"История человеческой культ. 4-6 т. ВО МГЛЕ МИНУВШЕГО ПРИ СВЕТЕ ЗВЕЗД
Сообщений 511 страница 540 из 1001
Поделиться5192014-03-13 09:58:21
на 4°55' к востоку от истинного севера, чего нет у остальных пирамид. На основании греческих сказаний, со ссылками на легендарного всезнающего египетского священника Манефо, заключили, что она выстроена царем Уенефесом, т. е. по нашему сопоставлению Лицинием, что возможно с нашей точки зрения.
.
Из остальных памятников древности, относимых сюда, имеются три статуи сановника Сепа в Луврском музее, гробница сановника Амтена в Берлинском музее, гробница некоего Тот-Хотепа, остававшаяся на месте в Саккаре, и др. Но их можно одинаково отнести и ко времени четвертой и пятой псевдо-династий, от которых остались пирамиды. Только сделаны они худшими художниками. Все эти три династии, — повторяю, — чистый миф, и притом настолько бедно развитый, что не прибавляет ни одной существенной черты к своим первоисточникам.
.
Б.—Четвертая и пятая династии (№№ 21—33 Абидосского списка). Главнейшими документами для их изучения на месте являются пирамиды Гизехского поля, а также и Абузирского, южнее Гизеха, и гробницы «Мемфисского» кладбища.
.
В Булакском музее в Каире есть несколько стелл (т. е. плоских камней с надписями) и значительное количество статуй, относимых к ним. Не меньше их находится и в европейских музеях. Сравнивая их с немногими памятниками псевдо-предшествовавшего периода, образцом которого считается гробница Амтепа, находят, что ее фигуры сделаны более грубо, и в немногих надписях преобладает силлабическое письмо, однако это очень шаткое основание для исторических выводов. Посмотрите только на произведения наших собственных современников, и вы увидите такую же огромную разницу между талантом и бесталанной посредственностью, между настоящим художником и ремесленником, ищущим работы только за плату.
.
Что же касается до разницы в письме, то это указывает лишь на неустойчивое состояние орфографии и даже самой азбуки того времени, что и понятно. До начала книгопечатания не было еще общепринятых учебников, одинаковых для всех, каждая рукопись хранила свою индивидуальность, как мы и видим в египетских памятниках древности. Кроме того, не надо упускать из внимания и местных различий: искусство столиц всегда резко отличалось от искусства провинций.
.
Кроме того, не следует забывать, что памятники этих двух династий представляют исключительно похоронное искусство, т. е. совершенно специальный род, где всегда преобладала традиция, а не современность, как в светском искусстве. Разве и до сих пор в католических церквах не служат по-латыни, а в православных, русских,— по-славянски? И слог, и письменность тут так своеобразны, что какой-либо историк через две тысячи лет легко может удалить их на тысячелетия от современных им книг.
.
Не надо впадать в эту же ошибку и при изучении исторических памятников долины Нила.
.
В.—Шестая династия (№№ 34—39 Абидосского списка). «Здесь — говорят нам — впервые появляются в надписях и биографические подробности, встречается выражение: оправданный. Имя Озириса (Христа) встречается чаще».
.
Но не происходит ли это просто от того, что в Египте того времени смешанно жили и почитатели какого-то метеоритного камня (Петра по-гречески) и почитатели Озириса (имя которого слишком созвучно с Jasus-rez, чтобы не придавать этому значения)? Ведь и теперь там, несмотря на владычество магометан, смешанно живут и мусульмане, и евреи, и католики, и православные.
.
В древности же, когда не было еще установившейся государственной церкви, выбор своего бога-покровителя предоставлялся всякому, и то обстоятельство, что в одних египетских гробницах чаще обращаются к Анубису, а в других к Озирису никак не указывает на два периода религиозной эволюции, лишь на одновременное поклонение многим святым. И если памятники, содержащие обращения к Озирису, оказываются более художественными, то это указывает лишь на то, что культ Озириса был более свойствен интеллигентным слоям населения, а культ Анубиса с его собачьей головой — более невежественным, и живопись одного отличалась от живописи другого, как лубочная картина от современной ей художественной. Кроме того можно думать, что лучшие прозвища стали употребляться позднее, так что более позднему времени принадлежат не сами лица, а только надписи о них.
.
И здесь не видим мы никаких реальных противоречий нашим отожествлениям.