дрова вниз по Днепру. А вот генерал-майор Иван Болтин, разбирая Леклерко-
ву «Русскую историю», въедливо отметил неестественность описанной у Кон-
стантина переправы, если соотносить ее с днепровскими порогами. Он особо
настаивает на сравнительной легкости прохождения Днепра небольшими су-
дами, подчеркивая, что требовалось преодолеть только «один порог, называе-
мый Ненасытец, а через прочие, во всякое время, таковые суда проходить мо-
гут и по ныне». И.Болтин возражает тем, кто утверждал со слов Константина о
сложности прохождения днепровских порогов: «Полою водою, которая стоит
там не менее двух месяцев, проходят чрез пороги нарочитой величины суда с
грузом, без большой опасности (курсив мой. — В.М.)… К препровождению
судов чрез пороги не сила потребна, а искусный лоцман, который бы умел
управлять между каменьев судно, быстротою воды стремительно несомое.
Когда же по неосторожности или по неискусству управляющего, приразится
барка к камню или набежит на оный, тогда ни руки, ни рычаги не сильны бу-
дут спасти ее от разбития. Удивляюсь странному воображению их. Как можна
перетаскивать через каменья барки (Почему барки? Таким образом сработал
перевод слова «моноксил» как лодка-однодревка. — В.М.), посреди быстрого
течения воды в порогах? Какая человеческая сила может противостоять стрем-
лению изливающихся с крутой покатости ярых волн? Да и как могут в такой
быстроте стоять люди, коим ту барку рычагами на камни поднимать должно?
Дело нестаточное, чудное и неслыханное» [Болтин 1788: 65–67].
Но тогда вопрос, почему Константин описывает сплав по Данапру столь
сложным и трудным? Ответ только один, у Константина описана другая, явно
столь непригодная для судоходства река. Из значительных рек на территории,
прилегавшей к Византии, такое рекой являлся Евфрат, так и не ставший судо-
ходным даже в нижнем течении, несмотря на попытки англичан организовать
там судоходство.
Еще одна важная деталь, на которую обращает внимание Николай Бар-
сов: «Константин Порфирородный, оставивший подробное описание Дне-
провских порогов, говорит только о спуске судов по ним, но ничего не со-
общает о взводе судов вверх по течению» [Барсов 1885]. Естественно, что до
Киева/Самватаса невозможно было добраться по реке, двигаясь снизу, а на
Днепре движение судов и вверх, и вниз от порогов, хотя и с трудностями, но
существовало.
Вражеские набеги были возможны только по суше: неслучайно у Михаила
Скилицы нападение на Самосату показывает ромейских воинов на конях. С