"История человеческой культ. 4-6 т. ВО МГЛЕ МИНУВШЕГО ПРИ СВЕТЕ ЗВЕЗД
Сообщений 451 страница 480 из 1001
Поделиться4552014-02-22 20:30:35
подумать, руководясь не только слепой верой в то, что нам говорят, но и логическими соображениями в соответствии с этнопсихологией.
.
И я опять повторяю: историк должен не только запоминать чужие рассказы, но и размышлять но поводу их содержания.
.
ГЛАВА VI.
ЗНАЧЕНИЕ ПИРАМИД, КАК ПРОМЕЖУТОЧНЫХ СТУПЕНЕЙ МЕЖДУ ДРЕВНИМИ И СО ВРЕМЕННЫМИ КОЛОКОЛЬНЯМИ.
.
Остановимся немного на одном первостепенно важном пункте для нашей теории преемственной непрерывности человеческой культуры и постараемся выяснить, что же такое представляют собою пирамиды?
Рис. 160.
Массивные произведения старинной культуры в долине Нила как бы с птичьего полета. Масштаб зданий для рельефности увеличен более чем в сто раз сравнительно с окружающей местностью.
.
Вот перед вами, читатель, интересная картинка из книги Карла Оппеля: «Чудеса древней страны пирамид — Египет с высоты птичьего полета». Не правда ли, какое сильное впечатление производит она на вас? Правда, что при более внимательном рассмотрении серьезный человек начинает приходить к заключению, что это карикатурно, так как достопримечательности страны изображены в необыкновенно бòлынем масштабе, чем сама карта, и вызывают, как и все остальные описания Египта, преувеличенное представление о грандиозности его древних построек. А когда начинаешь приравнивать масштабы, то сразу видишь, что на деле пирамиды пришлось бы изобразить тут лишь маленькими точками, а «колоссов» даже такими значками, которые пришлось бы рассматривать в сильное увеличительное стекло.
.
Но все же этот «вид Египта с высоты птичьего полета» характеризует не одну привычку историков преувеличивать значение его архитектуры, но и действительную особенность страны: непропорционально бòльшую величину и непропорционально бòльшее количество храмов и грандиозных: гробниц долины Нила, по сравнению с нею самою. Ничего подобного мы не находим в других странах не только древних и средневековых, но даже и в эпоху гуманизма.
.
В чем же естественная причина такой исключительной особенности? Неужели лишь и простом капризе жителей страны?
Поделиться4702014-02-22 20:46:06
Взгляните только на приложенную хронологическую схему (табл. LV). По обычной хронологии, еще за 3 200 лет до начала нашей эры основал здесь великую империю царь Мена (Менес) и к его эпохе относят постройки трех больших лестниц на небо у Гизеха: Хуфу, Хафрена и Менкауры. Очевидно, что к той же эпохе должны быть отнесены и малые. Повторять этот стиль после перерыва никто не стал бы. Затем тысячу лет будто бы ничего не строили, но вдруг при Аменеме III опять строят огромные сооружения: водоем для Нила и лабиринт около Фаюма.
.
Потом опять 800 лет бездействия, а после того третья судорога грандиозного строительства. При Рамзесе II устраивают канал, соединяющий Красное море со Средиземным (хотя расцвет египетского мореплавания и был лишь через 1 000 слишком лет после этого!). Затем опять будто бы тысячелетний глубокий сон страны под владычеством трех последовательных полудиких народов, а после него опять новая судорога грандиозного строительства: при Птолемее начинают воздвигать Дендерские и другие грандиозные храмы, начинается парусное мореплавание, увлечение науками, а после этого Египет вновь засыпает уже на 1 200 лет вплоть до нашего времени, когда последнюю его грандиозную постройку — Суэцкий канал — сделали не туземцы, а европейцы для своих собственных мореходных удобств.
.
Все эти попеременные пробуждения и засыпания так противоречат основным социально-эволюционным законам, по которым культурные центры развиваются и падают в зависимости от природы, а не от воли отдельных властелинов, что современная реалистическая историческая наука, в основе которой должны лежать гениальные выводы Бокля, не может считать приемлемой a priori такую историческую схему. Значит все грандиозные постройки Египта приходится передвинуть в одну и ту же эпоху, и, конечно, в самую позднюю из всех четырех воображаемых пробуждений Египта, в эпоху политического объединения с латииско-эллннскими странами, при котором наука и техника Египта достигла достаточного развития. Это подтвердится у нас и другими соображениями, не говоря уже о вышеприведенных, астрономических вычислений тех из памятников египетской древности, на которых обнаружены -гороскопы.
.
ГЛАВА VIII.
ПСЕВДО-ПЯТАЯ ДИНАСТИЯ ЧЕЛОВЕКОПОДОБНЫХ ДРЕВНЕ-ЕГИПЕТСКИХ ЦАРЕЙ.
Цари малых пирамид.
.
Я начинаю так называемое Древнеегипетское царство с пятой группы египетских царей, относя первые четыре группы к выше, описанному «псевдо-древнейшему».
.
Она во многом напоминает 3 группу, начинавшуюся с Неб-ки (библейского Евера), но выраженную подробнее со введением некоторых недолго царствовавших царей. Подобно тому как в предшествовавшем «псевдо-древнейшем» царстве те же самые боги-планеты, которые входили в первую божескую династию, повторились с незначительными вариациями, в именах и порядке во второй «божеской династии» (табл. XLVI и XLVII, стр. 785 и 788), так и здесь, те же самые египетско-ромейские цари III века нашей эры, которых мы видели уже отразившимися в 3-й и 4-й династиях, воспроизводятся снова (табл. LVI).
.
