, вероятно, вполне справедливы. В основу этого местного культа в Сибири и Центральной Америке было положено поклонение Деве Марии и Андронику-Христу.
Поделиться8032014-05-19 14:45:44
Интересно, что рядом с Богоматерью изображен еще и второй мальчик, держащий Марию за руку. Она положила свою руку ему на плечо, см. рис.8.187. Все ясно. Так часто изображали Деву Марию на многочисленных иконах и картинах - с двумя младенцами: Иисусом и Иоанном Крестителем, рис.8.188. Как мы показали в книге "Царский Рим в Междуречье Оки и Волги", в "античности" этот христианский сюжет отразился в виде двух младенцев Ромула и Рема, воспитанных "волчицей". Там же мы привели много примеров живописных изображений Девы Марии, то есть "эт-русской волчицы", с двумя младенцами.
Поделиться8042014-05-19 14:57:25
На рис.8.189,
Поделиться8052014-05-19 14:59:06
рис.8.190,
Поделиться8062014-05-19 15:01:21
рис.8.191,
Поделиться8072014-05-19 15:02:55
рис.8.192,
Поделиться8082014-05-19 15:07:31
рис.8.193,
Поделиться8092014-05-19 15:13:42
рис.8.194,
Поделиться8102014-05-19 15:15:28
рис.8.195,