Эта династия отличается тем, будто ее «святейшествам» построены, говорят, меньшие пирамиды, что определяет и их меньшее значение в глазах последующих поколений. Понятно, что они не могли бы считаться мифическими, если б сохранились их гробницы, и потому мы должны бы были считать эту династию за продолжение предшествовавшей, т. е. отожествить их с восточными царями V и VI веков, от Феодосия I, вступившего на престол в 378 году после смерти Василия Великого и по крайней мере до Гераклия (в 641 г.). Мы могли бы сказать что после страшной метеоритной катастрофы в Красном море в 622 году нашей эры (о которой я говорил выше в изложении причин возникновения ислама) здесь произошла смена религии, и Египет теократически, а потому и административно отделился от Византии, сделавшись агарянским, хотя его агарянство и не было еще магометанством, и характеризовалось лишь хождением на поклонение в Мекку.
.
Однако при моей попытке, хоть на этот раз выйти из заколдованного круга семи «римских» царей IV века, опять ничего соответственного не вышло, так как большинства малых пирамид не оказалось в природе, и потому мне снова пришлось возвратиться в IV век, стараясь распределить остаточные малые
Поделиться4792014-02-26 17:05:07
времена, а вычесть 1 — при переходе от арифметической суммы положительных и отрицательных лет к счету лет «до Р. X.» — не догадался.
.
Мне кажется, что мнения о существовании общекометного периода в 540 лет придерживались и главные первоисточники наших сведении о кометах: Экстормиус, Роккеибах, Риччиоли, т. е. авторы XVII века, жившие накануне Галлея. Большинство комет они датируют от себя, голословно и без указания более старых, чем оно сами, документов в пользу их существования, и потому невольно является предположение, что они могли и сами отмечать известные им средневековые кометы не только в годы их действительного появления, но и за 540 лет назад (или даже за 1080 лет в два цикла), руководясь идеей, что все движения небесных светил имеют свой собственный период. Потом, сопоставляя свои вычисления с историческими событиями, традиционно относимыми историками к тому же времени, они могли приходить и к идее о взаимоотношении между появлениями комет и разными событиями на Земле.
.
Я не могу оставить здесь без внимания также и третьего возможного объяснения такого псевдо-540-летнего сдвига вспять целого ряда последовательных комет нашей эры.
.
Он возможен в в том случае, если сами исторические события, в связь с которыми приводятся все европейские кометы, были хронологически сдвинуты на 540 или 1080 лет назад.
.
Не вдаваясь пока в дальнейшее обсуждение этого последнего пункта, я разберу здесь только один связанный с ним вопрос. Какие из этого древнего ряда апокрифических комет согласуются в годах своего появления с записями в энциклопедиях «Ше-Ке» и «Лесного коня»?
.
Далеко не все. Вот их полный реестр.
.
1. Комета *466 (т. е. 466 года «до Р. X.»), проводимая Экстормиусом, может соответствовать записи о комете *467 года в сборнике Ма-Туан-Линь, но она там указана без всяких подробностей: «видели комету», и больше ничего. А у Экстормиуса мы соответственно читаем: «во 2 год 78 олимпиады на небе была видна комета 75 дней и из Солнца упал камень в реку Эгос». Что можно вывести из таких указаний, кроме того, что оба не имеют никакой научной ценности? Принимать их, как это делают теперь некоторые, за первое историческое упоминание о комете Галлея — очень трудно, особенно, когда дело идет о европейской записи Экстормиуса.
.
2. Европейская комета *430—*431 года могла бы соответствовать комете *433 года, о которой Ма-Туан-Линь тоже говорит лаконически: «видели комету». У Альстадиуса же о ней сказано: «в 6-й год пелопоннесской войны появлялась 60 дней комета», а Экстормиус говорит о ней же: «за 431 год до Р. X. блистала 60 дней комета, а перед нею было ужасное моровое поветрие, которое чуть не погубило Афинское государство».
.
И здесь мы видим настолько смутное указание, что совпадение восточных и западных рукописей можно считать или случайным или придти к выводу, что азиатские рукописи были не безызвестны европейским историкам средних веков и Эпохи Возрождения, окончательно редактировавшим европейские предания и летописи, или же, наоборот, азиаты заимствовали свои сведения у европейцев.
.
3. Европейская комета *146 г. могла бы соответствовать комете *147 г., о которой Ма-Туан-Линь (а по его словам и Ше-Ке) говорит, что она была «белая, 10 локтей (градусов) длины; около Ламбды Ориона и видна была в марте 15 дней». Это указание у китайцев уже имеет научную внешность, а в европейских источниках Экстормиус по Пейлеру говорит просто: «за 146 лет до Р. X. блистала на небе комета целых 32 сутки и вслед за ней Карфаген был разрушен Сципионом». Опять слишком смутное сообщение для того, чтобы считать его подтверждением достоверности азиатского «Лесного коня».
.
4. Европейская комета *136 года могла бы соответствовать комете *135 года, о которой Ма-Туан-Линь говорит: «в сентябре видели комету на востоке в продолжении 30 дней с хвостом поперек всего неба». А в европейских источниках выражаются: «за 136 лет до Р. X. в Пренесте светила комета и гремел при ясном небе гром». Но это описание «кометы в одном Пренесте» более походит на полет метеорита, чем на действительную комету.
.
5. Европейская комета *119 года могла бы соответствовать комете *119 и *120 гг., о которой Ма-Туан-Линь говорит: «в мае видели на северо-западе комету», а Ше-Ке: «видели весной *120 комету на востоке». Из европейских же кометографов Риччиоли, по Юстину, сообщает: «в начале царствования Митридата, 119 год «до Р. X.» светила комета 70 дней». Но и эти три со-